Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а.





НазваниеАгенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а.
страница1/7
Дата публикации05.09.2014
Размер0.65 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Спорт > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7


АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ЛАРКИН А.М.


ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ- СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ




(методические указания)

г. Новосибирск

СГГА

2008

УДК 623.5:378

ББК 68.512.1:74.58

Л-25

Рецензенты:
Доцент сибирской государственной геодезической академии

Л.М. Стукало
Заслуженный тренер России, судья международной категории по пулевой стрельбе

А.М. Ситников
Ларкин, А.М.

Л-25 Особенности подготовки стрелков-спортсменов в условиях высшего учебного заведения [Текст]: метод. указания/ А.М. Ларкин. – Новосибирск: СГГА, 2008. – 37 с.

Методические указания составлены старшим преподавателем кафедры физической культуры и спорта, мастером спорта СССР, судьей всероссийской категории по пулевой стрельбе А.М. Ларкиным и рекомендованы к изданию методическим советом Института дистанционного зондирования и природопользования.

Данные методические указания предназначены для тренеров-преподавателей и инструкторов, занимающихся проведением тренировок и соревнований по пулевой стрельбе в неспециализированных высших учебных заведениях, а также стремящихся подготовить спортсменов высокой квалификации. Пособие может использоваться также спортсменами для планирования и роста своего спортивного мастерства, не нанося ущерба основной задаче – учебе в Вузе.

Печатается по решению редакционно-

издательского совета СГГА
УДК 623.5:378
© ГОУ ВПО «Сибирская государственная

геодезическая академия», 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ:




Введение ………………………………………………………………………..4


Глава I. Отбор спортсменов и распределение их по группам……………...6

Глава II. Планирование учебно-тренировочного процесса ………………...9

2.1. Примерная программа подготовки

стрелков 1-го года обучения из винтовки …………………………………..10

2.2. Примерная программа подготовки

стрелков 1-го года обучения из пистолета ………………………………….12

2.3. Примерная программа подготовки

стрелков 2-го года обучения из винтовки …………………………………..14

2.4. Примерная программа подготовки

стрелков 2-го года обучения из пистолета ………………………………….16

2.5. Примерная программа подготовки

стрелков в группе повышения спортивного мастерства

(ПСМ) из винтовки …………………………………………………………..18

2.6. Примерная программа подготовки

стрелков в группе повышения спортивного мастерства

(ПСМ) из пистолета …………………………………………………………..19

Глава III. Планирование тренировочно-соревновательного процесса…...21

3.1. Тренировочный микроцикл………………………………….21

3.2. Тренировочный макроцикл …………………………………22

3.3. Индивидуальные графики подготовки……………………...24

Глава IV. Физическая подготовка …………………………………………...24

4.1. Общая физическая подготовка………………………………25

4.2. Специальная физическая подготовка……………………….26

Глава V. Материально-техническое обеспечение …………………………27

5.1. Оборудование тира …………………………………………...27

5.2. Обеспечение оружием и боеприпасами……………………..29

Глава VI. Спортивные соревнования………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………32

Приложения…………………………………………………………………...33

Список использованных источников………………………………………..37

ВВЕДЕНИЕ


Пулевая стрельба является тем видом спорта, которому «все возрасты покорны». Если в легкой атлетике, гимнастике, плавании, фигурном катании, теннисе и других видах для достижения спортивных высот необходимо начинать занятия практически с младенческого возраста, а спортивная карьера заканчивается уже в 30-35 лет, то в пулевой стрельбе пик спортивной формы как раз приходится на 30 лет, когда появляется драгоценный опыт, а физические возможности далеко не исчерпаны. Нередки случаи, когда стрелки в возрасте 50, а то и 60 лет становились мастерами спорта, побеждали на многих престижных соревнованиях – Чемпионатах мира и Олимпийских играх. Как правило, спортсмены начинают заниматься стрельбой с 13-14 лет (иногда раньше – в зависимости от физического развития), но можно начать заниматься и позднее.

В СССР пулевая стрельба была одним из самых массовых видов спорта, уступая по количеству занимающихся (около 6 миллионов человек) только легкой атлетике. Спортивная пулевая стрельба способствует воспитанию важнейших физических и морально-волевых качеств. С первого взгляда стрельба мало напоминает спорт в общем понимании этого слова. Неподвижная изготовка, редкие, скупые движения. И снова неподвижность. Это совсем не похоже на захватывающую спортивную борьбу! И, тем не менее, стрельба – это спорт. По длительности нагрузок, их напряженности стрельба не имеет себе равных. Выполняя упражнение МВ-6 (стрельба из трех положений – лежа, стоя и с колена из малокалиберной винтовки – по 40 зачетных выстрелов из каждого, не считая пробных выстрелов и финальной серии) стрелок проводит на огневом рубеже около четырех с половиной часов и теряет в весе почти по килограмму в час! Вес малокалиберной мужской винтовки составляет 8 кг. За время упражнения стрелок выполняет около 300 подъемов и удержаний оружия, что является достаточно высокой физической нагрузкой, а длительное эмоциональное напряжение – нагрузкой психологической. Полное восстановление всех функциональных возможностей организма наступает лишь через 1-2 дня. С начала проведения современных Олимпийских игр пулевая стрельба неизменно входит в программу всех Олимпиад и стала одним из самых представительных видов: в каждом упражнении участвуют около 100 спортсменов. Это ли не показатель популярности стрельбы!

В 90-х годах прошлого века в связи с экономическим кризисом в нашей стране стали повсеместно закрываться спортивные тиры, так как пулевая стрельба является спортивно-техническим видом и требует серьезных материальных затрат. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что полноценно заниматься стрельбой можно только в крупных городах. В этих условиях большое значение для возрождения пулевой стрельбы в России могут сыграть высшие учебные заведения. Даже неподготовленный стрелок за 4-6 лет обучения в Вузе при правильной организации учебно-тренировочного процесса, необходимых данных и трудолюбии может стать мастером спорта.

В настоящее время нет проблем с приобретением оружия и боеприпасов высокого качества и соответствующей экипировки. В Вузах, где нет тиров, можно легко организовать подготовку стрелков из пневматического оружия. Хотя пневматическое оружие ведущих фирм стоит на порядок выше малокалиберного, но относительно низкая стоимость пуль уравнивает расходы.

В данной работе рассматривается система подготовки стрелков-спортсменов в Сибирской государственной геодезической академии. С 2000 по 2007 год в СГГА подготовлено 6 мастеров спорта, трое из которых становились победителями и призерами юношеских первенств России, а один в составе сборной России стал Чемпионом Европы 2007 г.

ГЛАВА I. ОТБОР СПОРТСМЕНОВ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ПО ГРУППАМ.

ОТБОР – выявление способных и талантливых спортсменов из среды претендентов – является важным разделом подготовки спортсменов. В СГГА формирование отделения пулевой стрельбы осуществляется по двум направлениям: приглашение на учебу перспективных спортсменов, уже прошедших первоначальную подготовку и имеющих спортивные разряды; и непосредственный отбор из числа первокурсников, желающих заниматься стрельбой. Стрелков-разрядников, как правило, появляется не более 2-3 человек в год. Так что основным методом комплектования стрелковых отделений является отбор. Точнее, в связи со спецификой учебного заведения, пополнение уже существующих групп вместо студентов закончивших обучение.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТБОРА – проведение в рамках молодежной спартакиады СГГА соревнований по стрельбе среди студентов 1 курса и технического лицея. На данных соревнованиях выполняются упражнения МВ-1, ВП-1 или ВП-2. Из числа участников отбираются студенты и учащиеся, показавшие не только лучшие результаты, но и лучшую кучность стрельбы. Таких претендентов, для более качественного отбора должно быть в 2-3 раза больше, чем нужно для комплектования групп. Отобранным кандидатам необходимо пройти углубленное медицинское обследование, желательно во врачебно-физкультурном диспансере. Противопоказаниями при наборе могут быть очень слабое физическое развитие, заболевание центральной и периферической нервной системы, деформация костей и суставов, ревматические и врожденные пороки сердца, бронхиальная астма, заболевания эндокринной системы, дефекты зрения (-5, -6 диоптрий и ниже). С прошедшими медицинский контроль проводится индивидуальная беседа для выявления мотиваций интереса для занятия стрельбой.
ВТОРОЙ ЭТАП ОТБОРА осуществляется в течение 1-1,5 месяцев.

Основные задачи этого этапа – углубленная проверка соответствия предварительно отобранных претендентов требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта, и зачисление их в группы подготовки. При отборе кандидатов на этом этапе основное место занимает выявление мотивации, интереса студентов к занятиям пулевой стрельбой. Предпочтение необходимо отдавать ученикам с активным желанием заниматься спортом, тем, кто не пропускает занятий, бережно относится к оружию, проявляет интерес не только непосредственно к стрельбе, но и постановке тренировочного процесса, теории стрельбы, устройству оружия.

Следующим критерием отбора является определение особенностей и состояния сенсорных систем. Это осуществляется при помощи тестов.

  1. Исследование статической координации. Поза Ромберга: спортсмен стоит ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне плеч, пальцы рук сомкнуты. По команде тренера он закрывает глаза, а тренер включает секундомер и определяет время, в течение которого испытуемый может стоять без заметных колебаний. В дальнейшем поза усложняется: сначала испытуемый ноги располагает на одной линии, прижимая носок сзади стоящей к пятке впереди стоящей ноги, затем ступню одной ноги ставит на колено другой.

  2. Исследование функционального состояния дыхательной системы. Проба Штанге: в спокойном состоянии испытуемый делает полный вдох и выдох, затем вдох (80-90% от максимального) и задерживает дыхание. Продолжительность задержки дыхания в большей степени зависит от волевых усилий. Она включает время чистой задержки и волевой компонент, начало которого определяется по первому сокращению диафрагмы, выражаемому в колебании брюшной стенки. У здоровых юношей и девушек время задержки дыхания составляет от 40 сек. и более.

Проба Генчи: испытуемый после полного выдоха и вдоха делает выдох и задерживает дыхание. Для большей достоверности пробы испытуемому рекомендуется опускать лицо в воду. Здоровые люди успешно задерживают дыхание на 30 и более сек.

  1. Исследование вестибулярной сенсорной системы. Тест Яроцкого: в положении стоя испытуемый закрывает глаза и по команде тренера начинает поворачивать голову справа налево и наоборот. Тренер включает секундомер и определяет время, в течение которого испытуемый может выполнять упражнение, не теряя равновесия. При этом испытуемого необходимо страховать от падения.

Далее на полу проводится прямая линия длиной 5 м. испытуемый становится в начале линии и, закрыв глаза, двигается вдоль нее. По достижении конца линии тренер подает команду «стоп» и измеряет отклонение от линии. Минимальное отклонение указывает на хорошую пространственную координацию.

  1. Исследование двигательной сенсорной системы. Для испытания нужно изготовить несложный прибор, представляющий из себя лист фанеры или ДВП с нарисованной дугой 1,5 м., разделенной на градусы. Лист закрепляется на стене так, чтобы центр дуги совпадал с плечевым суставом спортсмена. Испытуемый становится спиной к дуге так, чтобы правая (или левая) рука с зажатой в ней указкой (можно использовать пистолет) при ее поднятии или опускании двигалась по этой дуге. Тренер, завязав испытуемому глаза, устанавливает его руку в любое положение на дуге и предлагает запомнить его и отмечает положение руки мелом или карандашом. Затем рука опускается. По команде испытуемый несколько раз поднимает руку, стараясь установить ее в исходное положение. После 4-6 попыток определяется среднее отклонение от исходного положения.

  2. Исследование функционального состояния нервной системы. Испытуемый становится в позу Ромберга (см. п. 1) и поднимает руки вперед до уровня плеч, растопырив пальцы и закрыв глаза. Большой тремор пальцев и век считается неблагоприятным условием для занятий стрелковым спортом.

Чтобы определить сухожильный рефлекс, испытуемый садится на стул, положив ногу на ногу. При ударе по сухожилию четырехглавого разгибателя голени в нормальном состоянии должно быть резкое сокращение этой мышцы, приводящее к непроизвольному движению голени вверх. Заметное вздрагивание туловища и головы свидетельствует о повышенной возбудимости.

  1. Исследование остроты зрения. Такое исследование осуществляется с помощью таблиц Сивцева по общепринятой методике. Для дальнейшего контроля отбираются учащиеся, имеющие остроту зрения больше, или меньше 1 ед. Следует отметить, что близорукость стрелка меньше влияет на результат, чем дальнозоркость. При использовании корректирующих линз или очков, даже стрелки имеющие остроту зрения –5, -6 диоптрий успешно занимаются стрельбой и показывают высокие результаты.

  2. Определение уровня устойчивости внимания. Испытуемым объясняется цель задания, и раздаются карандаши, скрепки и таблицы корректурного теста Бурдона для пробных и основных опытов. Вначале проводится пробный опыт, затем, после уточнения возникших вопросов, - основной. Испытуемые, внимательно рассматривая тест по горизонтали слева направо, вычеркивают вертикальной чертой буквы А, М, К, З. Пробный опыт продолжается 1 мин., основной – 4. По истечении этого времени подается команда «Стоп». Количество пропущенных и неверных букв определяется с помощью трафарета. Затем подсчитывается результат опыта по формуле:


У= (К – 2П – Н) х 100 ,

К
Где У – показатель устойчивости внимания;

К – количество заданных для вычеркивания букв, содержащихся в просмотренном тексте;

П – количество пропущенных букв;

Н – количество неверно зачеркнутых букв.
При условии прохождения тестов и сдаче зачетов по теоретической подготовке, которую нужно проводить в течение сдачи тестов, а также при отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям пулевой стрельбой студенты зачисляются в учебно-тренировочную группу 1-го года обучения.

Студенты не прошедшие отбор по желанию могут заниматься в специализированной группе по физической культуре с присутствием в программе занятий пулевой стрельбой.
ТРЕТИЙ ЭТАП ОТБОРА – этап спортивной ориентации и формирования учебно-тренировочных групп. Этот этап длится до конца 1-го семестра, т.е. до 1 января.

Основная задача тренера на этом этапе систематическое изучение каждого учащегося с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. Спортивная специализация – это система организационно-методических мероприятий комплексного характера. На их основе определяется специализация в стрелковом спорте.

На этом этапе студенты должны выбрать специализацию по видам оружия, углубить изучение теоретических основ стрелкового спорта, овладеть техникой и тактикой стрельбы на основе разностороннего физического развития, повысить общую психологическую подготовленность.

В конце семестра проводятся классификационные соревнования, в результате которых стрелкам, выполнившим нормативы массовых разрядов ЕВСК, присваиваются эти разряды. На основании результатов тренировочной и соревновательной работы все вновь поступившие стрелки распределяются по отделениям и группам:

  • Группа 1-го года обучения – 12-15 чел.;

  • Группа 2-го года обучения – 10-12 чел.;

  • Группа повышения спортивного мастерства – 8-10 чел.;

  • Группа спортивного совершенствования – 4-5 чел.

В СГГА существует два стрелковых отделения – пистолетное и винтовочное в каждом из которых по 4 группы, а также специализированная группа общей физической подготовки со стрелковым уклоном, в которой занимаются 15-20 человек. Эта группа разбита по времени занятий на две подгруппы.

В группу 1-го года обучения зачисляются студенты, не имеющие спортивных разрядов; в группу 2-го года обучения – имеющие юношеский и третий спортивный разряд. В группу повышения спортивного мастерства зачисляются стрелки, имеющие 2-й спортивный разряд, а в группу спортивного совершенствования – 1 разряд, КМС и МС. В течение учебного года состав групп может изменяться, в связи с тем, что спортсмены повышают свою квалификацию.

Занятия в группах 1-го, 2-го годов обучения и специализированной группы проводятся по 2 раза в неделю. Группы повышения спортивного мастерства – 3 раза по 2 часа, а группы спортивного совершенствования 5-6 раз в неделю по 2 часа. В предсоревновательный период желательно заниматься два раза в день.

ГЛАВА II. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Обучение занимающихся проводится в соответствии с программным материалом, на основании которого составляется расписание занятий, предусматривающее проведение как теоретических, так и практических занятий. В него включаются уроки по общефизической и специальной физической подготовке. Занятия по материальной части оружия должны обеспечиваться образцами в таком количестве, чтобы обучаемые могли практически изучать оружие (разбирать, собирать, производить осмотр, чистку и т.п.)

С первого занятия необходимо приучать обучаемых к соблюдению мер безопасности при обращении с оружием (см. приложение №1), правил сбережения, осмотра оружия и подготовки его к стрельбе, научить правильно чистить оружие.

Учебная группа (1 и 2 года обучения) на практических занятиях, как правило, делится на две подгруппы. Одна, под руководством тренера занимается в тире, другая – под руководством помощника, наиболее подготовленного из числа обучаемых, занимается в другом помещении на учебном оружии и тренажерах.

Изучение теоретических вопросов проводится как в виде отдельных уроков, так и постоянно в процессе практических занятий. Теоретические знания по баллистике, правилам соревнований, спортсмены высших разрядов должны закреплять самостоятельно, используя для этого учебную и специальную методическую литературу.

Практику проведения занятий с новичками, организации соревнований обучаемые должны получать в качестве помощника тренера на практических занятиях и на контрольных стрельбах.

При подготовке спортсменов в группах повышения спортивного мастерства и спортивного совершенствования необходимо индивидуальное планирование учебно-тренировочного процесса на длительный период. В условиях Вуза целесообразно составлять план подготовки на учебный год (макроцикл), а на основе этого плана – оперативные планы на межсоревновательный период, который разбит на недельные циклы и микроциклы.

В СГГА учебный год состоит из 35 недель. Исходя из этого тренировочный процесс планируется: для занятий по 2 раза в неделю в объеме 140 час.; при трех раз в неделю – 210 час.; при пятидневке – 350 час.; при двухразовых тренировках от 500 до 700 час., в зависимости от задач и квалификации спортсмена.


2.1. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ИЗ ВИНТОВКИ
Основные задачи
Изучение теоретических основ пулевой стрельбы.

Изучение правил и мер безопасности при обращении с оружием.

Освоение основ техники стрельбы из винтовки из положения лежа или из пневматической винтовки из положения сидя с опорой о стол.

Выполнение норматива 3-го разряда ЕВСК в упражнении. МВ-2 или ВП-1
Расчет учебного времени

Всего учебных часов - 140

Из них:

Теоретическая подготовка - 18

ОФП и СФП - 44

Спортивно-техническая подготовка - 76

Соревнования - 2

Расчет боеприпасов

Всего малокалиберных патронов/пулек - 726/1402

В том числе:

На тренировочные стрельбы - 700/1350

На соревнования - 26/52
Тематический план




Наименование и содержание темы

Количество часов

Количество боеприпасов (шт.)

1

2

3

4


1
2


Теоретическая подготовка
Физическая культура и стрелковый спорт в Российской федерации

Правила и меры безопасности при обращении с оружием в тире и на стрельбище

Зачет по правилам и мерам безопасности


2

2

-

-

3

4

5


6
7



Материальная часть оружия

Малокалиберная винтовка. Современные модели. Назначение, весовые и линейные характеристики. Устройство, назначение основных частей и механизмов, их взаимодействие. Уход, сбережение, чистка. Пневматическая винтовка. Современные модели. Назначение, весовые и линейные характеристики. Устройство, назначение основных частей и механизмов, их взаимодействие.

Основы теории пулевой стрельбы

Понятие о взрывчатых веществах, порохах. Явление выстрела. Принцип устройства огнестрельного оружия. Устройство патрона. Малокалиберное и пневматическое оружие. Движение пули по каналу ствола. Пробивное действие пули. Образование траектории. Принцип устройства прицела, внесение поправок. Понятие о кучности и средней точке попадания.

Техника стрельбы из винтовки из положения лежа (для обучения из пневматической винтовки – сидя, с опорой о стол)

Подготовка оружия к стрельбе. Изготовка в стрельбе из положения лежа (сидя, с опорой о стол). Положение туловища, ног, рук, головы. Наведение оружия на цель с помощью прицельных приспособлений. Проверка правильности изготовки для стрельбы. Правила дыхания при стрельбе из винтовки. Приемы нажима на спусковой крючок. Требования однообразия изготовки, прицеливания, нажима на спусковой крючок.

Основы методики спортивной подготовки

Виды полготовки. Задачи и содержание тренировки по овладению техникой стрельбы. Общефизическая и специальная физическая подготовка, ее задачи и содержание. Основы общей гигиены и гигиены физических упражнений и спорта.

Правила соревнований

Обязанности и права участников соревнований. Порядок выполнения упражнений. Команды, подаваемые на огневом рубеже. Порядок определения достоинства пробоины, результата и занятого места. Нарушение правил соревнований.
Спортивно-техническая подготовка

2

4


4
2
2

-

-


-
-
-

8

9

10

11
12
13
14

15

16

Тренировка без патрона

Разучивание и освоение позы изготовки в стрельбе лежа с упора и с применением ремня (для пневматической винтовки – сидя с опорой о стол). Тренировка в прицеливании и нажиме на спусковой крючок. Постановка дыхания. Освоение однообразия изготовки с оружием.

Тренировка в стрельбе по белому листу

Тренировка в стрельбе по мишени на кучность

Тренировка в стрельбе по мишени на кучность и введение поправок в прицел

Тренировка в стрельбе на результат

Закрепление техники стрельбы.

Контрольные стрельбы, тренировка в регламенте выполнения упражнения

Классификационные соревнования МВ-2 (ВП-1)

Общефизическая подготовка

Специальная физическая подготовка



22

4

8
8
30
4

2

26

18



-

50/50

104/208
104/208
390/780
52/104

26/52

-

-



2.2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ИЗ ПИСТОЛЕТА

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconРабочая программа дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Государственная...
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconГоу впо «сгга» Кафедра астрономии и гравиметрии утверждаю
...
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Государственная...
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Государственная...
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Государственная...
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconКонспект лекций по учебной дисциплине правовые основы природопользования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная...
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconРеферат Анализ применения современных автоматических систем геодезического...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Государственная...
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconГосударственное бюбжетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная...
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение о клинической интернатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования...
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconМинистерство здравоохранения российской федерации государственное...
«дагестанская государственная медицинская академия» министерства здравоохранения российской федерации
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconСибирская государственная геодезическая академия контрольные задания по дисциплине немецкий язык
Министерством образования Российской Федерации, дисциплина «Иностранный язык» относится к обязательному минимуму содержания и уровню...
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Агенство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирская государственная геодезическая академия ларкин а. iconПояснительная записка
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «омская государственная медицинская академия»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск