Скачать 0.65 Mb.
|
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ЛАРКИН А.М. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ- СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ(методические указания) г. Новосибирск СГГА 2008 УДК 623.5:378 ББК 68.512.1:74.58 Л-25 Рецензенты: Доцент сибирской государственной геодезической академии Л.М. Стукало Заслуженный тренер России, судья международной категории по пулевой стрельбе А.М. Ситников Ларкин, А.М. Л-25 Особенности подготовки стрелков-спортсменов в условиях высшего учебного заведения [Текст]: метод. указания/ А.М. Ларкин. – Новосибирск: СГГА, 2008. – 37 с. Методические указания составлены старшим преподавателем кафедры физической культуры и спорта, мастером спорта СССР, судьей всероссийской категории по пулевой стрельбе А.М. Ларкиным и рекомендованы к изданию методическим советом Института дистанционного зондирования и природопользования. Данные методические указания предназначены для тренеров-преподавателей и инструкторов, занимающихся проведением тренировок и соревнований по пулевой стрельбе в неспециализированных высших учебных заведениях, а также стремящихся подготовить спортсменов высокой квалификации. Пособие может использоваться также спортсменами для планирования и роста своего спортивного мастерства, не нанося ущерба основной задаче – учебе в Вузе. Печатается по решению редакционно- издательского совета СГГА УДК 623.5:378 © ГОУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия», 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ:Введение ………………………………………………………………………..4Глава I. Отбор спортсменов и распределение их по группам……………...6 Глава II. Планирование учебно-тренировочного процесса ………………...9 2.1. Примерная программа подготовки стрелков 1-го года обучения из винтовки …………………………………..10 2.2. Примерная программа подготовки стрелков 1-го года обучения из пистолета ………………………………….12 2.3. Примерная программа подготовки стрелков 2-го года обучения из винтовки …………………………………..14 2.4. Примерная программа подготовки стрелков 2-го года обучения из пистолета ………………………………….16 2.5. Примерная программа подготовки стрелков в группе повышения спортивного мастерства (ПСМ) из винтовки …………………………………………………………..18 2.6. Примерная программа подготовки стрелков в группе повышения спортивного мастерства (ПСМ) из пистолета …………………………………………………………..19 Глава III. Планирование тренировочно-соревновательного процесса…...21 3.1. Тренировочный микроцикл………………………………….21 3.2. Тренировочный макроцикл …………………………………22 3.3. Индивидуальные графики подготовки……………………...24 Глава IV. Физическая подготовка …………………………………………...24 4.1. Общая физическая подготовка………………………………25 4.2. Специальная физическая подготовка……………………….26 Глава V. Материально-техническое обеспечение …………………………27 5.1. Оборудование тира …………………………………………...27 5.2. Обеспечение оружием и боеприпасами……………………..29 Глава VI. Спортивные соревнования………………………………………..30 Заключение……………………………………………………………………32 Приложения…………………………………………………………………...33 Список использованных источников………………………………………..37 ВВЕДЕНИЕПулевая стрельба является тем видом спорта, которому «все возрасты покорны». Если в легкой атлетике, гимнастике, плавании, фигурном катании, теннисе и других видах для достижения спортивных высот необходимо начинать занятия практически с младенческого возраста, а спортивная карьера заканчивается уже в 30-35 лет, то в пулевой стрельбе пик спортивной формы как раз приходится на 30 лет, когда появляется драгоценный опыт, а физические возможности далеко не исчерпаны. Нередки случаи, когда стрелки в возрасте 50, а то и 60 лет становились мастерами спорта, побеждали на многих престижных соревнованиях – Чемпионатах мира и Олимпийских играх. Как правило, спортсмены начинают заниматься стрельбой с 13-14 лет (иногда раньше – в зависимости от физического развития), но можно начать заниматься и позднее. В СССР пулевая стрельба была одним из самых массовых видов спорта, уступая по количеству занимающихся (около 6 миллионов человек) только легкой атлетике. Спортивная пулевая стрельба способствует воспитанию важнейших физических и морально-волевых качеств. С первого взгляда стрельба мало напоминает спорт в общем понимании этого слова. Неподвижная изготовка, редкие, скупые движения. И снова неподвижность. Это совсем не похоже на захватывающую спортивную борьбу! И, тем не менее, стрельба – это спорт. По длительности нагрузок, их напряженности стрельба не имеет себе равных. Выполняя упражнение МВ-6 (стрельба из трех положений – лежа, стоя и с колена из малокалиберной винтовки – по 40 зачетных выстрелов из каждого, не считая пробных выстрелов и финальной серии) стрелок проводит на огневом рубеже около четырех с половиной часов и теряет в весе почти по килограмму в час! Вес малокалиберной мужской винтовки составляет 8 кг. За время упражнения стрелок выполняет около 300 подъемов и удержаний оружия, что является достаточно высокой физической нагрузкой, а длительное эмоциональное напряжение – нагрузкой психологической. Полное восстановление всех функциональных возможностей организма наступает лишь через 1-2 дня. С начала проведения современных Олимпийских игр пулевая стрельба неизменно входит в программу всех Олимпиад и стала одним из самых представительных видов: в каждом упражнении участвуют около 100 спортсменов. Это ли не показатель популярности стрельбы! В 90-х годах прошлого века в связи с экономическим кризисом в нашей стране стали повсеместно закрываться спортивные тиры, так как пулевая стрельба является спортивно-техническим видом и требует серьезных материальных затрат. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что полноценно заниматься стрельбой можно только в крупных городах. В этих условиях большое значение для возрождения пулевой стрельбы в России могут сыграть высшие учебные заведения. Даже неподготовленный стрелок за 4-6 лет обучения в Вузе при правильной организации учебно-тренировочного процесса, необходимых данных и трудолюбии может стать мастером спорта. В настоящее время нет проблем с приобретением оружия и боеприпасов высокого качества и соответствующей экипировки. В Вузах, где нет тиров, можно легко организовать подготовку стрелков из пневматического оружия. Хотя пневматическое оружие ведущих фирм стоит на порядок выше малокалиберного, но относительно низкая стоимость пуль уравнивает расходы. В данной работе рассматривается система подготовки стрелков-спортсменов в Сибирской государственной геодезической академии. С 2000 по 2007 год в СГГА подготовлено 6 мастеров спорта, трое из которых становились победителями и призерами юношеских первенств России, а один в составе сборной России стал Чемпионом Европы 2007 г. ГЛАВА I. ОТБОР СПОРТСМЕНОВ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ПО ГРУППАМ. ОТБОР – выявление способных и талантливых спортсменов из среды претендентов – является важным разделом подготовки спортсменов. В СГГА формирование отделения пулевой стрельбы осуществляется по двум направлениям: приглашение на учебу перспективных спортсменов, уже прошедших первоначальную подготовку и имеющих спортивные разряды; и непосредственный отбор из числа первокурсников, желающих заниматься стрельбой. Стрелков-разрядников, как правило, появляется не более 2-3 человек в год. Так что основным методом комплектования стрелковых отделений является отбор. Точнее, в связи со спецификой учебного заведения, пополнение уже существующих групп вместо студентов закончивших обучение. ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТБОРА – проведение в рамках молодежной спартакиады СГГА соревнований по стрельбе среди студентов 1 курса и технического лицея. На данных соревнованиях выполняются упражнения МВ-1, ВП-1 или ВП-2. Из числа участников отбираются студенты и учащиеся, показавшие не только лучшие результаты, но и лучшую кучность стрельбы. Таких претендентов, для более качественного отбора должно быть в 2-3 раза больше, чем нужно для комплектования групп. Отобранным кандидатам необходимо пройти углубленное медицинское обследование, желательно во врачебно-физкультурном диспансере. Противопоказаниями при наборе могут быть очень слабое физическое развитие, заболевание центральной и периферической нервной системы, деформация костей и суставов, ревматические и врожденные пороки сердца, бронхиальная астма, заболевания эндокринной системы, дефекты зрения (-5, -6 диоптрий и ниже). С прошедшими медицинский контроль проводится индивидуальная беседа для выявления мотиваций интереса для занятия стрельбой. ВТОРОЙ ЭТАП ОТБОРА осуществляется в течение 1-1,5 месяцев. Основные задачи этого этапа – углубленная проверка соответствия предварительно отобранных претендентов требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта, и зачисление их в группы подготовки. При отборе кандидатов на этом этапе основное место занимает выявление мотивации, интереса студентов к занятиям пулевой стрельбой. Предпочтение необходимо отдавать ученикам с активным желанием заниматься спортом, тем, кто не пропускает занятий, бережно относится к оружию, проявляет интерес не только непосредственно к стрельбе, но и постановке тренировочного процесса, теории стрельбы, устройству оружия. Следующим критерием отбора является определение особенностей и состояния сенсорных систем. Это осуществляется при помощи тестов.
Проба Генчи: испытуемый после полного выдоха и вдоха делает выдох и задерживает дыхание. Для большей достоверности пробы испытуемому рекомендуется опускать лицо в воду. Здоровые люди успешно задерживают дыхание на 30 и более сек.
Далее на полу проводится прямая линия длиной 5 м. испытуемый становится в начале линии и, закрыв глаза, двигается вдоль нее. По достижении конца линии тренер подает команду «стоп» и измеряет отклонение от линии. Минимальное отклонение указывает на хорошую пространственную координацию.
Чтобы определить сухожильный рефлекс, испытуемый садится на стул, положив ногу на ногу. При ударе по сухожилию четырехглавого разгибателя голени в нормальном состоянии должно быть резкое сокращение этой мышцы, приводящее к непроизвольному движению голени вверх. Заметное вздрагивание туловища и головы свидетельствует о повышенной возбудимости.
У= (К – 2П – Н) х 100 , К Где У – показатель устойчивости внимания; К – количество заданных для вычеркивания букв, содержащихся в просмотренном тексте; П – количество пропущенных букв; Н – количество неверно зачеркнутых букв. При условии прохождения тестов и сдаче зачетов по теоретической подготовке, которую нужно проводить в течение сдачи тестов, а также при отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям пулевой стрельбой студенты зачисляются в учебно-тренировочную группу 1-го года обучения. Студенты не прошедшие отбор по желанию могут заниматься в специализированной группе по физической культуре с присутствием в программе занятий пулевой стрельбой. ТРЕТИЙ ЭТАП ОТБОРА – этап спортивной ориентации и формирования учебно-тренировочных групп. Этот этап длится до конца 1-го семестра, т.е. до 1 января. Основная задача тренера на этом этапе систематическое изучение каждого учащегося с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. Спортивная специализация – это система организационно-методических мероприятий комплексного характера. На их основе определяется специализация в стрелковом спорте. На этом этапе студенты должны выбрать специализацию по видам оружия, углубить изучение теоретических основ стрелкового спорта, овладеть техникой и тактикой стрельбы на основе разностороннего физического развития, повысить общую психологическую подготовленность. В конце семестра проводятся классификационные соревнования, в результате которых стрелкам, выполнившим нормативы массовых разрядов ЕВСК, присваиваются эти разряды. На основании результатов тренировочной и соревновательной работы все вновь поступившие стрелки распределяются по отделениям и группам:
В СГГА существует два стрелковых отделения – пистолетное и винтовочное в каждом из которых по 4 группы, а также специализированная группа общей физической подготовки со стрелковым уклоном, в которой занимаются 15-20 человек. Эта группа разбита по времени занятий на две подгруппы. В группу 1-го года обучения зачисляются студенты, не имеющие спортивных разрядов; в группу 2-го года обучения – имеющие юношеский и третий спортивный разряд. В группу повышения спортивного мастерства зачисляются стрелки, имеющие 2-й спортивный разряд, а в группу спортивного совершенствования – 1 разряд, КМС и МС. В течение учебного года состав групп может изменяться, в связи с тем, что спортсмены повышают свою квалификацию. Занятия в группах 1-го, 2-го годов обучения и специализированной группы проводятся по 2 раза в неделю. Группы повышения спортивного мастерства – 3 раза по 2 часа, а группы спортивного совершенствования 5-6 раз в неделю по 2 часа. В предсоревновательный период желательно заниматься два раза в день. ГЛАВА II. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Обучение занимающихся проводится в соответствии с программным материалом, на основании которого составляется расписание занятий, предусматривающее проведение как теоретических, так и практических занятий. В него включаются уроки по общефизической и специальной физической подготовке. Занятия по материальной части оружия должны обеспечиваться образцами в таком количестве, чтобы обучаемые могли практически изучать оружие (разбирать, собирать, производить осмотр, чистку и т.п.) С первого занятия необходимо приучать обучаемых к соблюдению мер безопасности при обращении с оружием (см. приложение №1), правил сбережения, осмотра оружия и подготовки его к стрельбе, научить правильно чистить оружие. Учебная группа (1 и 2 года обучения) на практических занятиях, как правило, делится на две подгруппы. Одна, под руководством тренера занимается в тире, другая – под руководством помощника, наиболее подготовленного из числа обучаемых, занимается в другом помещении на учебном оружии и тренажерах. Изучение теоретических вопросов проводится как в виде отдельных уроков, так и постоянно в процессе практических занятий. Теоретические знания по баллистике, правилам соревнований, спортсмены высших разрядов должны закреплять самостоятельно, используя для этого учебную и специальную методическую литературу. Практику проведения занятий с новичками, организации соревнований обучаемые должны получать в качестве помощника тренера на практических занятиях и на контрольных стрельбах. При подготовке спортсменов в группах повышения спортивного мастерства и спортивного совершенствования необходимо индивидуальное планирование учебно-тренировочного процесса на длительный период. В условиях Вуза целесообразно составлять план подготовки на учебный год (макроцикл), а на основе этого плана – оперативные планы на межсоревновательный период, который разбит на недельные циклы и микроциклы. В СГГА учебный год состоит из 35 недель. Исходя из этого тренировочный процесс планируется: для занятий по 2 раза в неделю в объеме 140 час.; при трех раз в неделю – 210 час.; при пятидневке – 350 час.; при двухразовых тренировках от 500 до 700 час., в зависимости от задач и квалификации спортсмена. 2.1. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ИЗ ВИНТОВКИ Основные задачи Изучение теоретических основ пулевой стрельбы. Изучение правил и мер безопасности при обращении с оружием. Освоение основ техники стрельбы из винтовки из положения лежа или из пневматической винтовки из положения сидя с опорой о стол. Выполнение норматива 3-го разряда ЕВСК в упражнении. МВ-2 или ВП-1 Расчет учебного времени Всего учебных часов - 140 Из них: Теоретическая подготовка - 18 ОФП и СФП - 44 Спортивно-техническая подготовка - 76 Соревнования - 2 Расчет боеприпасов Всего малокалиберных патронов/пулек - 726/1402 В том числе: На тренировочные стрельбы - 700/1350 На соревнования - 26/52 Тематический план
2.2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ИЗ ПИСТОЛЕТА |
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Государственная... | Гоу впо «сгга» Кафедра астрономии и гравиметрии утверждаю ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Государственная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Государственная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Государственная... | Конспект лекций по учебной дисциплине правовые основы природопользования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная... | ||
Реферат Анализ применения современных автоматических систем геодезического... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Государственная... | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | ||
Государственное бюбжетное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | Минздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное... Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная... | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Минздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное... Положение о клинической интернатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации государственное... «дагестанская государственная медицинская академия» министерства здравоохранения российской федерации | Сибирская государственная геодезическая академия контрольные задания по дисциплине немецкий язык Министерством образования Российской Федерации, дисциплина «Иностранный язык» относится к обязательному минимуму содержания и уровню... | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... «О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.» | Пояснительная записка Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «омская государственная медицинская академия»... |