З
акрытое Акционерное Общество
«Промтрансниипроект» Проектный и научно-исследовательский институт
промышленного транспорта
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме: Провести работы по пересмотру (актуализации)
СНиП 2.05.07–91 «Промышленный транспорт»
и представить его первую редакцию» Этап 1. Анализ состояния нормативной базы
в рассматриваемой области Выпуск № 6415
Договор № 0878
Москва, 2010 г.
Закрытое Акционерное Общество
«Промтрансниипроект» Проектный и научно-исследовательский институт
промышленного транспорта
«УТВЕРЖДАЮ» Директор института «Промтрансниипроект»,
Академик РАТ ___________________ В.А. Сидяков
«___»______________ 2010 г.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме:
Провести работы по пересмотру (актуализации)
СНиП 2.05.07–91 «Промышленный транспорт»
и представить его первую редакцию» Этап 1. Анализ состояния нормативной базы
в рассматриваемой области
Выпуск № 6415
Договор № 0878
Зам. директора по науке, д.т.н. Л.А. Андреева
Москва, 2010 г. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ От Промтрансниипроекта:
В.А. Сидяков
| – Руководитель темы, общее и методологическое руководство
| Л.А. Андреева
| – научное руководство
| Н.И. Карганова
| – ответственный исполнитель
| А.А. Зенкин
| – ответственный исполнитель
| С.Я. Шефтер
| – ответственный исполнитель
| Л.В. Клименко
|
| В.В. Поляков
|
| А.Г. Колчанов
|
| В.Н. Павлов
|
| В.В. Синайский
|
| С.В. Гончаренко
|
| В.А. Церемецкий
|
| Л.А. Осипова
|
| А.Н. Нацина
|
| Л.Н. Грунина
|
| М.И. Шмулевич
|
|
В работе принимали участие в качестве соисполнителей: ОАО «Гипроруда»
ООО «Институт Гипроникель»
ОАО Институт «Уралгипроруда»
ОАО «Якутниипромалмаз»
НТЦ «Геотехнология»
Уральская государственная горно-геологическая академия
ЗАО «Институт Харьковский Промтранспроект»
Петербургский государственный университет путей сообщения
ОАО «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве»
ЦНИИМЭ
ООО «Союзпроммеханизация» СОДЕРЖАНИЕ
|
| Стр.
|
| ВВЕДЕНИЕ
| 6
| 1
| ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ СНИП
| 10
| 1.1
| Основные направления развития законодательства в области технического регулирования
| 12
| 1.2
| Основы технического регулирования на промышленном транспорте
| 18
| 1.3
| актуализация и гармонизация нормативных документов в строительстве
| 31
| 2
| ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА КАК ОБЪЕКТА НОРМИРОВАНИЯ
| 40
| 2.1
| Современное состояние и проблемы развития промышленного транспорта Российской Федерации
| 40
| 2.2
| модернизации промышленного железнодорожного транспорта колеи 1520. Модернизация технических средств
| 46
| 2.3
| Промышленный железнодорожный транспорт колеи 1520 мм
| 48
| 2.4
| Узкоколейньй промышленный железнодорожный транспорт
| 67
| 2.5
| Автомобильный транспорт
| 69
| 2.6
| Промышленные автодороги
| 75
| 2.7
| Промышленный конвейерный транспорт
| 74
| 2.8
| Промышленный гидравлический транспорт
| 76
| 2.9
| Канатный подвесной транспорт
| 78
| 2.10
| Контейнерные перевозки
| 79
| 3
| ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ СНИП
| 84
| 3.1
| Железнодорожный транспорт колеи 1520 мм
| 94
| 3.2
| Железнодорожный транспорт колеи 750 мм
| 106
| 3.3
| Автомобильный транспорт
| 113
| 3.4
| Гидравлический транспорт
| 124
| 3.5
| Канатный подвесной транспорт
| 125
| 3.6
| Конвейерный транспорт
| 126
| 3.7
| Контейнерные площадки
| 127
| 3.8
| Охрана окружающей среды
| 131
| 3.9
| Противопожарная безопасность
| 136
| 4
| ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И СТЕПЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ИЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
| 138
| 5
| ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЮ НА ТРАНСПОРТЕ.
| 161
| 5.1
| Безопасность зданий и сооружений
| 161
| 5.2
| Энергетическая эффективность
| 166
| 5.3
| Ресурсосбережение на транспорте
| 171
| 6
| РАСХОЖДЕНИЯ СНИП 2.05.07.-91 С ДРУГИМИ СНИП
И НАЦИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ
| 180
| 7
| ОЖИДАЕМАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКТУАЛИЗАЦИИ СНИП
| 185
|
| ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
| 190
|
РЕФЕРАТ Объем отчета – 196 стр.
из них текста – 192 стр.
таблиц – 20
рисунков – 7 ПромышленныЙ ТРАНСПОРТ; Нормативные документы; СНиП; ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; актуализация; гармонизация; международная стандартизация Объектом исследования является СНиП 2.05.07 «Промышленный транспорт», введенный в действие в 1991 г. За прошедшие годы объект нормирования претерпел существенные изменения в плане модернизации. Реформа сферы технического регулирования подразумевает пересмотр и внесение соответствующих изменений в нормативные документы. Цель работы – обосновать целесообразность актуализации СНиП и возможность в той или иной степени использования европейских или международных стандартов; дать оценку экономической или социальной эффективности современной переработки нормативов по проектированию и строительству. Выполнен анализ объекта нормирования; выделены приоритетные направления разработки СНиП; определены современные положения действующих сводов правил, строительных норм и других нормативных документов в области проектирования и строительства; обоснована степень использования международных стандартов.
ВВЕДЕНИЕ Транспорт – это не только важнейший компонент продуктивной инфраструктуры, самостоятельная отрасль экономики страны и мирового хозяйства в целом, но инструмент государственной политики. Надежная и эффективная работа транспортного комплекса обеспечивает территориальное и экономическое единство страны, развитие и углубление межрегиональных связей, формирование полноценного рынка и освоение природных богатств.
В России с её огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики и социальные структуры.
Для эффективного функционирования транспорта необходимо проведение мероприятий по внедрению новых типов транспортных средств, совершенствованию структуры парка подвижного состава и углублению его специализации, развитию сети и постоянных устройств станций, портов, аэродромов, расширению использования прогрессивных технологий перевозок. Этим обуславливается необходимость внесения изменений в нормативные документы, регламентирующие деятельность транспорта на всех этапах проектирования, модернизации, реконструкции и нового строительства.
В послании Федеральному Собранию 11 ноября 2009 г. Президент РФ Дмитрий Медведев определил задачи гармонизации российского и европейского законодательства в области строительства:
«Перевести технологии и стоимость строительства дорог и других объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами.
Нужно, кстати, рассмотреть и возможность использования соответствующих норм Евросоюза для более быстрой разработки наших регламентов строительства. Очень долго мы это делаем».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. №1047-р в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» включен СНиП «Промышленный транспорт».
Необходимость актуализации СНиП «Промышленный транспорт» обусловлена, во-первых, сроком давности его разработки (около 20 лет), во-вторых, произошедшими реформами в области транспорта, прежде всего железнодорожного, на этапе становления рыночных отношений и функционирования предприятий различных форм собственности.
Если в промышленно развитых районах европейской части страны основные задачи развития производственной базы транспорта заключаются в повышении технического уровня существующей магистральной и местной транспортной сети, то в северных и восточных районах страны, наряду с улучшением технического оснащения существующей сети, предстоит продолжить строительство опорных магистралей и развитие сети предприятий промышленного железнодорожного транспорта.
Основным инструментом привлечения внебюджетных инвестиций к реализации крупных инвестиционных проектов является институт государственно-частного партнёрства. Государственно-частное партнёрство уже стало одним из главных инструментов государственного управления в мире, выбор же именно государственно-частного партнёрства для транспортной сферы определяется двумя обстоятельствами:
- большинство транспортных проектов имеют большое социально-экономическое значение, однако само по себе это не вызывает особой заинтересованности у потенциальных частных инвесторов;
- транспортная инфраструктура – капиталоёмкая отрасль. В связи с этим финансирование первоначального этапа обходится в довольно значительные суммы.
Выгоды частных инвесторов и операторов заключаются в том, что в рамках государственно-частного партнёрства государство принимает на себя определенную часть затрат, рисков, а также имеющийся административный ресурс для повышения привлекательности соответствующего проекта для негосударственного участника.
Организация деятельности промышленного транспорта, при определённых обстоятельствах, может также относиться к сфере государственно-частного партнёрства. Этот вид сотрудничества государства и бизнеса может и должен найти своё применение в вопросах создания и развития транспорта, в первую очередь, в районах северного Урала, Сибири и Дальнего Востока. В частности, принципы государственно-частного партнёрства заложены в основу разработанного и реализуемого в настоящее время инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии».
Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта в климатически сложных для освоения районах страны не может производиться иначе, как путём создания инфраструктур промышленного железнодорожного транспорта, переводимого впоследствии в категорию железнодорожного транспорта общего пользования.
Особое значение при совершенствовании транспортной технологии имеет выбор вида промышленного транспорта и взаимодействие различных его видов. Наиболее целесообразно использовать железнодорожный транспорт в сочетании с автомобильным и автомобильный с конвейерным. Повышение экономичности работы железнодорожного транспорта достигается за счёт слияния технологических, транспортных и информационных потоков. Большой эффект достигается также при внедрении новых способов транспортирования грузов, например, угля в виде пульпы с разгрузкой по трубопроводам с насосами.
На металлургических предприятиях для технологических перевозок целесообразно использовать автомобильный транспорт, в том числе портальные автомобили, автошлаковозы, автопоезда с П-образной рамой, самоходные тележки, вилочные погрузчики с вагонетками грузоподъёмностью 5-40 т, одноосные тягачи с одноосным прицепом и т.д. Внедрение таких транспортных средств позволяет сократить затраты на перемещение грузов в 1,5-2 раза.
В разрабатываемом СНиПе «Промышленный транспорт» определяются приоритетные направления развития промышленного транспорта. При этом особое внимание уделяется внедрению энергосберегающих технологий и экологическим вопросам, обосновывается целесообразность и необходимость использования европейских и международных стандартов, определяется степень расхождения с другими СНиП и национальными нормативными документами.
В настоящее время более половины перевозимых грузов попадает под определение «контейнеропригодных». Основная их часть зарождается на путях транспорта необщего пользования и с большой долей достоверности может быть отнесена к области промышленного транспорта.
В СНиП введены новые разделы, касающиеся организации контейнерных перевозок, учета требований пожарной безопасности, значительно расширен и актуализирован параграф по охране окружающей среды.
Формируемые разделы по каждому из видов промышленного транспорта согласовываются со специалистами профильных организаций и доступны на предмет внесения соответствующих дополнений и корректировок.
|