ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮСШОР) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об Образовании», Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям), введенным 20 июня 2003 года постановлением Главного гос. санитарного врача РФ 3 апреля 2003 г. № 27 Д, а также на основании приказа департамента образования ЯНАО от 23.03.2007 г. «Об утверждении Порядка разработки примерных дополнительных образовательных программ в ЯНАО» и методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ. Среди ряда методических принципов целесообразно выделять следующее:
- Принцип компетентности предполагает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (все виды подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий и комплексного контроля) в оптимальном соотношении.
- Принцип преемственности определяет системность изложения программного материала по этапам годичного и многолетнего циклов и его соответствия требованиям высшего спортивного мастерства, при обеспечении преемственности задач, методов и средств подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей уровня подготовленности.
- Принцип вариативности предусматривает вариативность программного материала в зависимости от этапа многолетней подготовки, возрастных индивидуальных особенностей юных хоккеистов.
Программа является основным регламентирующим документом, обеспечивающим эффективное построение многолетней подготовки резервов и содействует успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
Структурно программа состоит из двух основных частей (нормативной и методической) и следующих разделов:
- пояснительная записка;
- организационно-методические указания;
- учебный план и план-схема годичного цикла;
- контрольно-нормативные требования;
- программный материал для практических занятий;
- воспитательная работа;
- психологическая подготовка;
- теоретическая подготовка;
- восстановительные мероприятия;
- комплексный контроль;
- инструкторская и судейская практика.
Материал по физической и технико-тактической подготовке представлен в Программе по годам обучения. Приводятся примеры объединения упражнений в тренировочные задания. А также тренировочные занятия и микроциклы по принципу их преимущественной направленности, на развитие физических качеств, на обучение техники и тактики, на совершенствование технико-тактического мастерства.
Целью многолетней подготовки юных хоккеистов в детско-юношеских спортивных школах является подготовка хоккеиста высокой квалификации.
Основными задачами многолетней подготовки являются:
- привлечение большого количества детей и подростков к занятиям по хоккею;
- обеспечение всестороннего физического развития и укрепления здоровья;
- формирование высокого уровня технико-тактического мастерства;
- воспитание волевых, морально-устойчивых личностей;
- подготовка резерва в сборные команды России.
Основные показатели работы спортивных школ по хоккею – стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей по выполнению программных требований по уровню подготовленности занимающихся, вклад в подготовку и выступление сборных команд страны; результаты выступления в соревнованиях.
1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Нормативная часть программы определяет основные требования по структуре и содержанию: по возрасту, численному составу занимающихся, объему отдельных видов подготовки нагрузок разной направленности, а также по структуре многолетней подготовки юных хоккеистов. Многолетняя подготовка юных хоккеистов включает в себя следующие этапы: спортивно-оздоровительный; начальной подготовки; учебно-тренировочный и спортивного совершенствования (табл.1-3).
Таблица 1.
Режимы учебно-тренировочной работы и требования
по видам подготовленности (ОФП, СФП, ТТП и игровой подготовки)
Этапы подготовки
| Год обучения
| Примерный возраст для зачисления
| Кол-во часов в неделю
| Требования по спортивной подготовке
| Спортивно-оздоровительный
| весь этап
| 5-7 лет
| 5
| Выполнение нормативов по ОФП
| Начальной подготовки
| до 1 года
| 8 лет
| 6
| Выполнение нормативов по ОФП
| свыше 1 года
| 9-10 лет
| 8
| Выполнение нормативов по ОФП и СФП
| Учебно-тренировочный
| Начальной специализации
| до 2-х лет
| 11-12 лет
| 12-14
| Выполнение нормативов по ОФП, СФП
| Углубленной специализации
| 3-й год
| 13-14 лет
| 16
| Выполнение нормативов по ОФП, СФП и ТТП
| 4-й год
| 14-15 лет
| 18
| Выполнение нормативов по ОФП, СФП и ТТП
| 5-й год
| 16-17 лет
| 20
| Выполнение нормативов по ОФП, СФП и ТТП
| Таблица 2.
Соотношение видов подготовки по этапам и годам (%)
Этапы многолетней подготовки
| Общая физическая
| Специальная физическая
| Техническая
| Тактическая
| Игровая
| Соревновательная
| Всего
| Спортивно- оздоровительный
(5-7 лет)
| 52
| 10
| 28
| 6
| 4
| -
| 100
| Этап начальной подготовки
(8-9-10 лет)
| 28
| 16
| 26
| 13
| 12
| 5
| 100
| Учебно-тренировочный этап
| Начальная специализация (11-12 лет)
| 23
| 17
| 21
| 14
| 16
| 9
| 100
| Углубленная специализация (13-14 лет)
| 20
| 18
| 18
| 15
| 17
| 12
| 100
| Углубленная специализация (15-17 лет)
| 16
| 17
| 19
| 16
| 18
| 14
| 100
| Таблица 3.
Показатели соревновательной нагрузки
(количество встреч-игр)
Виды соревнований
| Спортивно- оздоровительный этап
| Этап
начальной
подготовки
| Учебно-тренировочный этап
| начальная специализация
| углубленная специализация
| 1-й год
| 2-й год
| 1-й год
| 2-й год
| 3-й год
| 1-й год
| 2-й год
| 3-й год
| 4-й год
| 5-й год
| Учебно-тренировочные
| -
| -
| 3
| 2
| -
| 2
| 2
| 5
| 5
| 4
| Контрольные
| -
| -
| -
| -
| 2
| 2
| 3
| 5
| 6
| 6
| Основные
| -
| -
| -
| 6
| 8
| 8
| 10
| 15
| 16
| 18
| ВСЕГО
| -
| -
| 3
| 8
| 10
| 12
| 15
| 25
| 27
| 28
| Спортивно-оздоровительный этап. К занятиям на этом этапе допускаются дети младшего возраста, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовку, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных качеств, на овладение основами техники хоккея.
Этап начальной подготовки. На этот этап зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься хоккеем и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики хоккея, выполнения контрольных нормативов для зачисления в учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап. На этом этапе формируется группа учащихся на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых детей, прошедших необходимую подготовку в течение 1 года и более и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимся контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке.
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Методическая часть программы определяет содержание учебного материала по основным видам подготовки, его преемственность и последовательность по годам обучения в годичном цикле, включает рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения, а также организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы.
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Основной целью многолетней подготовки юных хоккеистов является подготовка высоко-квалифицированных хоккеистов, способных показать высокие спортивные результаты на соревнованиях самого высокого уровня.
В этом аспекте процесс построения многолетней подготовки должен осуществляться на основе следующих факторов: специфики игры «хоккей», основных концепций теории и методики хоккея, модельных характеристик высококвалифицированных хоккеистов и возрастных особенностей юных хоккеистов.
Специализированные занятия по хоккею начинаются с 11-12 лет. После окончания курса обучения в ДЮСШ и СДЮСШОР юноши переходят в команды высших разрядов. Первых значительных успехов в хоккее хоккеисты достигают в возрасте 18-20 лет, а наивысших результатов достигают в возрасте 25-28 лет.
Многолетняя подготовка юных хоккеистов – это единый педагогический процесс, состоящий из следующих этапов:
- спортивно-оздоровительный;
- начальной подготовки;
-учебно-тренировочный, подразделяется на два раздела: начальной специализации и углубленной специализации.
Каждый этап имеет определенную педагогическую направленность и на нем решаются определенные, свойственные ему задачи.
На предварительном этапе это:
- формирование у детей интереса к спорту и хоккею;
- всестороннее гармоничное развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;
- овладение основами техники и тактики хоккея.
На этапе начальной подготовки решаются следующие задачи:
- выявление детей способных к занятиям по хоккею;
- формирование стойкого интереса к занятиям по хоккею;
- всестороннее гармоничное развитие двигательных способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;
- воспитание физических качеств: быстроты, гибкости и координационных качеств;
- разучивание основных приемов техники, а также индивидуальных и групповых тактических действий;
- овладение основами соревновательной деятельности по хоккею.
На учебно-тренировочном этапе целесообразно рассматривать задачи, решаемые на этапе начальной и углубленной специализации отдельно.
|