ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра туризма
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая кафедрой туризма, д.п.н. доцент
Павлова Эльвира Николаевна
подпись
« » 2009г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»
для специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»
специализация: Туризм, Гостиничный сервис
квалификация «Специалист по сервису и туризму» ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.
Форма обучения: заочная
Курс 2
Семестр 4
Лекции 8 (час.) Экзамен в 4 семестре
Практические (семинарские) занятия 4 (час.)
Курсовая работа (проект) по дисциплине нет
Контрольная работа - 1
Всего часов 12 (час.) Самостоятельная работа 88 (час.)
Итого часов трудозатрат на дисциплину 100 (час.)
Петрозаводск
2009 г. Рабочая учебная программа составлена на основании ГОС ВПО специальности «Социально-культурный сервис и туризм» рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.
Рабочая учебная программа является авторской.
Разработчик: к.п.н, доцент. ____________ Г.А.Хомутов Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета «_______» ____________2009 года, протокол № ____ Председатель учебно- методической комиссии юридического факультета
к. ю.н., доцент _______________А. Н. Копцев
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры туризма
« __» ____________________2009 г. протокол №____
Зав. кафедрой туризма д.п.н., доцент Э.Н.Павлова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели освоения дисциплины
Цель курса - дать системное представление о человеке, его потребностях и мотивации на основе современных достижений человекознания.
Данная цель предполагает решение следующих задач в процессе преподавания и дисциплины:
познакомить студента с ключевыми для понимания специфики человеческого бытия философскими концепциями.
осветить философские и научные подходы к определению сущности, цели, содержания и классификации потребностей человека.
раскрыть способы формирования и трансформации человеческих потребностей, а также средства и механизмы их удовлетворения.
содействовать развитию способностей и навыков применения полученных знаний о человеке, его потребностях и их динамике в повседневной практической жизни и в будущей профессиональной деятельности студента;
способствовать формированию навыков управления собственными потребностями.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Человек и его потребности» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин (федеральный компонент). Для освоения дисциплины «Человек и его потребности» студенты используют знания, умения, сформированные в результате изучения дисциплины «Социология», «Философия»». 3. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
Основные концепции и подходы к определению специфики человеческого бытия.
Основные подходы к пониманию и определению сущности, цели, содержания и классификации потребностей человека.
Основные подходы к пониманию и описанию поведения человека в процессе формирования и удовлетворения его потребностей.
Ключевые термины и понятия связанные с теориями человеческих потребностей. Уметь использовать полученные теоретические знания:
- при оценке социального и культурного значения потребностей человека;
- при оценке роли потребностей и их удовлетворения в жизнедеятельности человека;
- при разработке новых и анализе существующих турпродуктов и услуг;
- при создании оптимальной инфраструктуры обслуживания потребителей турпродуктов и услуг;
- в процессе общения с коллегами и потребителями турпродуктов и услуг. Владеть навыками:
- выявления потребностей человека;
-навыками формирования потребностей человка; - технологиями управления потребностями человека.
- анализа турпродуктов и услуг с точки зрения возможности удовлетворения нужд и потребностей человека;
- прогнозирования спроса на турпродукты и услуги в соответствии с тенденциями изменения сложившейся в обществе структуры потребностей.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 91 час: 12 часов аудиторных (8 ч. лекций и 4 ч. семинара) и 79 часов самостоятельная работа. Структура дисциплины
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Се-
местр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| 1
| Человекознание – система наук о человеке. Тема 1.1 Проблема потребностей и ее значение в человекознании
| 4
| Лекция – 1 час
СРС – 6 часов
| Проверка конспектов
Опрос на семинаре
Подготовка и обсуждение докладов на семинарском занятии
Решение упражнений
Написание эссе
| 2
| Тема 1.2.
О природе и сущности человека
| 4
| Лекция – 1 час
СРС – 6 часов
| Проверка конспектов
Опрос на семинаре
Подготовка и обсуждение докладов на семинарском занятии
Написание эссе
Тестирование
| 3
| Тема 1.3. Развитие представлений о человеке в философии Представление о человеке как социально-природном существе
| 4
| Семинар – 1час
СРС – 7 часов
| Проверка конспектов
Опрос на семинаре
Подготовка и обсуждение докладов на семинарском занятии
Написание эссе
Тестирование
| 4
| Раздел 2. Основные аспекты теории потребностей
Тема 2.1. Развитие представлений о потребностях в истории философии
| 4
| Лекция – 1 час
СРС – 7 часов
| Проверка конспектов
Опрос на семинаре
Подготовка и обсуждение портфолио на семинарском занятии
| 5
| Тема 2.2. Содержание понятия «потребность»
| 4
| Лекция – 1 час
СРС – 6 часов
| Проверка конспектов
Опрос на семинаре
Подготовка и обсуждение докладов на семинарском занятии
| 6
| Тема 2.3. Структура и классификация потребностей человека
| 4
| Семинар – 1час
СРС – 6 часов
| Опрос на семинаре
Подготовка и обсуждение докладов на семинарском занятии
| 7
| Тема 2.4. Потребности и интересы как детерминанты производительной деятельности
| 4
| Лекция – 1 час
СРС – 7 часов
| Опрос на семинаре
Подготовка и обсуждение докладов на семинарском занятии
| 8
| Тема 2.5. Человеческие потребности теория ценностей
| 4
| Лекция – 1 час
СРС – 7 часов
| Опрос на семинаре
Подготовка и обсуждение докладов на семинарском занятии
| 9
| Тема 2.6. Труд как средство удовлетворения человеческих потребностей Динамика человеческих потребностей
| 4
| Семинар – 1час
СРС – 6 часов
| Опрос на семинаре
Подготовка и обсуждение докладов на семинарском занятии
| 10
| Раздел 3. Способы и средства удовлетворения потребностей человека
Тема 3.1. Роль теории производства и потребления в системе потребностей человека
| 4
| Лекция – 1 час
СРС – 7 часов
| Опрос на семинаре
Подготовка и обсуждение докладов на семинарском занятии
| 11
| Тема 3.2. Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей
| 4
| Лекция – 1 час
СРС – 7 часов
| Опрос на семинаре
Подготовка и обсуждение докладов на семинарском занятии
| 12
| Тема 3.3. Потребности человека и их обслуживание Потребность в образовании
| 4
| Семинар – 1час
СРС – 7 часов
9 час
| Опрос на семинаре
Подготовка и обсуждение докладов на семинарском занятии Форма промежуточной аттестации – экзамен
|
Содержание дисциплины Раздел 1. Человекознание – система наук о человеке.
Тема 1.1. Проблема потребностей и ее значение в человекознании.
Потребности и условия жизни человека. Сложность человека и его потребностей. Философское осмысление потребности в ракурсе бытия и сущность человека. Индивидуальные основные потребности и психофизиологические возможности человека. Общая характеристика индивидуальных и общественных потребностей. Потребности и деятельность человека. Человеческие потребности и общественные интересы. Потребности человека в общении и самореализации, собственности и статусе. Смысл богатства человека: быть или иметь.
Тема 1.2. О природе и сущности человека.
Проблема уникальности человека. Роль философии в комплексном изучении человека. Место человека в иерархии живых существ. Отличительные признаки человека. Человек между Богом и зверем. Дуальность природы человека. Единство биологического и социального. Человек как существо разумное. Человек как политическое животное. Человек как “плененный дух”. Происхождение человека. Естественное и сверхъестественное. Религиозные интерпретации антропогенеза. Антропогенез как часть эволюции. Связь человека с животным в концепциях В.Ф. Поршнева: сверхживотное и человек; З. Фрейда: “животное, испытывающее раскаяние”; Э. Кассирера: “человек – символическое животное”. Человек как тело, как животное, как машина. Природа и сущность человека и его потребностей. Человеческая природа и ее признаки. Тема 1.3. Развитие представлений о человеке в философии.
Философская антропология и ее истоки. Конкурирующие установки: теоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Философская антропология и философия человека.
Представление о человеке как социально-природном существе.
Комплексный подход к исследованию человека как целостности. Человек как социально-природное существо. Роль природной и социальной среды в формировании потребностей человека. Основное противоречие в биологических явлениях. Противоречие между наследственностью и приспособлением как основное противоречие жизни. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. Наследственное и социальное в человеке и его потребностях. Значение понятий индивид, личность, человек в решении проблемы потребностей. Проблема жизни и смерти через потребности человека. Содержание понятия. Проблема индивидуального и социального в смысле жизни. Смысл и ценности жизни. Любовь. Потребности человека в любви. Искусство жизни. Вера как потребность человека и как состояние души. Потребность человека в личном общении. Эрос как страсть. Эрос и любовь. Классификация любви. Проблема идеальной любви и потребность человека в ней. Смерть как тайна человеческого бытия. Смысл жизни и проблема смерти: потребности и культы. Раздел 2. Основные аспекты теории потребностей. Тема 2.1. Развитие представлений о потребностях человека в истории философии.
Философы Древнего мира и Средневековья о человеческих потребностях (Гераклит, Ксенофонт, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, гедонизм Аристиппа, антигедонизм Сенеки).
Средневековые философы: Аврелий Августин, Фома Аквинский. Гуманистическая антропология Ренессанса (Ф.Петрарка, Л.Валла, Л.да Винчи).
Философы Нового Времени и мыслители Просвещения о природе и сущности потребностей. Новое Время (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, этическое учение Д.Локка). Просветители второй половины XVIII века (Монтескье, Вольтер, Руссо, П.Гольбах).
Буржуазная классическая политэкономия о потребностях и потреблении (А.Смит, Д.Рикардо).
Немецкая классическая философия и вопросы потребностей (И.Кант, идеалистическая философия Г.Гегеля, Л.Фейербах: содержание и функции потребностей).
Русские мыслители о потребностях человека (М.В.Ломоносов, Н.Г.Чернышевский и др.) Тема 2.2. Содержание понятия “потребность”.
Определение понятия потребности через анализ мира с помощью философских категорий: явление и сущность, форма и содержание, жизнь и смерть. Биологические и социальные потребности. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности. Потребности социальных групп, классов, общества. Динамический характер потребностей. Основные факторы, влияющие на процесс формирования потребностей. Тема 2.3. Структура и классификация потребностей человека.
Потребности в структуре личности и ее образе жизни. Потребности уровня жизни и качества жизни. Классификация потребностей человека в психологии. Основные потребности человека. Теории мотивации личности по З. Фрейду и А. Маслоу. Структура потребностей по У. Маслоу. “Общепринятая” классификация.
Философская классификация.
Естественные (витальные) потребности. Потребности в пище, жилище, жизненно важные потребности организма, сексуальные потребности.
Материальные потребности. Материальные потребности как основа мотивации. Потребности, доходы и уровень жизни. Планирование материальных потребностей. Качество жизни.
Духовные потребности. Специфика духовных потребностей. Духовность как стремление подняться выше повседневного бытия, преодолеть себя, подняться на новую ступень свободы. Потребность в созерцании природы. Потребность в преодолении границ земного бытия, религиозная духовность и светская духовность. Способы удовлетворения духовных потребностей.
Социальные потребности. Потребность в общении, самоутверждение в коллективе, в обществе. Потребность в обретении власти. Оптимальная модель совокупных потребностей.
Разумные потребности. Возвышенные потребности. Извращенные потребности. Информационные потребности. Рекреационные потребности человека. Взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных рекреационных потребностей. Тема 2.4. Потребности и интересы как детерминанты деятельности человека.
Понятие “интерес”. Общественный и индивидуальный интерес. Групповые, клановые интересы и их роль в формировании потребностей группы. Механизм превращения индивида в заложника интересов групп. Формирование способностей – объективная предпосылка удовлетворения потребностей. Реализация схемы: потребности – способность – труд – самореализация. Тема 2.5. Человеческие потребности и теория ценностей.
Аксиология. Ценность и истина. Ценность и полезность. Ценность и цель. Исходные детерминанты многообразия ценностей. Ценности социальных групп – правовые, политические, религиозные. Эстетические и нравственные ценности личности. Два уровня нравственных ценностей – межличностный и личностно-коллективный. Иерархия ценностей в социокультурном пространстве. Диалектика социализации, культурации и самоопределения индивида. Тема 2.6. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей.
Потребность человека в деятельности. Содержание деятельности. Структура человеческой деятельности. Отношение человека к действительности и к самому себе в историческом процессе антропо-социо-культурогенеза. Культурация и социализация человека. Переход от биологической организации жизнедеятельности к социокультурной организации деятельности человека. Внеинстинктивное управление человеческой деятельностью. Структура деятельности на уровне практики, на уровне духовной регуляции, и на уровне ее практически-духовного, художественно-образного удвоения. Субъект и объект деятельности. Продукт деятельности. Средства овладения целью как объектом. Деятельность материальная и идеальная. Управление потребностями через управление деятельностью субъекта. Труд как средство удовлетворения человеческих потребностей.
Труд – определяющая составная образа жизни. Гуманистический идеал образа жизни: превращение труда в свободную деятельность. Взаимодействие человека с природой через труд. Решающая роль труда в формировании человека. Потребность и труд. Существует ли потребность человека в труде? Труд как частное проявление деятельности. Труд есть средство удовлетворения человеческих потребностей. Динамика человеческих потребностей.
Потребление и проблема развития потребностей человека. Влияние потребительства на динамику потребностей. Потенциал развития потребностей в духовной деятельности. Социальный способ рождения новой потребности. Становление творческих потребностей человека в жизненном процессе. Раздел 3. Способы и средства удовлетворения потребностей человека. Тема 3.1. Роль теории производства и потребления в системе потребностей человека.
Потребность – стимул развития производства. Роль взаимоотношения процесса производства и процесса потребления при формировании потребностей человека. Единство производства и человеческих потребностей. Удовлетворение потребностей как процесс потребления. Производство и формирование новых потребностей. Принцип социализации человеческих потребностей. Тема 3.2. Сервис и его роль в удовлетворении человеческих потребностей.
Сервис как система услуг. Выявление потребностей человека. Комплексный характер принятия решений потребителем. Анатомия процесса принятия решения. Личностные факторы влияния на поведение потребителя: роль внутреннего “Я”. Потребности и мотивы. Индивидуальность восприятия. Самопредставление и роли. Манипуляция подсознанием: факт или фантазия? Внешние факторы влияния на поведение потребителя. Семья. Общество: социальные группы. Контрольные группы (друзья, коллеги). Авторитеты. Культура. Тема 3.3. Потребности человека и их обслуживание.
Структура бытового обслуживания. Учет природных и социальных факторов в структуре обслуживания человеческих потребностей. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания. Жизненностилевые группы. Ожидание от обслуживания. “Любители” с высокими запросами. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Основные методы бытового обслуживания населения. Потребность в образовании.
Социализация как результат реализации потребностей через деятельность. Исторические формы организации общества и реализации человеческих потребностей в нем. Постановка цели как необходимое условие для формирования жизненных стратегий человека. Социализация и образование. Образование и процесс самореализации человека. Влияние образования на потребность взрослого человека в самоопределении и саморазвитии. Потребность общества в развитии образовательных систем и модернизации образовательных структур. Формирование потребности человека в непрерывном образовании. Специфика формирования и функционирования потребности в непрерывном образовании.
Образовательные технологии
При преподавании дисциплины используются активные и интерактивные формы обучения: лекции, практические занятия (семинары), контрольные работы, круглые столы, эссе, подготовка конспектов, презентаций, портфолио.
В ходе лекций преподавателем задаются рамки изучения каждой конкретной темы, даются необходимый терминологический аппарат, формулируются и разбираются наиболее сложные проблемы. Отдельные темы курса, содержащие большее количество конкретного материала, целесообразно читать с использованием мультимедийных презентаций. Они позволяют четко структурировать объем лекционного материала, иллюстрировать лекцию схемами и таблицами, предоставляя возможность их копирования студентами для самоподготовки и подготовки к экзамену. Презентация позволяет преподавателю экономить время, затрачиваемое на написание на доске терминов, имен, схем, что дает возможность увеличить объем излагаемого материала. Кроме того, презентация позволяет иллюстрировать лекцию не только схемами и рисунками, которые есть в учебном пособии, но и фотографиями, портретами ученых и т.д. Электронная презентация позволяет отобразить материал в динамике, что позволяет улучшить его восприятие.
Завершается изучение каждой темы программы на семинаре, где более глубоко и полно обсуждается одна из затронутых на лекции проблем. Проведение практических занятий целесообразно строить следующим образом:
Вводная часть преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
Беглый опрос пройденного и текущего лекционного материала.
Обсуждение вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение.
Обсуждение докладов и рефератов, подготовленных студентами.
Проверка знаний студентов путем тестирования или письменного ответа на вопросы (при необходимости).
Формулирование и закрепление основных теоретических и практических выводов из рассматриваемого материала.
Проведение практических занятий предусматривает активные формы обучения. Среди них могут быть формы научно-теоретического творчества (коллоквиумы, конференции, творческие задания и эссе), игровые творческие технологии обучения (диспуты, сократические диалоги, «мозговой штурм», «защита идей», и т.д.). Они позволяют выявить и раскрыть творческий потенциал студентов, реализовать индивидуальный подход к обучению, максимально содействовать формированию навыков самостоятельного мышления, личностному пониманию обсуждаемых вопросов, проблем.
Вопросы, оставшиеся у студентов после аудиторных занятий, разрешаются в ходе индивидуальных консультаций.
Важнейшую роль в овладении содержанием дисциплины «Человек и его потребности» играет самостоятельная работа студентов. В процессе учебы студент выполняет следующие виды самостоятельной работы:
— знакомство с первоисточниками по предмету: либо непосредственно с работами отдельных авторов, либо на основании хрестоматии (рекомендуемые источники и хрестоматии приведены в списках литературы). Данный вид работы направлен прежде всего на выработку навыка восприятия текстуальной информации, умения ее обобщать, анализировать, выделять в ней главное. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, а так же при индивидуальном собеседовании с преподавателем на консультации.
— подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, студенческих конференциях. В процессе данной работы формируется способность к логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу, вырабатывается навык критико-рефлексивного мышления, развивается способность к коммуникации, диалогу, к дискуссии.
— подготовка эссе, портфолио, презентаций. Данные виды работы ориентированы на проявление творческих качеств личности, стимулируют потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Кроме того, написание эссе, составление портфолио, подготовка доклада вырабатывают важные для культуры научного мышления навыки самостоятельного поиска научной информации, составления библиографии (списка литературы) и цитирования источников по изучаемой теме. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, экзамен.
Виды текущего контроля:
-проверка конспектов (лекций, первоисточников, рекомендованной основной литературы);
-устное собеседование по составленным и доведенным до сведения студентов заданиям;
Виды промежуточного контроля знаний:
-тестирование (на бумажном носителе) в рамках аттестации;
-контрольные работы.
Способы проведения итогового контроля:
-аттестация;
-зачет.
|