Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм





НазваниеХристов Тодор Тодорович Религиозный туризм
страница1/29
Дата публикации08.01.2015
Размер4.51 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29




Христов Тодор Тодорович

Религиозный туризм

ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние годы в России наблюдается динамичное развитие туризма, как внутреннего, так и зарубежного. Ряд ВУЗов России приступил к подготовке специалистов в области туристического бизнеса, экскурсионного дела и т.д. Вышли в свет публикации по введению в туризм, менеджменту, маркетингу, рекламе и страхованию в туризме, организации туристской деятельности и многие другие.

Однако рынок туризма в России еще очень молод, только начинается осмысление того, что такое туризм на самом деле. Даже у специалистов высокого профиля отсутствует четкое понимание внутренней структуры туризма, разнообразия его видов. Отчасти это происходит потому, что в отечественной литературе отсутствуют публикации по видам и разновидностям туризма. Имеющийся дефицит информации в этой области частично могут восполнить труды сотрудников Института туризма и гостеприимства (Москва). Одним из них является данное учебное пособие «Организация религиозного туризма».

Перед учебным пособием была поставлена цель: ознакомить широкий круг читателей с религиозным туризмом в разных религиях и особенностями его практической организации. Достижению поставленной цели помогает выполнение ряда задач, основными из которых являются:

- рассмотрение сущности и структуры религиозного туризма,

- исследование религии как феномена социальной действительности, ее видов и роли в жизни общества и человека,

  • изучение основ вероучения наиболее распространенных и известных религий и духовных школ,

  • характеристика территорий распространения религий,

- описание существующих религиозных центров и маршрутов паломничеств,

  • раскрытие ряда особенностей практической организации поездок в области религиозного туризма.

Структура учебного пособия соответствует последовательности выполнения поставленных задач. Своеобразной новизной работы является то, что в ней совмещены 1) теоретические основы рассмотрения религиозного туризма, 2) религиоведение с элементами религиозной философии, 3) географическая характеристика территории распространения религий с акцентом на описании конкретных святых мест и центров паломничества, а также 4) рассмотрение особенностей практической организации поездок.

Для специалистов туристской отрасли чрезвычайно важно не только владеть навыками практической организации поездок туристов, но и иметь четкое представление о том, что такое религия, какие мотивы побуждают людей отправиться в паломничество или на экскурсию по священным местам. Эти знания помогут им лучше осознавать потребности туристов при создании и продвижении турпродукта, выделять целевые сегменты рынка и т.д. Также необходимо знать географию религиозных центров, так как именно они служат системами привлечения в данном виде туризма. Опыт показывает, что работники отрасли туризма не всегда хорошо осведомлены не только о зарубежных, но и о российских святых местах. В этой связи можно отметить как практическую значимость всего учебного пособия, так и самостоятельную ценность отдельных его частей.

Учебное пособие «Организация религиозного туризма» опирается на материалы научно-справочных изданий, работы российских авторов В.С.Сенина, А.Ю. Александровой, Н.А. Юркиной, А.Ф.Тришина, А.В. Миронова, Ю.А.Бабинова и других, зарубежных авторов Ф. Котлера, М. Томпсон, Садгуру Шивайя Субрамуниясвами и ряда других, а также личный опыт автора.

В наше время сильны религиозные противоречия и противостояние во многих уголках мира. Кое-где даже проливается кровь людей, считающих свое понимание истины единственно правильным. В этой связи автор делает попытку описать паломничества и обрядовую практику существующих религий с позиции их единства как достояния всего человечества.

Религиозный туризм оказывает большое эмоциональное влияние на человека. Многие люди приезжают домой, особенно после паломнических поездок преображенными, решившими некоторые жизненные противоречия, отдохнувшими, с блестящими глазами и в хорошем состоянии духа. Автор надеется, что данное учебное пособие позволит открыть для себя что-то новое специалистам, особенно будущим, в сфере туризма, а также широкому кругу читателей.

Автор выражает глубокую благодарность работникам турфирм «Радонеж», «Према», «Гималайский клуб», «Афон», а также Дубянскому С. И., Дудко С.В., Минулину Ю.А., Измайлову Р.Р., сотрудникам Института туризма и гостеприимства (Москва), кафедры географии мирового хозяйства Географического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова за помощь в сборе материалов и редактировании рукописи, ценные советы относительно структуры работы. Особая благодарность Христовой Марине Борисовне (маме автора) за помощь в решении организационных вопросов, связанных с написанием данной книги. Автор заранее приносит свои извинения за возможные отдельные опечатки и неточности в работе и выражает намерение исправить их в будущем.
Условные обозначения, используемые в учебном пособии:

ЗЕ –Западная Европа, ЦВЕ –Центрально-Восточная Европа, ЛА –Латинская Америка СА –Северная Америка САиСВ –Северная Африка и Средний Восток, АюС –Африка южнее Сахары, СНГ –Содружество независимых Государств, обл. –область, ш. –штат, о-в -остров, п-ов –полуостров, г. –год, гг. –годы, в. –век, вв. –века, св. –святой, святые, свт. –святитель, святители, прп. –преподобный, преподобные, вмч. –великомученик(и) (великомученица (цы)), РПЦ – Русская Православная Церковь, РКЦ –Римско-Католическая Церковь, санскр. –санскрит, тиб. –тибетский, инд. –индийский, кит. –китайский, яп. -японский.

Имеются свои условные обозначения в табл. 1, приводимые в сноске. В приложениях (примеры туров, предлагаемых фирмами) могут быть свои условные обозначения.

ВВЕДЕНИЕ
Религиозный туризм играет большую роль в системе международного туризма и внутреннего туризма отдельных государств мира. Люди продолжают отправляться в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия продолжает играть заметную роль в формировании самосознания и стереотипов поведения людей. Религиозная система является элементом общественной системы и во многих случаях одним из основных.

В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места "своей" религии. Также в эпоху интернационализации усилился диалог культур. У жителей одних стран стало проявляться желание приобщиться к духовным достижениям, в том числе в сфере религии в других странах. Автору кажется, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, возникшим при бурных изменениях всех сторон жизни человечества в последние несколько десятилетий.

В учебном пособии будет идти речь о религиозном туризме экскурсионной направленности и паломническом туризме. В первом случае туристов главным образом интересуют экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти туристы могут быть или не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также людьми нерелигиозными. Следует отметить, что религиозная тематика может быть составляющей комбинированных туров культурно-познавательной направленности.

Паломников интересует непосредственное участие в религиозных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломниками будут в основном являться люди, исповедующие ту религию, к святым местам которой они приехали приобщиться. Экскурсии, музеи, выставки для них могут являться вторичной, сопутствующей задачей или вообще мало интересовать паломников.

Религиозные туристы, и в первую очередь паломники отправляются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые и прочие действия в условиях обычной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, для решения личных проблем, поиска религии, духовной школы и системы ценностей для себя и близких, знакомства с культурным наследием страны; интеллектуального познания религий и духовного опыта людей.

Туристы отправляются в индивидуальные или групповые поездки; организованные при посредничестве турфирм или религиозных организаций и неорганизованные; с различными способами размещения: гостиничным и негостиничным; в пределах своей страны или за рубеж; на короткий или длительный срок и т.д. Туристы-экскурсанты пользуются услугами индустрии туризма: секторов транспортных перевозок, размещения и питания, развлечений, а также туроператоров и турагентов, реализующих туристский продукт. Паломники во многих случаях пользуются другими услугами: проживанием и питанием при храмах, монастырях, ашрамах, в ряде случаев добираются до пунктов назначения средствами транспорта, предоставляемыми этими организациями. Паломники также могут выполнять определенную работу в качестве послушания, служения, иногда такая работа является обязательной для них.

Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ. ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЕЗДОК


  1. Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности


Туризм представляет собой форму миграции людей, не обусловленную сменой местожительства или работы человека. Всемирная туристская Организация (ВТО) оперирует следующим определением того, кто такой турист. Турист – это «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте».

Александрова А.Ю., ссылаясь на материалы Международной конференции по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991) и рекомендации ВТО выделяет три главных критерия, позволяющих включить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и отличить их от других путешествующих лиц. Это: выезд за пределы обычной среды, продолжительность пребывания в месте поездки и цель посещения.

Места, которые человек посещает регулярно, даже если они находятся сравнительно далеко от места его проживания, являются элементами его обычной среды. Сюда можно отнести также объекты, находящиеся в непосредственной близости от места проживания человека независимо от частоты их посещения (например, какой-нибудь музей или храм, расположенные в данном городе). Психологически они воспринимаются как элемент каждодневности. В религиозном туризме поездка в достаточно удаленный город или район для поклонения какой-нибудь святыне, участия в культовых действиях или посещения музеев и выставок будет считаться выездом за пределы обычной среды. Концепция обычной среды вызывает споры среди специалистов – какое расстояние должен проехать человек и как часто посещать те или иные места, чтобы считаться туристом. Очевидно, что явление обычной среды различается по странам и может отличаться для людей разных мобильности, социального и имущественного положения, мировосприятия и мотиваций поездок.

В статистике туризма учитываются люди, продолжительность пребывания которых не превышает 12 месяцев. Если человек прожил в новом месте больше года, он переходит в категорию постоянных жителей. Например, паломники, отправляющиеся в известный православный монастырь на неделю, являются туристами*. Что касается целей поездки то в отличие от других путешественников (сезонных рабочих, иммигрантов, военнослужащих, дипломатов и т.д.) посетителями движут туристские мотивы. По рекомендации ВТО туристские цели были объединены в несколько блоков. Нас интересует посещение святых мест и поклонение религиозным святыням. Для сравнения другими блоками, выделенными ВТО, являются: отдых; посещение родных и близких; деловые и профессиональные цели; лечение и другие.

Итак, мы можем сказать, что туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест религий.

Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к религиозным центрам, находящимся за пределами обычной среды.

Религиозный туризм является самостоятельным видом туризма. Религиозный туризм и другие виды туризма составляют туризм в целом, который по определению Александровой А.Ю. есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы [Александрова, 2001].

Туризм наряду с религиозным включает такие виды как культурно-познавательный, развлекательный, деловой, научный лечебно-оздоровительный, спортивный, экологический, экзотический, экстремальный. У религиозного туризма, как и у других видов туризма, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионной направленности.


  1. Разновидности религиозного туризма


Религиозный туризм имеет две основные разновидности. Это паломнический туризм и туризм экскурсионно-познавательной направленности. Разновидностью паломнического туризма является духовно-паломнический туризм.

Паломнический туризм

Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Слово «паломничество» происходит от слова «пальма» - паломники – христиане, совершавшие поездки на Святую Землю в средние века привозили оттуда пальмовую ветвь. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Много различных мотивов толкает людей совершать паломничества. Это желание исцелиться от физических или душевных недугов, помолиться за родных и близких, обрести благодать, набраться сил, сделать какую-нибудь работу (строительство, уборка территории монастыря, храма, ашрама (духовного центра) и т.д.). Также паломничество может быть обусловленным стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, выразить преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни. Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев является глубоко религиозным человеком с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства по их преодолению. Это символизирует готовность человека пожертвовать временным, иллюзорным и преходящим материальным во имя вечного духовного. В индуизме, православии и католицизме, других конфессиях получили развитие пешие паломничества, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания, и они едут или идут в святые места более значимые для них.

История паломничества

Традиции паломничества уходят корнями в далекую древность. В Индии испокон веков люди совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Шримад-Бхагаватам (Бхагавата пуране), написанной много веков назад (по мнению некоторых специалистов за несколько тысячелетий до н.э.,) сказано, что святые места, в которых почитаются божества нужно посещать и в них нужно молиться, чтобы достичь духовных результатов. Посещение этих мест и участие в ритуальных церемониях даст результаты в тысячу раз лучшие, чем те, что будут достигнуты при выполнении тех же действий в других местах. В буддийском каноне Трипитака указаны места, которые сам Будда как свои памятные. Это те, где Он родился, получил состояние Просветления, прочитал свою первую проповедь и ушел в иной мир.

В Древней Греции к прорицательнице – пифии, жившей в храме в Дельфах, съезжались представители всего античного мира для получения предсказаний. В средние века сложилась традиция поездок христиан к Гробу Господню в Иерусалим. Эпоха крестовых походов стимулировала развитие паломничества. Крестовые походы проходили под флагом освобождения Святой Земли от неверных. Паломническое движение в Святую Землю приобретает еще больший размах в XV-XVI вв. Наряду с глубоко верующими людьми под видом паломников в путешествие отправлялись купцы, ученые, например Ю. Тенеллус и В. Постель, собиравшие в Палестине рукописи для парижской библиотеки, политические и военные агенты королей.

В средние века и новое время российские цари и царицы совершали паломничества, часто пешии в различные монастыри и храмы России. Когда во время пеших походов монарх уставал идти, то его увозили на отдых в близлежащий путевой дворец. После этого его привозили на то место, где он перестал идти накануне и царь продолжал свой поход.

В XX в. в связи с развитием туризма, современных средств транспорта, связи, информационного бума возросли интенсивность и географическое разнообразие паломничества. По имеющимся данным, более 200 млн чел. ежегодно совершают паломничества.

В современной России произошло возрождение интереса к религиям и церкви. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни в лучшем случае рассматривались как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения места.

Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности существуют индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка, продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать прямо в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик и она более скромная. Пища, особенно в Индии, а также в христианских странах во время постов вегетарианская.

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты – горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества являются приуроченными к определенным праздникам. Скажем в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь Папы Римского.

О духовно-паломническом туризме как разновидности паломнического приходится говорить практически впервые. Этот туризм пока имеет достаточно узкую социально-психологическую базу и географическую направленность. И все-таки о нем можно говорить как о разновидности паломнического туризма. Имеются в виду поездки туристов из Северной и Южной Америки, Европы, России и СНГ на различные духовные практики в страны Востока, в первую очередь в Индию, а также Китай, Тибет, Непал, Японию. В Индии системами привлечения таких туристов являются ашрамы – центры медитации, йоги, философии, руководимые духовными Учителями, многие из которых известны далеко за пределами Индии, в том числе в России. Практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, часто выходят за рамки религии или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальный характер для людей разных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик – помочь человеку решить свои проблемы, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.

К духовно-паломническому туризму можно отнести следующее: одна из мусульманских организаций Казахстана собирается направить своих членов в межконфессиональный поход в Тибет. Тибет, хотя там нет мусульманских святынь, является очень значимым в духовном отношении местом.

Следует отметить близость духовно-паломнического туризма другим видам туризма. Возьмем два примера, опять же связанные со странами Востока. В Индии существуют аюрведические курорты, куда приезжают на лечение индийцы и иностранцы. Аюрведа как комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний утверждает, что болезни являются следствием нарушения гармонии энергий человека и Вселенной. В Аюрведе для лечения могут использоваться мантры, а на философском уровне Аюрведа провозглашает необходимость осознания человеком своего единства с Богом. Так что поездки на лечение по Аюрведе будут содержать элементы религиозного туризма. Другой пример: каждый год организуются поездки из России для занятий цигун в Китай. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил. Так что такая поездка содержит элементы религиозного, спортивного и лечебно-оздоровительного туризма.

Карта паломничеств в мире очень мозаична. На основании работ ряда ученых, в частности Александровой А.Ю. можно выделить следующие макрорегионы паломничества:

  • Православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия;

  • Зарубежная Европа с доминированием католицизма и протестантизма, с его многочисленными течениями;

  • Северная Америка с доминирующим положением христианства;

  • Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;

  • Северная Африка с преобладанием ислама;

  • Восточная и, частично, Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;

  • Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;

  • Южная Азия с распространением индуизма, буддизма и ислама, а также центрами христианства, сикхизма и джайнизма;

  • Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, наличием христианства и анклавами индуизма;

  • Восточная Азия с господством буддизма, христианства, синтоизма, участками христианства и ислама;

  • Средняя Азия с господством ислама; центральная Азия (Тибет) с преобладанием буддизма [Александрова, 2001].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconПрограмма по дисциплине «Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма»
Предназначена студентам по специальностям 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм», 100201. 65 «Туризм» и по направлению...
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм»
«Туризм» (очная, заочная формы обучения), специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм» (очная форма обучения)
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconПрограмма дисциплины
Религиозный фактор в политической жизни стран юва (вторая половина ХХ – начало ХХI в.)
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconПрограмма по дисциплине «Инновации в социально- культурном сервисе и туризме»
Предназначена студентам по специальностям 100103. 65 «Социаль- но-культурный сервис и туризм», 100201. 65 «Туризм»
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconПрограмма по дисциплине «История туризма»
Предназначена студентам по специальностям 10010365 «Социально-культурный сервис и туризм» и 10020165 «Туризм» очной и заочной форм...
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconПрограмма по дисциплине «История туризма»
Предназначена студентам по специальностям 10010365 «Социаль- но-культурный сервис и туризм» и 10020165 «Туризм» очной и заочной форм...
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconРефератов по дисциплине «Литература»
...
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconА. В. Оболонский мораль и право в политике и управлении
Этические ценности – «спасательный круг» в меняющемся мире: религиозный и светский подходы
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconНациональный и религиозный состав населения Омской области
Вайц Л. Н., учитель географии моу «Кормиловская средняя общеобразовательная школа №1»
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconРабочая программа учебной дисциплины «Технология и организация экскурсионной...
Предназначена студентам по специальностям 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм», 100201. 65 «Туризм»
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconРабочая учебная программа по дисциплине Введение в туризм
Гос впо направления (специальности) 230500 Социально-культурный сервис и туризм, рег. №293 св/сп от 27 марта 2000
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Экологический туризм...
Всемирная туристская организация признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма...
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconЖизнь без пищи: научный и религиозный аспекты
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экологический туризм...
«География» со специализацией «Социальная география Скандинавских стран и туризм»
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconА. А. Арефьева Научный
Среди основных видов можно выделить: научный туризм; туры истории природы; приключенческий туризм; путешествия в природные заповедники...
Христов Тодор Тодорович Религиозный туризм iconРабочая программа по дисциплине «Практикум работы на пэвм»
Предназначена для студентов по специальностям 100103. 65 Социально-культурный сервис и туризм (имиджмейкерские услуги), 100103. 65...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск