Скачать 0.71 Mb.
|
Министерство образования Республики Коми Государственное автономное учреждение Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» Рекомендована Утверждаю Методическим советом Генеральный директор Протокол № __________ И. Н. Филатов « »___________ 2009г. « » ____________ 2009г. ____________ Л.Е. Вотякова Принята Педагогическим советом Протокол № « »___________ 2009г. Дополнительная образовательная программа «Юный краевед-этнограф» Направленность: Туристско-краеведческая Для обучающихся 9-14 классов 4 года обучения Составитель: Кочанова Ангелина Николаевна Педагог дополнительного образования Сыктывкар 2009 Министерство образования и высшей школы Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий» Рекомендована Утверждаю Методическим советом Генеральный директор Протокол № __________ И. Н. Филатов « »___________ 200 г. « » ____________ 200 г. ____________ Л.Е. Вотякова Принята Педагогическим советом Протокол № « »___________ 200 г. Дополнительная образовательная программа «Юный краевед-этнограф» Направленность: Туристско-краеведческая Для обучающихся 9-14 классов 4 года обучения Составители: Кочанова Ангелина Николаевна Педагог дополнительного образовании Сыктывкар 2009 Пояснительная записка Программа «Юный краевед-этнограф» представляет собой содержание туристско-краеведческой деятельности с обучающимися 4–7 классов. Она может служить формой организации познавательной деятельности и воспитательной работы с учащимися. Программа рассчитана на 4 года обучения. Цель – воспитание на краеведческом материале думающей, творческой личности, привитие уважения к природному, культурному наследию Коми народа. В процессе обучения предполагается решение следующих задач:
- приобретение и накопление знаний о традиционной культуре этноса, о своей семье, городе, крае; - накопление знаний, умений, практических навыков по туристско-краеведческой деятельности; - приобретение комплекса знаний и навыков в поисково-исследовательской деятельности;
- развитие познавательного интереса к изучению традиционно бытовой культуры коми народа, семьи, микрорайона, города; - развитие самостоятельности, инициативы, творческого потенциала; - усиление мотивации к приобретению знаний о малой родине; - развитие умения и навыков взаимодействовать с окружающим миром людей и природы; - формирование умения передавать полученные знания другим людям; - формирование умения пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; - развитие желания быть полезными обществу;
- воспитание чувства сопричастности к системе ценностей, истории, традициям; - воспитание качеств, необходимых для социальной адаптации и успешного самоутверждения. Программа каждого года обучения рассчитана на 144 часа, с сентября по май включительно. В основе программы лежит идея развивающего обучения. Благодаря используемой системе цикличности занятий на каждой ступени обучения представлены те же разделы, но с большим обобщением, повышением сложности получаемых знаний. Поэтому программа каждого года обучения может быть использована как самостоятельная. В зависимости от подготовленности, способностей, желания детей образовательный процесс может быть закончен после каждого года обучения. При раскрытии содержания тем акцент делается на этнографию. Близость объектов исследования (семья, улица, дом, родной город и т.д.) способствует укреплению мотивации для дальнейшей работы. На 1 году обучения даются первоначальные представления об истории и культуре родного края, города на основе принципа от простого к сложному и включением лишь элементов исторических знаний. Занимающиеся I года непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, школой, микрорайоном, улицей, достопримечательностями города. Ребята обращаются к народным традициям, которые позволяли нашим предкам поддерживать физическое и духовное здоровье путем гармонизации своих отношений с окружающим миром. Обучающимся 2 и 3 года обучения предусмотрено более углубленное изучение исторических, природных, этнографических особенностей родного города, края. Формируются начальные навыки безопасного поведения в окружающем мире. Ребята пробуют себя в маленьких сообщениях, подключаются к поисково-исследовательской деятельности, вовлекают в поиск свою семью, закрепляют и совершенствуют навыки здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности. Предметом изучения на 3 году будут также летопись школы, микрорайона, достопримечательности города, основы музейной, экскурсионной деятельности. Предполагается самостоятельный информационный поиск по составлению учебных мини-экскурсий о конкретном этнографическом или историческом, архитектурном объекте города. На следующей ступени – на 4 году обучения – программа должна ввести в традиционный мир коми людей. Развивается также тема проникновения к истокам рождения, этнографии города. Взгляд в прошлое своей семьи, своей малой Родины дает детям возможность задуматься об ответственности за сохранность окружающего мира для будущих поколений, смотреть на многие привычные вещи другими глазами. Обучающиеся должны достичь определенного уровня деятельности – экскурсоводческой, поисково-исследовательской. Для разработки экскурсий, изучения объектов исследований целесообразна организация работы воспитанников группами (или индивидуально), что позволяет реализовать индивидуальные способности и образовательные потребности каждому ребенку. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. Педагоги имеют возможность самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий в зависимости от времени года и погодно-климатических условий. Программа комплексная. Помимо разделов по краеведению, включает в себя раздел «Туризм и ориентирование», при изучении которого приобретаются навыки походной, туристской жизни в путешествиях, этнографических экспедициях, походах. Таким образом, участие обучающихся в объединении «Юный краевед-этнограф» будет способствовать: - их духовному, нравственному воспитанию; - развитию индивидуальных творческих способностей; - накоплению опыта в процессе восприятия народной культуры; - развитию полученных знаний и приобретению исполнительских навыков; Программа предполагает, что ребята будут участвовать в учебной поисково-исследовательской работе, проводить познавательные экскурсии для младших классов. По окончании курса обучающиеся, прошедшие все этапы пед. контроля, получают звание «Юный краевед-этнограф».
Учебно-тематический план Юный краевед-этнограф 1 год обучения
|