Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта НОО;
Примерной программы к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» по окружающему миру 1-4 классы: Н. Ф. Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2010;
Авторской программы Н. Ф. Виноградовой, обеспеченной УМК «Начальная школа XXI века» для 1- 4 классов. Н. Ф. Виноградова;
Основной образовательной программы НОО муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Вольска Саратовской области»;
Положения «О рабочей программе педагога МОУ «СОШ № 3 г. Вольска».
Актуальность изучения данного курса:
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник: устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимость в системе «человек — природа — общество»;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры; подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни; подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Предполагается использование следующих методов обучения: проблемный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный. Реализуется через различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок открытия нового знания, урок с использованием ИКТ, урок отработки умений и рефлексии), ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.
Достижению результатов обучения обучающихся 1класса способствует применение системно - деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих технологий).
Цели:
- представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Задачи обучения:
- формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия мира;
- обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника;
- формирование предпосылок научного мировоззрения; общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений;
- социализация ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств;
-воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
-формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
-осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Н.Ф. Виноградова Программа четырехлетней начальной школы по окружающему миру: проект «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
Учебник: Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир»: 1класс (в 2 – х частях) – М.:Вентана – Граф, 2011г.
Н.Ф.Виноградова Рабочая тетрадь: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: Рабочая тетрадь 1класс - М.:Вентана – Граф,2013г.
Общая характеристика учебного предмета
«Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Описание места учебного предмета.
Программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного Стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных, внутрипредметных связей, логика учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Согласно основной образовательной программе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Вольска Саратовской области» предмет «Окружающий мир» является инвариантной частью учебного плана, входит в область «Обществознание и естествознание». Программа рассчитана на 66 часа (2 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения Универсальные учебные действия.
Раздел программы
| УУД
| Универсальные учебные действия
(Характеристика деятельности детей)
| Этот удивительный мир
Родная природа
| Ученик научится: свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
основные правила здорового образа жизни;
основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
основные условия благополучной жизни растений и животных;
профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать (сопоставлять):знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
различных представлений растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
времена года;
животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
Ученик получит возможность научиться:
– анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
– различать основные нравственно-этические понятия;
– рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
– участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы
| Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.
Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.
Личностные: самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.
Личностные: самоопределение – оценивают поступки человека по отношению к природе, осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира; смыслообразование – проявляют позитивное отношение к сохранению природы.
| Мы - школьники
| Регулятивные: планирование – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, осуществление учебных действий – отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и учебнике.
Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – знакомиться с одноклассниками, рассказывать о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется); составлять описательный рассказ по картинкам; знаково-символические – использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе.
Коммуникативные: взаимодейст- вие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаи- моотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; инициативное сотрудничество – проявлять активность Регулятивные: контроль и самоконтроль – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя или одноклас-
сника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – знакомиться с новыми понятиями: «школа», «учитель», «класс»; описывать назначения различных школьных помещений; логические – строить рассуждения, высказываться в устной форме о значении школьных помещений.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.
Личностные: смыслообразование – оценивают свой учебный труд, принима-ют оценки одноклассников, учителя; самоопределение – соблюдают правила поведения в школе, понимают важность здорового образа жизни, осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих
| Родная природа
|
| Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.
Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь
представление об органах чувств, их роли в жизни человека.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- никативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразо-
| Семья
| Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.
Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь
представление об органах чувств, их роли в жизни человека.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- никативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразо- вание – понимают чувства других людей и сопереживают им
| Труд людей
| Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – уточнять и обогащать представления первоклассников о раз- личных профессиях, о людях, чей труд важен для каждого человека; логические – классифицировать предметы по заданному признаку.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договари- ваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осуществлять смысловое чтение; предметные – уточнять знания о предметах гигиены, их значении для здоровья человека; закреплять основные правила гигиены; информационные – осуществлять сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников).
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;
| |