| «УТВЕРЖДАЮ»
и.о. директора МОУ СОШ №4
/О.Л. Блохина/
Приказ № 65/3 от «14» июня 2011 г.
|
ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №4
г. Переславля-Залесского Ярославской области
|
С изменениями, утвержденными приказами №81
от 30.08.2012, №60 от 30.08.2013.
| С О Д Е Р Ж А Н И Е
РАЗДЕЛ 1 3
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
РАЗДЕЛ 2. 46
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 46
РАЗДЕЛ 46
2.1. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ 46
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 46
2.3 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, 90
ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 90
2.4 Программа коррекционной работы 105
2.5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, 111
ВКЛЮЧЕННЫХ В УЧЕБНЫЙ ПЛАН 111
РАЗДЕЛ 3. 112
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 112
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 112
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.). 112
3.2. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 120
3.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 123
РАЗДЕЛ 1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 города Переславля – Залесского разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) и Концепцией образовательной системы «Школа 2100».
ООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 4 г. Переславля-Залесского является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Образовательная программа начального общего образования МОУ средней общеобразовательной школы №4 ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплекта учебников образовательной системы «Школа 2100», в которых указанные подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение.
Для реализации ООП НОО определяется нормативный срок 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту. Содержание основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 4 формируется с учетом социокультурных особенностей и потребностей региона.
Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации определяются Уставом МОУ СОШ №4 и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №4 предусматривает:
Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через
систему секций, кружков, студий, организацию общественно полезной деятельности с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей;
Организацию интеллектуальных и творческих соревнований,
проектно-исследовательской деятельности;
Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников МОУ СОШ №4 и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
Возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников.
МОУ СОШ № 4, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
С Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в данном учреждении;
С их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом МОУ СОШ №4.
Конечный результат образовательной деятельности МОУ СОШ № 4 как реализация общественного договора фиксируется в портрете выпускника.
Выпускник начальной школы – это ученик:
Владеющий основами умения учиться.
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Любящий родной край, свою страну.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
Адресность образовательной программы
Возраст
| Возраст – 6,5 – 7 лет на 1 сентября текущего года
| Уровень готовности к обучению по программе
| Определяется на основе медицинского заключения о школьной зрелости ребёнка, содержащегося в медицинской карте первоклассника. Перед поступлением на обучение ребёнок может иметь предварительную подготовку в ДОУ общеобразовательного типа, в условиях семейного, домашнего образования. Специальные требования отсутствуют. Образовательная программа начального обучения адресована обучающимся с любым уровнем школьной зрелости.
| Состояние здоровья
| 1-3 группа здоровья
| Организация приёма обучающихся на 1 ступень обучения
| Прием производится в заявительном порядке.
Приём обучающихся во 2-4 классы на вакантные места осуществляется в заявительном порядке.
| Технология и условия комплектования классов
| Февраль- март – проведение собраний для родителей будущих первоклассников. Презентация образовательной программы школы, знакомство с условиями приема в 1-ый класс и выбором образовательного маршрута. Апрель-август – прием заявлений. Май – август – приказы о зачислении в 1-ый класс МОУ СОШ №4.
| |