Программа курса «Текст в информационную эпоху»





Скачать 130.57 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Текст в информационную эпоху»
Дата публикации17.08.2014
Размер130.57 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Военное дело > Программа курса



программа курса



«Текст в информационную эпоху»



по направлению подготовки 032700 «Филология»


уровней подготовки высшего профессионального образования

магистратуры с присвоением квалификации (степени) «магистр»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов комплекс знаний об особенностях создания и функционирования текста в информационную эпоху;

  • сформировать у студентов комплекс знаний, во-первых, о принципах выбора слов из лексических ресурсов языка и, во-вторых, о принципах построения фразы, для выражения в речи авторского замысла;

  • сформировать у студентов комплекс умений и навыков, позволяющих осознанно использовать языковые средства словесного воплощения авторского замысла;

  • сформировать у студентов понимание риторического стиля и слога.


Задачи освоения дисциплины:

Ознакомить студентов с базовыми теоретическими понятиями риторического слога и стиля, с принципами отбора лексических средств языка в зависимости от замысла высказывания, научить их создавать тропы, фигуры и периоды, сформировать у них навык выстраивания логико-смысловой структуры отдельных фрагментов и всего текста в целом. Указанные знания и навыки формируются на основе текстов информационной эпохи (документ, деловая переписка, стратегия коммуникаций компании, реклама, речь на общественно значимые темы).
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина входит в вариативную часть ООП.

Данный курс является частью специализации «Риторика» и предназначен для магистрантов первого года обучения. Одновременно с ним должны читаться теоретические курсы «Риторика» и «Теория словесности». Дисциплина преподается в I семестре I курса. Для ее изучения достаточными являются знания, умения и навыки, приобретенные в бакалавриате по направлению «Филология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Универсальные компетенции:

а) общенаучные:

способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2) (формируется частично);

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3) (формируется частично).

б) инструментальные:

владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);

в) системные:

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (М-СК-5).
Профессиональные компетенции

Общепрофессиональные компетенции:

знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1) (формируется частично);

владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2) (формируется частично);

владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5);

способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);

умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7);

умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8);

умение трансформировать различные типы текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, перевод словесных текстов в мультимедийные, печатных в гипертекстовые и электронные и т.п.) (М-ПК-9);

способность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (М-ПК-10);

умение оказывать филологические экспертные и консультационные услуги в различных областях науки и образования, культуры, производства, общественно-политической жизни и государственного управления (М-ПК-14);

способность и готовность к участию в разработке научных, культурных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (М-ПК-15);

владение навыками подготовки научных, научно-популярных, литературно-художественных, публицистических и др. изданий, работы с официальными и историческими документами (М-ПК-16).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

  • содержание основных терминов и понятий элокуции и стилистики;

  • виды стилей языка и стилей речи: исторические, функциональные, литературные, включая стили литературных школ и авторские, окказиональные;

  • различные понимания термина «информационная эпоха»;

  • особенности функционирования текста в информационную эпоху;

  • сущность критериев совершенного слога (правильность, ясность, точность, уместность, легкость, живость, гармоничность);

  • правила отбора слов и словосочетаний, необходимых для выражения авторского замысла;

  • приемы выразительности: тропы и фигуры, алгоритм нахождения и конструирования различных видов метафоры, метонимии, иронии и т.д.

  • номенклатуру фигур;

  • понятие и виды периода;

  • актуальное членение в ораторской прозе;

  • основные отличия внутритекстовых связей в периодической и прозаической речи.


Уметь:

  • корректно пользоваться терминологическим аппаратом элокуции и стилистики;

  • работать с синонимическими рядами языка и отбирать нужный член синонимического ряда для наиболее точной передачи авторского замысла;

  • конструировать контекстно обусловленные эпитет, различные виды метафоры, метонимии, иронии, а также фигуры выделения и диалогизма;

  • создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности;

  • уметь прогнозировать последствия размещения текста в публичном пространстве и его функционирования в условиях информационной эпохи;

  • конвертировать периодическую речь в прозаическую;

  • использовать приобретенные знания для самостоятельной практической филологической деятельности (создания текстов).


Владеть:

  • навыками редактирования документа, делового, рекламного и художественного текста;

  • навыками анализа текста с точки зрения его стиля и слога;

  • навыками создания текста для современного публичного пространства;

  • навыками самостоятельной работы с научным и фактическим материалом по проблематике дисциплины.


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.





п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекция

с.р.с.

Семинар

с.р.с.




1

Стили языка и стили речи. Стиль и эпоха.

1

1-2







4

4




2

Лексические средства стилистики

1

3-4







4

4




3

Приемы выразительности: тропы

1

5-6







4

4




4

Приемы выразительности: фигуры

1

7-9







6

6




5

Логико-семантическое строение текста.

1

10-11







4

4




6

Периодическая и прозаическая речь

1

12-14







6

6

Коллоквиум

7

Слог и стиль в оформлении письменных текстов и в исполнении устных

1

15-16







4

4

Зачет

Итого




1










32

32





Содержание курса

  1. Стили языка и стили речи. Требования стиля и слога.

Стиль в жизни и в языке. Стиль и слог. Стили языка (исторические и функциональные) и стили речи (литературные, включая стили литературных школ и авторские, и окказиональные). Критерии хорошего стиля и слога: правильность, чистота, ясность, точность, уместность, легкость, живость, гармоничность. Связь жанра и стиля. Стиль и эпоха. Текст в информационную эпоху.

  1. Лексические средства стилистики.

Правила отбора слов и словосочетаний для наиболее точной передачи авторского замысла. Значение слов, языковой избираемых лексических средств, характер употребления слова в современном литературном языке, его отношение к истории языка и литературной традиции, смысловые отношение слова в системе языка. Термины и терминологические слова. Нелитературная лексика. Исконные и заимствованные слова. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Маркированные слова. Прецедентное употребление слова и его культурные коннотации. Синонимы, принципы отбора лексических единиц для текста из синонимических рядов. Эвфемизмы.

  1. Приемы выразительности: тропы.

Тропы и фигуры как приемы выразительности. История понятий. Виды тропов: эпитет, метонимия, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола и др. Алгоритм их нахождения и конструирования в зависимости от контекста.

  1. Приемы выразительности: фигуры.

Специфика фигур как приемов выразительности. Фигуры мысли и фигуры речи. Фигуры выделения (плеоназм, синонимия, сгущение, градация, экзергазия, реприза, восхождение, плоце, полиптотон, симплоце, анафора, эпифора, хиазм, эксплеция, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, силлепсис, эналлага, ирония, зевгма, анаколуф, апозиопея, метабола, энумерация, соответствие, антитеза, оксюморон и др.) и фигуры диалогизма (предупреждение, ответствование, сообщение, заимословие, цитата, аллюзия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение и др.).

  1. Логико-семантическое строение текста.

Средства достижения смыслового, логического и стилистического единства текста. Актуальное членение. Фрагмент текста. Амплификация. Структура абзаца. Средства связности.

  1. Периодическая и прозаическая речь.

Стихотворная, периодическая и прозаическая речь. Простой и сложный период. Левая и правая асимметрия периода. Структура периода. Протасис и аподосис. Средства достижения связности и образности в прозаической речи.

  1. Слог и стиль в оформлении письменных текстов и в исполнении устных.

Стиль письменного текста: шрифты, способы выделения, иные аспекты оформления текста / документа. Формуляр жанра. Категории умеренности и целесообразности. Правила произнесения ораторской речи: правила создания конспекта выступления, предварительная проработка выступления, контроль за временем исполнения речи («таймменеджмент»). Жестикуляция и органика выступления. Темп, интонирование, громкость, паузы. Вербальное и невербальное взаимодействие с аудиторией. Визуальные вспомогательные средства: правила оформления и подачи. Тактика речевого мышления. Прогнозирование последствий создания текста.

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Курс предполагает использование студентами в рамках самостоятельной работы сети Интернет и иных информационных технологий для поиска и анализа информации, работы с базами данных, а также традиционные формы работы с учебной и методической литературой.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Форма промежуточной аттестации – зачет: студентам предлагается для разбора текст выступления профессионального оратора (писателя, проповедника, юриста, политика), в котором предлагается выделить тропы, фигуры, найти периоды с левой и правой асимметрией, проанализировать актуальное членение выборочных фраз и т.п.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

  1. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: АН СССР, 1963. -255с.

  2. Волков А.А. Курс русской риторики. М.: Индрик, 2009.- 424с.

  3. Волков А.А. Основы риторики: учебное пособие для вузов. - М., Академический Проект, 2003. - 304с. - ("Gaudeamus")

  4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 2002.- 480с.

  5. Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М.: Добросвет, 1997.- 600с.


б) дополнительная литература:

  1. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности. - В кн.: Риторика и истоки европейской литературной традиции: (Сб.ст). - М.: "Языки русской культуры", 1996.- С.158-191.

  2. Актуальные вопросы риторики и коммуникативной лингвистики: Сб. науч. тр./ Моск. пед. ун-т; [Редкол.: Гольцова Н.Г. (отв.ред) и др.]. - М.: ПМУ,1996 - 144с.

  3. Аргументация в публицистическом тексте: (Жанрово-стилистический аспект): Учеб. пособие/ ред.И.В.Гущина, Г.В.Жаркой, О.М. Каменева и др. - Свердловск: Изд-во Урал.ун-та,1992. -243с.

  4. Аристотель. Риторика. – В кн.: Античные риторики: [Переводы] / Собрание текстов, статьи, коммент. и общ.ред. А.А.Тахо-Годи; – М.: Изд-во МГУ, 1978. - С.15-164.

  5. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора - В кн.: Лингвистика и поэтика: Сб.статей / АН СССР. Ин-т рус.яз.: отв.ред. В.П.Григорьев. - М., 1979. - С.147-173.

  6. Баранов А.Н. Что нас убеждает?: (Речевое воздействие и общественное сознание). - М.: Знание, 1990.- 63с.

  7. Варзонин Ю.Н. Теоретические основы риторики / М-во общ. и проф. Образования РФ, Твер.гос.ун-т. - Тверь, 1998. - 120с.

  8. Виноградов В.В. Риторика и поэтика – В кн.: О художественной прозе. -М-Л.: Гос. изд., 1930. - с.75 -185.

  9. Винокур Г.О. Поэтика. Лингвистика. Социология (Методологическая справка) – В кн.: Винокур Г.О. Филологические исследования: лингвистика и поэтика / Отв.ред. акад. Г.В.Степанов, д.филол.н. В.П.Нерознак; АН СССР, Отд-ние лит. и яз.; Комис. по истории филол.наук. – М.: Наука, 1990.- С.22-31.

  10. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М: Книжный дом ЛИБРОКОМ , 2009 г. 139 стр.

  11. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие // Вопросы стилистики: Межвузовский сб.научных трудов. Вып.25. Проблемы культуры речи. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1993. – С.9-18.

  12. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. / АН СССР, Ин-т рус.яз. - М.: Наука, 1989. -254с.

  13. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения – В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). – М., 1976 – С.5-33.

  14. Казак Е.А. Некоторые особенности словарного состава ораторской речи. - В кн.: Неориторика: генезис, проблемы, перспективы: Сб.научн.-аналит. обзоров / [Отв.ред.Безменова Н.А.] - М.: ИНИОН, 1987. -С 177-188.

  15. Кайда Л. Г. Композиционная поэтика текста. М.: Флинта, 2011. – 408 стр.

  16. ОдинцовВ. В. Стилистика текста. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2010. – 264 стр. Теория текста : : учебное пособие / Ю. Н. Земская [и др.] ; под ред. А. А. Чувакина. - 2-е изд., перераб. и доп. .- Москва : Флинта : Наука , 2010 – 222

  17. Кайда Л.Г. Стилистика текста: от теории композиции - к декодированию. М.: Флинта, Наука , 2005 г. 208 стр.

  18. Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. / Высш.парт.школа при ЦК КПСС; Кафедра рус.яз. - М., 1960 - 71с.

  19. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: композиционно-стилистическая структура: Дис…д-ра филол.наук/ МГУ им.М.В.Ломоносова. Фак.журналистики Каф.стилистики рус.яз.- М.,1993.- 479л.

  20. Метафора в языке и тексте / [В.Г.Гак, В.Н.Телия, Е.М.Вольф и др.]; Отв.ред. В.Н.Телия; АН СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1988. - 174с.

  21. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М.: Логос , 2010 г. 524 стр.

  22. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. - М.: Изд.центр "Academia", 1996. - 189 с.

  23. Райкинг Джеймс Э, Харт Эндрю У., Остен Роберт фон дер. Композиция: 16 уроков для начинающих авторов.

  24. Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М.: Добросвет, 1997.- 600с.

  25. Смолененкова В.В. Риторическая критика как филологический анализ публичной аргументации./ Дис. на соиск. К.ф.н.. Москва, 2005.

  26. Соловьева Н.Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка: [словарь-справочник] / Москва : Оникс : Мир и Образование , 2011 - 159 с.

  27. Теория и практика риторики массовой коммуникации: (науч.-аналит. обзор) / ред.Н.А.Безменова. -М.: ИНИОН. 1989. - 38с.

  28. Тураева З. Я.. Лингвистика текста: Текст: Структура и семантика : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2103 "Иностранные языки" / - Изд. 3-е М: Книжный дом "ЛИБРОКОМ" , 2012 - 136 с

  29. Уильямс Дж. М. Стиль: Десять уроков для начинающих авторов / пер. с англ. и адаптация А.Станиславского. – М.: Флинта: Наука: 2003. – 328 с.

  30. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб. : Азбука , 2000 – 347 стр.

  31. Филиппов К.Ф. Лингвистика текста. Издательство СПбГУ, 2007 г. 330 стр.

  32. Цицерон Марк Туллий. Об ораторе. -В кн.: Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. Пер.с латин. Ф.А.Петровского. (и др.) Под ред. М.Л.Гаспарова. - М.: Наука, 1972. -С.75-252.

  33. Чернявская В. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009 г. 248 стр.

  34. Communication in History: technology, culture, society / ed. By David Crowley, Paul Heyer. Boston, 2003.

  35. Poe, Marshall/ A history of communications: media and society from the evolution of speech to the Internet / Marshal T.Poe. Cambridge University Press, 2011.

  36. Sky Marsen. Communication studies. Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2006. 


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает доступ к Интернету, включая доступ к базам данным статей зарубежных издательств, во внеаудиторное время; наличие в библиотеке комплектов учебно-методической, научной и справочной литературы.
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки «Филология».
Разработчик:
К.ф.н., старший преподаватель кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова

В.В. Смолененкова



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Текст в информационную эпоху» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стратегии и методики обеспечения антитеррористической готовности современного государства в информационную эпоху
Программа курса «Текст в информационную эпоху» icon№144/св-476 от 04 июля 2008 г. (Книр «Импульс») раздел II учебно-методический комплекс
Стратегии и методики обеспечения антитеррористической готовности современного государства в информационную эпоху
Программа курса «Текст в информационную эпоху» iconИнтерактивные методы преподавания
Насколько он нов? И если был известен ранее, как видоизменился и обновился сегодня, в эпоху вхождения педагогики в современную информационную...
Программа курса «Текст в информационную эпоху» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущей целью образования в информационную эпоху является мотивация к достижению успеха. Что такое «достижение» в учебе? Это то,...
Программа курса «Текст в информационную эпоху» iconРабочая программа учебной дисциплины «история физики»
Охватывает; Зарождение новых физических учений в эпоху Средневековья и их дальнейшее развитие в эпоху Возрождения
Программа курса «Текст в информационную эпоху» icon1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая...
Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху перехода от натурального...
Программа курса «Текст в информационную эпоху» icon«Межпоселенческая централизованная библиотечная система» план работы мук ар «мцбс» на 2010 год
Публичные библиотеки занимают важнейшее место в этой ситуации, так как их основные функции – сбор и распространение информации и...
Программа курса «Текст в информационную эпоху» iconПояснительная записка о месте и задачах курса новой истории (1800-1913) цели курса
Программа курса позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и традиционного обществ в изучаемую...
Программа курса «Текст в информационную эпоху» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целями освоения дисциплины (модуля) являются познакомить студентов с актуальными проблемами теории журналистики в эпоху глобализации...
Программа курса «Текст в информационную эпоху» iconУрок истории в 6 классе Тема: Англия в эпоху высокого средневековья
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Франция в эпоху средневековья» (игра «крестики-нолики», разбор синквейна)
Программа курса «Текст в информационную эпоху» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой...
Программа курса «Текст в информационную эпоху» iconРоссия в эпоху дворцовых переворотов
Шесть царствований на протяжении 37 лет вот что характеризует так называемую эпоху дворцовых переворотов
Программа курса «Текст в информационную эпоху» iconФедоров Н. В. Компьютерный набор библиографии
Все эти люди жили в эпоху Средневековья. Мы с вами уже многое изучили: эпоху, средневековую архитектуру, замки, костюмы и многое...
Программа курса «Текст в информационную эпоху» iconКонспект установочной лекции по теме «Введение в информационную безопасность»
Содержание контрольной работы должно соответствовать программе курса «Информационная безопасность и защита информации» по специальности...
Программа курса «Текст в информационную эпоху» iconКлассный час на тему: «Символика Российского государства»
Все эти люди жили в эпоху Средневековья. Мы с вами уже многое изучили: эпоху, средневековую архитектуру, замки, костюмы и многое...
Программа курса «Текст в информационную эпоху» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №90»
Все эти люди жили в эпоху Средневековья. Мы с вами уже многое изучили: эпоху, средневековую архитектуру, замки, костюмы и многое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск