Скачать 4.46 Mb.
|
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ казённого образовательного учреждения «Тарская основная общеобразовательная школа № 12» Тарского муниципального района Омской области РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета КОУ «Тарская основная общеобразовательная школа № 12» протокол от _____________ № ______ г. Тара, 2012 Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования казённого образовательного учреждения «Тарская основная общеобразовательная школа № 12» Тарского муниципального района Омской области (далее КОУ «Тарская основная общеобразовательная школа № 12») разработана в соответствии со ст.14, 15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 октября 2009 года, Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26 ноября 2010 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»), с учетом социального заказа родителей младших школьников. Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа рассчитана на четыре года (возраст 6,5 – 11 лет) школьной жизни детей, сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка, связанный:
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Целями реализации основной образовательной программы начального общего образования являются:
Задачи основной образовательной программы начального общего образования:
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК «Школа 2100». Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев): а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности). б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой). в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип). Учебно-методический комплект «Школа 2100» для начальной школы построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход. Проблемный характер изложения содержания обеспечивается уже на базовом уровне реализации дидактической системы «Школа 2100». Данный этап обучения заложен в технологию деятельностного метода (ТДМ) базового уровня. Технологический уровень реализации ТДМ позволяет осуществить переход на более высокий уровень реализации деятельностного метода, а именно: системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, когда ученики не получают знание в готовом виде, а открывают его сами под руководством учителя. Так, на уроке открытия нового знания, на этапе мотивации к учебной деятельности на уроке используются все известные мотивационные приемы, например, «яркое пятно», личностно-ориентированные формы взаимодействия и др. На этапе актуализации знаний и фиксирования затруднений в пробном учебном действии используются диалоговые формы общения: подводящий диалог, выдвижение гипотез, анализ выдвинутых гипотез и их сравнение и др. На этапе постановки проблемы используются исследовательские методы обучения, приемы развития критического мышления и др. На этапе построения проекта выхода из затруднения используются проектные формы и методы работы, целеполагание, планирование и др. На этапе реализации построенного проекта используются продуктивные формы учебной деятельности: побуждающий диалог, эвристическая беседа, групповые формы работы, формы и методы работы с текстами и др. На этапе первичного закрепления во внешней речи используются комментирование и различные репродуктивные формы учебной деятельности, работа по заданному образцу, алгоритму и т.д. На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону учащиеся выполняют самостоятельную работу, учатся сравнивать ее по образцу и по эталону для самопроверки, контролировать и оценивать свой уровень знаний, корректировать свои ошибки и т.д. На этапе включения нового знания в систему знаний и повторения спектр возможных форм и методов работы ничем не ограничен: это может быть и фронтальная работа, и использование игровых форм, соревнований, тренингов, работы в группах и т.д. На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке используются различные формы подведения итога работы, самооценки собственной деятельности и деятельности класса. Таким образом, при любой структуре учебника разнообразие используемых форм организации учебной деятельности при введении нового знания обеспечивается применением технологии деятельностного метода обучения, что, в свою очередь, побуждает учителя к творчеству и саморазвитию. Необходимо также отметить, что УМК «Школа 2100» в полной мере обеспечивает сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы. Это осуществляется следующим образом. 1) На начальных этапах уроков по различным учебным предметам, проводимым по технологии деятельностного метода, у учащихся формируется первичный опыт выполнения формируемого универсального учебного действия. Одновременно осваиваются предметные результаты, заданные программой. 2) Затем на уроке общеметодологической направленности полученный учащимися опыт проблематизируется и создается мотивация к освоению соответствующего метапредметного умения. Учащиеся открывают для себя общий способ выполнения данного универсального действия (целеполагания, планирования, самоконтроля и т.д.) или структуры учебной деятельности в целом. 3) Далее на уроках по различным учебным предметам изученное универсальное учебное действие включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин: учащиеся теперь уже сознательно его применяют, организуют самоконтроль его усвоения и, при необходимости, − коррекцию. При этом изучаемое предметное знание усваивается уже не формально, а на личностно значимом уровне. 4) По мере усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, организуется обучающий контроль их освоения, при необходимости проводится их коррекция и создается ситуация успеха. Таким образом, в данном процессе не только повышается уровень освоения предметных знаний и умений, но и осваиваются надпредметные знаний и умения и одновременно формируются личностные качества созидателя, творца. Важно и то, что включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность является здоровьесберегающим, так как становится интересным для них по сути и снимает стрессы, связанные с неуверенностью в своих силах, боязнью ошибки, непонимание личностной значимости своего учения. В учебниках по данной программе прослеживается личностно ориентированный и дифференцированный подход к обучению, позволяющий каждому ребенку развиваться в своем темпе и на своем уровне трудности, вплоть до творческого уровня. Предложена система интересных для детей заданий творческого характера, имеющих различные варианты решения и требующих изобретения новых для них, ранее не встречавшихся способов действий. Индивидуальную траекторию саморазвития каждого обучающегося в УМК «Школа 2100» обеспечивает сочетание дидактических принципов минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества. Принцип минимакса предполагает работу в зоне ближайшего развития учащихся. Это означает, что спектр уровней предлагаемых заданий варьируется от посильных для каждого (то есть «минимума» − уровня государственных стандартов знаний) до творческих заданий, требующих самостоятельного создания новых способов действий («максимума» − каждому есть куда «расти»). Принцип психологической комфортности позволяет создать в классе доброжелательную образовательную среду, которая побуждает каждого ребенка вырасти, выдать свой лучший результат, дотянуться до своего возможного максимума, не испытывая при этом стресса от того, что «не все получается». Учащиеся усваивают, что нет людей, у которых «все получается», но при этом, чем выше результат каждого, тем лучше как самому ученику, так и классу в целом. Принцип вариативности учит учащихся осознанно выбирать в каждом деле и на каждом учебном предмете свой индивидуальный максимальный уровень. Принцип творчества обеспечивает для каждого ученика возможность повышения своего максимального уровня. Образовательная система «Школа 2100…» - это система, которая предлагает развивающее личностно – ориентированное образование для массовой школы. Главная задача - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких. Основная образовательная программа КОУ «Тарская основная общеобразовательная школа № 12» содержит следующие разделы: целевой, содержательный и организационный. 1. Целевой раздел: |
Основная образовательная программа начального общего образования... Примерная основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения | Основная образовательная программа начального общего образования... На педагогическом совете мкоу «Уразметьевская основная общеобразовательная школа» | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «ложкинская основная общеобразовательная школа» | Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казённого Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | ||
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного... Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения | Основная образовательная программа основного общего образования образовательного... Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования | Пояснительная записка Основная образовательная программа начального... Мензелинского муниципального района рт разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Приказ №30 от 09. 01. 2013г. Основная образовательная программа начального... Основная образовательная программа начального общего образования(ооп ноо) содержит следующие разделы | Основная образовательная программа начального общего образования... Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Правила приема в Московскую академию предпринимательства при Правительстве Москвы разработаны на основании следующих документов | Основная образовательная программа основная школа Основная образовательная программа основного общего образования муниципального казенного учреждения общеобразовательная школа-интернат... | ||
Приказ №70 от 5 октября 2013 года Основная образовательная программа... Директор мбоу «Среднепшалымская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района рт | Основная образовательная программа начального общего Воспитательная система образовательного учреждения. Особенности дополнительного образования | ||
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального... Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... | Основная образовательная программа начального общего образования... Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального |