Тема: Изменение имен существительных по числам.
Цель:
Познакомить с изменением имен существительных по числам;
Развивать умение изменять существительные по числам различать род;
Развивать творческое мышление;
Развивать орфографическую зоркость;
Отработать грамматическое понятие «имя существительное»;
Отрабатывать правила правописания корня;
Разбирать предложение по членам;
Выработать практические навыки грамотного письма;
Проверить владение способами проверки;
Развивать внимание, память творческое мышление, умение рассуждать и делать выводы, логически излагать свои мысли;
Формировать аккуратность и соблюдение орфографических норм работы в тетрадях;
Воспитывать чувство товарищества, умение выслушать ответы товарищей, по необходимости дополнить или высказать свою точку зрения.
Материал: Программа «Школа России», «Русский язык» (3 класс, Т.Г.Рамзаева)
Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, карточки, таблица «Изменение имен существительных по числам», кроссворд.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Ход урока
Этапы урока
| Содержание урока
| Практическая часть
| 1. Организационный момент урока.
| Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся скорей за работу,
Чтобы новое что-то узнать
|
| 2. Сообщение темы урока.
| - Сегодня на уроке русского языка мы отправляемся в путешествие по стране, имя которого спрятан в кроссворде, который предстоит нам разгадать. В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Но вначале урока повторим домашнее задание, проведем минутку чистописания и тему прошлого урока.
|
| 3. Актуализация опорных знаний
| Проверка домашнего задания (иллюстрация к домашнему заданию на слайде 1)
Рассмотрите рисунок. Озаглавьте и напишите текст по опорным словам. Иг pa «Доскажи словечко».
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? (Цапля.)
- Назовите первый звук в слове-отгадке. Какой буквой обозначается этот звук на письме? Ц.
- Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой
- Спишите. - Чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока, вы должны разгадать кроссворд. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то попадете в удивительную страну. Название страны спрятан в выделенном столбике.
Дерево, которое все время дрожит.
Ягода, которой можно вылечиться от простуды.
На жарком солнышке подсох и рвется из стручков …
Противоположная сторона горизонта западу.
Чудо-птица – алый хвост Полетела в стаю звезд.
Место для выращивания овощей.
В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят.
Одна двенадцатая часть года.
Осина, малина, горох, восток, ракета, огород, помидор, месяц.
Как вы думаете, кто является жителями этой страны? Вот перед вами на доске её жители.
К какой части речи они относятся?
Определите род имен существительных, выделите родовые окончания
| Упр.420, стр.158
(ученики читают составленные тексты)
На слайде 2
Работа по карточкам (индивидуально).
Учащиеся разгадывают кроссворд.
Ключевое слово «Словария» (слайд 3)
Слайд 4. Проверка.
Слайд 5. Тема урока и его задачи
| 4. Гимнастика для глаз
|
|
| 5. Изучение нового материала
| Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? Проверка.
Тетрадь, девочка, книги, тетради, книга, школы, мальчик, парты, девочки, школа, мальчики, парта.
-Сравните записанные слова. Чем они похожи?
-Чем отличаются?
-Они обозначают разные предметы или одинаковые?
-Сравните окончания этих имен существительных
-Прочитаем правило, которое записано у вас в учебниках на странице 159.
| Слайд 6
Слайд 7
Правило на стр.159
| 6. Закрепление нового материала
| Упр. 422.
- Прочитайте текст. О чем говорится в тексте?
- Измените слова так, чтобы речь шла об одном дереве. Запишите текст. Выделите окончания.
(Проверка.)
- Найдите слова, которые вы изменили. Назовите окончания.
б) Упр. 423. Прочитайте слова. В каком числе они стоят? (Во множественном и в единственном.)
- Назовите окончания.
- Измените слова по числам. Запишите. Выделите окончания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют окончания.)
в) Физкультминутка.
г) Игра «Цепочка слов». Упр. 424.
Назовите цепочку из десяти слов.
Заяц, цапля, ….
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют род и число имен существительных.)
| Упр.422, стр.159
Упр.423, стр.159
Слайд 8
Упр.424, стр.159
| 7. С ловарно-орфографическая работа
| - Отгадайте загадку
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко.
Что не хочется вставать.
Что за штука я? (кровать.)
- Из этих букв составьте слово.
ЛЕРАТАК
Правильно, тарелка.
- Сегодня познакомимся со словами из словаря тарелка и кровать .
Объясните значение этих слов. (Тарелка - столовая посуда круглой формы. Кровать - предмет мебели для сна) Вспомните выражения со словом тарелка. (Не в своей тарелке (в плохом настроении). На тарелочке преподнести (о получении чего-то без затраты труда). Найдите слова кровать и тарелка в орфографическом словаре. Запишите, обозначьте ударение и орфограмму. Составьте предложения с этими словами. Запомните их написание.
| Слайд 9
| 8. Работа по карточкам
| Прочитайте текст на листочках. Спишите его, вставьте пропущенные орфограммы. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Тр.щал сил.ный м.роз. Андрей и Катя вышли на улицу. Они прикр.пили к веткам б.резы кусочки сала. Вот ветка пок.чнулась. Это подл.тели синич.ки и вороб.и. Всю зиму р.бята п.м.гали птицам.
Проверка. Определите число имен существительных. Проверка
Прочитайте эти слова и скажите, в каком числе стоят эти имена существительные?
Брюки, санки, ножницы, сутки, сливки, опилки, шахматы, клещи, каникулы, сумерки, прятки.
Измените число этих имен существительных. (???)
Можно это сделать? Почему?
Спишите эти слова.
1 вариант: разобрать по составу слова: прятки, каникулы.
| Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12
| 9. Рефлексия.
| - Наш урок подошел к концу. Нам пора покидать страну “Словарию”. Для этого надо найти верный путь домой. Перед вами три слова:
ВЕСЕЛО БЕЖАТЬ ЯБЛОКО
|
| на рисунках работают гиперссылки, которые позволяют проверить правильность выбранного ответа
| Найдите среди них имя существительное, определите в нем количество букв и звуков.
Что обозначают имена существительные в единственном числе?
Что обозначают имена существительные во множественном числе?
Чем они отличаются друг от друга?
| Слайд 13
Слайд 14
| 10. Домашнее задание.
|
| Упр.431, стр.162 (выучить правило)
| |