Конспект урока по русскому языку





Скачать 60.11 Kb.
НазваниеКонспект урока по русскому языку
Дата публикации21.10.2013
Размер60.11 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект
Фамилия автора: Рахманова Л.Г.
Конспект урока по русскому языку

Тема: «Описание как тип речи».

Класс: 6
Цели урока: 1) расширить и углубить представление о разновидностях описания;

2) дать общее понятие об особенностях построения и отбора языковых

средств текстов-описаний разных видов;

3) учить использовать соответствующие композиционные и языковые

средства в процессе создания описания;

4) создание условий самореализации личности на уроке.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблички с терминами,

презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Постановка целей, задач урока. Запись темы урока.

(смена слайда)

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим разговор о таком типе речи, как описание.

  1. Актуализация знаний.

Беседа:

    1. Как отличить описание от других типов речи?

( Текст-описание позволяет составить представление о каком-либо предмете или явлении:

в нём указываются те признаки одного или нескольких предметов (явлений), которые

автор считает нужным отметить в соответствии со своим замыслом ( описать внешние

признаки предмета, его назначение и т. п.). Обычно в таком тексте сначала передаётся

общее впечатление о предмете (явлении), а затем раскрываются его признаки, даётся его

детальное описание.
2) Слова каких частей речи чаще всего используются при описании?

( используются слова со значением признака ( прилагательные, наречия), яркая глагольная

лексика.


  1. Какой вопрос мы можем поставить к тексту- описанию?

( к тексту-описанию мы можем поставить вопрос какой?)


  1. Назовите известные вам виды описания.


Сегодня мы работаем в группах, что позволит нам поговорить о разных видах описания: человека, животного, предмета, состояния природы, места, интерьера. Их, конечно, больше, но мы остановимся пока на этих трех.

(смена табличек)

описание



человека, состояния предмета, места,

животного, природы интерьера



  1. Работа в группах.

(смена слайда)

Итак, первая группа работала дома с текстом описания человека ( отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Однодворец Овсяников») и выявляла те особенности описания, которые присущи человеку. Помимо этого было дано индивидуальное задание – описать маму. Давайте заслушаем эти работы и подумаем, какие же особенности мы можем найти при описании человека.

(чтение работ)

Итак, по проведенным исследованиям текстов мастеров художественного слова и вашим работам : что мы можем сказать об особенностях описания человека? На что следует обратить внимание?
запись: внешний облик, одежда, (смена табличек)

особенности телосложения,

лицо, выражение лица,

особенности речи,

характер. и др.
Вторая группа работала над описанием природы. Вы также работали в группе и выявляли особенности описания пейзажа ( отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Страшная месть»). Индивидуально было дано задание написать сочинение-описание «Красота осеннего леса».

(чтение работ)

Итак, теперь по результатам исследования текста попробуйте назвать особенности описания пейзажа.

запись: элементы пейзажа,

погода,

настроение,

краски природы. (смена табличек)

впечатления

Вопрос: Какие средства художественной выразительности используются при описании?

(ответы детей)

- эпитет. Что это такое?

(смена слайда)

  • Эпитет (греч. «приложение») - определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.

- Какими словарями мы должны пользоваться при текстах-описаниях? (словарями эпитетов)

Откройте их.

(идет устная работа – ознакомление со словарями эпитетов)

- Что еще используется при описании ? (сравнение, олицетворение, метафора и др.)

Третья группа работала над описанием места. Индивидуально было дано задание написать сочинение-описание «Моя комната», все остальные работали над текстом (упр. 262) – отрывком из книги Н.Н.Носова «Незнайка в солнечном городе», где представлено описание автобуса. Итак, теперь по результатам исследования текста назовите особенности описания места:

запись: назначение места,

размер, (смена табличек)

внутреннее оборудование,

элементы интерьера,
4. Работа с текстом.

(смена слайда)

В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.

- Можно ли сказать, что это текст-описание ? (нет) .

Почему? (отсутствуют прилагательные)

Итак, ваша задача – преобразовать данный текст в текст-описание, пользуясь словарем эпитетов.

(смена слайда)
А теперь обратите внимание на авторский вариант.
В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы.(…) Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку, слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них , светлыми и холодными, огромными округлыми упругими каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое.
(В.Солоухин.)

Беседа:

- Теперь можно сказать, что это текст-описание ?

- Какова его основная тема? (описание раннего летнего утра)

- Какова его основная мысль? (красота, необыкновенность этого утра)

- Как автор подчеркивает эту красоту? (при помощи эпитетов)

- Каким стилем написан этот текст? (художественным)


  1. Физкультминутка.

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Топаем ногами (топаем),

Хлопаем руками (хлопаем),

Качаем головой (наклоны головы),

Мы руки поднимаем (руки вверх),

Мы руки опускаем (руки вниз),

Мы руки разведем (руки в стороны),

И побежим кругом (бег на месте).


  1. Синтаксический разбор предложения. (индивидуально на доске и в тетрадях)



Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев.)
- Что означает выражение «злых метелей»?

- Какими членами предложения являются прилагательные, образные выражения? ( определениями, сказуемыми).


  1. Индивидуальное задание.

Проанализировать отрывок из сочинения шестиклассника и найти нарушения стиля.

(художественный стиль перемешивается с научным)

- Можно это допускать ?

(если мы описываем что-то или кого-то в одном стиле, то лучше этого стиля и придерживаться до конца).
8. Основные требования к содержанию текста.

(смена слайда)

- чтение и комментирование.

1. Соответствие текста теме и основной мысли.

2. Полнота раскрытия темы.

3. Последовательность изложения (развертывание по плану).

4. Правильность выделения абзацев.

5. Достоверность фактического материала.

- Что можно добавить ? (придерживаться соответствия стиля и типа речи).


  1. Домашнее задание.

Вы должны по этимологическому словарю установить происхождение слова « циркуль» и написать текст-описание данного предмета, при этом использовать памятку «Основные требования к содержанию текста», а также памятку «Качества хорошей речи».

(памятки раздать)

  1. Рефлексия.

Итоги урока. Сообщение оценок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по русскому языку iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения
Конспект урока по русскому языку iconКонспект урока по русскому языку
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект урока по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 7 класс
Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям...
Конспект урока по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 7 «Б» класс
Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям...
Конспект урока по русскому языку iconКонспект урока по русскому языку
Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к языку, уважение к своим товарищам; осуществлять патриотическое и нравственное...
Конспект урока по русскому языку iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Конспект урока по русскому языку iconКонспект открытого урока по русскому языку
Цель урока: обучение созданию собственных речевых произведений, соответствующих нормам речевого этикета
Конспект урока по русскому языку iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Конспект урока по русскому языку iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Конспект урока по русскому языку iconКонспект урока по русскому языку на тему: «сочетания жи-ши, ча-ща,...
Цель урока: формирование иноязычных речевых умений в различных видах деятельности
Конспект урока по русскому языку iconКонспект урока по русскому языку. Тема урока : Родственные слова
Мобу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Марченко А. А.» Бузулукского района, Оренбургской области
Конспект урока по русскому языку iconКонспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова" (по системе Занкова). 3-й класс

Конспект урока по русскому языку iconКонспект урока-конкурса по русскому языку
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Конспект урока по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 7 б класса разработана на...
Морф по русскому языку, авторской концепции М. Т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. «Программа по русскому языку». // Программы...
Конспект урока по русскому языку iconКонспект урока по русскому языку тема: Употребление прилагательных в речи
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Конспект урока по русскому языку iconКонспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока:...
Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск