Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 82»
РАССМОТРЕНО РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заседание МС ЭМС МАУ « ЦРО» Приказ №_______
МБДОУ « ДСКВ № 82» Протокол №__________ От «__»______20__г.
Протокол №_______ От «___»________20__г. Заведующий
От «___»______20__г. Директор МАУ «ЦРО» МБДОУ « ДСКВ№ 82»
Зам.зав по ВМР г.Братска Беседина Л.Д
Бузмакова Е.С_______ Кускова И.Н___________ __________________
Авторская адаптационная программа
«Голосок»
Авторы разработки:
Бровкина Ирина Николаевна
Музыкальный руководитель
МБДОУ «ДСКВ №82»
вторая квалификационная категория;
Банцова Екатерина Вячеславовна
старший воспитатель МБДОУ
« ДСКВ№ 82»
г.Братск
ПАСПОРТ
Авторской адаптационной педагогической разработки
1 раздел
Название разработки: « Голосок»
Форма разработки: адаптационная программа
Образовательная область, учебный предмет: музыка, коммуникация
ФИО автора, должность, предмет преподавания, название учреждения, полный адрес ОУ: Бровкина Ирина Николаенва, музыкальный руководитель; Банцова Екатерина Вячеславовна, старший воспитатель; МБДОУ « ДСКВ № 82», 665726, г. Братск, ул. Курчатова 44
Группа пользователей: программа предназначена для детей 6 -7 лет
Количество часов на изучение программы ( для учебных программ, программ факультативных, элективных, спецкурсов, программ дополнительного образования) : 32
Основа для разработки: программа « Голосок» разработана на основе авторского пособия «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю.Картушиной
8.Главная идея, целевая установка творческой разработки: через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у воспитанников устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки.
раздел
Оценка авторской педагогической разработки администрацией ОУ:
адаптационная программа «Голосок» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. Носит практическую направленность: способствует формированию умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков .
Сфера использования авторской педагогической разработки в воспитательно – образовательном процессе образовательного учреждения: авторская программа предназначена для использования в образовательной деятельности с детьми 6-7 лет, через реализацию вариативной части основной общеобразовательной программы ДОУ.
III. раздел
Авторская адаптационная программа соответствует требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию педагогической разработке ( Приложение № 5 к приказу ГлавУОиПО Иркутской области от 25.06.04 № 1163). Рекомендована к внедрению в образовательный процесс (протокол заседания экспертно – методического совета МАУ «ЦРО» г.Братска от «___»_______________20____г. №_________; приказ МАУ «ЦРО» г. Братска «Об утверждении решения экспертно – методического совета МАУ «ЦРО» от «___»_______________20____г. №__________) Эксперт ФИО___________________
Председатель экспертно – методического
Совета МАУ «ЦРО» г.Братска И.Н. Кускова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый человек при рождении получает уникальный дар — голос (от лат. vox). Голос человека при желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев. Воспользоваться своим музыкальным инструментом можно всегда и в любое время на протяжении всей жизни. При помощи этого инструмента человек может выразить свое настроение, передать в пении свое эмоциональное и душевное состояние.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана авторская адаптационная педагогическая разработка дополнительного образования детей «Голосок».
Педагогическая целесообразность программы «Голосок» в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.) ; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания.
Цель данной программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у воспитанников устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки.
Общими задачами программы являются: 1.образовательные:
овладевать знаниями, умениями и навыками элементарных основ вокального исполнительства;
углублять музыкально-теоретические знания для обеспечения безотрывности индивидуально-вокального образовательного процесса;
2.воспитательные:
формировать устойчивый интерес к вокально-исполнительской деятельности;
воспитывать интерес и любовь к вокальному искусству;
воспитывать творческую волю, целеустремлённость;
3.развивающие:
выявлять и развивать певческие задатки воспитанников и создавать такой режим жизнедеятельности голосового органа, в условиях которого могли бы наилучшим образом проявляться певческие задатки каждого воспитанника;
развивать у детей музыкальные способности (музыкальную память, музыкальный слух, чувство музыки), эстетические чувства
и понимание прекрасного;
развивать музыкально-слуховые представления – основу обучения навыкам пения;
развивать музыкально-исполнительские навыки – чистоту интонации, ансамблевость в пении, интонационный строй;
способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.
Программа строится на принципах:
постепенности, последовательности овладения вокальным, сценическим, речевым мастерством;
единства художественной задачи и вокально-технических средств;
единства воспитания и обучения, обучения и творческой деятельности воспитанников, сочетания практической работы с развитием способности детей воспринимать и понимать вокальные произведения, театральные инсценировки, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и искусстве;
яркой выраженности познавательно-эстетической сущности вокальной и речевой культуры;
системы учебно-творческих заданий на основе ознакомления с вокальным, сценическим и речевым видом искусства;
направленности содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Организационные условия реализации программы:
Программа рассчитана на детей – 6-7 лет, воспитанников ДОУ.
Общее количество часов – 32 час.
Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 30 мин.
Нормы наполнения групп – 15 детей.
Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Место проведения : музыкальный зал.
Авторская адаптационная программа «Голосок" разработана на основе:
Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы; М.,2010г.
«Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной; М.,2010г.
«Развитие голоса : координация и тренинг» В. Емельянова;СПб.,1997г.
В реализации программы используются различные методы :
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается наглядным примером и демонстрацией);
эвристический (проблема формулируется воспитанниками, ими и предлагаются способы её решения).
Преобладающим методом обучения является индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяющий сохранить и развить его собственные голосовые особенности (тембр, манера звукоизвлечения, подачи музыкального материала).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности воспитанников студии, которые находят своё отражение в индивидуальных творческих характеристиках, заполняющихся руководителем.
В вокальной студии «Голосок» органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на воспитанников, индивидуальный подход, влияние на каждого участника коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (10-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.
Занятия имеют следующую структуру:
Распевание. Цель: последовательное расширение диапазона, формирование правильного голосообразования.
Работа над дыханием. Цель: развитие управления мускулатуры дыхательных мышц.
3. Разучивание и исполнение новых песен. Цель: обучение исполнению песен различного характера и темпа, исполнение песен с эмоциональным настроем.
4. Рече - ритмические игры и упражнения. Цель: развитие чувства метро – ритма.
5. Исполнение и инсценировка знакомых песен (группой и индивидуально). Цель: закрепление навыков выразительного исполнения; формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировки песен .
На каждом занятии представлены все элементы структуры.
Для успешного музыкально-творческого развития ребенка необходимо наличие нескольких составляющих:
1. благоприятная эмоциональная атмосфера;
2. творческие занятия должны доставлять радость;
3. нужен интерес окружающих к замыслам ребенка, дружеское обсуждение;
4. уважение результатов работы маленького творца.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки , театрализованной деятельности и элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Актуальность программы:
1.1.Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Голосок»- это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.); слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала , дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Голосок».
Данная педагогическая разработка «Голосок»:
- позволяет в условиях дошкольного образовательного учреждения через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Музыка»;
- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей дошкольников подготовительных групп в вокальной студии соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений: дыхательной гимнастики, ритмопластики.
- применение речевых игр и упражнений, которые развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами;
- использование театральных игр, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность. Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить воспитанников слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый ребёнок есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В основу разработки программы «Голосок» положены технологии:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
|