Скачать 2.45 Mb.
|
Приложение 1 Российский университет дружбы народов ОТЧЕТ по контракту № 1783 от « 31 » июля 2003 г. Разработка и апробация кредитных и модульных систем в профессиональном образовании (итоговый) Москва 2004 РЕФЕРАТ Отчет: 1 кн., 145 с., приложений 11. ECTS, ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ, КРЕДИТЫ, КРЕДИТНЫЕ СИСТЕМЫ, СИСТЕМА НАКОПЛЕНИЯ, СИСТЕМА ПЕРЕВОДА (ПЕРЕДАЧИ) КРЕДИТОВ. На первом этапе работ по проекту исследован зарубежный опыт и особенности организации учебного процесса в системе зачетных единиц. Рассмотрены особенности использования системы зачетных единиц, системы накопления и перевода кредитов, используемые в европейских и американских университетах, механизмы действия европейской системы ECTS, возможности, предоставляемые студенту и вузу. Также рассмотрены форма использования системы ECTS (накопление и передача кредитов), практическое применение кредитных систем в Европе и дальнейшее развитие европейской системы ECTS. По результатам работы подготовлен аналитический обзор по обобщению зарубежного опыта использования системы зачетных единиц в учебном процессе. На втором этапе работ по проекту были выполнены следующие работы: разработаны проекты нормативно-правовых документов, регламентирующие содержательное наполнение и сопоставимость зачетных единиц, а также соответствующие предложения по внесению изменений в образовательное законодательство, разработаны принципы экономического обеспечения введения системы зачетных единиц в учебном процессе. Выработана структура управленческого обеспечения образовательного процесса на модульно-кредитной основе с использованием зачетных единиц Разработаны проекты документов вузовского уровня по введению системы зачетных единиц в учебном процессе, а также нормативная документация вузовского уровня по организации учебного процесса, обеспечивающая возможность продолжения обучения в вузах Российской Федерации и за рубежом на основе перезачета результатов предшествующих этапов освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ различного профиля. Представлены результаты введения кредитной системы на двух факультетах РУДН: экологическом факультете и факультете гуманитарных и социальных наук. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Решение задач, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и закреплением за европейской высшей школой ведущих позиций в мире, во многом связывают с так называемым Болонским процессом, который в содержательном плане представляет собой основные направления деятельности, а фактически обязательства правительств европейских стран на ближайшее десятилетие. В основных задачах, сформулированных в пяти разделах Болонской Декларации, особое значение придается таким инструментам осуществления заявленных целей, как европейская система зачетного перевода (ECTS) и общеевропейское Приложение к дипломам (Diploma Supplement). Внедрение и применение этих инструментов как на национальном, так и на международном уровнях, является необходимым условием и одновременно эффективным способом формирования открытого общеевропейского образовательного пространства. На основании подписанной 19 сентября 2003 г. Министром образования РФ Болонской декларации Российской высшей школе предстоит до 2010 года участвовать в создании единого образовательного пространства с европейскими государствами, одним из положений которого является переход на систему зачетных единиц. Исходя из того, что в мировых образовательных системах нет однозначного понимания кредита, а также, принимая во внимание нецелесообразность и невозможность корректной адаптации образовательных систем зарубежных стран, обусловленных, прежде всего, существенными отличиями в исходных положениях о кредитных системах, возникает необходимость разработки системы зачетных единиц в России с учетом достижений отечественной высшей школы (фундаментальность и систематичность) и зарубежного опыта в целях признания и сопоставимости документов об образовании. Задачей первого этапа работы по внедрению системы кредитов в системе высшего профессионального образования России является тщательное изучение зарубежного опыта по использованию кредитных систем, рассмотрение их положительных и отрицательных сторон с целью выработки концепций системы зачетных единиц отечественной высшей школы, адаптированной к национальным особенностям и потребностям. Высшее профессиональное образование ведущих стран мира построено на использовании кредитных систем оценки освоения образовательных программ в единицах трудоемкости. Существующие модели кредитных систем могут быть разделены на несколько типов:
Существующие и используемые в различных странах мира системы кредитов отличаются не только своим основным назначением, но и подходом к понятию и определению «кредита». Кредитно-зачетные системы, как правило, исходят из понятия и определения кредита как единицы оценки трудозатрат на освоение образовательной программы или ее части. Кредитно-накопительные системы, в основном, определяют кредит как единицу оценки результатов освоения образовательных программ – приобретаемых знаний, умений и навыков. Важность и необходимость разработки отечественной системы зачетных единиц обусловлена реализацией воспитательных целей в контексте академической свободы студента; сопоставлением учебных планов с планами зарубежных вузов при включенном обучении или учебных стажировках; балансом обязательных и дисциплин по выбору; соотношением аудиторной и самостоятельной нагрузки студента; формами контроля и оценкой знания на основе балльно-рейтинговой системы. Реализация намеченных целей предполагает проведение экспериментального исследования и апробации для осуществления академической свободы студента (мобильности), основанной на базе сформированных типовых и индивидуальных планов, где определяющим принципом является большая возможность выбора дисциплин с учетом анализа опыта отечественных и зарубежных стран. В качестве основных методов исследования использована апробация типовых и индивидуальных планов на 2-х факультетах. Выбор экспериментальной базы обусловлен тем, что гуманитарно-социальные дисциплины не предполагают использование лабораторных и практических занятий. В то же время, резкий переход на систему кредитов для естественнонаучных (химических, биологических и т.д.) специальностей предполагает широкий выбор лабораторно-практических занятий по естественнонаучным дисциплинам. При этом число обязательных дисциплин, которые читаются последовательно и обязательно – возрастает и система кредитных единиц будет функционировать в условиях ограниченного количества эллективов. Поэтому, на наш взгляд, разумным был выбор специальностей экологического факультета, который использует ограниченный объем часов лабораторно-практических занятий. Такая постановка вопроса приведет в дальнейшем к постепенному введению системы кредитных единиц для всех специальностей естественнонаучных факультетов. 1. Системы кредитных единиц в университетах зарубежных стран 1.1. СИСТЕМА КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ США (USCS) В американской практике зачетные единицы - это фиксированная категория, выражающая количественный объем содержания курса обучения в контексте требований к получению степени. Для учебных заведений, в которых учебный год делится на семестры, одна кредитная единица складывается из одного часа аудиторных занятий (контакт с преподавателями) или двух часов практической работы в течение пятнадцати недель, а также двух часов самостоятельной подготовки студентов в неделю. Предполагается, что кандидаты на степень бакалавра должны получить 30 кредитных единиц в год. В высших учебных заведениях кредитные единицы определяются как 120 кредитов за 4-х летнюю программу обучения. Помимо термина «зачетные единицы» в системе образования США используются такие термины как
Отличительной особенностью американского высшего образования является такой феномен как модульный курс с его «кредитными единицами». Требования к получению степеней выражены в кредитах, а не оценками на экзаменах. Эти результаты под общим названием «кредитные единицы» являются своеобразной мерой обращения, учебной «валютой» в системе высшего образования США. Накапливаемые и сохраняемые «кредиты» могут быть переданы из одного учебного заведения в другое, с одного факультета на другой. Подобная практика дает возможность временно прекратить обучение, чтобы возобновить его позже. Система зачетных единиц значительно облегчает переход студентов из одного института в другой и делает возможной связь между прерванным и восстановленным обучением. Но такая форма учета результатов, внося гибкость в систему высшего образования и позволяя студентам переходить из одного учебного заведения в другое или с одного факультета на другой, в несколько раз снижает социализирующий эффект концентрированного периода обучения в одном из университетов. Еще одна отличительная особенность - это значительная степень самостоятельности и автономии американских вузов, что в совокупности с модульным принципом обучения и отсутствием государственных экзаменов делает сравнительно легким создание новых учебных курсов, уровней образования и специальностей, курсов, смежных с другими дисциплинами. Отметим, что организационная структура массового высшего образования в США уже была создана около 200 лет назад, имеет свои собственные проблемы, вызванные как раз широкой доступностью и облегченными стандартами. В настоящее время идут дискуссии по поводу качества знаний абитуриентов, поступающих в вузы. Студент, успешно закончивший изучение дисциплины, получает то количество кредит-часов, которое выделено по данному предмету. Он использует полученные кредит-часы для последующего получения степени. Разница успехов студента определяется оценкой, кредит-час указывает на структуру процесса обучения, но не указывает уровня знания студента. Другими словами, кредит-час указывает лишь время, затраченное на данный предмет, он не связан с понятием трудности данного предмета. Некоторые предметы требуют много времени, но дают мало кредит-часов и наоборот. Кредит-час – мера, основанная на времени обучения. Как правило, один кредит-час – это число еженедельных 50-минутных уроков в течение одного семестра, т.е. это означает совокупность 1 ч лекции в неделю, 2 ч практического занятия, 3 ч лабораторных работ плюс подготовка к ним, экзамен прием/сдача зачетов, домашние задания, курсовая работа. В США число изученных в течение семестра дисциплин составляет обычно 4-5, нормальная загрузка курса – около 15 кредитных часов. Это означает, что студенты будут в аудитории приблизительно 15 часов еженедельно. Студент, набравший указанное число кредит-часов, может получить определенную степень. Кредит-час и степень взаимосвязаны. В США для получения степени бакалавра требуется в среднем 120 кредит-часов, магистра - от 30до 35 кредит-часов, аспиранты – от 6 до 12 кредитных часов каждый семестр. В системе высшего образования кредит-час применяется в разных формах, он служит основой для составления сметы финансирования, предоставляемого государством. Нагрузки кафедр, преподавателей и студентов определяются кредит-часом, на основе которого решается вопрос о переходе студента на следующий курс. Оплата за обучение производится также на основе кредит-часов. Имеется противоречие в предоставлении кредит-часа. Но в любом случае, кредит-час играет важную роль в планировании сметы и расхода. Несмотря на слабые стороны, «кредит-система» нашла широкое применение. Она регулирует многостороннюю деятельность университета: программу обучения, учебный план, расписание занятий, оценку знаний студентов, присуждение степеней, определение оплаты за учебу и т.д. Эта система дает возможность реально оценить деятельность преподавателя и студента, способствует определению нагрузок преподавателей и регулированию студенческой нагрузки, предоставляя возможность работать. Она обеспечивает свободу обучения, что соответствует рыночным экономическим отношениям. Примеры применения кредит-часов
Среднему студенту для получения одного кредита требуется не менее 40 часов планируемой работы на факультете. Хотя распределение времени различается от курса к курсу, в среднем 1/3 времени отводится на аудиторные занятия (такие как лекции, лабораторные работы, семинары и т.д.) и 2/3 времени на самостоятельную подготовку. Кредиты, работа в аудитории и практикум или лабораторные работы, отражаются тремя числами, которые следуют за названием курса, например (3:3:0): - первое число показывает максимум кредитов для данного курса - второе число показывает время аудиторной работы (включая лекции, дискуссии, демонстрации и т.д.) - третье число показывает время, отводимое на практическую работу (включая лаборатории, студии, проектные комнаты и т.д.)
Кредит-час – это 3 ч аудиторных и внеаудиторных занятий в течение одной недели одного семестра. Один кредит-час – это лекционное занятие, плюс подготовка к нему, которая занимает в среднем 2 часа. Один кредит-час лабораторной работы в неделю – это 2 часа аудиторной и 1 часа внеаудиторной работ. Классификация студентов, обучающихся на бакалавра: на основе собранных кредитов приемная комиссия делит студентов на новый, второй курс, средний курс, старший курс.
Студент дневного отделения выбирает предметы на 12 кредитов, в летний семестр – на 6 кредитов. Принцип построения учебного плана на основе кредит-системы довольно прост. В качестве примера рассмотрим вид учебного плана бакалаврской ступени инженерного профиля в Горном технологическом университете Северной Дакоты. Он состоит из двух частей: общей и профессиональной (Приложения 2 и 3). В профессиональной части наряду с перечнем дисциплин показаны объемы часов в неделю лекционных и практических занятий, а также соответствующее количество кредит-часов. Системы оцениванияОценка представляет собой информационную систему. В эту систему входят такие действия, как сохранение, восстановление и получение оценок студента. Помимо всего этого оценка должна быть объективной и справедливой. Среди педагогов, работников образования, профессоров часто возникают споры по вопросам оценивания знаний студентов. В американских университетах и колледжах применяют не менее 10 видов систем оценивания. Чаще всего используются цифровое и буквенное оценивание знаний учащихся. Цифровое оценивание. Существует практика применения оценок от 1 до 100 баллов. Этот метод прост в употреблении, не требует времени, но имеет субъективные стороны. Буквенное оценивание. В университетах используют традиционную и измененную буквенную систему оценок. Традиционные буквенные оценки - это А, В, С, D, F со знаками плюс, минус. Вышеперечисленные оценки: имеют следующие варианты и причитающиеся к ним баллы распределяются таким образом:
Другие виды оценивания. Применяют такой вид оценивания, когда буквенное и цифровое оценивание совмещают, а также оцениваются самими студентами или проводят идентичное оценивание всех студентов. Наиболее широко распространена форма среднего балла, когда кредитные часы умножаются на их оценки следующая формула: ∑ k * d |
Связи кадетской школы №1783 с организациями социальной сферы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы кадетская школа №1783 | Отчет по Дополнительному соглашению №4 от 27 февраля 2010 г к Государственному... | ||
Отчет по Государственному контракту № «Разработка концепции создания интеллектуальной транспортной системы на автомобильных дорогах федерального значения» | Отчет по Государственному контракту на выполнение работ для государственных нужд Организационно-техническое обеспечение работы российской экспозиции на осенней технической ярмарке | ||
Отчет по государственному контракту от 04. 06. 2012 №1102-01-41/06-12... ... | Отчет по Дополнительному соглашению №2 к Государственному контракту... «Разработка проекта скиово бассейна реки Нарва и рек бассейна Псковско-Чудского озера» (С-10-01) | ||
Список основных исполнителей по Государственному контракту 14. 740. 11. 1258 от 17 июня 2011 Государственному контракту 14. 740. 11. 1258 от 17 июня 2011 на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных... | Список основных исполнителей по Государственному контракту 14. 740. 11. 1258 от 17 июня 2011 Государственному контракту 14. 740. 11. 1258 от 17 июня 2011 на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных... | ||
Список основных исполнителей по Государственному контракту 14. 740. 11. 1258 от 17 июня 2011 Государственному контракту 14. 740. 11. 1258 от 17 июня 2011 на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных... | Отчет о выполненной работе по Государственному контракту от 31 августа... Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Отчет о выполненной работе по Государственному контракту №14. 741.... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский экономический университет им. Г. В.... | Отчет о выполненной работе по Государственному контракту №02. 741.... Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный аграрный университет» | ||
Отчет о научно-исследовательской работе по государственному контракту... Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. И. А. Крым; Кузбасский институт... | Отчет о научно-исследовательской работе по Государственному контракту... Этап второй: «Выбор направлений исследований и этап предварительных исследований по мембранным коллоидным системам» | ||
Урок в 7 классе по теме «Война за независимость 1775-1783 гг. Образование сша» Семинар практикум «Варианты углубления и расширения знаний в нормативной учебной нагрузки» | Приказ «27» августа 2013г. №30-б об организации охраны, пропускного... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы кадетская школа №1783 |