Скачать 330.5 Kb.
|
Согласовано Утверждено Зам.директора по УВР Директор РСОШ ________/Соколова Л.А./ ________/Чуприн В.В./ приказ №_____от «___»________20__г. «___»________20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Рождественской средней общеобразовательной школы наименование ОУ Чебаковой Марины Федоровны Ф.И.О., категория по биологии 6 класса предмет, класс и т.п. Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _______от «_____»__________20____г. 2010-2011 учебный год Учебно-тематическое планирование по биологии Класс – 6 Учитель – Чебакова Марина Федоровна Количество часов: Всего – 35 часов; в неделю – 1 час Плановых контрольных работ – зачетов- тестов – Административных контрольных работ – 2 ч. Планирование составлено на основе – программы по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения», разработанной В.В. Пасечником и др. Учебник – В.В.Пасечник «Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс Дополнительная литература: Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс : рабочая тетрадь / В.В. Пасечник, Т.А.Снисаренко. – М.: Дрофа, 2008 Акимушкин И.И. Занимательная биология / И.И.Акимушкин. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 304 с.: ил Артамонов В.И. Зеленые оракулы / В.И.Артамонов. – М.: Мысль, 1989 – 185 с. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (по страницам Красной книги СССР). Кн.1 / В.И.Артамонов – М.: Агропромиздат, 1989 – 383 с.: ил Биология и анатомия : универ.энцикл.шк./ сост. А.А.Воротников. – Минск : Валев, 1995 – 528 с. :ил Биология. Энциклопедия для детей – М.: Аванта +, 1994 – С. 92-684 Верзилин Н.М. По следам Робинзона : книга для учащихся средн. и ст.шк.возраста / Н.М.Верзилин. – М. :Просвещение, 1994 – 218 с. Гарибова Л.В. Энциклопедия природы Росссии. Грибы / Л.В.Гарибова, И.И.Сидорова – М.:1997 – 350 с. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений / Б.Н. Головкин – 2-е изд. – М.: Колос, 1992 – 350 с. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание / И.А.Губанов – М.: 1996 – 556 с. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях / Н.Ф.Золотницкий – М.: Дрофа, 2002 – 320 с.: ил Мир культурных растений : справочник / В.Д.Баранов, Г.В.Устименко – М.: Мысль, 1994 – 381 с.:ил Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений : кн. для учащихся / В.С.Новиков, И.А.Губанов – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991 – 240 с.: ил ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПредлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведениея» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя. В 6 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Учащиеся получают представления о многообразии животных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Данная программа предназначена для использования при работе с учебно-методическим комплектом по биологическому образованию для основной школы (5 – 9 классы), разработанный под руководством В.В.Пасечника. (Учебник «Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Пасечник. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005».) Основное содержание
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей. Лабораторные работы Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. 3. Царство бактерии (2 ч) Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. 4. Царство грибы (3 ч) Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников. Лабораторные работы Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов. 5. Царство растения (5 ч) Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Лабораторные работы Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей. Изучение строения мха (на местных видах). Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща). Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). 6. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Лабораторные работы Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня. Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Изучение строения листа. Изучение макро- и микростроения стебля. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица). Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий. Ознакомление с сухими и сочными плодами. 7. Жизнь растений (7 ч) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм. Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу. Лабораторная работа Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Практические работы Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. Экскурсия: зимние явления в жизни растений. 8. Классификация растений (3ч) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности). Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. Лабораторная работа Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. 9. Природные сообщества (3 ч) Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. Лабораторная работа Изучение особенностей строения растений различных экологических групп. Экскурсия на природу Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса Учащиеся должны знать: - строение и функции клетки; - особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений; - сведения о таксономических единицах; - способы размножения бактерий, грибов, растений; - основные этапы развития растительного мира; - взаимосвязь растений с факторами среды; - взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах; - роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве; - охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране; - основные растения региона, особенности их возделывания. Учащиеся должны уметь: - пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними; - вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями; - проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник; - ухаживать за растениями, выращивать их; - проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании; - соблюдать правила поведения в природе; - работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем. Учебно-тематическое планирование по биологии 6 класс
|
Рабочая программа Рождественской средней общеобразовательной школы Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом... | Образовательная программа средней общеобразовательной школы №62 г.... Программно – методическое обеспечение образовательной программы средней общеобразовательной школы №62 | ||
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной... Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приказ мо РФ от 5 марта 2004 г.№1089), учебного плана мбоу рождественской средней общеобразовательной школы на 2012-2013 учебного... | ||
Рабочая программа по информатике для 9 класса основной общеобразовательной... Педагогического совета Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №593 | Рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной... | ||
Образовательная программа муниципального общеобразовательного бюджетного... Приоритетные направления деятельности педагогического коллектива муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной... | Рабочая программа по географии для 7 класса общеобразовательной школы... Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 7-го класса общеобразовательной средней школы | ||
Доклад Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №35 | Доклад муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... Школа относится к учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки рф, в 2008 году школа прошла лицензирование... | ||
Программа развития муниципального образовательного учреждения Запрудненской... Запрудненской средней общеобразовательной школы №2 «Школа развития личности» разработана и принята в соответствии с Федеральной целевой... | Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | ||
Отчет о работе школы-лаборатории инновационного развития моу тулиновской... В 2008-2009 учебном году на базе моу тулиновской средней общеобразовательной школы продолжалась работа в рамках школы-лаборатории... | Образовательная программа танцевального кружка «Изюминка» возраст детей 7-10 лет Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | ||
О проведении запроса котировок на поставку учебного оборудования... ... | Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой... Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... |