Урок разработан





Скачать 85.28 Kb.
НазваниеУрок разработан
Дата публикации16.07.2014
Размер85.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Муниципальное образование город Горячий Ключ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

муниципального образования

города Горячий Ключ




Кубановедение

3 класс




Урок разработан

учителем начальных классов

Лукьяновой Еленой Григорьевной

2012 год

Цели:

- формировать представления учащихся об особенностях труда и быта жителей родного края;

- развивать любознательность и познавательный интерес детей;

- воспитывать трудолюбие, уважение к своей малой Родине.
Оборудование: музейные экспонаты, слайды по теме: «Казачий быт», казачьи поговорки, предметы казачьего быта.

Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.

(Звучит 1 куплет гимна Кубани.)
Слайд 2. - Обратите внимание на доску и прочтите слова, написанные на ней.

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.

Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.




 Слайд 3. «Помни брат, что у казаков

Дружба – обычай;

Товарищество – традиции;

Гостеприимство – закон».

 

- Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на нашем уроке? (речь идет о казаках, о жизни казаков, труде, о гостеприимстве кубанцев).

 

2. Целеполагание – Вы можете сформулировать тему сегодняшнего урока?

Слайд 4. Тема: «Особенности труда и быта жителей родного края».

- Значит какова цель нашего урока?

- Знать историю своей малой родины и края.

- А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Кубани? (Это наша малая родина. Чтобы любить свою родину, нужно знать её историю).

- Сегодня на уроке мы узнаем, как жили в старину казаки.
3.Актуализация знаний и затруднение в учебной деятельности.

Мы посетим наш школьный музей, чтобы наглядно узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде.

- Так с чего же начинается Родина для каждого из нас?

С родного города, села. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

Ребята, а вы знаете какие дома строили себе казаки?
4. Выявление места и причины затруднения.




Слайд 5.
Быт жителей родного края

Для жилья казаки строили себе хаты – мазанки, низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы были глинобитные, т.е. помазанные глиной и посыпанные соломой или душистой травой.

Слайд 6.

Икона
Как бы они ни жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла. В нашем музее тоже есть такой угол. Если в комнату заходили гости – первым делом крестились подле икон, укрытых сверху вышитыми или кружевными полотенцами. Иконы из святого угла по давнему обычаю снимали для благословения молодого воина на службу, для встречи его после окончания службы. Благодарили Бога за спасение сына.

Слайд 7.

Хата


- Как вы думаете, а зачем хата обязательно белилась и снаружи и внутри?
Построение проекта и выхода из затруднения.

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности (аккуратности). В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

Слайд 8.

Печь
В каждом доме в малой хате находились печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится «Печь – царица в доме». Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла; длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол.

Слайд 9.


Посудный шкаф

- В каждом доме была «горка» - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.

- Обратите внимание на посуду, которая стоит на столе:

(Вывешиваются слова на доску и поясняются)

Слайд 10. Глечик – сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает.

Слайд 11. Макитра – крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье.

Слайд 12. Миска – посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина – казак, отец семейства.



Первая посуда была из глины и дерева. Она была праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла или глиняная посуда украшенная керамикой.

Иные убранства хаты и домашняя утварь.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья. Одним из украшений дома - были фотографии на стене.

Слайд 13.

 


Фото на стене Рубель
Прялка
Слайд 14.


Хороша хата, но если казак не трудиться, то семья останется голодной.

Чем же были заняты казаки?

- Основным промыслом казаков было животноводство.

- Каких животных держали казаки?

Ответ: Они держали коров, коз, овец, гусей, кур, уток.

- Что получали от этих животных?

Ответ: Этот вид промысла давал населению мясо, кожу, меха, молоко, яйца, перо.

 - Охота на диких животных, пчеловодство играли важную роль в жизни людей.

 

- Краснодарский край омывает два моря, какие?

 

- Поэтому казаки занимались и рыболовством, так как в нашем крае много лиманов, два моря, реки.

 

В этих водах водилось много рыбы.

- Какие виды рыб вы знаете?

Ответ: Бывает морская рыба и речная.
Реализация построения проекта.

 

(Дидактическая игра) Работа в парах.

 

Названия морских и речных рыб: (все вперемешку) сельдь, хамса, лещ, ставрида, окунь, щука, сазан.

 

- Представьте, что после удачной рыбалки казак принёс свой улов рыбы, помогите хозяйке разобрать морскую и речную рыбу по корзинам.

(Дети определяют куда, в какую корзину положить ту или иную рыбу).

- Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.

 

Какие зерновые культуры выращивали на Кубани?

 Ответ: В нашем крае выращивали и выращивают пшеницу, овес, ячмень, подсолнечник, кукурузу, рис.

 

- Деревянной сохой (сельскохозяйственное орудие для вспашки земли), казаки вспахивали землю,

- бороной (сельскохозяйственное орудие для мелкого рыхления почвы) (в виде грабель) разравнивали землю,

- а затем становились в ряд, и держа в руках небольшой мешочек с зерном раскидывали его по полю.

 

Слайд 15. Физминутка. 
6. Первичное закрепление.

-Какие вы знаете обычаи и традиции казаков?

(На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество, Новый год, Масленицу, пасху.)

 Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи.

Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.

Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь.
Слайд 16.Основные традиции:

1. Уважительное отношение к старшим.

2. уважение к женщине (матери, сестре, жене).

3. почитание гостя.

 

7. Включение в систему знаний и повторения.

- Казаки умели хорошо ловить рыбу, охотиться, воевать, скакать на коне, веселиться и отдыхать. Всем известны казачьи поговорки.
Работа в группах. «Собери поговорку ».
- Казака в степи только пуля догонит.
-Всякий свистнет, да не по-казацки.
- Где казак - там и слава.
- С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
- Казака даже чёрт боится.
- Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
- Казак без коня - сирота.
- Кровь казачья - не водица.
- А сейчас мы проведем небольшое наблюдение - исследование. Работа в парах.

 Слева картинки с предметами быта, а справа слова вразброс. Наведите порядок в словах. Взаимопроверка. Оцените свою работу.
Слайд 17. Деревянные лавки, ткацкий станок, прялка, одежда, кофта, нижняя юбка, одежда, горшок для хранения и приготовления хлеба, летняя печь.

«лавы» -

«стан» -

«пряха» -

«бешмет»

«кохточка»

«спидница»

«макитра»

«кабыця»
Слайд 18. Взаимопроверка.

«лавы» - деревянные лавки.

«стан» - ткацкий станок.

«пряха» - прялка.

«бешмет» - одежда.

«кохточка» - кофта,

«спидница» - нижняя юбка.

 «макитра» - горшок для хранения и приготовления хлеба.

«кабыця» - летняя печь.

Оцените свою работу.
8. Рефлексия учебной деятельности.

Вывод: деятельность человечества складывается из маленьких ручейков,  которые перерастают в большой поток реки, наши родственники представители наших семей жили и живут,   трудились и трудятся  в разные  времена,  но все оставляют огромный опыт   и вносят  вклад в историю России и Кубани.   Мы живем на прекрасной кубанской земле, которая названа  жемчужиной России, именно нам наследникам надо беречь и  приумножать богатства родного края, его традиции, совершать открытия, хорошо учиться.

Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколения в поколение.

С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания реки, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков-старожилов.

Слайд 19. Всё это надо знать, беречь и любить!

-Что было для вас самым интересным на уроке?

-Что было сложным?

-Как вы считаете, достигли мы цели, которую ставили в начале урока?
Слайд 20. Подведение итогов. Самооценка.
9. Домашнее задание.

 - Нарисуйте то, что запомнилось каждому на уроке: то ли это посуда, или казак, хата и т.д.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок разработан iconУрок музыки во 4 классе Урок разработан в рамках программы «Музыка»
Урок разработан в рамках программы «Музыка» 1-8 классы разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского...
Урок разработан iconУрок разработан в рамках программы «Музыка»
Урок разработан в рамках программы «Музыка» 1-8 классы. Авт коллектив под руководством Д. Б. Кабалевского. М.,2006
Урок разработан iconУрок разработан и проведен в рамках авторской технологии «Перспектива»
Урок разработан и проведен в рамках авторской технологии «Перспектива» Прищепа Т. А., ориентированной на использование кейс-метода....
Урок разработан iconУрок по теме «Органы чувств»
Урок разработан слушателями курсов повышения квалификации в фнмц им. Л. В, Занкова
Урок разработан iconУрок разработан: учителем нач классов Нечаевой О. Л., Мбоу сош №3 Староминский р-он
Этот урок, что более всего вам запомнилось
Урок разработан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок здоровья 1 класс, четырехклассное обучение. Урок разработан – январь 2010 год
Урок разработан iconУрок немецкого языка по теме: «За окнами листопад»
Урок разработан на базе умк «Шаги» И. Л. Бим, Л. М. Санниковой, Л. В. Садомовой, в основу которого положен личностно ориентированный...
Урок разработан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Химия 8 класс, программа О. С. Габриеляна. Урок – изучение нового материала. Второй урок по теме «Кислоты, классификация и свойства»....
Урок разработан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок разработан на материале курса орксэ модуля «Основы Православной культуры» по теме «Библия и Евангелие», стр учебника 16-18,...
Урок разработан iconПояснительная записка
Данный урок проведен в 7 классе (уровень – elementary ). Урок разработан по направлению «Защита окружающей среды». Тема урока : «Ecology....
Урок разработан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок был разработан и проведен мной в рамках обучения на дистанционных курсах Эйдос "Как разработать и провести эвристический...
Урок разработан iconMicrosoft Office PowerPoint 2007, Microsoft Office Word 2007, Adobe...
Данный урок разработан на основе самоучителя для начинающих С. Н. Лукина. Урок сопровождается мультимедийной презентацией
Урок разработан iconУрок английского языка в 9А классе на тему «Экстремальные виды спорта»
Урок разработан и проведён учителем английского языка мбоу «сош №9» г. Чебоксары Беловой Татьяной Васильевной
Урок разработан iconУрок по теме и 58 в системе уроков
Урок разработан для учащихся 8 «А» класса при прохождении темы «Одна из достопримечательностей нашего города», предусмотренной учебной...
Урок разработан iconУрок окружающего мира в 1 классе
Урок по теме «Понятия: время, сутки, дни недели» разработан с основной целью: повторить согласный звук (ч) и букву Ч,ч, а так же...
Урок разработан iconУрок по русскому языку 7 класс урок разработан и проведен учителем...
Москва – столица нашей Родины. На берегу Москвы-реки расположился Кремль, и каждый прибывший в столицу для знакомства с ней обязательно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск