Скачать 81.77 Kb.
|
Кудрякова Елена Владимировна ГБС(К)ОУ школа – интернат № 117 г. о. Самары Контроль знаний учащихся на уроках биологии Введение Школьники не любят момент опроса на уроке. А ведь при этом многим нравиться сам предмет. Как можно сделать опрос увлекательным и интересным – этот вопрос является моей методической темой уже несколько лет . Считаю своей основной целью при опросе не оценку, а выявление уровня реальной обученности ребёнка. Систематический опрос позволяет мне выявлять состояние знаний учащихся в любой период обучения, определять, насколько каждый ученик успешно и последовательно усваивает биологические знания. В своей работе использую такие методы опроса как: письменный, устный, тематический, комбинированный и автоматический опрос с использованием компьютера. Проверяя усвоение учебного материала, есть возможность вступать в тесный контакт с учащимися для выяснения способности к учению каждого обучаемого мной школьника. Это обеспечивает индивидуализацию подхода учителя к учащимся и создаёт предпосылки объективной оценки их биологических знаний и умений. Кроме того, оценка знаний школьников полученная при опросе служит ориентиром для родителей, информируя об учебе их детей. Формы опроса
Задачи опроса
Комбинированный метод как основной метод опроса Наиболее эффективной формой, при которой идёт закрепления знаний, формирования навыков и развития естественно - научного мышления. Провожу комбинированный опрос с элементами творчества, игровыми моментами и активным использованием межпредметных связей. Комбинированный метод опроса (индивидуально устная + письменная работа) наиболее эффективен в выявлении истинных знаний ученика и даёт возможность проконтролировать знания учащихся с помощью различных форм и методов. С тех пор как появились различные виды техники, появилась возможность не только рассказать или показать различные формы жизни и биологические процессы, но и смоделировать их. Компьютер завладел всеми сферами жизни и дает нам возможности сделать наши уроки интересными не только при объяснении материала, но и при его опросе. Более результативным методом опроса, считаю комбинированный метод, пользуюсь им постоянно. Благодаря сочетанию нескольких методов опроса у ученика есть возможность проявить свои знания в той форме, в которой ему более комфортно. Устный метод опроса и его формы Устный опрос самый распространенный. Он позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Слушая ответ, учитель также имеет возможность судить о речи ученика, его памяти, развивать и совершенствовать их, обучать логическому мышлению. Кроме того, для большинства учащихся изложить свои знания устно значительно легче, чем письменно. Вопросы продумываю так, чтобы они ориентировали учащихся на развернутые ответы, проведение сравнений, доказательств, на высказывание собственных суждений. Формы устного опроса
Пример: при проверке знаний по темам: «Строение цветка». Проблемный вопрос – «Назови главные части цветка? Зарисуй пестик и подпиши его строение. Такие задания при опросе выявляют не только объём теоретических знаний, но и как ученик усвоил практическую значимость полученных на уроке знаний.
время на их «толкование». Вопросы задаются в быстром темпе вразброс любому ученику. Это развивает умение быстро ориентироваться в материале, собираться и грамотно излагать мысль. Также это формирует навыки работать в команде. Данный опрос провожу при завершении темы перед зачётом или контрольной работой. Пример:1.Перечислите зоны корня. 2.Какой тканью образован корневой чехлик? 3.Какое строение имеют клетки корневого чехлика? 4.Какой тканью образована зона деления? 5.Какое строение имеют клетки зоны деления? 6.Что такое корневой волосок? 7.В какой зоне корня располагаются корневые волоски? 8.Назови основные функции корневых волосков. 9.Какое строение имеет корневой волосок? и т. д.
Пример: напиши на доске и дай определение термину «прокариоты». Это позволяет проверить как знание определения данного термина, так и проверить терминологическую грамотность ученика. А готовые таблички экономят время опроса и развивают зрительную память у всех учащихся класса. Письменный опрос Самой объективной формой проверки знаний считаю письменный опрос. Главное достоинство письменного опроса заключается в том, что он позволяет выяснить знания одновременно целого класса за сравнительно короткий срок и тем самым обеспечить систематический контроль качества знаний учащихся.
Примеры: 1) «найди ошибку» - исправление намеренно допущенных ошибок в терминах (имунитет, пракориоты, храмасома, финотип т.д.); 2) с успехом применяю «принцип кроссворда» помогающий в закреплении только что изученных терминов на уроке. Ребята чёрточками отмечают указанное мной число букв, при этом некоторые из букв я открываю: - - - - - - - - -т (хлоропласт), - - - м - - - - - т (хромопласт), - - - к - - - - - т (лейкопласт);. 3) к данному определению записать термин: - Нервная клетка называется …(нейрон) - Безъядерная клетка – (прокариотическая) - Клетка, имеющая ядро - (эукариотическая) и т.д.. 4) Вставь пропущенную букву: с…биоз, риб..сома, р..г…нерация, р…флекс, г..нетика (симбиоз, рибосомы, регенерация, рефлекс, генетика) 5) для проверки умений самостоятельного добывания знаний при работе с учебником (для учащихся старшего звена) разрабатываю технологические карты, где указываются этапы в работе с материалом параграфа и письменные задания к каждому этапу. Контрольные и самостоятельные работы Контрольные работы провожу после изучения больших биологических разделов. Самостоятельные работы провожу практически на каждом уроке. Для повторения материала использую карточки, для закрепления – вопросы в конце параграфа. Так же для закрепления материала в течении урока использую задания данные в Рабочей тетради на печатной основе. Тестовый опрос Тестирование является объективным инструментом для выявления уровня усвоения знаний и даёт возможность проверки большего объёма знаний у всех учащихся класса. Тесты разрабатываю, как для опроса по пройденной теме, так и для итоговых проверочных контрольных работ. Часто использую компьютерные тесты. Совершенствование форм опроса Использование межпредметных связей Мы все используем перечисленные методы и формы опроса, новизна заключается в том, чтобы не только при объяснении материала активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными методами и формами, а и опрос превратить в увлекательный для учащихся процесс. Достигаю это путем внесения элементов творчества, игры с активным использованием межпредметных связей. Народное творчество содержат богатый материал. Через поговорки и пословицы учащиеся осознают практическое значение полученных знаний. «Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится» Пример: при опросе по теме «Человек и биосфера» прошу ребят раскрыть смысл данных поговорок в свете изученного материала: «Семь раз отмерь один раз отрежь». «Что посеешь, то пожнёшь», «Где сосна взросла там она и красна», «Мать кукушка»- как вы понимаете данное выражение? Опрос с помощью рисунка Рисунок в биологии является одним из главных методов в получения и закреплении знаний. Опрос с применением рисунка провожу, например, после изучения признаков всех классов типа членистоногих, или для выявления усвоенных знаний, о признаках изученных семейств, отдела покрытосеменные. При этом создаю игровую ситуацию. Пример: дорисуй недостающие части тела животному класса ракообразные, паукообразные, или насекомые. Мини – сочинения При изучении многообразия растений и животных провожу опрос в форме мини – сочинения, с помощью которого ребята описывают, чем их удивил или восхитил данный представитель. Опрос в форме игры Игра как вид деятельности всегда привлекательна для людей любых возрастов. Пример: опрос по теме роль животных в природе провожу в форме игры командного типа. Класс делится на две команды «ЗА» и «ПРОТИВ». Ребята готовятся к опросу дома, собирая необходимую информацию о представителях заданного отряда. Такая форма опроса учит, ребят работе в команде и способности отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами. Школы на сегодняшний день укомплектованы моделями различных органов, которые использую как конструктор и с успехом применяю для опроса на своих уроках. Пример: одно из любимых заданий при опросе по курсу биология человека, это разложить отдельные органы в беспорядочном состоянии, а учащиеся должны расположить органы или собрать их в правильной последовательности, при этом сопровождая свои действия рассказом о названии органа и его функции. Лабораторные и практические работы – достаточно необычные формы контроля , они требуют от учащихся не только знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, я ее комбинирую с такими формами контроля как диктант или тест. Кроссворды, головоломки, ребусы, шарады, викторины – полезное занятие способное тренировать внимание и память. Мониторинг контроля знаний.
Список источников и литературы
|
Контроль и оценка знаний на уроке обж «контроль», «проверка», «оценка» и «учет» знаний учащихся. Нередко они смешиваются и употребляются в разных значениях. Общим родовым... | Урок контроля знаний по теме: «Россия XIV xvi вв.» Цель урока: провести контроль знаний учащихся и закрепление основных понятий и терминов, исторических дат, имён и событий | ||
Положение о контроле знаний учащихся мбоу дивьинская средняя общеобразовательная школа Входной контроль (сентябрь) с целью выявления знаний учащихся, поступивших в 1 класс и переведённых в следующий | Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка... Итоговую аттестацию в форме гиа и егэ. Следовательно, урок и контроль знаний необходимо организовать, учитывая современные требования.... | ||
Дифференцированный контроль знаний на уроках информатики Проблема дифференцированного контроля знаний – одна из наиболее сложных, на мой взгляд, и связана, прежде всего с объективной оценкой... | Тематическое планирование по курсу «Биология. Животные» 7 класс Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (комбинированный). Контроль знаний за прошлый учебный год | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма урока: урок проводится в форме коллоквиума, обеспечивающей повторение и систематизацию учебного материала, контроль знаний... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: Контроль знаний (тест), урок усвоения новых знаний и выполнение практической работы | ||
Прохорова Ирина Александровна 241-361-190 Использование пк: программированный контроль знаний учащихся на этапе актуализации знаний (базовый уровень сложности предметного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее... | ||
Тесты для учащихся общеобразовательных школ / Мнемозина, 2009. План проведения урока Организовать контроль оценку и коррекцию знаний учащихся по теме Упрощение выражений | Урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «ссср в 1953-1964 гг.» Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «ссср в 1953-1964 гг.» | ||
Моу «Гимназия №11» Открытый урок Образовательные: систематизировать знания учащихся по теме, развивать логическое мышление учащихся, провести первичный контроль | Контроль Тематический контроль Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций | ||
Руководство и контроль. Внутришкольный контроль это систематическая... Внутришкольный контроль – это систематическая проверка состояния учебно-воспитательной работы педагогов. Один из основных методов... | Доклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,... Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на... |