Скачать 160.11 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» «УТВЕРЖДАЮ» Декан стоматологического факультета, профессор ________ Н.М. Хелминская «…» ____________20___г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Микробиология, вирусология Специальность подготовки «Стоматология» Квалификация выпускника - специалист Форма обучения Очная Москва – 2011 г. 1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины «микробиология, вирусология» является: Ознакомление студентов с основами общей и медицинской микробиологии, вирусологии, микологии, Формирование умений, необходимых будущему стоматологу для осуществления своей профессиональной деятельности, на основе знаний о:
Воспитание способности к анализу медицинской информации, стремления к приобретению новых знаний в целях совершенствования своей профессиональной деятельности. Задачи дисциплины:
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО В подготовке стоматолога микробиология относится к группе медико-биологических дисциплин, тесно связанной с химией, биологией, биохимией, дающей наряду с фундаментальными общебиологическими знаниями, элементы прикладного характера. Эффективное изучение микробиологии основывается на знаниях биологии, гистологии, биохимии, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии. Преподавание микробиологии включает три самостоятельные науки – микробиологию, вирусологию и иммунологию. Знания, полученные при изучении дисциплины, должны обеспечить формирование общебиологического мышления и служить базой для изучения инфекционных болезней, фтизиатрии, эпидемиологии. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ» В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1. Знать:
2. Уметь:
3. Владеть: Техникой микроскопии фиксированных окрашенных препаратов, приготовленных из клинического материала и чистых культур микроорганизмов. 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет __4___ зачетных единицы, ___142__ часа.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Практическая работа студентов под контролем преподавателя:
Чтение лекций с использованием мультимедийной техники. Чтение лекций специалистами, приглашёнными из научно-исследовательских институтов по актуальным проблемам медицинской микробиологии и вирусологии. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, завершающаяся докладом и обсуждением темы в группе или защитой реферата. Подготовка студентов-кружковцев по овладению навыками практической работы в бактериологической, гнотобиологической и молекулярно-генетической лабораториях. Обучение навыкам подбора и анализа литературы при подготовке докладов и рефератов, ведению публичной речи и научной дискуссии. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для текущего контроля используются тестовые задания, коллоквиумы, решение ситуационных задач. Для промежуточного контроля – экзамен, включающий тестовый контроль, контроль практических умений (микроскопия препаратов, учет демонстраций, расшифровка биопрепаратов), устное собеседование, решение ситуационных задач. Примеры ситуационных задач:Задача №1Больной К., 40лет, поступил в клинику с жалобами на слабость, недомогание, головную боль, ломоту в костях и суставах, снижение аппетита, тянущие боли в левом подреберье, желтушность кожи и склер, повышение температуры тела, потемнение мочи. Эпидемиологический анамнез: контакт с больными на работе отрицает. Половой путь передачи исключает. Личную гигиену больной соблюдает. Питьевую воду набирают на колонке. Диагноз при поступлении: вирусный гепатит А?
С какой целью определяют анти-HAV(ВГА)-IgM? Ваши действия и объяснение в случае, когда анти-HAV(ВГА)-IgM не обнаружены, а присутствуют анти-HAV(ВГА)-IgG.
Задача №2.После употребления в пищу мясных консервов группой туристов через двое суток них появилась слабость, сухость во рту, головокружение, нарушение аккомодации, двоение в глазах, затрудненное глотание. Заболевшие были госпитализированы. Врач на основании анамнеза и клинических симптомов поставил диагноз: ботулизм? Задание:
Задача № 3. Ребенок Алеша 2-х лет из многодетной семьи был госпитализирован на 9-й день болезни. Заболевание началось с субфебрильной температуры, небольшого насморка и сухого кашля, который несмотря на лечение постепенно усиливался и приобрел приступообразный характер. При осмотре ребенок беспокоен, лицо одутловато. Кашлевые приступы состоят из сильных многократных кашлевых толчков на протяжении одного выдоха и заканчиваются выделением вязкой слизи, а иногда рвотой. Клинический диагноз: «коклюш, начало судорожной стадии». Все старшие дети-школьники, они здоровы, но в школе, которую они посещают, недавно были случаи заболевания коклюшем. Задание:1. Какой материал следует взять у больного для подтверждения диагноза? Способы взятия и посева исследуемого материала. 2. Какие методы лабораторной диагностики могут быть использованы? Опишите основной метод диагностики, его этапы. В какие периоды и сроки его применяют? 3. Источник и пути распространения коклюша. Каким образом мог заразиться ребенок Алеша? 4. Укажите таксономическое положение возбудителя коклюша, охарактеризуйте его дифференциальные свойства. 5. Охарактеризуйте особенности антигенной структуры возбудителя. 6. Перечислите факторы патогенности возбудителя коклюша, его токсические вещества. 7. Охарактеризуйте основной токсин возбудителя коклюша и его механизм действия. 8. Опишите патогенез коклюша, периоды заболевания. 9. Как проводят специфическую профилактику и лечение коклюша? Опишите применяемую вакцину. Примеры тестовых заданий: 1. Назовите микроорганизмы, являющиеся облигатными анаэробами: а) клостридии; б) синегнойная палочка; в) бактероиды; г) кишечная палочка. Правильный ответ: а, в 2. К элективным питательным средам относятся: а) кровяной агар; б) желточно-солевой агар; в) щелочной агар; г) желчный бульон; д) мясо-пептонный агар. Правильный ответ: б, в, г 3. Перечислите объекты, обеззараживаемые путем фильтрования через бактериальные фильтры: а) сыворотка; б) витамины; в) питательные среды; г) иммуноглобулины; д) растворы некоторых лекарственных веществ. Правильный ответ: а, б, г, д 4. Выберите препараты, являющиеся эубиотиками: а) бифилонг; б) пиобактериофаг; в) бифидумбактерин; г) колибактерин; д) бификол. Правильный ответ: а, в, г, д 5. Выберите реакции, являющиеся серологическими: а) реакция агглютинации; б) РНГА; в) реакция гемагглютинации; г) реакция преципитации; д) молекулярная гибридизация. Правильный ответ: а, б, г Для обеспечения самостоятельной работы студентов на кафедре имеется методический кабинет с полным набором учебно-методических пособий, выпускаемых кафедрой, основными учебниками по микробиологии, микробиологическими атласами, дополнительной литературой на русском и английском языках, наборами таблиц по темам дисциплины, цветными микрофотографиями, наборами биопрепаратов, а также компьютерный класс с электронными версиями практических занятий и лекций и программой для тестирования студентов. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ а) основная литература: 1. «Медицинская микробиология, вирусология и иммунология». Учебник под ред. А.А. Воробьева А.А., М., ”МИА”., 691 с., 2008г. 2. «Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии» под ред. Воробьева А.А., Быкова А.С., М., ММА, 2008. б) дополнительная литература: 1. Л.Б. Борисов «Медицинская микробиология, вирусология, иммунология» ООО «Медицинское информационное агентство», Москва 2002 2. Общая медицинская вирусология. Под общей редакцией Л.И. Кафарской и Н.С. Горячкиной. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007 г., С. 208. 3. Частная медицинская вирусолгия. Под общей редакцией Л.И. Кафарской и Н.С. Горячкиной. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007 г. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 8.1. Перечень материально-технических средств учебной аудитории для чтения лекций по микробиологии
Программа одобрена на заседании кафедры микробиологии и вирусологии от 10.12.2009 года, протокол № ___4_____. Зав. кафедрой микробиологии и вирусологии, профессор Кафарская Л.И. |
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом лечебного факультета от «29» При разработке рабочей программы учебной дисциплины «микробиология, вирусология, микробиология полости рта» в основу положены | Пояснительная записка «Микробиология и вирусология» ... | ||
Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | ||
Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | Программа учебной дисциплины основы физиологии кожи и волос ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология» «российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова» | Рабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины микробиология, вирусология Группа № | Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) Учебно-методический комплекс Микробиология и вирусология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа дисциплины микробиология, вирусология Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Микробиология и вирусология» «04» 02 2010 г. №101 и зарегистрированного в Минюсте РФ «25» 02 2010г. №16504 и примерной основной образовательной программой высшего... | Рабочей учебной программы по дисциплине микробиология, вирусология 060601 Медицинская биохимия | ||
Микробиология, вирусология микробиология полости рта Структуры внутрибольничных инфекций, вызываемых условно-патогенными микробами и оппортунистами | Вопросы к экзамену для студентов специальности «Стоматология» по... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |