Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология





Скачать 160.11 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология
Дата публикации19.10.2014
Размер160.11 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан стоматологического

факультета, профессор

________ Н.М. Хелминская

«…» ____________20___г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Микробиология, вирусология

Специальность подготовки «Сто­ма­то­ло­гия»

Квалификация выпускника - специалист

Форма обучения Очная

Москва – 2011 г.
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «микробиология, вирусология» является:

Ознакомление студентов с основами общей и медицинской микробиологии, вирусологии, микологии,

Формирование умений, необходимых будущему стоматологу для осуществления своей профессиональной деятельности, на основе знаний о:

    • строе­нии и био­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стях пред­ста­ви­те­лей мик­роб­но­го ми­ра;

    • осо­бен­но­стях фор­ми­ро­ва­ния про­цес­сов сим­био­за ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка с раз­лич­ны­ми мик­ро­ба­ми и ви­ру­са­ми;

    • роли пред­ста­ви­те­лей мик­роб­но­го ми­ра в раз­ви­тии ка­рие­са зу­бов, па­то­ге­не­зе па­ро­дон­ти­та и дру­гих про­цес­сов в че­лю­ст­но-ли­це­вой об­лас­ти.

    • принципах асептики и антисептики, методах стерилизации и дезинфекции, контроле качества стерилизации и дезинфекции.

Воспитание способности к анализу медицинской информации, стремления к приобретению новых знаний в целях совершенствования своей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • Изучение основ общей и медицинской микробиологии: морфологии, физиологии, биохимии и генетики микроорганизмов; основных принципов асептики и антисептики, стерилизации и дезинфекции; инфекционной иммунологии; общей вирусологии; биологических свойств патогенных микроорганизмов, взаимодействия микробов с организмом человека, особенностей патогенеза инфекционных заболеваний; методов диагностики, принципов этиотропного лечения и специфической профилактики заболеваний.

  • Формирование системного подхода к анализу научной медицинской информации, восприятию инноваций в целях совершенствования профессиональной деятельности


2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

В подготовке стоматолога микробиология относится к группе медико-биологических дисциплин, тесно связанной с химией, биологией, биохимией, дающей наряду с фундаментальными общебиологическими знаниями, элементы прикладного характера.

Эффективное изучение микробиологии основывается на знаниях био­ло­гии, гис­то­ло­гии, био­хи­мии, нор­маль­ной и па­то­ло­ги­че­ской фи­зио­ло­гии, па­то­ло­ги­че­ской ана­то­мии.

Преподавание микробиологии включает три самостоятельные науки – микробиологию, вирусологию и иммунологию.

Знания, полученные при изучении дисциплины, должны обеспечить формирование общебиологического мышления и служить базой для изучения инфекционных болезней, фтизиатрии, эпидемиологии.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1. Знать:

  • строе­ние и био­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти пред­ста­ви­те­лей мик­роб­но­го ми­ра;

  • осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния про­цес­сов сим­био­за ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка с раз­лич­ны­ми мик­ро­ба­ми и ви­ру­са­ми;

  • роль пред­ста­ви­те­лей мик­роб­но­го ми­ра в раз­ви­тии ка­рие­са зу­бов, па­то­ге­не­зе па­ро­дон­ти­та и дру­гих про­цес­сов в че­лю­ст­но-ли­це­вой об­лас­ти.

2. Уметь:

  • проводить качественное и количественное выделение чистой культуры аэробных и факультативно-анаэробных бактерий;

  • интерпретировать результаты диагностических методов, применяемых в бактериологии, вирусологии и микологии (биохимической и серологической идентификации микроорганизмов, эпидемиологического маркирования, серологической диагностики инфекционных заболеваний, методов индикации вирусов).

  • интерпретировать результаты антибиотикограммы и разрабатывать оптимальную стратегию и тактику антибактериальной терапии для больных с различной инфекционной патологией;

  • выполнять работу в асептических условиях: дезинфицировать и стерилизовать некоторые медицинские инструменты и лабораторную посуду.

  • анализировать результаты методов экспресс-диагностики;

  • ис­поль­зо­вать по­лу­чен­ные зна­ния для эф­фек­тив­но­го ле­че­ния ин­фек­ци­он­ных и оп­пор­ту­ни­сти­че­ских бо­лез­ней;



    3. Владеть:


Техникой микроскопии фиксированных окрашенных препаратов, приготовленных из клинического материала и чистых культур микроорганизмов.




4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет __4___ зачетных единицы, ___142__ часа.






п/п


Раздел учебной

дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

ПЗ

СРС

1

Морфология микроорганизмов

4

1-8

6

8

6

Текущий тестовый контроль, коллоквиум – 9, 10

2

Физиология и биохимия микроорганизмов

4

9-16

4

8

6


Текущий тестовый контроль, коллоквиум – 17, 18

3

Генетика микроорганизмов

4

17-19

2

4

3

Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 19

4

Инфекция, факторы патогенности микроорганизмов

4

15-18

4




2


Текущий тестовый контроль

5

Медицинская иммунология.

5

1-3

6

9

7

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 4

6

Частная медицинская микробиология

5

4-9

6

18

10


Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 7, 10

7

Заболевания, вызываемые патогенными грибами.

5

8-10







5


Реферат, решение ситуационных задач – 10-11

8

Общая и

медицинская вирусология.

5

10-12

10

10

8

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум –13



5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Практическая работа студентов под контролем преподавателя:

  1. Изучение методов микроскопии и приготовления препаратов. Простые и сложные методы окраски.

  2. Выделение чистых культур бактерий, биохимическая и серологическая идентификация.

  3. Определение чувствительности к антибиотикам, обсуждение схем рациональной антибактериальной терапии для разных групп микроорганизмов.

  4. Изучение качественного и количественного состава микрофлоры полости рта.

  5. Постановка и учёт серологических реакций, используемых в диагностике инфекционных заболеваний.

  6. Решение ситуационных задач.

  7. Выполнение самостоятельной многоэтапной практической работы по выделению и идентификации основных представителей микрофлоры полости рта.



    Чтение лекций с использованием мультимедийной техники. Чтение лекций специалистами, приглашёнными из научно-исследовательских институтов по актуальным проблемам медицинской микробиологии и вирусологии.

    Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, завершающаяся докладом и обсуждением темы в группе или защитой реферата.

    Подготовка студентов-кружковцев по овладению навыками практической работы в бактериологической, гнотобиологической и молекулярно-генетической лабораториях. Обучение навыкам подбора и анализа литературы при подготовке докладов и рефератов, ведению публичной речи и научной дискуссии.


6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Для текущего контроля используются тестовые задания, коллоквиумы, решение ситуационных задач.

Для промежуточного контроля – экзамен, включающий тестовый контроль, контроль практических умений (микроскопия препаратов, учет демонстраций, расшифровка биопрепаратов), устное собеседование, решение ситуационных задач.

Примеры ситуационных задач:

Задача №1


Больной К., 40лет, поступил в клинику с жалобами на слабость, недомогание, головную боль, ломоту в костях и суставах, снижение аппетита, тянущие боли в левом подреберье, желтушность кожи и склер, повышение температуры тела, потемнение мочи. Эпидемиологический анамнез: контакт с больными на работе отрицает. Половой путь передачи исключает. Личную гигиену больной соблюдает. Питьевую воду набирают на колонке. Диагноз при поступлении: вирусный гепатит А?

  1. Определите таксономическое положение возбудителя, охарактеризуйте его биологические свойства. Опишите морфологию и антигенную структуру вируса.

  2. Охарактеризуйте стадии взаимодействия вируса с клеткой.

  3. Каков инкубационный период заболевания, пути передачи и возможные источники инфекции, меры неспецифической профилактики? Что могло послужить источником инфекции в данном случае? Дайте пациенту рекомендации по этому поводу.

  4. Опишите патогенез гепатита А.

  5. Перечислите формы инфекционного процесса. Каков вероятный исход заболевания? Есть ли опасность перехода заболевания в хроническую форму, развития цирроза?

  6. Охарактеризуйте постинфекционный иммунитет.

  7. Дайте объяснение приведенным данным и на основании этого предложите методы диагностики и исследуемый материал.

  8. Какой метод диагностики вирусных гепатитов на сегодня является общепринятым?

С какой целью определяют анти-HAV(ВГА)-IgM? Ваши действия и объяснение в случае, когда анти-HAV(ВГА)-IgM не обнаружены, а присутствуют анти-HAV(ВГА)-IgG.

  1. Объясните рекламный постер на основе знания эпидемиологии гепатита А. На рисунке не хватает главного источника инфекции, ответственного за крупные вспышки гепатита А.

  2. Какие вакцины получены для профилактики гепатита А? Какие из них применяются на территории нашей страны?

Задача №2.


После употребления в пищу мясных консервов группой туристов через двое суток них появилась слабость, сухость во рту, головокружение, нарушение аккомодации, двоение в глазах, затрудненное глотание. Заболевшие были госпитализированы. Врач на основании анамнеза и клинических симптомов поставил диагноз: ботулизм?

Задание:


  1. Какой исследуемый материал должен направить врач в лабораторию?

  2. Определите цель исследования.

  3. Какие методы лабораторной диагностики могут быть использованы для подтверждения клинического диагноза?

  4. Составьте схему лабораторной диагностики по выбранному Вами методу.

  5. Определите таксономическое положение возбудителя и его основные биологические свойства.

  6. Охарактеризуйте факторы патогенности.

  7. Опишите патогенез ботулизма.

  8. Какие препараты применяются для диагностики и лечения ботулизма, охарактеризуйте их.


Задача № 3.

Ребенок Алеша 2-х лет из многодетной семьи был госпитализирован на 9-й день болезни. Заболевание началось с субфебрильной температуры, небольшого насморка и сухого кашля, который несмотря на лечение постепенно усиливался и приобрел приступообразный характер. При осмотре ребенок беспокоен, лицо одутловато. Кашлевые приступы состоят из сильных многократных кашлевых толчков на протяжении одного выдоха и заканчиваются выделением вязкой слизи, а иногда рвотой. Клинический диагноз: «коклюш, начало судорожной стадии». Все старшие дети-школьники, они здоровы, но в школе, которую они посещают, недавно были случаи заболевания коклюшем.

Задание:


1. Какой материал следует взять у больного для подтверждения диагноза? Способы взятия и посева исследуемого материала.

2. Какие методы лабораторной диагностики могут быть использованы? Опишите основной метод диагностики, его этапы. В какие периоды и сроки его применяют?

3. Источник и пути распространения коклюша. Каким образом мог заразиться ребенок Алеша?

4. Укажите таксономическое положение возбудителя коклюша, охарактеризуйте его дифференциальные свойства.

5. Охарактеризуйте особенности антигенной структуры возбудителя.

6. Перечислите факторы патогенности возбудителя коклюша, его токсические вещества.

7. Охарактеризуйте основной токсин возбудителя коклюша и его механизм действия.

8. Опишите патогенез коклюша, периоды заболевания.

9. Как проводят специфическую профилактику и лечение коклюша? Опишите применяемую вакцину.
Примеры тестовых заданий:

1. Назовите микроорганизмы, являющиеся облигатными анаэробами:

а) клостридии;

б) синегнойная палочка;

в) бактероиды;

г) кишечная палочка.

Правильный ответ: а, в
2. К элективным питательным средам относятся:

а) кровяной агар;

б) желточно-солевой агар;

в) щелочной агар;

г) желчный бульон;

д) мясо-пептонный агар.

Правильный ответ: б, в, г
3. Перечислите объекты, обеззараживаемые путем фильтрования через бактериальные фильтры:

а) сыворотка;

б) витамины;

в) питательные среды;

г) иммуноглобулины;

д) растворы некоторых лекарственных веществ.

Правильный ответ: а, б, г, д
4. Выберите препараты, являющиеся эубиотиками:

а) бифилонг;

б) пиобактериофаг;

в) бифидумбактерин;

г) колибактерин;

д) бификол.

Правильный ответ: а, в, г, д
5. Выберите реакции, являющиеся серологическими:

а) реакция агглютинации;

б) РНГА;

в) реакция гемагглютинации;

г) реакция преципитации;

д) молекулярная гибридизация.

Правильный ответ: а, б, г
Для обеспечения самостоятельной работы студентов на кафедре имеется методический кабинет с полным набором учебно-методических пособий, выпускаемых кафедрой, основными учебниками по микробиологии, микробиологическими атласами, дополнительной литературой на русском и английском языках, наборами таблиц по темам дисциплины, цветными микрофотографиями, наборами биопрепаратов, а также компьютерный класс с электронными версиями практических занятий и лекций и программой для тестирования студентов.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. «Медицинская микробиология, вирусология и иммунология». Учебник под ред. А.А. Воробьева А.А., М., ”МИА”., 691 с., 2008г.

2. «Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии» под ред. Воробьева А.А., Быкова А.С., М., ММА, 2008.

б) дополнительная литература:

1. Л.Б. Борисов «Медицинская микробиология, вирусология, иммунология» ООО «Медицинское информационное агентство», Москва 2002

2. Общая медицинская вирусология. Под общей редакцией Л.И. Кафарской и Н.С. Горячкиной. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007 г., С. 208.

3. Частная медицинская вирусолгия. Под общей редакцией Л.И. Кафарской и Н.С. Горячкиной. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007 г.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

8.1. Перечень материально-технических средств учебной аудитории для чтения лекций по микробиологии



Наименование

Количество

Технические средства обучения

1.

Мультимедийная установка

2

2.

Экран

2

3

Указка лазерная

2

4.

Звукоусиливающая аппаратура (микрофон, колонки)

2

Специализированная мебель

1.

Стулья аудиторные

100-120



Стол аудиторный

75-80



Стул-кресло

1



Стол лектора

1



Стойка-кафедра

1



Подставка под ТСО

1




    1. Перечень материально-технических средств учебного помещения (из расчета на одну академическую группу) для проведения практических занятий.



Наименование

Количество

Технические средства обучения

1.

Тематические комплект иллюстраций по разделам учебной дисциплины

1

2.

Комплекты слайдов, таблиц.

1

Специализированная мебель

1.

Стулья аудиторные

16

2.

Стул аудиторный

8

3.

Стул преподавателя

1

4.

Стул преподавателя

1

5.

Стол преподавателя

1

6.

Подставка под ТСО

1

7.

Шкаф

1






Наименование

Количество

Лабораторное оборудование

1.

Автоклав

1

2.

Термостат

1

3.

Микроскопы биологические

16

4.

Микроскопы стереоскопические

5

5.

Холодильник

1

6.

Весы техничесике

1

7.

Центрифуга

1

8.

Водяная баня

1

9.

Анаэростат

5

10.

Шкаф сушильный

1

11.

Печь для разогрева и приготовления питательных сред

1

12.

Штативы для пробирок

8

13.

Лотки для окрашивания препаратов

8

14.

Бактериологические петли

16

15.

Наборы для окраски микропрепаратов

8

16.

Пластиковые планшеты для постановки серологических реакций

8




Программа одобрена на заседании кафедры микробиологии и вирусологии от 10.12.2009 года, протокол № ___4_____.
Зав. кафедрой микробиологии

и вирусологии, профессор Кафарская Л.И.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconРабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом лечебного факультета от «29»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины «микробиология, вирусология, микробиология полости рта» в основу положены
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconПояснительная записка «Микробиология и вирусология»
...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconПрограмма учебной дисциплины основы физиологии кожи и волос
...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconРабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология»
«российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова»
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconРабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconРабочая программа дисциплины микробиология, вирусология
Группа №
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название)
Учебно-методический комплекс Микробиология и вирусология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconРабочая программа дисциплины микробиология, вирусология
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол...
...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconРабочая программа учебной дисциплины «Микробиология и вирусология»
«04» 02 2010 г. №101 и зарегистрированного в Минюсте РФ «25» 02 2010г. №16504 и примерной основной образовательной программой высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconРабочей учебной программы по дисциплине микробиология, вирусология 060601 Медицинская биохимия

Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconМикробиология, вирусология микробиология полости рта
Структуры внутрибольничных инфекций, вызываемых условно-патогенными микробами и оппортунистами
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология iconВопросы к экзамену для студентов специальности «Стоматология» по...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск