МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И.ПИРОГОВА»
УТВЕРЖДАЮ
декан
___________________________
проф. Ю.В. Балякин
«____» _______________20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ микробиология, вирусология
Направление подготовки (специальность) МЕДИЦИНСКАЯ БИОФИЗИКА
Форма обучения очная
Срок освоения ООП очная – 6 лет
Кафедра микробиологии и вирусологии
При разработке рабочей программы учебной дисциплины «микробиология, вирусология» в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Медицинская биофизика», утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010г.
2) Учебный план по специальности «Медицинская биофизика» одобрен Ученым советом ГБОУ ВПО «РНИМУ им.Н.И. Пирогова» от «16» мая 2011г. протокол № 10.
Рабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология» одобрена на заседании кафедры микробиологии и вирусологии от «24» июня 2011г. протокол № 13.
Заведующий кафедрой микробиологии и вирусологии,
профессор _________________________ Л.И. Кафарская
подпись
Рабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология» одобрена Советом Медико-биологического факультета от «29» августа 2011г. протокол № 1. Председатель Совета Медико-биологического факультета
_____________________________ Ю.В. Балякин
подпись Разработчики:
Зав. кафедрой микробиологии и вирусологии профессор __________________ Л.И. Кафарская
подпись
доцент кафедры микробиологии и вирусологии_____________ Н.П. Тарабрина Рецензенты: профессор кафедры микробиологии и вирусологии Б.А. Ефимов
подпись 2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ» Цель освоения дисциплины «микробиология, вирусология» состоит в овладении знаниями биологических свойств микроорганизмов, их роли в развитии заболеваний и формировании иммунитета, а также принципами, положенными в основу современных методов диагностики, специфической профилактики инфекционных заболеваний.
При этом задачами освоения учебной дисциплины являются:
приобретение студентами знаний основ общей и медицинской микробиологии: морфологии, физиологии, биохимии и генетики микроорганизмов; микроэкологии, инфекционной иммунологии; общей и медицинской вирусологии;
приобретение студентами знаний биологических свойств патогенных микроорганизмов, механизмов взаимодействия микробов с организмом человека, особенностей патогенеза инфекционных заболеваний, принципов этиотропного лечения и специфической профилактики заболеваний,
приобретение студентами знаний по важнейшим методам микробиологической диагностики заболеваний,
ознакомление студентов с принципами системного подхода к анализу научной медицинской информации;
формирование у студентов навыков микроскопии окрашенных препаратов из микроорганизмов- возбудителей инфекционных заболеваний и способности планирования дальнейших этапов лабораторной диагностики.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП университета
Учебная дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к математическому, естественнонаучному циклу.
Для изучения учебной дисциплины «микробиология, вирусология» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими учебными дисциплинами:
- Биологии ________________________
наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: строения эукариотической и прокариотической клетки - Общей и биоорганической химии
наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: строения белков, жиров, углеводов, основ биохимических реакций
Умения: готовить растворы различной концентрации
Навыки: расчета концентраций веществ в растворах
физики
наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: устройство и принцип работы светового, люминесцентного, электронного микроскопа, строение биологических мембран.
2.3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ»
Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания дисциплины «микробиология, вирусология»:
лечебно-диагностическая;
научно-исследовательская
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№
| Номер/
индекс компетенции
| Содержание компетенции (или её части)
| В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
| Оценочные средства
| Знать
| уметь
| владеть
|
| ОК-1
| Способен и готов использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной деятельности
| основные методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний
|
|
| Компьютерное тестирование, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам
|
| ПК-1
| Способен и готов анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований.
|
|
|
| Собеседование по ситуационным задачам
|
| ПК-2
| Способен и готов использовать полученные теоретические, методические знания и умения по фундаментальным, медико-биологическим дисциплинам в научно-исследовательской, научно-методической деятельности.
|
|
|
| Собеседование по ситуационным задачам Контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
| ПК-5
| Способен и готов анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения диагностических препаратов, методов диагностики и лечения.
| интерпретировать результаты микробиологических, серологических и молекулярно-генетических методов исследования используемых в диагностике инфекционных заболеваний интерпретировать результаты микроскопического исследования препаратов - мазков из бактерий
|
работать с иммерсионной системой микроскопа
|
навыками микроскопирования, понятием ограничения в достоверности микроскопического метода
| Компьютерное тестирование, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам;
практическая работа
|
| ПК-8
| Способен и готов анализировать роль экологических и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития заболеваний, обосновывть патогенетически оправданные методы и принципы диагностики
| принципы стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов
|
|
| Компьютерное тестирование, контрольная работа
|
| ПК-28
| Способен и готов проводить аналитическую работу с информационными источниками- учебными, научными, библиографическими, справочными и другими
|
|
|
| Собеседование по ситуационным задачам
| 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3.1.1. Объём учебной дисциплины «микробиология, вирусология и иммунология» и виды учебной работы:
п/№
| Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 4
| 5
| 1
| Аудиторные занятия, в т. ч.
| 144
| 96
| 48
| 2
| Лекции (Л)
|
30
|
20
|
10
| 3
| Занятия (ПЗ)
| 114
| 76
| 38
| 4
| Самостоятельная работа студента (СРС), в т.ч.
| 72
| 40
| 32
| 5
| Подготовка к практическим занятиям
| 33
| 20
| 13
| 6
| Работа с электронными версиями лекций и практикума
| 10
| 5
| 5
| 7
| Решение ситуационных задач
| 5
|
| 5
| 8
| Подготовка к текущему контролю
| 10
| 5
| 5
| 9
| Реферат
| 3
| 3
| -
| 10
| Подготовка к промежуточному контролю
| 2
|
| 2
| 11
| Вид промежуточной аттестации - экзамен
| 9
| -
| 9
|
| Итого: общая трудоёмкость
| часов
| 216
| 136
| 80
| зачётных единиц
| 6
| 4
| 2
| В приложении к диплому итоговая оценка по учебной дисциплине, изучаемой в течение нескольких семестров, указывается экзаменационная оценка за два семестра изучения учебной дисциплины «микробиология, вирусология». 3.1.2. Содержание разделов учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении:
п/№
| № компетенции
| Наименование раздела учебной дисциплины
| Содержание раздела в дидактических единицах
| Общая микробиология и вирусология
| 1
| ПК-3, ПК-5, ПК-7
| Морфология микроорганизмов
| Классификация микроорганизмов; строение клетки; морфология бактерий, спирохет, хламидий, риккетсий, микоплазм, актиномицетов; морфология микроскопических грибов; методы микроскопии и техника окраски микроорганизмов. (6)
| 2
| ПК-3, ПК-5
| Физиология и биохимия микроорганизмов
| Особенности метаболизма бактерий; принципы культивирования бактерий; методы выделения чистых культур бактерий; антибиотики (АБ) -механизмы и спектр действия, механизмы резистентности к АБ, методы определения чувствительности бактерий к АБ. (4)
| 3
| ПК-3
| Генетика микроорганизмов
| Строение генетического аппарата прокариотов; механизмы генетического обмена у бактерий; принципы молекулярно-генетических методов диагностики инфекционных заболеваний, применение генно-инженерных технологий в медицинской практике (вакцины). (2)
| 4
| ПК-3, ПК-7
| Микроэкология. Факторы врождённого иммунитета. Инфекция
| Особенности формирования микрофлоры новорожденных; методы изучения микрофлоры; факторы врождённого и адаптивного иммунитета их функции.(3)
| 5
| ПК-1
| Инфекционная иммунология.
| Серологические реакции: механизмы, способы постановки, практическое применение, интерпретация результатов; биопрепараты (вакцины и сыворотки) способы получения и практическое применение. (5)
| 6
| ПК-3, ПК-5
| Общая вирусология.
| Классификация и строение вирусов; методы культивирования, индикации и идентификации вирусов, методы диагностики вирусных инфекций, интерпретация результатов; противовирусные препараты.(3)
| 7
| ПК-3, ПК-5, ПК-11
| Возбудители гнойно-септических инфекции.
| Биологические свойства возбудителей стафилококковой, стрептококковой, анаэробных и др. инфекций, методы микробиологической диагностики. (2)
| 8
| ПК-3, ПК-5
| Возбудители трансмиссивных инфекции.
| Биологические свойства возбудителей риккетсиозов, боррелиозов и др. инфекций, методы микробиологической диагностики. (2)
| 9
| ПК-3, ПК-5, ПК-11
| Возбудители острых кишечных инфекции.
| Биологические свойства возбудителей дизентерии, эшерихиозов, пищевых и др. инфекций, методы микробиологической диагностики. (3)
| 10
| ПК-3, ПК-5, ПК-11
| Воздушно-капельные инфекции.
| Биологические свойства возбудителей коклюша, туберкулёза, дифтерии и др. инфекций, методы микробиологической диагностики. (3)
| 11
| ПК-3, ПК-5, ПК-11
| Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.
| Биологические свойства возбудителей сифилиса, гонореи и др. инфекций, особенности инфицирования детей и подростков; методы микробиологической диагностики (2)
| 12
| ПК-3, ПК-5, ПК-11
| Возбудители зоонозных инфекций.
| Биологические свойства возбудителей чумы, сибирской язвы, бруцеллёза и др. инфекций, методы микробиологической диагностики.(1)
| 13
| ПК-3, ПК-5, ПК-11
| Возбудители госпитальных инфекций. Клиническая микробиология.
| Биологические свойства возбудителей госпитальных инфекций, методы микробиологической диагностики - практическая работа (2)
| 14
| ПК-3, ПК-5, ПК-11
| Возбудители заболеваний, вызываемых патогенными грибами
| Биологические свойства микроскопических грибов, возбудителей заболеваний у детей и подростков, методы микробиологической диагностики микозов. (1)
| 15
| ПК-3, ПК-5, ПК-11
| Возбудители энтеровирусных инфекций и гепатитов
| Биологические свойства возбудителей полиомиелита, гепатитов и др. вирусных инфекций, методы микробиологической диагностики. (2)
| 16
| ПК-3, ПК-5, ПК-11
| Возбудители респираторных вирусных инфекций
| Биологические свойства возбудителей гриппа, кори, краснухи и др. вирусных инфекций у детей и подростков, методы микробиологической диагностики. (2)
| 17
| ПК-3, ПК-5, ПК-11
| Возбудители нейровирусных инфекций
| Биологические свойства возбудителей герпеса, ветряной оспы, бешенства и др. инфекций, методы микробиологической диагностики. (1)
| 18
| ПК-3, ПК-5, ПК-11
| Возбудители онкогенных вирусных инфекций, ВИЧ-инфекции.
| Биологические свойства онкогенных вирусов, возбудителей ВИЧ и др. инфекций, методы микробиологической диагностики.(1)
|
3.2.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля:
п/№
| № семестра
|
Наименование раздела
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
| Формы контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| ПЗ
| СРС
| всего
| 1
| 4
| Морфология микроорганизмов
| 2
| 16
| 10
| 28
| Компьютерное тестирование, контрольная работа (5)
| 2
| 4
| Физиология и биохимия микроорганизмов
| 4
| 12
| 8
| 24
| Компьютерное тестирование, контрольная работа (8)
| 3
| 4
| Генетика микроорганизмов
| 2
| 12
| 8
| 22
| Компьютерное тестирование, контрольная работа (10)
| 4
| 4
| Микроэкология тела человека. Факторы врождённого иммунитета. Инфекция
| 2
| 8
| 3
| 13
| Компьютерное тестирование, контрольная работа (13)
| 5
| 4
| Инфекционная иммунология
| 2
| 8
| 6
| 16
| Компьютерное тестирование, контрольная работа (16)
| 6
| 4
| Общая вирусология
| 2
| 8
| 4
| 14
| Компьютерное тестирование, контрольная работа - 18
| 8
| 4
| Возбудители бактериальных гнойно-септических инфекций.
| 2
| 4
| 2
| 8
| Решение ситуационных задач; компьютерное тестирование, контрольная работа (4)
| 9
| 4
| Возбудители бактериальных трансмиссивных инфекции.
| -
| -
| 4
| 4
| Компьютерное тестирование, контрольная работа, решение ситуационных задач (10-11)
| 10
| 4
| Возбудители острых бактериальных кишечных инфекций.
| 2
| 4
| 2
| 8
| Решение ситуационных задач; компьютерное тестирование, контрольная работа (7)
| 11
| 4
| Возбудители воздушно-капельных бактериальных инфекций.
| 2
| 6
| 2
| 10
| Решение ситуационных задач; компьютерное тестирование, контрольная работа (9)
| 12
| 4
| Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.
| -
| 4
| 3
| 7
| Решение ситуационных задач; компьютерное тестирование, контрольная работа (10)
| 13
| 5
| Возбудители зоонозных инфекций.
| 2
| 3
| 3
| 8
| Решение ситуационных задач; компьютерное тестирование, контрольная работа (11)
| 14
| 5
| Возбудители госпитальных инфекций.
| 2
| 8
| 3
| 13
| решение практической ситуационной задачи (11-12)
| 15
| 5
| Возбудители заболеваний, вызываемых патогенными грибами
| -
| -
| 3
| 3
| решение ситуационных задач (15)
| 16
| 5
| Возбудители энтеровирусных инфекций и гепатитов
| 2
| 4
| 2
| 8
| решение ситуационных задач (16)
| 17
| 5
| Возбудители респираторных вирусных инфекций
| 2
| 4
| 2
| 8
| решение ситуационных задач (17)
| 18
| 5
| Возбудители нейровирусных инфекций
| -
| 4
| 2
| 6
|
решение ситуационных задач (18)
| 19
| 5
| Возбудители онкогенных вирусных инфекций, ВИЧ-инфекции.
| 2
| -
| 3
| 5
| 20
| 5
|
Экзамен
| -
|
| 2
| 2
| Итоговое компьютерное тестирование, контроль практических умений, собеседование по билету и ситуационной задаче.
| 21
|
| -
| 9
| -
| 9
|
|
| ИТОГО:
| 30
| 114
| 72
| 216
|
|
Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины:
№ пп
| Названия тем лекций
| семестр
| 4
| 5
|
| История развития, современное состояние и перспективы медицинской микробиологии. Принципы классификации микроорганизмов. Особенности функциональной организации
микробных клеток.
| 2
|
|
| Организация генетического аппарата прокариот. Механизмы генетических рекомбинаций.
| 2
|
|
| Учение об антибиотиках. Стратегия антибактериальной терапии и пути преодоления резистентности микроорганизмов к антибиотикам.
| 2
|
|
| Микроэкология тела человека. Нарушение нормальной микрофлоры и ее коррекция. Основы гнотобиологии.
| 2
|
|
| Факторы врождённого иммунитета. Виды иммунного ответа.
| 2
|
|
| Учение об инфекции. Характеристика инфекционного процесса. Факторы патогенности микроорганизмов.
| 2
|
|
| Антигены микроорганизмов. Вакцины и вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний. Общая характеристика антител. Лечебно-профилактические сыворотки и иммуноглобулины. Принципы их получения.
| 2
|
|
| Стафилококки, стрептококки, синегнойная палочка - возбудители раневых гнойно-воспалительных и гнойно-септических инфекций.
| 2
|
|
| Облигатные неспорообразующие анаэробы и клостридии – возбудители раневых и гнойно-воспалительных инфекций.
| 2
|
|
| Внутрибольничные инфекции. Особенности диагностики, лечения и профилактики.
| 2
|
|
| Возбудители ПТИ – стафилококки, клостридии. Энтеропатогенные эшерихии – возбудители эшерихиозов. Иерсинии – возбудители кишечного иерсинеоза. Кампилобактериозы.
|
| 2
|
| Микобактерии – возбудители туберкулеза и микобактериозов.
|
| 2
|
| Возбудители дифтерии, коклюша, скарлатины.
|
| 2
|
| Введение в вирусологию. Анатомия и биохимия вирусов. Репродукция вирусов.
|
| 2
|
| Основные механизмы противовирусного иммунитета. Принципы профилактики и терапии вирусных инфекций.
|
| 2
|
| Возбудители вирусных гепатитов. Возбудители энтеровирусных инфекций.
|
| 2
|
| Возбудители вирусных воздушно-капельных инфекций, ортомиксовирусы, парамиксовирусы.
|
| 2
|
| Возбудители нейровирусных инфекций. Тогавирусы, герпесвирусы. ВИЧ.
|
| 2
| |