Скачать 162.67 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА БОТАНИКИ, БИОТЕХНОЛОГИИ И ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ А.А. Белозерова МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РАСТЕНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа по большому спецпрактикуму для студентов направления 020200.62 Биология (бакалавр) Тюмень 2012 А.А. Белозерова. Методы сохранения генетических ресурсов растений: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа по большому спецпрактикуму для студентов направления 02200.62 Биология (бакалавр). Тюмень, Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 13 с. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов направления 020200.62 – Биология (бакалавр). Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, темы рефератов, вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Морфобиологические особенности декоративных растений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией биологического факультета. Одобрено учебно-методической секцией Ученого совета ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор © Тюменский государственный университет © А.А. Белозерова, 2012 1. Пояснительная записка Большой спецпрактикум «Методы сохранения генетических ресурсов растений» предназначен для студентов 3 курса направления 020200.62 «Биология» по специализации «Биотехнология растений». Базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Ботаника», «Введение в биотехнологию», «Физиология растений», полученные знания, умения и навыки пригодятся при изучении «Биотехнологии растений», «Морфобиологических особенностей культивируемых видов растений». Целью данного курса является знакомство с основными методами сохранения генетических ресурсов дикорастущих и культурных растений. Задачами спецпрактикума являются: - знакомство с основами создания генетических банков, - освоение методик определения качества семян и их жизнеспособности, - знакомство с технологиями среднесрочного и длительного хранения биологического материала, криосохранения, - создание генетических коллекций культурных и дикорастущих растений, отработка технологий хранений отдельных видов. При завершении спецпрактикума студенты должны обладать следующими теоретическими знаниями и практическими навыками: - знать причины, ведущие к снижению биологического разнообразия живых организмов; - знать принципы сохранения биологического разнообразия и основные положения Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия России; - уметь на практике применять изученные методики. Общая трудоемкость дисциплины составляет 60 часов, из них 34 ч. лабораторных работ, 26 ч. самостоятельной работы. Семестр 6. Итоговая форма контроля – зачет. 2. Тематический план изучения дисциплины Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Формы текущего контроля
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы студентов ОДО
3. Содержание дисциплины Тема 1. Биологическое разнообразие живых организмов. Причины, ведущие к сокращению генофонда дикорастущих и культурных видов растений. Понятие о биологическом разнообразии. Национальная Стратегия сохранения биоразнообразия России, ее назначение. Общая характеристика биоразнообразия России. Биологические принципы сохранения биологического разнообразия: организменный, популяционный, видовой, биоценотический, экосистемный, территориальный. Основные направления антропогенного воздействия на биоту. При изучении данной темы студенты, опираясь на литературные источники и Internet, готовят рефераты и делают сообщения. Тема 2. Роль ботанических садов и дендрологических парков в сохранении генетических ресурсов растений. Ботанические сады и дендрологические парки Министерства образования и науки Российской Федерации. Направления их деятельности. Международная программа ботанических садов по охране растений. Работы по сохранению растений ex situ (вне их естественных местообитаний, в коллекциях) и in situ (в местах их естественного местообитания). Участие в разработке национальных стратегий сохранения биоразнообразия растений. Создание генетических банков растений. Классификация видов генетических банков Международного центра генетических ресурсов: генные банки семян; банки растительного материала, сохраняемого in vitro; полевые генные банки. Роль Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства им. Н.И. Вавилова и других научных учреждений в сохранении генофонда культурных растений и их дикорастущих сородичей, создании сортовых коллекций. При изучении данной темы студенты осваивают принципы создания генетических банков семян растений, создают коллекции семян зерновых культур (пшеницы, ячменя, овса), зернобобовых (горох, люпин), декоративных растений (цветочные культуры, деревья и кустарники). Тема 3. Биологические свойства семян. Определение качества семян (всхожесть, энергия прорастания, жизнеспособность, чистота семян, влажность семян, масса 1000 семян, хозяйственная годность семян). Способы подготовки семян к посеву с целью повышения всхожести (обработка высокими температурами сухих семян, обработка переменными температурами влажных семян, намачивание, обработка растворами микроэлементов, стратификация, скарификация, обработка стимуляторами роста). Методы восстановления всхожести семян (проращивание семян in vitro с добавлением в культуральную среду фитогормонов; обработка семян раствором гибберелловой кислоты, полимерными формами антиоксидантов). При изучении данной темы используются семена цветочно-декоративных (календула, василек, настурция и др.), древесно-кустарниковых растений (сирень, клен, дерен и др.) и зерновых культур (пшеница, ячмень, овес). Студенты закладывают опыты по проращиванию семян в разных вариантах, экспериментальные данные заносят в таблицы, проводят статистическую обработку, по результатам работы делают выводы и оформляют отчет. Тема 4. Технологии среднесрочного и длительного хранения биологического материала, криосохранения. Организация среднесрочного (при -4-50С) и длительного хранения (при -18-250С) биологического материала. Криосохранение. Основные этапы схемы криосохранения. Особенности замораживания почек стебля и меристем, культур клеток и тканей. Тесты для определения жизнеспособности: окрашивание флуоресеиндиацетатом (ФДА-тест); тесты на отсутствие окрашиваемости; восстановление 2,3,5-трифенилтетразолийхлорида (ТТХ-тест). Факторы, влияющие на жизнеспособность клеток после криосохранения. При изучении данной темы студенты на практике отрабатывают технологии среднесрочного и длительного хранения семян, черенков, почек различных видов растений, подбирают оптимальный температурный режим хранения, определяют предельные сроки хранения и жизнеспособность биологического материала. Полученные данные подвергают статистической обработке и оформляют отчеты по проделанной работе. 4. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение Тема 1. Биологическое разнообразие живых организмов. Причины, ведущие к сокращению генофонда дикорастущих и культурных видов растений. Концепция устойчивого развития и Национальная стратегия сохранения биоразнообразия. Социально-экономические механизмы реализации Национальной стратегии сохранения биоразнообразия. Объекты биоразнообразия и меры их сохранения. Охрана экосистем различных типов (степей, гор, болот и т.п.), основные угрозы для их биоразнообразия. Агроэкосистемы. Экосистемы урбанизированных территорий. Принципы сохранения и рационального использования генетических ресурсов. Тема 4. Технологии среднесрочного и длительного хранения биологического материала, криосохранения. Сохранение и мобилизация генетических ресурсов растений с применением криотехнологий в сочетании с другими биотехнологиями. Комплекс оборудования для обеспечения криоконсервации, длительного хранения и восстановления биологических объектов в криобиологических лабораториях и криобанках. Достижения фундаментальной криобиологии. По итогам самостоятельного изучения указанных вопросов проводится контрольная работа. 5. Темы рефератов
На основе реферата (объем 8-10 страниц) студенты готовят доклад на 5-7 минут и презентацию. 6. Вопросы к зачету
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7.1. Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
7.2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Чтение рефератов сопровождается использованием мультимедийного оборудования. При проведении занятий используются коллекции семян и гербарий различных сортов и видов культурных растений. Для отработки технологии определения качества семян, их жизнеспособности используются термостаты ТСО-1/80 СПУ и ТС-1/80 СПУ, климатическая камера, ламинарный шкаф, весы, низкотемпературные холодильники. Для стерилизации химической посуды, питательных сред применяются сухожаровые шкафы. |
Рабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,... Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа... | Рабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,... Целью данного курса является знакомство с основными методами культивирования растений и микроорганизмов in vitro | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | П. А. Иконников устойчивость растений Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» бакалавр | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... |