Скачать 197.65 Kb.
|
Реферат «Загадки воды» Ученицы 9 «А» класса средней общеобразовательной школы №7 Ждановой Ксении Александровны Учитель: Стёпочкина Наталия Васильевна 2008 год Актуальность: Вода остается одной из самых загадочных жидких субстанций, однако в курсе физики и химии общеобразовательной школы свойствам воды уделяется не много внимания, именно поэтому был создан данный проект. Цели и задачи:
План:
Введение Вода – вещество привычное и необычное. Известный советский ученый академик И.В.Петрянов свою научно – популярную книгу о воде назвал “Самое необыкновенное вещество в мире”. А доктор биологических наук Б.Ф.Сергеев начал свою книгу “Занимательная физиология” с главы о воде – “Вещество, которое создало нашу планету”. Вода. Мы никогда не задумываемся над смыслом и сутью этого слова. Но вода - это сама жизнь, без неё всё погибает. Наша голубая планета Земля на 70 % состоит из воды: океаны и моря, реки и озера, родники и ручьи, болота, ледники, айсберги, вечные снега на горных вершинах и вечная мерзлота. Воды много, но для питья пригоден лишь 1% из всего этого многообразия ( имеется в виду вода в своем естественном, природном состоянии). Человеческий организм на 70-80% состоит из воды, благодаря которой происходят все жизненно важные процессы в организме: она питает, обогащает кислородом, охлаждает тело, помогает освобождаться от токсинов, восстанавливает клетки. Человек очень остро ощущает нарушение водного баланса. Потеря влаги на 6-7% от веса тела вызывает обмороки. При потере 10-12% влаги сердце перестает биться. Механизм старения организма связан напрямую с потерей воды. К 50 годам человек «усыхает» и воды остаётся менее 60% от массы тела. Вода выполняет в живой клетке множество функций, главная — структурно -энергетическая! Вода способна сохранять «память» о структуре растворенных веществ. Можно сказать, перенимает её свойства. От воды зависят многочисленные химические реакции, и она служит определяющим компонентом во многих биохимических реакциях. Будучи главной жидкостью, в организме вода служит растворителем для минеральных веществ, витаминов, аминокислот, глюкозы и многих других питательных веществ. Вода играет ключевую роль в пищеварении, всасывании, переносе и утилизации питательных веществ. Вода является средой для безопасного выведения токсинов и продуктов жизнедеятельности, она решающим образом влияет на процесс терморегуляции в организме, от процесса образования энергии до смазки суставов и процесса репродукции. Нет ни одной системы в организме, которая не зависела бы от воды. Вода необходима для мышечных сокращений. Вода, несмотря на все её аномальные свойства, является эталоном для измерения температуры, массы ( веса), количества тепла, высоты местности. Шведский физик Андерс Цельсий, член Стокгольмской академии наук, создал в 1742 году стоградусную шкалу термометра, которой в настоящее время пользуются почти повсеместно. Точка кипения воды обозначена 100 , а точка таяния льда 0 . При разработке метрической системы, установленной по декрету французского революционного правительства в 1793 году взамен различных старинных мер, вода была использована для создания основной меры массы (веса) – килограмма и грамма: 1 грамм, как известно, это вес 1 кубического сантиметра (милилитра) чистой воды при температуре её наибольшей плотности – 40 С. Следовательно, 1 килограмм – это вес 1 литра (1000 кубических сантиметров) или 1 кубического дециметра воды: а 1 тонна (1000 килограммов) – это вес 1 кубического метра воды. Вода используется и для измерения количества тепла. Одна калория – это количество тепла, нужное для нагревания 1 грамма воды с 14, 5 до 15,50 С. Все высоты и глубины на земном шаре отсчитываются от уровня моря. Ученые правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого же вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах. Основные понятия о воде. Вода (H20) - окись водорода, простейшее устойчивое в обычных условиях химическое соединение водорода с кислородом (11,19% водорода и 88,81% кислорода по массе). Вода – бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, молекулярная масса 18,0160. Воде принадлежит важнейшая роль в геологической истории Земли и возникновении жизни, в формировании физической и химической среды, климата и погоды на нашей планете. 71 % поверхности Земли покрыто водой (это океаны, моря, озера, реки и т. п.). Также вода в газообразном состоянии находится в атмосфере планеты в виде облаков, туманов и т. п. При конденсации выводится из атмосферы в виде атмосферных осадков (дождь, снег, град, роса и т. д.). В совокупности жидкая водная оболочка Земли называется гидросферой, а твёрдая криосферой. Без воды невозможно существование живых организмов. Вода — обязательный компонент практически всех технологических процессов — как сельскохозяйственного, так и промышленного производства. Благодаря широкой распространённости воды и её роли в жизни людей, она издавна считалась первоисточником жизни. Представление философов античности о воде как о начале всех вещей нашло отражение в учении Аристотеля (4 в. до н. э.) о четырёх стихиях (огне, воздухе, земле и воде), причём вода считалась носителем холода и влажности. Вплоть до конца 18 в. в науке существовало представление о воде как об индивидуальном химическом элементе. В 1781—1782 английский учёный Г. Кавендиш впервые синтезировал воду, взрывая электрической искрой смесь водорода и кислорода, а в 1783 французский учёный А. Лавуазье, повторив эти опыты, впервые сделал правильный вывод, что вода есть соединение водорода и кислорода. В 1785 Лавуазье совместно с французским учёным Ж. Менье определил количественный состав воды. В 1800 английские учёные У. Николсон и А. Карлейль разложили воду на элементы электрическим током. Таким образом, анализ и синтез воды показали сложность её состава и позволили установить для неё формулу H2O. Изучение физических свойств воды началось ещё до установления её состава в тесной связи с другими научно-техническими проблемами. В 1612 итальянский учёный Г. Галилей обратил внимание на меньшую плотность льда сравнительно с жидкой водой как на причину плавучести льда. В 1665 голландский учёный Х. Гюйгенс предложил принять температуру кипения и температуру плавления воды за опорные точки шкалы термометра. В 1772 французский физик Делюк нашёл, что максимум плотности воды лежит при 4°С; при установлении в конце 18 в. метрической системы мер и весов это наблюдение было использовано для определения единицы массы — килограмма. В связи с изобретением паровой машины французские учёные Д. Араго и П. Дюлонг (1830) изучили зависимость давления насыщенного пара воды от температуры. В 1891—1897 Д. И. Менделеев дал формулы зависимости плотности воды от температуры. В 1910 американский учёный П. Бриджмен и немецкий учёный Г. Тамман обнаружили у льда при высоком давлении несколько полиморфных модификаций. В 1932 американские учёные Э. Уошберн и Г. Юри открыли тяжёлую воду. Развитие физических методов исследования позволило существенно продвинуться в изучении структуры молекул воды, а также строения кристаллов льда. В последние десятилетия особое внимание учёных привлекает структура жидкой воды и водных растворов. Каждый знает, что человек на 80% состоит из воды, а вот где именно в нас хранится вода – не знаем. Поэтому на таблице снизу указано содержание воды в органах и тканях млекопитающих.
Физические свойства воды Чистая вода представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Плотность воды при переходе ее из твердого состояния в жидкое не уменьшается, как почти всех других веществ, а возрастает. При нагревании воды от 0 до 40 ?С плотность ее также увеличивается. Вода обладает аномально высокой теплоемкостью [4200/(кг * град)]. Температура кипения 100 градусов. Замерзает пр 0 градусов. Молекула воды имеет угловое строение; входящие в ее состав ядра образуют равнобедренный треугольник, в основании которого находятся два протона, а в вершине - ядро атома кислорода. Длина каждой связи. О - Н близка к 1 А, расстояние между ядрами атомов водорода равно около 1,5 А. Из восьми электронов, составляющих внешний электронный слой атома кислорода в молекуле воды две электронные пары образуют ковалентные связи О - Н, а остальные четыре электрона представляют собой две неподеленных электронных пары.
Аномалии воды. Ученые насчитали 40 аномалий, характерных для воды. Они пытаются дать этому объяснение: какие-то кажутся исчерпывающими, некоторые спорными, другие совершенно неудовлетворительными. Вот примеры наиболее известных аномалий воды:
Все аномалии воды непосредственно связаны с перестройкой ее структуры. Структура любого вещества, то есть закономерности взаимного расположения составляющих его частиц, определяется характером взаимодействий между молекулами. И специфика структуры воды обусловлена особыми свойствами взаимодействий между молекулами воды. При сравнении с родственными с жидкостью веществами видно, что вода резко выпадает из плавной зависимости температур плавления и кипения этих жидкостей: если бы общие закономерности выполнялись и для воды, то она замерзала бы при -100°С и кипела бы при -76°С. Здесь наглядно показано, что между молекулами воды действуют какие-то особые силы, которые отсутствуют в родственных ей гидридах. Эти силы принято называть водородными связями. Водородные связи между молекулами воды возникают в результате специфического распределения в них электронной плотности. На атомах водорода имеется некоторый положительный заряд, а на атоме кислорода - отрицательный (в целом же молекула воды электрически нейтральна). Хорошей моделью воды в этом отношении является правильный тетраэдр, в центре которого находится атом кислорода, в двух вершинах (соответствующих атомам водорода) расположены положительные точечные заряды (равные примерно 20% от заряда электрона), а в двух других - отрицательные заряды, изображающие распределение электронной плотности на атоме кислорода. В такой модели углы между каждой парой линий, соединяющих центр с вершинами, равны 109,5°. Наиболее выгодным расположением других молекул воды вокруг данной является такое, что против положительного заряда одной расположен отрицательный заряд другой и центры атомов О и Н одной и О другой находятся на одной линии О-Н …О (здесь сплошной линией показана химическая связь внутри одной молекулы, а точками - водородная связь между двумя молекулами). Мы видим, что водородная связь имеет электростатическую природу. У родственных воде гидридов атомы практически нейтральны - таково их химическое свойство, и поэтому водородные связи между их молекулами не образуются. Таким образом, особые свойства воды являются следствием специфического электронного устройства ее молекул. Существует такое мнение, что у воды есть память, и она способна переносить целительные энергии питать тело виртуальной информацией. Долгое время изучением памяти воды занимался японский исследователь – Масару Эмото - выпускник университета в Иокогаме и доктор наук по проблемам альтернативной медицины в двух томах своей книги «Послания воды». Доктор Эмото провел исследования, в ходе которых он замораживал капельку воды, а потом — при температуре -5 градусов — рассматривал образовавшиеся кристаллы под микроскопом и фотографировал их встроенной в микроскоп фотокамерой. Подвергая воду различным воздействиям, он снова ее замораживал, фотографировал и сравнивал изменения. Наиболее рельефно эти изменения видны после того, как вода «прослушивает» музыку. Самые красивые кристаллы образуются под воздействием классики. Менее эффектные, но тоже гармоничные дает народная музыка. И уж совсем безобразная «грязь» остается от музыки в стиле «тяжелого металла». Оказалось, что молекулярную структуру воды меняют вибрации человеческой энергии, мыслей слов, идей и звуков. Необходимо принять во внимание то, что вода после воздействия замораживается в кристаллы льда, но как меняется физическая структура льда! Это заставляет нас подумать и представить, что то же самое происходит и с водой внутри нашего организма! Приведу пример поведения снежинки при прослушивании «тяжелого металла» и музыки Бетховена: Тяжелый металл Музыка Бетховена Вода в нашей жизни. Трудно представить нашу жизнь без воды, ведь человек на 80% состоит из воды, а медуза на 90%.Без воды человек может прожить всего несколько дней, поскольку тело не имеет средств для хранения воды, ему требуется постоянное снабжение, чтобы восполнять запасы жидкости, которая теряется в процессе обычной физиологической деятельности, такой как дыхание, выделение пота и мочеиспускание. Без воды так же не сможет прожить ни одно растение, даже кактус, который растёт в пустыне, не может выжить без воды. Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только качественную питьевую воду. Учеными давно установлена прямая связь между качеством питьевой воды и продолжительностью жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения около 90% болезней человека вызывается употреблением для питьевых нужд некачественной воды. Во-первых, питьевая вода не должна иметь вредных для человека веществ, а во-вторых, должна содержать полезные минералы (селен, цинк, фтор для здоровья зубов), так необходимые для нормальной жизнедеятельности нашего организма. Но иногда вода может стать источником массовых заболеваний неинфекционной природы. Содержание в воде хлоридов, сульфатов и продуктов разложения органических веществ (аммиак, нитриты и нитраты) рассматривалось лишь как косвенный показатель опасного для здоровья населения загрязнения воды бытовыми стоками. Благодаря применению новых методов исследования были обнаружены районы с недостатком или избытком в воде тех или иных микроэлементов. В этих районах наблюдаются своеобразные изменения флоры и фауны. В связи с недостаточным или избыточным поступлением в организм микроэлементов с водой и с пищей, среди населения отмечаются характерные заболевания. Так, развитие эндемического флюороза вызывается недостаточным содержанием фтора в питьевой воде, причём выявлена прямая связь между концентрацией фтора в воде и частотой и тяжестью поражения зубов. Фтор питьевой воды оказывает также влияние на фосфорно-кальциевый обмен и на процесс кальцификации костей. Для фтора питьевой воды характерен малый диапазон концентраций от токсических до физиологически полезных. В связи с этим установлено, что содержание фтора в питьевой воде не должно превышать 0,7—1,0 мг/л в зависимости от климатических условий. Долгое время существовало представление о содержащихся в воде нитратах как о косвенных показателях бытового загрязнения воды Однако наличие повышенных концентраций нитратов обнаруживается и в природных подземных водах и даже в воде артезианских водоносных. Помимо обычной питьевой воды в жизни мы можем употреблять и минеральную воду. Целебное действие свежей природной минеральной воды заключается в замене клеточной воды с частично разрушенной структурой на индивидуально структурированную воду, что позволяет увеличить время жизни и эффективность работы абсолютно всех клеток человека, а также в благотворном комплексном воздействии на весь организм в целом, что позволяет организму самостоятельно гасить внутренние очаги патологий. Вода так же активно применяется в промышленности. Невозможно указать другое вещество, которое бы находило столь разнообразное и широкое применение в промышленности, как вода. Вода — химический реагент, участвующий в производстве кислорода, водорода, щелочей, азотной кислоты, спиртов, альдегидов, гашёной извести и многих других важнейших химических продуктов. Вода — необходимый компонент при схватывании и твердении вяжущих материалов — цемента, гипса, извести и т.п. Как технологический компонент для варки, растворения, разбавления, выщелачивания, кристаллизации Вода применяется в многочисленных производственных процессах. В технике она служит энергоносителем, теплоносителем (паровое отопление, водяное охлаждение), рабочим телом в паровых машинах, используется для передачи давления (в частности, в гидравлических передачах и прессах, а также при нефтедобыче) или для передачи мощности. Вода, подаваемая под значительным давлением через сопло, размывает грунт или породу. Вода — на первый взгляд простейшее химическое соединение двух атомов водорода и одного атома кислорода — является, без всякого преувеличения, основой жизни на Земле. Не случайно ученые в поисках форм жизни на других планетах солнечной системы столько усилий направляют на обнаружение следов воды. Сама по себе вода не имеет питательной ценности, но она является непременной составной частью всего живого. В растениях содержится до 90% воды, в теле же взрослого человека ее 60-65%, но это “усредненно” от общей массы тела. Если же говорить более детально, то кости — это всего 22% воды, однако мозг — это уже 75%, мускулы — тоже 75% воды (в них находится около половины всей воды тела), кровь состоит из воды аж на 92%. Первостепенная роль воды в жизни всех живых существ, и человека в том числе, связана с тем, что она является универсальным растворителем огромного количества химических веществ. Т.е. фактически является той средой, в которой и протекают все процессы жизнедеятельности. Вот лишь небольшой и далеко не полный перечень “обязанностей” воды в нашем организме. Вода: — Регулирует температуру тела. — Увлажняет воздух при дыхании. — Обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. — Защищает и буферизирует жизненно важные органы. — Помогает преобразовывать пищу в энергию. — Помогает питательным веществам усваиваться органами. — Выводит шлаки и отходы процессов жизнедеятельности. Определенное и постоянное содержание воды — вот необходимое условие существования живого организма. При изменении количества потребляемой воды и ее солевого состава нарушаются процессы пищеварения и усвоения пищи, кроветворения и пр. Без воды невозможна регуляция теплообмена организма с окружающей средой и поддержание температуры тела.Человек чрезвычайно остро ощущает изменение содержания воды в своем организме и может прожить без нее всего несколько суток. При потере воды в количестве менее 2% веса тела (1-1.5л) появляется чувство жажды, при утрате 6-8% наступает полуобмо-рочное состояние, при 10% — галлюцинации, нарушение глотания. Потеря 10-20% воды опасна для жизни. Животные погибают при потере 20-25% воды.В зависимости от интенсивности работы, внешних условий (в т.ч. климата), культурных традиций человек суммарно (вместе с пищей) употребляет от 2 до 4 л воды в сутки. Среднесуточное же потребление составляет около 2 -2.5 л. Именно из этих цифр исходит Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) при разработке рекомендаций по качеству воды. Заключение. Мы никогда не задумываемся над смыслом и сутью этого слова. Но вода - это сама жизнь, без неё всё погибает. Наша голубая планета Земля на 70 % состоит из воды: океаны и моря, реки и озера, родники и ручьи, болота, ледники, айсберги, вечные снега на горных вершинах и вечная мерзлота. Воды много, но для питья пригоден лишь 1% из всего этого многообразия ( имеется в виду вода в своем естественном, природном состоянии). Человеческий организм на 70-80% состоит из воды, благодаря которой происходят все жизненно важные процессы в организме: она питает, обогащает кислородом, охлаждает тело, помогает освобождаться от токсинов, восстанавливает клетки. Человек очень остро ощущает нарушение водного баланса. Вода способна сохранять «память» о структуре растворенных веществ. Можно сказать, перенимает её свойства. От воды зависят многочисленные химические реакции, и она служит определяющим компонентом во многих биохимических реакциях. Будучи главной жидкостью, в организме вода служит растворителем для минеральных веществ, витаминов, аминокислот, глюкозы и многих других питательных веществ. Вода играет ключевую роль в пищеварении, всасывании, переносе и утилизации питательных веществ. Вода является средой для безопасного выведения токсинов и продуктов жизнедеятельности, она решающим образом влияет на процесс терморегуляции в организме, от процесса образования энергии до смазки суставов и процесса репродукции. Нет ни одной системы в организме, которая не зависела бы от воды. Вода необходима для мышечных сокращений. Вода – самая важная жидкость в нашей жизни, без неё не было бы ничего живого на нашей Земле. Но несмотря на её распространенность, она также самое загадочное и необычное вещество, все аномалии которой до сих пор не может объяснить не один ученый. Список литературы
|
Реферат по географии. Тема: «Водные ресурсы России» Из этой воды около: 69 приходится на воду в виде снега и льда Антарктики и Гренландии; 30 приходится на подземные воды;0,12 на поверхностные... | Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Значение воды для жизни на Земле» Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: обеспечить повторения и расширение знаний о физических свойствах воды, трёх состояниях воды в природе, формирование представлений... | Урок изучения нового Технологическая карта изучения темы «Превращения... Образовательная (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с круговоротом воды в природе,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: ознакомить учащихся с понятием жесткости воды, разъяснить ионный механизм образования и устранения жесткости воды, отметить... | Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: «Вода и её роль в природе»... Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе | ||
Значение воды и кислотно-щелочного равновесия в организме человека Обезвоживание организма на 12-15% приводит к нарушению обмена веществ и различным заболеваниям. Потеря 20-25% воды приводит к гибели.... | Реферат Минеральная вода Минеральные воды содержат комплекс необходимых человеку минеральных веществ, кроме того, различный целебный состав помогает человеку... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: сформировать представления о круговороте воды как важнейшем явлении в природе; увязать круговорот воды со свойствами... | Реферат по географии "Ресурсы пресной воды" План. 0 Введение (общие сведения) Вода и жизнь – понятия неразделимые. По этому реферат данной темы необъятен, и я поэтому рассматриваю лишь некоторые, особенно актуальные... | ||
Программа по естествознанию (раздел «Химия») для студентов, обучающихся... Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В рамках проекта изучаются темы: «Свойства воды», «Превращения воды», «Круговорот воды в природе». С помощью экспериментальной деятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: учащиеся устанавливают, что гидросфера-это водная оболочка Земли и она включает в себя основные части: Мировой океан,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Обобщить, систематизировать, проверить знания учащихся по теме «Физические свойства воды, вода в природе, значение воды в жизни... | ||
Реферат по физике т е м а: тепловые свойства воды Вода – это большая часть циркулирующей в нашем теле крови. И так не только у людей: большая часть тела всех живых существ это вода.... | Исследовательская работа на тему : «Путешествие капельки воды» «Вода это жизнь». Без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все... |