Скачать 64.43 Kb.
|
Геолого-географический факультет БелГУ Задания предварительного этапа олимпиады школьников по экологии Задание №1 Выбрать один правильный ответ из четырех предложенных (правильный ответ – 2 балла) 1. Какие организмы не являются абсолютно необходимыми в поддержании замкнутого круговорота биогенных элементов (азота, углерода, кислорода и т.д.)? а) продуценты; б) консументы; в) редуценты; г) необходимы все. 2. Вещество, сформировавшееся при участии живых организмов и сил неживой природы, В.И. Вернадский назвал: а) биокосным веществом; б) живым веществом; в) биогенным веществом; г) косным веществом. 3. Под морфологическим прогрессом в классической биологии (по А.Н. Северцову) понимают: а) адаптацию организмов к окружающей среде; б) эволюцию организмов по пути усложнения в) эволюцию организмов по пути упрощения их организации; г) эволюцию организмов по пути максимального использования ресурсов 4. По количеству видов позвоночных, находящихся под угрозой полного исчезновения лидируют: а) Азия и Океания (Азиатско-Тихоокеанский регион) б) Полярные регионы (Арктика и Антарктика); в) Западная Азия (Аравийский полуостров) и Африка; г) Северная Америка и Гренландия. 5. В большинстве промышленно развитых стран выбросы загрязняющих веществ в атмосферу уменьшились или стабилизировались за счет того, что в основу планирования природоохранной политики был положен принцип: а) «все связано со всем»; б) «природа знает лучше»; в) «все должно куда-то деваться»; г) «платит тот, кто загрязняет» 6). Поддержание оптимального для определенных условий состояния данной популяции называют: а) плотностью; б) выживаемостью; в) гомеостазом; г) дигрессией. 7. Положение отдельной особи в стаде с иерархическим соподчинением называют а) нишей; б) рангом; в) ярусом; г) спектром. 8. Расположение растений в лесных биоценозах в виде ярусов служит приспособлением к а) режиму влажности; б) температурному режиму; в) биологическим ритмам; г) режиму освещенности 9. Характерное для морских экосистем преобладание биомассы растительноядных животных над биомассой водорослей обусловлено: а) существенными различиями в продолжительности жизни продуцентов и консументов; б) разобщенность продуцентов и фонда доступных биогенов; в) геобиохимическими процессами в водных экосистемах; г) преобладание животных с короткой продолжительностью жизни. 10. Состав биогеоценоза по видам и численности особей определяется : а) совокупностью оптимальных абиотических факторов; б) фактором среды, который наиболее неблагоприятен (находится в своем минимуме или максимуме) для данного сообщества; в) отклонением экологических условий от оптимума в пределах биотопа; г) биотическим окружением, при котором возможны наиболее быстрые темпы роста и размножения всех видов, составляющих сообщество. 11.Регуляция численности популяций растений в пределах емкости среды обеспечивается посредством: а) пастбищных животных; б) температурных условий; в) самоизреживания; г) антропогенного воздействия. 12. К экологической группе петрофитов относят растения, которые произрастают: а) на каменистых почвах; б) на песчаных почвах; в) на подзолистых почвах; г) на засоленных почвах. 13. Орошение, проводимое без надлежащего контроля, в первую очередь вызывает: а) увеличение доли рудеральной растительности; б) вторичное засоление почвы; в) снижения почвенного плодородия; г) изменение разнообразия обитателей почвы. 14. Рыб, постоянно населяющих наиболее глубоководные районы морей и океанов, относят к экологической группе: а) полупроходных рыб; б) литорально-придонных; в) абиссальных рыб; г) проходных рыб. 15. К экологической группе гигрофитов относят: а) частично погруженные в воду наземно-воздушные растения; б) сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах; в) растения, живущие в местах дефицита влаги; г) Растения, живущие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах 16. Глобальные изменения климата приводят к потерям в экономике и социальной сфере, влияют на существование и распространение биологических видов в различных областях земного шара. У этих климатических изменений есть различные причины, к которым НЕ относятся: а) извержения вулканов; б) влияние океанов (океанические течения); в) смерчи и торнадо; г) изменение концентрации химических веществ в атмосфере. 17. К какой экологической группе растений по отношению к кислотности почв относится ландыш : а) ацидофильные; б) нейтрофильные; в) базиофильные; г) индифферентные. 18. Какова основная причина снижения плодовитости у мышей по достижении определенной плотности популяции (даже при избытке пищи): а) снижения обмена веществ; б) гормональные сдвиги; в) увеличение численности самок; г) увеличение численности самцов. 19. Укажите нехарактерный способ закрепления участка проживания у животных: а) охрана границ занимаемого пространства; б) особое ритуальное поведение, демонстрирующее угрозу; в) система специальных сигналов и меток, свидетельствующих о занятости территории; г) избегание конкурирующих отношений. 20. Экологическая доктрина РФ в сфере «Снижения загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение» не содержит следующего положения: а) внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности; б) увеличение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве; в) развитие экологически безопасных технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительство нового жилья; г) модернизация и развитие экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, в том числе углеродного. Задание №2 Выбрать один правильный ответ из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное количество баллов – 10. Задача № 1. После празднования Нового года жители города выбрасывают большое количество елок. Наиболее экономически эффективным и экологически сбалансированным способом их утилизации можно считать: А) использование в качестве топлива; Б) измельчение с получением материала для сельского и лесного хозяйства; В) использование как сырья для химической промышленности; Г) использование в качестве кормовой добавки. Задача № 2. Наиболее эффективным способом снижения уровня шума, исходящего от уличного транспорта в городах является: А) посадка многорядных древесных насаждений; Б) использование малошумного покрытия дорог; В) использование противошумовых экранов; Г) использование специальных стеклопакетов на окнах. Задача № 3. Главной причиной деградации речной сети в Белгородской области следует считать: А) отбор речных вод для хозяйственных нужд Б) широкое применение осушительных мероприятий в долинах рек В) сокращение лесистости, заиление родников и русел рек продуктами эрозии почв Г) сокращение количества атмосферных осадков, что связано с изменением климата Задача № 4. Какой вид мероприятий в наибольшей мере способствует очищению речных вод от органических веществ: А) очистка дна реки с помощью земснаряда; Б) сооружение в русле каскада участков с перепадом высоты (порогов); В) создание мелководных участков, засаженных водными растениями; Г) добавление в воду поглощающих материалов, например цеолитов, активированного угля. Задание №3 Подготовьте реферат анализа какой-либо экологической проблемы Вашего населенного пункта (микрорайона) по плану:
Текст может быть дополнен двумя графическими объектами (на выбор: рисунок, диаграмма, карта-схема, фотография, таблица). Графические объекты должны быть вмонтированы в текст в полностью отредактированном виде. Следить за размером файла (не более 1 Мбайт)!
Объем реферата – не более 5 стр. текста. Размер шрифта 12-14, межстрочный интервал 1-1,5. Обязательно наличие ссылок на источники информации! Максимальная оценка – 40 баллов. |
Задания предварительного этапа олимпиады школьников по экологии Задание №1 При облесении склонов балок в Белгородской области с точки зрения обеспечения устойчивости биогеоценозов целесообразно использовать... | Министерство образования Пермского края Экология Ответы муниципального... Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | ||
Методические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской... Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | Тесты по предмету «Современная Глобалистика» Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | ||
1 этап проекта «Нас много » Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного... Форма и порядок проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии | ||
Статья «воспитание экологической культуры школьника» «Для ребенка... Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | Методические рекомендации для организаторов муниципального этапа... ... | ||
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 9–11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры... | Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады... | ||
Правила проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников... Дата проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2011-2012 года (Олимпиады): 20 ноября 2012... | О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по... Организовать с 01 сентября по 01 ноября 2013 года проведение школьного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по общеобразовательным... | ||
Задания I этапа (школьного) Всероссийской олимпиады школьников по биологии Вступительное тестирование по биологии для абитуриентов, поступающих в 8-ой класс | Инструкция о порядке организации и проведения муниципального этапа... Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников | ||
Задания для второго (районного, городского) этапа Всероссийской олимпиады... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по... «Финансы и кредит», «Экономическая оценка инвестиций», «Менеджмент», «Организация производства на предприятиях отрасли» |