Скачать 116.54 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Старошешминская средняя общеобразовательная школа Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Утверждаю Согласовано Директор школы Пименов А.В. Зам.директора по УР Пономарева Л.И. Рассмотрено на заседании МО ------------------------2011 г. Программа элективного курса для 10 класса «Микробиология» Автор программы: учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ «Старошешминская СОШ» Баранова Наталья Ивановна 2011 год СОДЕРЖАНИЕ стр. 1.Пояснительная записка……………………………………………………..3 2. Учебно-тематический план курса ………………………………………..5 3. Содержание программы курса …………………………………………....7 4. Использованная литература ……………………………………….9 5. Рекомендуемые темы рефератов…………………………………………..9 Пояснительная записка Мельчайшие представители живого мира – бактерии, низшие грибы, простейшие животные и одноклеточные растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому введение элективного курса позволит углубить знания учащихся по данному разделу биологии, познакомить их с современными направлениями микробиологии, поможет сориентироваться в мире профессий, связанных с биологией. Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают практические умения, углубляют связь теории с практикой. Эти навыки необходимы для учащихся, которые выбрали химико-биологический профиль в старшей школе и планируют дальнейшее обучение в медицинских и биологических ВУЗах. Повышение уровня знаний в области микробиологии влечет за собой неизменно и повышение культурного уровня учащихся, т.к. на занятиях по микробиологии затрагиваются многие понятия из области знаний об инфекционных заболеваниях, вирусологии и микологии. Программа элективного курса состоит из разделов: пояснительная записка; учебно-тематический план курса, содержание программы курса, методические рекомендации; дополнительная литература; темы индивидуальных и исследовательских работ учащихся. Краткая аннотация: этот курс был создан в связи с уменьшением количества часов на изучение различных царств живой природы в школьной программе. Появилась возможность повторить и углубить знания по микробиологии ученикам 10 классов, а также сформировать практические навыки работы с микроскопом, развить исследовательские умения обучающихся, познакомиться с предметом генной и клеточной инженерии, вирусологии. Учебный предмет: биология. Уровень образования школьников: ученики общеобразовательной школы 10 класса (профильный уровень). Форма учебной работы: элективная. Основное учебное пособие: Шапиро Я.С. Микробиология: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Я.С.Шапиро. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272 с.- ил. (Библиотека элективных курсов). Место элективного курса в школьном учебном плане: Элективный курс рассчитан на учащихся 10 класса по выбору. Занятия проводятся по 1ч в неделю, в течение года. Цель курса: расширение кругозора учащихся о мельчайших представителях живого мира. Задачи: - познакомить с историей развития микробиологии; - сравнить строение одноклеточных представителей различных царств: бактерий, растений, животных и грибов; - формировать практические навыки работы с микроскопом и лабораторным оборудованием; - развить исследовательские умения. Знания: - об историческом развитии микробиологии от простейших увеличительных приборов до электронного микроскопа; - об особенностях строения представителей различных царств живого мира; - о значении изученных организмов в природе и жизни человека. Умения и навыки: - самостоятельно готовить микропрепараты; - выращивать культуры различных бактерий и плесневых грибов; - изучать и описывать представителей различных царств; - наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента. Формы и методы обучения: - лекции с элементами беседы; - работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся; - лабораторный практикум; - практические работы с элементами поисковой деятельности; - написание и защита проектов по изучаемой проблеме; Учебно-тематический план курса
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА (35 часов)
История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г), немецкий ученый Роберт Кох(1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием. 2. Вирусы (7 часов) История открытия вирусов. Луи Пастер, Пауль Эрлих, Илья Ильич Мечников. Строение вирусов. Генетический паразитизм. Взаимодействие вируса и клетки. Вироиды и прионы. Бактериофаг. Лизогенная конверсия. Трансдукция. Методы диагностики вирусных болезней. Профилактика и лечение вирусных болезней. Иммунитет. Костный мозг, вилочковая железа (тимус), виды иммунитета, механизм иммунитета, фагоциты, интерфероны, нормальная микробиота. Вирусные болезни:
3. Бактерии (11 часов) Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий. Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии. Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция. Вакцины и иммунные сыворотки, антимикробные химические препараты, химиотерапия, антибиотики. Лабораторные работы №1 «Микроскопическое изучение бактерий-возбудителей молочно-кислого брожения» № 2 Фотосинтезирующие бактерии № 3 Азотфиксирующие симбиотические бактерии №4 Бактерии – возбудители болезней растений
Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Классификация грибов(фикомицеты, сумчатые, базидиальные и др.) Особенности плесневых грибов. Морфология и размножение грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека. Лишайники – симбиотические организмы. Строение лишайников. Классификация слоевища. Особенности размножения. Значение и роль лишайников в природе. Лишайники как биоиндикаторы окружающей среды. Экологические группы грибов: почвенные микробиоты, эндомикориза и экзомикориза, эндофиты, паразиты. Грибные заболевания: Растений – ржавчинные, головневые, мучнисторосяные, рак картофеля, кила капусты, плодовая гниль и парша яблони, серая гниль земляники, антракноз смородины. Животных – парша, стригущий лишай. Человека – аспергиллез, кандидоз, молочница, трихофития, стригущий лишай, парша, микроспория. Грибы в биотехнологии – получение продуктов брожения, органических кислот, витаминов, белков, антибиотиков. Грибоводство. Лабораторные работы №5 Строение плесневых грибов №6 Половое и бесполое размножение грибов №7 Дрожжевые грибы №8 Симбиоз грибов с растениями – лишайники Обобщение (5ч) Генетическая инженерия. Клонирование. Трансгенные микроорганизмы. Достижения современной науки в медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Подготовка проекта по исследуемой теме. Консультирование. Защита проекта. Использованная литература.
Рекомендуемые темы рефератов для учащихся. 1. Сообщения: 1) Роберт Кох – один из основоположников современной микробиологии. 2) Луи Пастер - основатель современной микробиологии и иммунологии. 3) Жизнь и деятельность Александра Флеминга. 2. Работы исследовательского характера:
|
Программа элективного курса по биологии для учащихся 10-х классов... Программа предназначена для изучения курса «Микробиология» в классах химико-биологического профиля и рассчитана на 34 часа, 1 час... | Программа элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы» Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Календарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования... | ||
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии" Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса | Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | ||
Программа элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов) ... | Программа элективного курса по истории для 11 класса Составитель:... Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся... | ||
Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Пояснительная записка Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» ... | Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | ||
Рабочая программа элективного курса «рекреационная география» Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 класса (всего 17 часов, 0,5 часов в неделю) | Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... |