Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
профессор С.Н. Цыбусов
_____________________
«___» __________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина − «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ» Специальность − 060103 ПЕДИАТРИЯ
Факультет − ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ
Квалификация (степень) выпускника: СПЕЦИАЛИСТ
Форма обучения: ОЧНАЯ
Н. Новгород 2012 г. Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Педиатрия», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 1122 от 8 ноября 2010 г.) Составители рабочей программы: к.м.н. Сенягина Н.Е.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол № 1, «28» августа 2012г. )
Заведующий кафедрой, д.м.н., проф. В.В. Краснов ________________________ «_28_» августа 2012г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель цикловой методической комиссии по педиатрическим дисциплинам,
профессор Халецкая О.В. _________________________
«___» ______________ 2012г.
СОГЛАСОВАНО
Начальник УМУ д.м.н., проф. Потемина Т.Е.___________________
1. Целью освоения учебной дисциплины «Инфекционные болезни у детей» является подготовка врача-педиатра, владеющего знаниями, практическими умениями и навыками по инфекционным болезням у детей, участие в формировании следующих компетенций: ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-20, ПК-26, ПК-27.
Специальные умения и навыки (компетенции) составляют основу профессиональной деятельности будущего врача:
- способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1); - способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка (ПК-5); - способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики у детей и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6); - способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11); - способность и готовность осуществлять мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12); - способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо-опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК 14);
- способность и готовность выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17); - способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у детей и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеугрожающие состояния (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19); - способность и готовность назначать больным детям и подросткам адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями (ПК- 20); - способность и готовность к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения, к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни (ПК 26); - способность и готовность использовать нормативные документы (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27).
Задачи дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- взаимоотношения «врач-пациент» «врач-родители»; морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача; клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных инфекционных заболеваний, протекающих в типичной форме у детей и подростков; этиологию, патогенез, диагностику, лечение, профилактику наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний среди детского населения; осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей и подростков; показания к госпитализации детей и подростков с инфекционными заболеваниями; принципы диспансерного наблюдения и реабилитация детей и подростков с инфекционными заболеваниями; особенности сбора патологических материалов у больного ребенка и подростка; меры предосторожности, специальная одежда; основные принципы диагностики и лечения инфекционных болезней у детей и подростков; показания к госпитализации детей и подростков с инфекционными заболеваниями; современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков инфекционного профиля диагностику наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний среди детского населения; особенности оказания медицинской помощи детям и подросткам при неотложных состояниях при инфекционных заболеваниях у детей и подростков; особенности проведения интенсивной терапии при инфекционных заболеваниях у детей и подростков; основные принципы лечения и реабилитация инфекционных болезней у детей и подростков, показания к госпитализации детей и подростков с инфекционными заболеваниями; лечение наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний среди детского населения; основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения; ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в лечебно-профилактических учреждениях системы охраны материнства и детства.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива; провести опрос ребенка и подростка, его родственников, провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение характеристик пульса, частоты дыхания и т.п.), направить детей и подростков на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам; интерпретировать результаты обследования, поставить ребенку и подростку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований, для уточнения диагноза, сформулировать клинический диагноз; разработать больному ребенку или подростку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия; участвовать в организации санитарно- противоэпидемической и профилактической помощи детям и подросткам; проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма факторам внешней среды с использованием различных методов закаливания; пропогандировать здоровый образ жизни; участвовать в организации и оказании профилактической и реабилитационной помощи детям и подросткам провести реабилитационные мероприятия, участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической, санитарно- противоэпидемической, профилактической и реабилитационной помощи детям и подросткам с инфекционными заболеваниями, интерпретировать результаты обследования, сформулировать клинический диагноз, выявлять жизнеопасные нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую помощь детям и подросткам, участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической помощи детям и подросткам; разработать больному ребенку или подростку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия; проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к факторам внешней среды с использованием различных методов закаливания; пропагандировать здоровый образ жизни; вести медицинскую документацию различного характера в детских амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях. В результате освоения дисциплины студент должен владеть:
- принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; навыками информирования пациентов различных возрастных групп и их родителей в соответствии с требованиями правил «информированного согласия»; методами общего клинического обследования детей и подростков, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики инфекционных заболеваний у детей и подростков, алгоритмом постановки предварительного диагноза детям и подросткам с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам, алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза; алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи детям и подросткам при неотложных и угрожающих жизни состояниях при инфекционных заболеваниях; проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов закаливания; пропагандировать здоровый образ жизни; методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в лечебно-профилактических учреждениях системы охраны материнства и детства. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО НижГМА 2.1. Дисциплина относится к учебному циклу «С.3 Профессиональный» (базовая часть) и изучается в течение 10-12 семестров. 2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:
Биоэтика, психология и педагогика: Знать: учение о здоровье детского и взрослого населения, методах его сохранения, взаимоотношения «врач-пациент», «врач-родители»; морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности психики детей, подростков и взрослого человека, психологию личности и малых групп
Уметь: выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.
Владеть: навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых
столов.
Латинский язык:
Знать: основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке.
Уметь: использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов.
Владеть: навыками чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов. Иностранный язык:
Знать: лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.
Владеть: иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников. Медицинская информатика:
Знать: теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении
Уметь: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет
для профессиональной деятельности.
Владеть: базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет. Биология, химия и биохимия:
Знать: общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека; биосферу и экологию, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания; химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме ребенка и подростка на молекулярном и клеточном уровнях; строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков. Нормальная физиология, патофизиология, клиническая патофизиология,
анатомия и топографическая анатомия:
Знать: основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма детей и подростков на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования; анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма ребенка и подростка; понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни у ребенка и подростка, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии; функциональные системы организма детей и подростков, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процесса.
Уметь: пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов, анализировать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у детей и подростков; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах детей и подростков; обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний;
|