Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки





Скачать 308.19 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки
страница1/2
Дата публикации28.05.2015
Размер308.19 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая учебная программа
  1   2




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой норм. физиологии Декан лечебного факультета

и восстановительной медицины доц., к.м.н. Маркова О.В.

д.м.н., проф. С.Л. Совершаева _____________________ -_______________________

«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии

по направлению подготовки

060101 - Лечебное дело (квалификация специалист)

Курс 1

Вид промежуточной аттестации - зачет

Кафедра НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Трудоемкость дисциплины 31(час.) / 1 (зач.ед.)
Наименование электива РОЛЬ ФИЗИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ

Архангельск, 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины
1.1. Цель преподавания дисциплины.

- формирование у студентов знаний и умений, необходимых при изучении последующих дисциплин;

- сформировать системные знания о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процессов, гомеостазе;

- дать представление об основных закономерностях функционирования систем организма и механизмах их регуляции, о физиологических основах психики и социального поведения;

- способствовать формированию философского диалектико-материалистического мировоззрения в понимании сущности физиологических процессов и общих биологических законов;
2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060101 Лечебное дело (квалификация «специалист»)

Дисциплина «Нормальная физиология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика; психология и педагогика; история медицины; латинский язык; иностранный язык;

  • в цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; гистология, эмбриология, цитология.

Является предшествующей для изучения дисциплин: гигиена; общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф; патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; патофизиология клиническая патофизиология; фармакология; медицинская реабилитация; клиническая фармакология; дерматовенерология; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия; психиатрия, медицинская психология; оториноларингология; офтальмология; судебная медицина; акушерство и гинекология; педиатрия; пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; инфекционные болезни; фтизиатрия; поликлиническая терапия; общая хирургия, лучевая диагностика; анестезиология, реанимация, интенсивная терапия; факультетская хирургия, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия; стоматология; онкология, лучевая терапия; травматология, ортопедия.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

понимание сущности физиологических процессов и общих биологических законов;
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-2

способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат

ПК-3

способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК-9

способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК-16

способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

ПК-31

способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования

ПК-32

способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- разделы физиологии

- роль и значение физиологии для практического врача

- основные понятия предмета нормальной физиологии

Уметь:

- найти необходимый раздел по физиологии в справочной литературе

- объяснить значение физиологии в понимании функции организма

- ориентироваться в основной физиологической терминологии

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

-интерпретировать данные статистической обработки экспериментальных данных;

Владеть:

- подготовкой сообщений по физиологии

- составлением доклада, презентации, реферативного сообщения по физиологии

- отвечать на поставленные вопросы по сделанному сообщению в контексте научных физиологических достижений

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица.

Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

24

1

В том числе:







Лекции (Л)







Практические занятия (ПЗ)

24




Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

7




Экзамен

зачет




Общая трудоемкость (час.)


31




5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Физиология- наука о жизнедеятельности организма в различных условиях внешней среды в процессе индивидуального развития

Физиология - наука о жизнедеятельности организма, как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процессов. Системный подход и его значение для изучения физиологии человека. Связь физиологии с другими науками. Из истории физиологии: работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова) История кафедры физиологии СГМУ. Интересные факты из жизни И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Роль российских ученых физиологов в мировую науку (Мечников И.М., Коротков Н.С, академик Парин В.В., академик Орбели Л.А, Введенский Н.Е, Ухтомский А.А. Самойлов А.Ф. Сперанский А.Д)

2

Фундаментальные открытия в области физиологии

Нобелевские премии в области физиологии и медицины (вклад русских ученых Мечникова И. М, И.П. Павлова). Нобелевские премии в области физиологии и медицины (вклад иностранных ученых). Рамон-и-Кахаль - нервные клетки 1906, Фредерик Г. Бантинг - инсулин 1923, Суне Бергстрем – простагладины, 1982; Торстен Визел - переработка информации ЦНС 1981 г.; Алексис Каррель - трансплантация сосудов 1912; г. Бернард Кац - медиаторы, 1970 г.; Эдуард Кендал - гормоны коры надпочечников 1950 г. Андре Курнан.- катетеризация сердца 1956 г. ; Карл Ландштейнер - открытие групп крови человека 1930 г.
Отто Леви - медиаторы ЦНС, 1936; Эрл Сазерленд - открыл роль ц-АМФ, 1971 г. Александер Флеминг – пенициллин, 1945 г. Андру Хаксли, Алан Ходжкин, Джон Эклс - механизмы возбуждения и торможения, 1963 г. Чарлз С. Шеррингтон - функция нейронов 1932г. Биллем Эйнтховен - ЭКГ 1924 г.

3

Основные понятия и физиологические законы в функции организма

Понятия о гомеостазе, гомеокинезе. Понятие о норме и нормативах как критериях оценки здоровья. Двигательная активность, ее роль в онтогенезе. Утомление и физиологические меры его предупреждения. Биоритмы, их классификация, роль в современной медицине.

4

Физиология старения

Теории старения, механизмы старения. Современные представления о морфогенетической теории старения. Значение в процессе старения функции ЦНС, ЖВС, образа жизни. Роль стресса и. вредных привычек, современных условий больших городов, условий труда. Профилактика раннего старения.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Физиология - наука о функции. Связь с другими дисциплинами. Исторические вехи в развитие физиологии. Нобелевские премии в области физиологии и медицины (вклад русских ученых)




4










1

5

2

Нобелевские премии в области физиологии и медицины (вклад иностранных ученых) Интересные факты из жизни И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Роль российских ученых физиологов в мировую науку: Мечникова И.М., Короткова Н.С, академика Парин В.В., академика Орбели Л.А, Введенского Н.Е, Ухтомского А.А., Самойлова А.Ф., Сперанского А.Д




8










3

11

3

Понятия о гомеостазе, гомеокинезе. Понятие о норме и нормативах как критериях оценки здоровья. Двигательная активность, ее роль в онтогенезе. Утомление и физиологические меры его предупреждения.




6










2

8

4

Физиология старения Биоритмы, их классификация, роль в современной медицине. Развитие теории стресса от Г. Селье до наших дней. Физиология старения, современные теории.




6










1

7




Итого




24










7

31

6. Интерактивные формы проведения занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Исторические вехи в развитие физиологии.


Работа в малых группах при решении ситуационных задач

1 час

2

Нобелевские лауреаты в области физиологии функции организма

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

1 час

3

Основные физиологические закономерности в функции организма

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

1 час

4

Физиология старения

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

1 час

Итого (час.)

3 час

Итого (% от аудиторных занятий)

16,7 %

7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Физиология наука о функции. Связь с другими дисциплинами. Исторические вехи в развитие физиологии. Нобелевские премии в области физиологии и медицины (вклад русских ученых)

Подготовка реферативных сообщений, докладов, презентаций

Разбор сообщений на занятиях.

2

Нобелевские премии в области физиологии и медицины (вклад иностранных ученых Интересные факты из жизни И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Роль российских ученых физиологов в мировую науку

Подготовка реферативных сообщений, докладов, презентаций

Разбор сообщений на занятиях

3

Понятия о гомеостазе, гомеокинезе. Понятие о норме и нормативах как критериях оценки здоровья. Двигательная активность, ее роль в онтогенезе. Утомление и физиологические меры его предупреждения.

Подготовка реферативных сообщений, докладов, презентаций

Разбор сообщений на занятиях

4

Физиология старения Биоритмы, их классификация, роль в современной медицине. Развитие теории стресса от Г. Селье до наших дней. Физиология старения, современные теории.

Подготовка реферативных сообщений, докладов, презентаций

Разбор сообщений на занятиях

8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад, защита проектов)

- письменные (проверка курсовых работ, эссе, рефератов, конспектов, решение ситуационных задач).
8.2. Формы промежуточной аттестации (зачета)

Этапы проведения зачета:

1 этап – тестирование по дисциплине;

2 этап – собеседование.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература

1. Медицинская физиология/ под.ред А.Гайтона.- Москва., «Логосфера», 2008.-1296с.

2. Физиология человека Compendium/ Под.ред. Б.И.Ткаченко., Москва., «Гэотар-Медиа».,-2009.,-496с.

3. Современный курс классической физиологии-Под ред Ю.В. Наточина и. и В.А. Ткачука М. «ГЭОТАР-Медиа» 2008

4. Физиология человека. Под ред. В.М.Смирнова М.: «Медицина», 2002.

9.2. Дополнительная литература

1.Агаджанян Н.А. и сотр. - Физиология че­ловека, С.-Петербург, 1992.

2. Михайлов С.С. Анатомия человека : в 2 т. : учеб. для вузов / С.С. Михайлов ; А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин ; под ред. Л.Л. Колесникова ; Т. 1. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 702 с.

3. Барышников С. Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии: Учеб. пособ. / С.Д.Барышников; Моск.мед.уч-ще №22; ВУНМЦ по непрерыв.мед. и фармац.образованию ; Моск. мед. уч-ще №22, Всерос.учеб.-науч.-метод. Центр по непрерыв.мед.и фармац. образованию. - М.: ВУНМЦ, 1996. - 261 с.

4. Анатомо-физиологические особенности подростков – Подростковая медицина. Под. ред. Левиной Л.И., СПб,1999. Глава 1 с.5- 31.
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

1. http://www.healthink.ru/books/zdorove-cheloveka-filosofiya-fiziologiya-profilaktika.html

2. kineziolog.bodhy.rucontent/i

3. alleng.rud/bio/bio034.htm

4. ru.wikipedia.orgwiki/Физиология

5. Гурин В. Н., ред. Физиология человека и животных. Научно-методический центр «Электронная книга БГУ», 2003,
764 Кб. Практикум: Учебное пособие.
URL: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Biology/Gurin.pdf          

6. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: «Эдиториал УРСС», 2002, 360 с. Учебное пособие для медицинских вузов.
Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer.
URL: http://lib.prometey.org/?id=14264      

7. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов / В.А. Леках. – М.: «Эдиториал УРСС», 2002. – URL: http://lib.prometey.org/?id=14264

8. Физиология человека и животных: практикум: учеб. пособие для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Гурина. – «Электронная книга БГУ»:, 2001. – URL: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Biology/Gurin.pdf.

9. Физиология // http://physiology.sgu.ru/node/18
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
10.1. Оборудованные аудитории:

- аудитории оборудованы компьютерами с подключением к Интернету.
10.2. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения:

  1. Аудиовизуальные - учебные фильмы

  • Физиология возбудимых тканей, Москва

  • Сердечный цикл, Москва

  • ЭКГ, Москва

  • Физиология системы крови. Захаров Ю.М., д.м.н., проф., академик РАМН, председатель ЮУНЦ РАМН, зав.каф. нормальной физиологии Челябинской государственной медицинской академии.

  • Быстрые и медленные потенциалы действия в клетках сердца. Автоматия сердца. Розенштраух Л.В., д.б.н., академик РАН, чл.-корр. РАМН, зав.лаб. электрофизиологии Сердца отдела физиологии ИЭК ФГУ РКНПК МЗ РФ (Москва).

  • Общие вопросы физиологии эндокринной системы. Смирнова О.В., д.б.н., проф., в.н.с. лаб. эндокринологии каф. Физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова (Москва)

  • Физиология почки. Наточин Ю,В., д.б.н., проф., академик РАН, Президент Физиологического общества РФ им. И.П. Павлова, зав. лаб.физиологии почки и водно-солевого обмена Института Эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН

  • Строение и функции центральных и нервно-мышечных синапсов. Магазаник Л.Г., д.б.н., проф., чл.-корр. РАН, зав.лаб. биофизики синаптических процессов Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН

  • Рецепция и внутриклеточная организация. Ткачук В.А., д.б.н., проф., академик РАН и РАМН, зав. Каф. Мед. и биол. Химии, декан Факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова; зав. отделом биохимии ИЭК ФГУ РКНПК МЗ РФ

  • Мембранный потенциал покоя и потенциал действия. Зефиров А.Л., д.м.н., проф., чл.-корр. РАМН, зав. Каф. Нормальной физиологии Казанского государственного медицинского университета. (Казань), 2006 г.

  • Насосная функция сердца и ее регуляция. Капелько В.И., д.м.н., проф., зав. Лабораторией экспериментальной патологии сердца отдела физиологии ИЭК ФГУ РКНПК МЗ РФ.



11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «электив__по нормальной физиологии» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_электив по физиологии_». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________

2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!


Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

д.м.н, профессор кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины

Пащенко В.П.




к.м.н., старший преподаватель кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины

Лебедев А.В.

































Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись



































Приложение 2

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая программа по физиологии с основами анатомии. Медико биологического...
Распределение учебной нагрузки по нормальной физиологии на фармацевтическом факультете 1-го курса
Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая программа по нормальной физиологии. Физиологии челюстно-лицевой...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская...
Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине физико-химические методы...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по физиологии человека и животных
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 020400 Биология, утвержденного Приказом моин...
Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине физико-химические методы...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело (квалификация...
Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине физико-химические методы...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине разработана на основании...
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русского языка
Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине неотложная кардиология (электив)...
«Программы по внутренним болезням» – М., Вунмц мз рф, 1999 г. Утверждена 24. 04. 99 г
Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине русский язык
Учебная дисциплина «русский язык» входит в базовую часть и является обязательной дисциплиной по выбору профессионального цикла ооп...
Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла...

Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла...

Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине практикум по нейрофизиологии
По направлению подготовки 030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист»)
Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив)...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconПрактикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки...
Рецензенты: зав каф гистологии и эмбриологии, проф., д-р мед наук Г. В. Шумихина
Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconПрактикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки...
Рецензенты: зав каф гистологии и эмбриологии, проф., д-р мед наук Г. В. Шумихина
Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы
По направлению подготовки 030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск