МКОУ «Медведская основная общеобразовательная школа» Конспект урока УМК «Система развивающего обучения Л. В. Занкова»
Учитель начальных классов Савинкина Галина Павловна Дата: 6 марта 2013 года
Класс: 1
Предмет: Литературное чтение по учебнику В. А. Лазаревой
Тема: Изобразительная природа художественного текста.
Цель: Формирование у учащихся первоначальное представление об особенностях художественного текста.
Задачи:
Формирование представлений учеников-читателей о главных особенностях художественного текста – возможности изобразить в нём всё, что нас окружает;
Передать отношение автора к изображаемому, начиная с чтения и анализа текстов К. Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна» и текст по В. Волкову
Формирование УУД:
Личностные: формировать чувства любви к природе родного края.
Регулятивные: принимать учебную задачу и инструкции учителя.
Предметные: понимать содержание прочитанного, умение отвечать на заданные вопросы, делать выводы о прочитанном.
Ожидаемый результат: получат представление о главных особенностях художественного текста и научатся делать выводы о прочитанном с помощью учителя.
Время
| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| 1 мин.
| Организацион-ный момент
Мотивация к
учебной
деятельности
| Приветствует, проверяет готовность к уроку
Сегодня нам автор поможет
Лучше героя понять
И усилий немало приложит,
Чтоб ярче его показать
| Дети приветствуют. Слушают
| 1 мин.
| Актуализация
знаний
| Чему мы учимся на уроках литературного чтения? - Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
| -читаем, пересказываем, рисуем героев; - продолжать учиться читать, рассуждать.
·
| 6 мин
| Этап
постановки
проблемы.
| Загадываю загадку: Рыжая плутовка, кур ворует ловко. Правильно ребята! О ком мы сегодня будем читать? Давайте узнаем о лисе что-то новое, интересное для нас Предварительное чтение: на с. 6 нашего учебника прочитайте цепочкой слова, старайтесь читать с данным ударением.
Все ли слова вам были понятными? Объясняю: выстилать можно мхом, листьями. Например: дорожку листьями.
Какие сказки вы знаете, где встречается лиса
Мы сейчас с вами прочитаем два текста про лису. Их написали авторы: В Волков и К. Д. Ушинский.
Вам наверное интересно узнать кто такой автор? Прочитаем вместе со мной рамочку в учебнике на с. 6
| Называют отгадку: лиса
О лисе Конечно, нам интересно! Читают с ударением
«Выстланы» - слово не поняли
Называют: «Лиса и волк, «Лиса и заяц»
Читают, рассуждают вместе с учителем
| 10 мин
| Поиск
решения
проблемы
| Чтение первого текста Чтение второго текста,
Давайте мы прочитаем этот текст так, чтобы передать отношение автора к лисе.
| Читают вместе с учителем Слушают чтение учителя
Читают самостоятельно
| 2 мин
| Физминутка.
| «Лиса». Показывает действия лисы: - идёт тихохонько,
- к земле пригибается,
- свой пушистый хвост носит бережно, - - смотрит ласково,
- улыбается, зубки белые показывает.
| Выполняют действия лисы
| 13 мин.
| Первичное
закрепление
| Представьте себе лису по каждому тексту?
Вопросы к тексту:
Почему автор называет лису не кума, а «кумушка», говорит, что у неё не зубы, а «зубушки»?
Слово со звёздочкой, где будем искать? Найдите ещё в тексте подобные слова.
Каким вы представили себе «наряд» лисы? Найдите в тексте
Как ходит лиса? Почему она как будто кланяется?
Давайте покажем это.
Почему автор говорит о лисе, что она улыбается? Разве звери могут улыбаться?
Можете ли вы представить «дом» лисы? Какой он?
Как автор относится к лисе?
Почему в учебнике на рисунке с. 7 лиса изображена разбойницей?
| Размышляют, рассказывают по очереди свои впечатления.
(лиса рыжевато-красная, красивая, воровка) Отвечают: потому что она красивая, важная. Она ему нравится. «Зубки» маленькие
Слово «кума» ищут в словаре на с. 116 «Рыльце тоненькое», «ушки»
Ищут в тексте: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек, мех рыжевато-красный, пушистый прочный. Ходит тихохонько, к земле пригибается, поэтому, как будто кланяется Показывают как важно ходит лиса Он её называет красавицей
Могут, ведь некоторые собаки улыбаются. Дом в норе: много ходов, выходов, кладовые и спаленки, полы выстланы мягкой травой
Автор относится к лисе хорошо, с любовью.
Разбойница, потому, что украла гуся.
|
| Продолжение работы по теме
| Задание: Заполнить таблицу:
| Выбирают из данных слов нужные слова и записывают под словом - какой? – хвост,
под словом какая? – шерсть,
под словом какие? – зубки.
Ищут к словам признаки-предмета- хвост пушистый (первое задание выполняют с помощью учителя, а затем выполняют самостоятельно)
Получилась такая таблица
| Какой?
| Какая?
| Какие?
| (шерсть, когти, копыта, зубки, хвост, глаз, квартира - эти
слова записаны в корзине идей на доске),
Выберите только те слова, которые встречаются в тексте и запишите их в таблицу,
Слова признаки-предмета найдите в учебнике и продолжите заполнять ими таблицу
| Какой?
хвост
пушис-тый
| Какая?
шерсть
золотистая
| Какие?
зубки
острые
| 9 мин
| Вторичное
закрепление
| Текст, который описал, нарисовал словами как художник красками, называется художественным.
Тексты, бывают нехудожественные, например научно-популярные, в которых сообщаются точные сведения, факты.
Давайте попробуем определить какой из тестов художественный? Предлагаю нарисовать лису такую, какую вы себе её представляете
| Слушают
- определяют с помощью учителя Рисуют фломастерами
Выставляют на выставку свои работы
| 2 мин
| Итог урока
Рефлексия
| С какими произведениями мы познакомились?
Изменилось ли ваше отношение к лисе, зная, что она разбойница? Что узнали нового о лисе?
| Слушают, отвечают
- «Лиса Патрикеевна»
- она красивая,
- нет, не изменилось, она воровка
- лиса при ходьбе изгибается
| 1 мин
| Рефлексия
| Хочу знать больше: Настя, Динар
Хорошо, но могу лучше ___________
Пока испытываю трудности: Стёпа
| Дети оценивают свою деятельность на уроке.
|
Таблица
воспитательные______________________________________________________________
УУД:__________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ожидаемый результат: ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Оргмомент
Мотивация к учебной
деятельности
| Приветствует , проверяет готовность к уроку
| Дети приветствуют.
| Актуализация знаний
| Чему мы учимся на уроках _________________________
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
| Модельный ответ:
·
| Этап постановки
проблемы.
|
|
| Физминутка.
|
|
| Поиск решения проблемы
|
|
|
|
|
| Физминутка.
|
|
|
|
|
| Итог урока
|
|
| Рефлексия
| Хочу знать больше ________________
Хорошо, но могу лучше ____________
Пока испытываю трудности________
| Дети оценивают свою деятельность на уроке.
|
| Содержание
|
| Организационный момент
|
Сегодня нам автор поможет
Лучше героя понять
И усилий немало приложит,
Чтоб ярче его показать
Обложка О ком эти книги?
|
Выставка книг Е. Чарушина
|
| -Что это такое? -С какой целью придумывают скороговорки? -Что еще заметили? -О ком скороговорка? Что они едят?
| Слайд 1.
Волки рыщут, пищу ищут.
Волков называют санитарами леса, потому что они охотятся за больными м слабыми животными, так происходит естественный отбор и выживают сильнейшие.
|
|
- С каким произведением и какого автора мы будем знакомиться сегодня?
- Знаком ли вам этот автор? -Что вы о нем знаете из предыдущих уроков? -Какое произведение мы читали?
-Так о ком пойдет речь на уроке?
-Давайте разберемся, почему автор выбрал именно такое название? -прочитайте ряд слов, что заметили? -выберите к каждому слову ассоциацию
-Можем ли мы по названию определить как автор относится к своему герою?
| Слайд2 Для тех ребятишек
Кто любит зверюшек
Знакомство с рассказом
Писатель Чарушин.
Слайд 4(портрет)
Учебник стр108
(о маленьком волке, о детеныше)
На доске: Волчище, Волчонок, волчишко. Злой, большой, страшный, маленький, дикий, сердитый, беззащитный, беспомощный
Нежно, трогательно….
| Физминутка
|
|
|
| -А сейчас давайте выполним упражнение, которое поможет нам правильно читать. 1-й раз читаем плавно, затем целыми словами. Объяснение значения слов:забарахтался, пыжился, плошка, фыркает
| Слайд5
Вол-чиш-ко - волчишко
За-ба-рах-тол-ся-забарахтолся…
| Чтение «про себя» 1 части
| -Как чувствовал себя волчишко в чужом месте? -Почему показались страшными от и пес? -А почему волчишко боялся человека?
-Нравится ли вам как его приняли в этом доме? -Давайте поможем волчишке, придумаем такое продолжение, чтобы хорошо закончилось
| Страшно, испугался…
| Физминутка
|
|
|
| -А теперь прочитайте как рассказ у автора . -Какие чувства испытывает герой? Для того , чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте поставить себя на его место. Докажите словами из текста.
-зачем автор дважды употребляет слово «походил»?
-Как нарастало чувство страха у волчишки?
-О чем автор хотел сказать?
-Если бы волчишко умел говорить, какие слова сказал бы человеку?
-Найдите в тексте слова, которые волчишко сказал бы с большой радостью
-Какой знак стоит в конце предложения? Какое чувство выражает этот знак?
-Прочитайте это предложение от имени героя. -Перечитайте окончание рассказа со слов «Вылез из-под кресла…» -Вам ничего не напоминает эта концовка?
Автор использует признаки народной сказки
-счастливый конец
-троекратное повторение
-волк-герой народной сказки
-повторы слов
| Чтение по цепочке с 109-110
Испугался, совсем забоялся, завыл
Волчишке становилось все хуже и хуже
Зачем ты меня забрал от мамы?...Хочу к маме
А дверь – то открыта!
Сказка «Колобок»
| Обобщение
Итог
Домашнее задание
| -У героя Чарушина все закончилось хорошо. Семья соединилась.
- А в такой концовке видно отношение автора к герою?
-Чему учит этот рассказ?
Разгадайте кроссворд и вы узнаете, кем является Чарушин для животных.
На уроке рисования мы представим себя художниками-анималистами и нарисуем обложку к книге «Волчишко»
|
Он любит своего героя, жалеет его, не оставляет в такой недружелюбной обстановке
Беречь животных. Не обижать их...
|
|
|
|
План-конспект урока по литературному чтению в 1 «б» классе
Обобщающий урок по теме: «О братьях наших меньших» Цель: Обобщить и закрепить изученный материал. Способствовать формированию у учеников осознанного чтения целыми словами. Развивать речевые умения и творческие способности детей. Воспитание любви к животным. Воспитание интереса к чтению. Урок разработала и провела учитель начальных классов Михайлова О.Ф. Оборудование:
Рисунки детей, учебники, учебные тексты с вопросами и заданиями. ОВ Узорова, ЕА Нефедова 1 класс, магнитофон, диск с песней, выставка книг План урока и хронометраж:
№п/п
| План урока
| Хронометраж
| 1
| Организация класса.
| 1мин
| 2
| Сообщение темы. Работа по теме.
| 2мин
| 3
| Чтение рассказа по учебному тексту. «Хозяин и собака» Л.Н.Толстой.
| 4мин
| 4
| Повторение произведений по разделу «О братьях наших меньших».
| 12мин
| 5
| Песня «Наши друзья» и разбор
| 6 мин
| 6
| Физкультминутка
| 2мин
| 7
| Работа по учебнику В.Лунин «Никого не обижай». С.Михалкова
| 12 мин
| 8
| Прослушивание песни «Не дразните собак». Слова (стихи) написал М.Пляцковский и обсуждение.
| 4мин
| 9
| Итог урока
| 2 мин
| Ход урока.
1. Организация класса
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
-Каким вы хотите видеть наш урок?
-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. 2.Сообщение темы. Работа по теме.
- Дети, сегодня мы проводим обобщающий урок по разделу «О братьях наших меньших».
- Кого называют «братьями меньшими»?
Сегодня мы повторим то, что прошли мы в 1 классе. А именно будем вспоминать произведения по этому разделу. А какие писатели рассказали нам об этих животных? (Подумайте, а какие произведения мы читали по азбуке и литературному чтению?)
Николай Михайлович Рубцов
Михаил Михайлович Пришвин
Виталий Валентинович Бианки
Евгений Иванович Чарушин
Борис Степанович Житков
- Какими качествами должны обладать писатели, чтобы написать данные произведения? (быть наблюдательными, умными, терпеливыми, любознательными, смелыми)
- Ребята, произведения каких жанров мы читали в этом разделе? (стихотворения, рассказы, стихи).
3 Чтение рассказа по учебному тексту для 1 класса (дополнительная книга) «Хозяин и собака» Л.Н.Толстой.
Ответы на вопросы.
Пересказ текста.
Анализ произведения.
1.Автор: Л.Н.Толстой.
2.Заголовок ( название)
3.Жанр: рассказ
4.Тема: о животных
5.Идея – нельзя обижать животных.
4. Повторение произведений по разделу «О братьях наших меньших».
-Какие произведения о домашних животных мы читали по литературному чтению?
-К каким произведениям вы нарисовали иллюстрации? Чем это произведение вам понравилось? (Расскажите подробно)
5. Песня «Наши друзья»и разбор. Сейчас прослушайте песню в исполнении Платоновой Риммы. После этого придумываете вопросы, задаете их одноклассникам. Какая идея этого произведения? (Животные- наши друзья)
6. Физкультминутка
6.Работа по учебнику В.Лунин «Никого не обижай». С.Михалков
-чтение сильного ученика;
- О чем стихотворение? К чему оно призывает?
-чтение про себя;
- объяснение трудных слов;
Чтение и анализ произведения
1.Автор: В.Лунин
2.Заголовок ( название) «Никого не обижай»
3.Жанр: рассказ
4.Тема: о животных
5.Идея – нельзя обижать животных
7 Прослушивание песни «Не дразните собак». Слова (стихи) написал М.Пляцковский и обсуждение.
- Кто автор слов этой песни?
-Какие его произведения мы изучали?
-О чем эта песня?
-Какая основная мысль, идея этой песни?
8. Итог урока. - Какими произведениями мы познакомились? Изменилось ли ваше отношение к животным? Какой совет вы можете дать тем, кто плохо относится к нашим меньшим братьям?
|