Модель урока





Скачать 102.35 Kb.
НазваниеМодель урока
Дата публикации10.10.2013
Размер102.35 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Биология > Решение
Модель урока

Автор. Габдуллина Светлана Фанильевна;

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с. Бакалы Муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан;

учитель биологии и химии. Бакалинский район с. Бакалы ул. Школьная 22

Краткая аннотация урока.

  1. Актуализация знаний.

Фронтальная проверка терминов.

  1. Изучение нового материала:

    1. Особенности генетики человека (рассказ учителя).

    2. Связь генетики человека с другими науками (беседа).

    3. Основные методы генетики человека (сообщения учащихся, беседа, демонстрация мультимедийной презентации).

    4. Генеалогический метод (рассказ учителя, сообщения учащегося, презентация).

    5. Диагностика и профилактика генетических болезней (беседа).

  2. Закрепление.

Решение задачи.

Работа с индивидуальными карточками.

  1. Домашнее задание. Исследовательская работа.

План-конспект урока

  1. Актуализация знаний. Повторение.

Фронтальная проверка терминов, знание которых необходимо для успешного усвоения темы: цитология, кариотип, популяция, зигота, аутосома, сцепленный с полом, ген, ДНК , гомозиготный, гетерозиготный, мутации. Слайд 1.

  1. Изучение нового материала.

Эпиграфом к занятию является выражение В. Гете:

"Естествознание так человечно, так правдиво,

что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему..."

1) Распространяются ли закономерности передачи наследственных свойств, открытые Г.Менделем, на человека?

Человек – сложнейшая загадка для науки и самого себя, понимание его природы было и остается предметом многочисленных исследований, в том числе и генетических.

Генетика человека – раздел науки генетики, который объясняет многое из того, что ранее было загадочным в биологической природе человека.

В настоящее время ясно, что наследственность человека подчиняется тем же самым биологическим закономерностям, что и наследственность всех живых существ. Так как генетический материал заключен в хромосомах, которых 23 пары, генетическая программа тоже подвержена мутациям.

Законы наследственности и характер наследования отдельных признаков у человека и животных едины.

2) Изучение наследственности имеет большое значение, так как здоровая наследственность – залог здоровья человека. Слайд 2

На Руси при выборе невесты родители принимали во внимание не только внешность, но и нрав. Особенно ценился миролюбивый характер, уступчивость, покладистость. Смотрели, какова работница и какое у неё здоровье, а проверяли так: накануне свадьбы приходили сваты, приносили угощения; сколько съест невеста - таково и здоровье, «чем больше - тем лучше». Говорили: «Жену выбирай не глазами, а ушами», «Брали по хорошей славе». А еще присматривались к родне невесты до пятого колена: смотрели, нет ли пьяниц, буянов, сумасшедших. Даже пословица была: «Выбирай корову по рогам, а невесту по родам». Старались породниться с семьей, равной по достатку. Что лежало в основе такого серьезного подхода в выборе спутницы жизни? Слайд 3

Генетика человека - отрасль генетики, тесно связанная с антропологией и медициной. Задачи медицинской генетики заключаются в своевременном выявлении носителей заболеваний среди родителей, выявлении больных детей и выработке рекомендаций по их лечению. Большую роль в профилактике генетически обусловленных заболеваний играют генетико-медицинские консультации и перинатальная диагностика.

3) В ходе урока мы сегодня познакомимся с основными методами генетики человека, слушаем сообщения учащихся. Слайд 4 1 ученик - ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Слайд 5 Метод позволяет идентифицировать кариотип - особенность строения и число хромосом. Слайд 6

Иногда при созревании половых гамет, нарушается расхождение хромосом, и одна гамета получает лишнюю хромосому – это явление называется нерасхождение хромосом. Если ненормальная гамета соединяется, во время оплодотворения, с нормальной, то образуется организм с лишней Х – хромосомой ХХУ хр., или на одну гамету меньше – Х- хр. Рассмотрим несколько примеров.

1. Синдром Клайнфельтера – 47,ХХУ. Всегда проявляется у мужчин. Они характеризуются недоразвитием половых желез, бесплодием, часто умственной отсталостью, высоким ростом (за счет непропорциональности длинных ног). Эта болезнь встречается у одного из 400-600 новорожденных мальчиков. Это заболевание ярко проявляется в подростковом возрасте. Слайд 7

2. Синдром Шерешевского-Тернера – 45,ХО наблюдается у женщин. Он проявляется в замедлении полового созревания, недоразвитии половых желез, отсутствие менструации, бесплодии. Женщина с этим синдромом, имеет небольшой рост, плечи широкие, таз узкий, нижние конечности укорочены, шея короткая, со складками, «монголоидный» разрез глаз. Встречается у новорожденных девочек с частотой один на 5000. Слайд 8

3.Синдром Дауна – одна из самых часто встречающихся хромосомных болезней. Один на 500-600 новорожденных. Она развивается в результате трисомии в 21 пар хромосом. Причина трисомии связано с нерасхождением хромосом в ходе мейоза у женщин. Частота рождения детей с синдромом Дауна, зависит и от возраста матери. После 35-40 лет резко возрастает появления больных детей, а также, если отец моложе на 15-20 лет, чем мать. Болезнь легко определяется, имеет ряд характерных признаков: укороченные конечности, маленький череп, узкие глазные щели с косым разрезом, наличие складки верхнего века, плоское, широкое переносье, психическая отсталость. Часто наблюдаются и нарушения строения внутренних органов.

Слайд 9

Существуют и другие болезни, причинами которых являются различные нарушения строения хромосом.

А) Муковисцидоз- мутация 7 хр.- симптомы: накопление слизи в легких, инфекция (смерть в подростковом возрасте).

Б) Фенилкетонурия- мутация 17 хр.- умственная отсталость.

В) Синдром Патау - трисомия 13 хр.- заячья губа, волчья пасть, малый вес (зачатие ребенка происходит в нетрезвом виде – мужчина).

Г) Синдром Эдверса – трисомия 8 хр.

Д) Синдром кошачьего крика – мутация 5 хр.(делеция верхних плеч хромосом). Недоразвитость голосовых связок и произношение в виде кошачьего писка или кряхтения.

Е) Синдром электроцитоза - повышенное содержание эритроцитов в крови: красно-свекольное лицо, задержка умственного развития, нарушение работы эндокринной системы.

Характерные наследственные заболевания для Республики Башкортостан – это синдромы: Дауна, Шерешевского-Тернера, Патау, Кошачьего писка, Электроцитоза.

2 ученик - БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД. Слайд 10

Близнецовый метод является наиболее распространенным в генетике поведения человека.

Близнецы часто рождаются в ряде поколений одной семьи. Причем «поколением» могут выступать одни и те же родители; после рождения первой пары близнецов отмечается склонность к повторению "близнецового" успеха. Так что, если вы попадаете в эту группу "риска" - то как можно раньше идите на УЗИ, а вдруг у вас близнецы? Слайд 11

Изучение развития и заболеваемости близнецов оказало большое влияние на понимание среды возникновения многих болезней. Если какой-то признак имеет сходство у однояйцовых близнецов, то это есть свидетельство его зависимости от наследственности. Так в ходе исследований стало известно, что для возникновения таких болезней, как корь, коклюш, ветрянка, оспа необходимо только инфекционное начало, а для появления таких заболеваний, как дифтерия, свинка, воспаление легких, полиомиелит, туберкулез играет роль наследственные свойства организма. Слайд 12

3 ученик - БИОХИМИЧЕСКИЙ МЕТОД. Слайд 13

Этот метод помогает обнаружить ряд заболеваний с нарушениями обмена веществ (энзимопатии). Исследованию подлежат кровь, моча, ликвор, пунктаты костного мозга, амниотическая жидкость, сперма, пот, волосы, ногти, кал и др. C пoмoщью биoxимичecкиx мeтoдoв oткpытo oкoлo 500 мoлeкyляpныx бoлeзнeй, являющиxcя cлeдcтвиeм пpoявлeния мyтaнтныx гeнoв

4 ученик - ПОПУЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД. Слайд 14

Методы генетики популяций широко применяют в исследованиях человека. Внутрисемейный анализ заболеваемости неотделим от изучения наследственной патологии как в отдельных странах, так и в относительно изолированных группах населения. Изучение частоты генов и генотипов в популяциях составляет предмет популяционно-генетического исследования. Это дает информацию о степени гетерозиготности и полиморфизма человеческих популяций, выявляет различия частот аллелей между разными популяциями.

Статистический анализ распространения отдельных наследственных признаков (генов) в популяциях людей в разных странах позволяет определить адаптивную ценность конкретных генотипов. Однажды возникнув, мутации могут передаваться потомству на протяжении многих поколений. Это приводит к полиморфизму (генетической неоднородности) человеческих популяций. Среди населения Земли практически невозможно (за исключением однояйцевых близнецов) найти генетически одинаковых людей. В гетерозиготном состоянии в популяциях находится значительное количество рецессивных аллелей (генетический груз), обусловливающих развитие различных наследственных заболеваний. (например - распостранение серповидно-клеточной анемии) Частота их возникновения зависит от концентрации рецессивного гена в популяции и значительно повышается при заключении близкородственных браков.

Результаты: Позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.

4) Учитель - ГЕНЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД Слайд 15

Генеалогия - это учение о родословных. Суть генеалогического метода сводится к выявлению родословных связей и прослеживанию признака или болезни среди близких и дальних прямых и непрямых родственников. Технически он складывается из двух этапов:

1) составление родословной схемы; 2) собственно генеалогический анализ.

П р о б а н д - лицо, с которого начинают составление родословной.

Поскольку большинство наследственных заболеваний проявляется в детском возрасте в основном производится расспрос родителей пробанда (чаще всего матери). Генеалогический метод относится к наиболее универсальным методам медицинской генетики. Гeнeaлoгичecким мeтoдoм дoкaзaнo нacлeдoвaниe мнoгиx зaбoлeвaний, нaпpимep caxapнoгo диaбeтa, шизoфpeнии, гeмoфилии и дp.

Гeнeaлoгичecкий мeтoд иcпoльзyeтcя для диaгнocтики нacлeдcтвeнныx бoлeзнeй и мeдикo-гeнeтичecкoгo кoнcyльтиpoвaния; oн пoзвoляeт ocyщecтвлять гeнeтичecкyю пpoфилaктикy (пpeдyпpeждeниe poждeния бoльнoгo peбeнкa) и paннюю пpoфилaктикy нacлeдcтвeнныx бoлeзнeй.


Наследование признаков бывает:

  • Аутосомно-доминантным. Слайд 16

Примеры заболеваний: отсутствие малых коренных зубов, полидактилия (многопалость), один из видов глаукомы (заболевание глаз), предрасположенность к подагре, облысение у мужчин, катаракта (заболевание глаз). Ретинобластома (опухоль глаза), аниридия (один из видов слепоты). Два последних заболевания, обычно в гомозиготном состоянии приводят к тяжелым поражениям и вызывают летальный исход. Один из примеров доминантного наследования признака – брахидактилия (короткопалость или укороченные пальцы). При наличии признака у одного родителя – половина сыновей и дочерей имеют этот признак.

  • Аутосомно-рецессивный. Слайд 17

У человека описано много признаков, которые наследуются рецессивно: голубой цвет глаз, русые волосы, владение левой рукой. При близкородственных браках возникает высокая вероятность встречи гамет несущие мутантные гены, т.е. в гомозиготном рецессивном состоянии приводят к тяжелым заболеваниям, такие как: глухонемота, шизофрения, альбинизм, облысение у женщин, анофтальмия (отсутствие глазных яблок), сахарный диабет, подверженность полиомиелиту.

  • Наследование, сцепленное с Х-хромосомой. Слайд 18

Целый ряд признаков наследуется, сцеплено с полом: Х- сцепленное наследование, могут быть доминантными (потемнение зубов- гипоплазия) либо рецессивными (гемофилия – несвертываемость крови, дальтонизм – цветная слепота, отсутствие потовых желез). Ярким примером является родословия английской королевы Виктории.

(Рассказ ученика о родословий королевской семьи).

Гемофилия (нарушение свертываемости крови) – тяжелое заболевание, встречающееся почти исключительно у мужского пола. Королева Виктория и ее муж были здоровы. Никто из предков королевы Виктории не страдал гемофилией. Вероятно, мутация возникла у одного из ее родителей и была передано через гамету. Вследствие этого она стала носительницей Х-хромосомы с геном гемофилии и передала ее нескольким детям. У всех потомков мужского пола, которые получили Х-хромосому с геном гемофилии, наблюдалось нарушение свертываемости крови. Мы, видим, что сын Николая II – болел гемофилией, значит, он получил этот ген от матери, а мать являлось носительницей.

Проявление гена гемофилии у женщин возможно в случае ее гомозиготности по данному рецессивному гену, т.е. при получении гена гемофилии от обоих родителей. Вероятность такого явления повышается при родственных браках.

  • Наследование, сцепленное с У - хромосомой. Слайд 19

Имеется ряд генов локализованных в У-хромосоме, такие как: гипертрихоз – повышенное оволосение ушной раковины - гипертрихоз, перепонки между пальцами, чешуйчатость кожи.

На возникновение генетических мутации влияет и внешняя среда. Загрязнение окружающей среды, радиация, лекарственные препараты и предметы бытовой химии, канцерогенные пищевые продукты. Что способствует возникновение генетических уродств.

5) Диагностика и профилактика генетических болезней.

Основным путем предотвращения наследственных заболеваний у человека является их диагностика и профилактика. Для этого во многих странах существует учреждений, обеспечивающих медико-генетическое консультирование населения. Основная задача МГК – определение степени риска возникновения наследственного заболевания в семье, предупреждение и раннее выявление болезни.

В первую очередь его услугами должны пользоваться лица, вступающие в брак, у которых имеются генетически неблагополучные родственники. Затем лица, вступающие в брак старше 30-40 лет, а также работающих на производстве с вредными условиями труда. Нужно отметить, что курение, употребление алкоголя и особенно наркотиков матерью или отцом будущего ребенка резко повышает вероятность рождения ребенка с тяжелыми наследственными болезнями.

Бывают случаи, когда оба практически здоровых родителя имеют в скрытом состоянии один и тот же генетический дефект, о котором они не знают, и ребенок, получив от них оба измененных гена, оказывается больным. В такой ситуации риск повторения заболевания у следующего ребенка высок и достигает 25%.

Врачи и генетики смогут определить степень риска рождения неполноценного потомства и обеспечить контроль за ребенком в период его внутриутробного развития. С этой целью врач-генетик пользуется разнообразными методами.

  1. Закрепление.

Решение задачи. У человека брахидактилия (укороченные пальцы) – доминантный признак, а альбинизм рецессивный. Какова вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями у гетерозиготных по обоим признакам родителей?

Карточки с индивидуальными вопросами.

1. Что клинически характерно для хромосомных болезней?

Ответ: наличие врожденных пороков развития, отставание в умственном развитии.

2. Что является причиной возникновения трисомий?

Ответ: нерасхождение хромосом.

3. В каких возрастных интервалах существенно повышается риск рождения ребёнка с хромосомными аномалиями?

Ответ: с 35 лет и больше.

4. На каких методах основывается клиническая диагностика наследственных заболеваний?

Ответ: генеалогическом, цитогенетическом.

5. Зачем создаются компьютерные программы диагностики наследственных заболеваний?

Ответ: для правильного лечения и профилактики болезни.

  1. Домашнее задание.

Изучить параграф и записи в тетради, выполнить исследовательскую работу "Изучение наследственной обусловленности изучаемого признака, а также тип его наследования в моей семье используя генеалогический метод" (срок 1неделя)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модель урока iconУрока Изучаемая тема Вид работ № задания для
...
Модель урока iconЯ дрегля Нина студентка s-13 прочитала 150 страниц из книги «Семейная...
Ют сегодня виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. В соответствии с ориентированностьюи характером...
Модель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование понятий: описательная информационная модель, формализованная модель, компьютерная модель, компьютерный эксперимент,...
Модель урока iconМодель оценки альтернатив управления слабоструктурированными динамическими ситуациями 1
Рассмотрена интегрированная нечеткая система поддержки принятия решений в слабоструктурированных динамических ситуациях, включающая...
Модель урока iconОформление заявки на изобретение и полезную модель
...
Модель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сконструировать модель для слов-«помощников» и дополнить (конкретизировать) модель предложения
Модель урока iconТема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах
Оборудование: схема – карта на каждого уч – ся, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные специальные карточки для...
Модель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
К проекту плана урока можно обратиться в любое время, неоднократно просматривать его целиком либо по частям, отмечая новые детали....
Модель урока iconМодель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской...
Модель урока iconРеферат Отчёта по нир на тему: Разработка и внедрение автоматизированной...
...
Модель урока iconМодель урока
Координаты: 450520, Уфимский р-н, с. Булгаково, ул. Конторский переулок, дом 2, кв. 1
Модель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модель экономики, модель энергетики, ОАО «Волжская тгк», автоматизированно-информационная система, геоинформационные технологии;...
Модель урока iconМодель урока Автор разработки: Мухамедьянова Айгуль Ризаевна, учитель...
«Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности»
Модель урока iconЗадача Лагранжа. Безусловный и условный экстремумы Задача Лагранжа с одним ограничением
Модель II. Модель Уилсона с ограничениями на складские помещения
Модель урока iconТема урока Дидактическая модель обучения
Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация
Модель урока iconЛекция №14
Обобщением линейной регрессионной модели с двумя переменными является многомерная регрессионная модель (или модель множественной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск