Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21»





Скачать 69.27 Kb.
НазваниеМодель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21»
Дата публикации12.10.2013
Размер69.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Модель урока

Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 21» городского округа г.Стерлитамак

Координаты автора :

  1. Адрес МБОУ «СОШ № 21» г.Стерлитамак, ул.Гоголя,115, sh21_str@mail.ru

  2. Домашний адрес г.Стерлитамак, ул.Полевая, 9-70, Nataly110400@yandex.ru ,

(сот 9177637993)

Краткая аннотация урока.

Урок «Знакомство с причастием» проводится в 6 классе по программе по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской. Его можно классифицировать как урок объяснения нового материала. Он проводится в компьютерном классе с использованием персональных компьютеров. Урок с использованием IT способствует повышению интереса к новой, а для шестиклассников непростой темы.

План-конспект урока

Тема: Знакомство с причастием.

Цели урока: 1) повторение грамматических признаков глагола и

прилагательного и знакомство с грамматическими

признаками причастия;

2) знакомство с суффиксами причастия;

3) формирование навыка употребления причастий в речи.

Технические средства:

  • Персональный компьютер

  • Мультимедийный проектор

Программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word

Ход урока.

I.Организационный момент. Беседа по ТБ.

II. Слово учителя. Постановка целей. (Показ презентации через мультимедийный проектор)

Презентация к уроку на тему «Знакомство с причастием».ppt

СЛАЙД 1.



- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой частью речи – причастием.

СЛАЙД 2.



- В.И.Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» так определил причастие: «Причастие – часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

- На уроке вы познакомитесь с грамматическими признаками причастия, научитесь различать причастие и прилагательное, познакомитесь с суффиксами причастий и будете учиться употреблять причастия в собственной речи.

Мои помощники – папа Глагол, мама Прилагательное и их сыночек Причастие – начнут урок. Даю им слово.

III. Сценка.

- Скажите, что вы узнали о причастии?

IV.Проверка домашнего задания.

- Давайте сейчас и повторим признаки глагола и признаки прилагательного, проверив домашнее задание: морфологический разбор глагола играет и прилагательного маленькая из предложения Маленькая кошка играет с фантиками и шариками. (Ученики читают выполненный ими морфологический разбор этих слов.)

СЛАЙД 3. (Учащиеся занимают места за ПК и открывают презентацию)

V. Объяснение нового материала.

Учитель читает текст слайда, затем обращается с вопросами к ученикам.



СЛАЙД 4. – Переходим к слайду 4.



1) Он имеет заголовок (зачитывается).

2)Рассмотрите картинки.

- Надеюсь среди вас нет таких, как этот мальчуган-хулиган, посмотрите, как страдает бедная кошка. А приходилось вам встречать таких людей?

3)- Но вернёмся к нашему разговору о причастиях. (Ещё раз зачитывается заголовок.) А если кошку покрасить, она уже не будет рыжая, а какая? (Покрашенная, т.е. та, которую покрасили.) А если её постричь, она уже не будет пушистая, а какая? (Постриженная, т.е. та, которую постригли.) Кошка не всю жизнь постриженная, она становится такой только после того, как её постригли, то есть совершили действие. И покрашенной она становится только после того, как её покрасили, то есть тоже совершили действие.

4) - Обратите внимание на то, что причастие можно заменить сочетанием «местоимение + глагол».

- А с прилагательными можно сделать подобную замену?

5)- Причастие тоже обозначает признак, но по действию.

Наш мальчик Причастие что-то хочет сказать, он у нас не только скромный, но ещё и умный. Послушайте его рассуждения.

(Чтение слайда 5)

СЛАЙД 5.



(По окончании чтения мальчик Причастие делает выводы.)

- Я хочу сказать, что маме с папой не надо спорить, на кого я больше похож и почему меня часто рассматривают как особую форму глагола. Как и мама, я отвечаю на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?, обозначаю признак, но только этот признак связан с действием. Признак по действию – это черта папы Глагола.

- Какие ещё признаки глагола имеет причастие?

- А как определить вид и время причастия?

- Теперь попробуйте определить глагольные признаки причастий, используя материалы слайда.

- Сделайте вывод о том, что вы узнали о глагольных признаках причастия.

СЛАЙД 6-9.



- Вставьте нужные причастия в стихотворные строчки, определите глагольные признаки причастия, выделите суффиксы. (Проверка.)

СЛАЙД 10,11.



- Понаблюдайте, как изменяются прилагательные и причастия, в чём они согласуются с именем существительным? (Выполняют задания слайда. Учащиеся склоняют прилагательное и причастие в Word)

- Подытожим наблюдения:

  • Какую часть речи поясняют прилагательные? Причастия?

  • Как они изменяются?

  • Значит, признаки прилагательного у причастия – это постоянные или непостоянные признаки?

Сделайте вывод

- Опознать причастия можно и по морфемному строению. Причастия образованы от глаголов при помощи следующих суффиксов.(Ученик читает суффиксы причастий и все записывают их в словарь- справочник.)

СЛАЙД 12-15.

СЛАЙД 16-18.



- Выпишите в тетрадь словосочетания «причастие + существительное», выделите суффиксы причастий.(Проверка.)

СЛАЙД 19.

- Чтобы ваша речь была яркой, чёткой и выразительной, вам надо учиться употреблять причастия в собственной речи. Вспомните русскую народную сказку «Колобок» и попробуйте составить по картинке несколько предложений, употребив в них причастия. (Работа в текстовом редакторе Microsoft Word)

- Дети читают составленные предложения.



СЛАЙД 20.

Подведение итогов. (Чтение слайда)



VI. Учитель оценивает работу учеников.

VII. Домашнее задание.

Продолжить работу по картинке, составив связный текст.

Определить у причастий признаки глагола и прилагательного, выделить суффиксы

Методические рекомендации к проведению урока

Заявленная тема урока совершенно незнакома шестиклассникам. Есть большое желание увлечь учащихся новым материалом. Поэтому урок проводится в компьютерном классе, так что каждый ученик имеет возможность работать не только с презентацией Microsoft Power Point, но и с текстовым редактором Microsoft Word.

Урок начинается с презентации, выполненной в Microsoft Power Point, проецируемой через мультимедийный проектор на большой экран. По ходу урока к презентации подключаются учащиеся уже на ПК.

В презентацию входят

  1. материалы для объяснения нового

  2. тренировочные упражнения

  3. упражнения для развития речи

  4. слайд «Подведём итоги»

Кроме того, учащиеся склоняют прилагательное и причастие, составляют предложения с использованием причастий в текстовом редакторе Microsoft Word, в нём можно творить чудеса и без какой-либо специально написанной программы.

Во-первых, этот редактор позволяет писать, ученик видит плоды своего труда сразу.

Во-вторых, компьютер подчеркивает орфографические, грамматические, речевые и пунктуационные ошибки. Это подталкивает ученика на их поиск и исправление, в результате, работая с предложением, учащийся видит и анализирует собственный труд.

Во время урока используется игровой материал – сценка с действующими лицами: папа Глагол, мама Прилагательное и их сыночек Причастие.

Приложение № 3

Описание конкурсных материалов

Автор (ФИО, ОУ, должность)

Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 21»городского округа г.Стерлитамак


Название

урок

Форма

презентация

Название темы

Знакомство с причастием

Учебный предмет, класс

русский язык , 6 класс

Цели, задачи дидактического материала

1) повторение грамматических признаков глагола и

прилагательного и знакомство с грамматическими

признаками причастия;

2) знакомство с суффиксами причастия;

3) формирование навыка употребления причастий в речи.


Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)




Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Ресурсы дидактического материала

фото, анимационные и другие эффекты

Используемые источники информации




Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке

- учащимися

в течение всего урока

в течение всего урока


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconУрока тема урока
Боева Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №40» г. Новошахтинска Ростовской области
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconУрок русского языка 7 класс Тема: «междометие»
Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях»
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconРазработка урока Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «Тюльганская сош№1»
...
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconУрока, № урока по теме Урок семинар в 9 классе
Подобина В. М. учитель русского языка и литературы мбоу петропавловская сош павинского района
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconКонспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна...
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconУрока литературы 9 класс, тема: классицизм
Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы)
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Клыкова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №226» г. Заречный Пензенской области. Конспект урока русского...
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconТема урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Автор: Хуснутдинова И. М., Смирнова С. А. учителя русского языка и литературы мбоу сош №7 г. Бирска, рб
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconУрок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести»
О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconСпособствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности
...
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Учитель: Ашуркина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «оош №6»
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №21» iconПлан урока русского языка с использованием икт форма
Автор : Учитель русского языка и литературы Янгильдинской оош мухамедзянова Халида Киямутдиновна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск