Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 373.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации27.12.2013
Размер373.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4


Содержание теоретического курса

Модуль 1. Живые системы.
Живое и неживое. Современные представления об уровнях организации живого. Размеры, времена жизни, характерные связи, специфичные для каждого из уровней биологической организации. Общие свойства живого. Гипотезы возникновения жизни.
Особенности химического состава. Химические организация клетки. Органические и неорганические вещества. Основы обмена веществ.
Клетки и организмы. Единый принцип структурной организации. Клетка – элементарная единица организации живого. Неклеточные формы жизни. Основные положения клеточной теории. Структурно-функциональная организация клетки: цитоплазма, ядро, органоиды, включение. Хромосомы как носители наследственной информации: форма, строение, количество.
Индивидуальное развитие живых систем. Биология индивидуального развития. Биология размножения. Понятия "онтогенез" и его периодизация. Проблема программы индивидуального развития. Элементы теории самоорганизации применительно к индивидуальному развитию организмов. Влияние естественных и антропогенных факторов среды на размножение организмов и возникновение патологий развития.
Эволюция органического мира. Причины, механизмы и закономерности эволюции живых систем. Проблемы целесообразного устройства организмов, эволюционного прогресса, разнообразия биологических видов. Эволюционизм до Дарвина. Современное понимание механизмов эволюции органического мира. Генетические обоснования эволюционных процессов. Универсальный эволюционизм и синергетика (Разд. 4 может быть изложен после разд. 1, по желанию преподавателя).
Сообщества. Трофические отношения между организмами. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые сети. Примеры организации сообществ организмов (биоценозов). Типы биологических отношений в сообществах: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, биотрофия. Конкуренция и сосуществование. Агроценозы. Проблемы стабилизации антропогенных ландшатов.
Модуль 2. Физиология и экология человека.
Человек как биологический вид. Доказательство животного происхождения человека. Движущие силы антропогенеза. Соотношение биологического и социального в антропогенезе. Морфофизиологические предпосылки выхода человека в социальную среду. Понятие об экологических типах людей, исторические условия их формирования. Расы и единство их происхождения.
Охрана здоровья человека и физиологические особенности организма человека. Общая, сравнительная и специальная физиология. Экология человека. Здоровье и болезнь. Профилактика заболеваний, повышение иммунной устойчивости организма. Влияние социальных факторов на здоровье человека. Правильный образ жизни. Работоспособность. Теории старения.
Периодизация индивидуальной жизни. Онтогенез человека. Воспроизведение человеческой популяции. Биологические и социальные аспекты репродукции человека. Здоровое и патологическое потомство. Генетика человека. Методы генетики человека. Евгеника. Генетика и спорт.
Экология человека. Стресс и тренировка. Адаптация. Факторы экологического риска: влияние на организм человека физических, химических, психологических факторов техногенной среды.

Модуль 3. Основы экологии и охрана природы.
Экология – наука о взаимоотношениях организма и среды. Среда как экологическое понятие. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва. Организм как среда обитания. Специфика паразитизма. Экологические адаптации паразитов.
Глобальный круговорот вещества и превращения энергии в природе. Динамическое равновесие газо- и водообмена. Роль живых организмов в биогеохимических циклах. Взаимодополнение растений и животных. Эффект "самоочищения". Преобразующее влияние живого на среду обитания.
Экосистемы. Понятие об экосистемах, их состав. Зависимость от среды обитания. Сбалансированность экосистемы. Потоки вещества и энергии. Продукция и биомасса. Функциональная организация экосистемы. Биотические, биокосные и абиотические факторы. Пирамиды численности, продукции и биомассы. Динамика экосистем: флуктации, сукцессии и их типы. Устойчивость и эволюция экосистем. Разнообразие экосистем.
Биоразнообразие. Разнообразие видов, соответствующее различиям условий существования. Лимитирующие факторы. Структура вида. Понятие ареала вида. Популяции, их генофонд. Динамическое равновесие численности популяций, их взаимодействие. Видообразование. Темпы видообразования и вымирания видов. Условия устойчивого существования популяций. "Волны жизни". Последствия сокращения видового разнообразия.
Биосфера. Структура биосферы, ее функциональная целостность. Роль массовых и малочисленных видов в обеспечении устойчивости биосферы.
Антропогенное воздействие на природу. Прямое уничтожение. Изменение среды обитания. Перераспределение веществ. Воздействие на биогеохимические циклы. Производство новых веществ. Экологическое значение процессов загрязнения природы, сокращения естественных экосистем, перенаселения, урбанизации. Проблемы интенсификации сельского хозяйства. Возможные последствия потепления климата.
Экологические принципы рационального природопользования. Сохранение биоразнообразия. Сохранение естественных экосистем. Создание сети, навечно изъятых из хозяйственного использования территорий и акваторий. Сохранение пространственных связей между резерватами. Ограничение массового производства загрязняющих веществ. Ограничение энергозатрат. Поощрение мер по планированию семьи. Что может отдельный человек сделать для сохранения природы.
Глобальный экологический кризис и региональные кризисные ситуации. Использование огня и освоение залежей ископаемого топлива - ключевые этапы в истории воздействия человека на биосферу. Сжигание органического топлива как источник углекислого газа в атмосфере и причина возникновения "парникового эффекта", потепление климата Земли, опасность таяния ледников и повышения уровня мирового океана. Мероприятия по предотвращению этих процессов. Кислотные дожди и закисление почв. Опасность кислотных дождей для растительного покрова. "Озоновая дыра", причины ее возникновения, опасность жесткого ультрафиолетового излучения и других лучевых космических факторов для здоровья человека. Влияние на гомеостаз и воспроизведение растений, животных и микроорганизмов. Возможности предотвращения дальнейшего разрушения озонового слоя. Демографический взрыв и проблемы ресурсов биосферы, возможности предотвращения истощения энергетических и трофических ресурсов. Радиоактивное загрязнение. Химические техногенные загрязнения, их виды. Проблемы утилизации бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания технологий, не разрушающих природу. Экологическая экспертиза, мониторинг и прогнозирование. Сценарии будущего человечества. Принципы экоразвития.

Биолого-экологический практикум.

Лабораторная работа №1. Структура экосистем.

Лабораторная работа №2. Органолептическая оценка качества воды.

Лабораторная работа №3. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.

Тематическая карта дисциплины

1. Распределение учебных часов по видам занятий



Виды занятий

Семестр

Количество часов

1.

Лекции

1

20

2.

Семинары

1

28

3.

Самостоятельная работа

1

72

всего

120


2. Распределение учебных часов по модулям и темам



Наименование модулей и тем

Количество часов

лекции

семинары

Модуль 1. Живые системы.

1.

Живое и неживое. Современные представления об уровнях организации живого.

2

-

2.

Особенности химического состава. Химические организация клетки. Органические и неорганические вещества.

-

2

3.

Общие свойства живого.

1




4.

Клетка – элементарная единица организации живого. Структурно-функциональная организация клетки: цитоплазма, ядро, органоиды, включение. Неклеточные формы жизни.

-

2

5.

Гипотезы возникновения жизни.

1




6.

Биология размножения – репродукция. Бесполое, половое размножение.

-

2

7.

Индивидуальное развитие живых систем. Биология индивидуального развития.

1

2

8.

Эволюция органического мира. Причины, механизмы и закономерности эволюции живых систем. Генетические обоснования эволюционных процессов. Универсальный эволюционизм и синергетика.

1

2

9.

Сообщества. Трофические отношения между организмами. Примеры организации сообществ организмов (биоценозов). Типы биологических отношений в сообществах.

2

2

Модуль 2. Физиология и экология человека

10.

Человек как биологический вид. Доказательство животного происхождения человека и движущие силы антропогенеза. Расы.

2

-

11.

Общая антропология и физиологические особенности организма человека. Здоровье и болезнь. Работоспособность.

2

-

12.

Периодизация индивидуальной жизни. Онтогенез человека. Генетика человека. Генетика и спорт.

-

2

13.

Экология человека.

-

2

Модуль 3. Основы экологии и охрана природы

14.

Экология – наука о взаимоотношениях организма и среды. Среда как экологическое понятие. Основные среды жизни. Организм как среда обитания.

2

2

15.

Глобальный круговорот вещества и превращения энергии в природе.

-

2

16.

Экосистемы. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные.

2

-

17.

Биоразнообразие. Понятие популяции в экологии.

2

2

18.

Биосфера. Структура биосферы, ее функциональная целостность.

-

2

19.

Антропогенное воздействие на природу.

2

-

20.

Экологические принципы рационального природопользования.

-

2

21.

Глобальный экологический кризис и региональные кризисные ситуации.

-

2

Итого:

20

28
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск