Пояснительная записка «Биология». 6 класс (70 ч )
«Растения. Грибы. Бактерии» Курс биологии 6 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 5 классе и при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования по биологии.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Растения, Бактерии и Грибы;
- систематизировать знания учащихся о растительных организмах, бактериях и грибах, их многообразии;
- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;
- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на изучение биологии в 6 классе отводится 70 часов. Материал курса разделен на 5 глав. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и их значением. Основные технологии:
- проблемное обучение: создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности по их разрешению
- исследовательские методы в обучении: возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в проблему и предполагать пути ее решений
- проектные методы обучения: дает возможность развивать индивидуальные творческие способности
- разноуровневое обучение
- лекционно-семинарско-зачетная система
- игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр
- обучение в сотрудничестве: командная, групповая работа
- здоровьесберегающие технологии: использование данной технологии позволяет равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную и физическую деятельность
Основное содержание:
В первой главе «Клеточное строение растений» учащиеся знакомятся с особенностями состава и строения растительной клетки, а также с растительными тканями.
Во второй главе « Царство Бактерии. Царство Грибы» учащиеся знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Бактерии и царства Грибы, получают представление об их многообразии и значении. Формируется представление о растительных природных сообществах, о взаимосвязях компонентов фитоценозов, их взаимном влиянии друг на друга и на окружающую среду.
Третья глава «Основные отделы царства растений», знакомит учащихся с особенностями строения, требованиями к условиям произрастания, значения в природе и хозяйственной деятельности человека представителей различных отделов, классов и семейств царства Растения. Последовательность изучения систематических групп отражает последовательность эволюционных преобразований.
Четвертая глава «Строение и функции органов цветкового растения» посвящена изучению вегетативных и генеративных органов цветковых растений. Строение органов рассматривается в тесной взаимосвязи с выполняемыми ими функциями. Формируется представление о растении как о целостном организме.
Пятая глава «Классификация растений», посвящена изучению систематических категорий: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений: класс двудольных и однодольных растений.
Шестая глава «Природные сообщества», показывает взаимосвязь растений с другими организмами, растительные сообщества и их типы, развитие и смена растительных сообществ, влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.
Лабораторные работы имеют большое значение в обучении биологии, стимулируют познавательную активность школьников, повышают интерес к естественным наукам в целом.
Учащиеся получают не только новые знания, но и навыки исследовательской деятельности.
Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2-х часов в неделю.
Распределение учебных часов по темам курса
Часы по темам распределены следующим образом:
«Введение» - 2 часа из темы «Биология как наука» и «Методы познания в биологии»
Глава 1. «Клеточное строение организмов» и «Ткани» - 5 часов.
Глава 2. «Царство Бактерии» и «Царство грибы» - 7 часа.
Глава 3. «Основные отделы царства Растения» - 8 часов.
Глава 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений» - 16 часов.
Глава 5. «Жизнь растений» - 15 часов.
Глава 6. «Классификация растений» - 7 часов.
Глава 7. «Природные сообщества» - 8 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся
Достижение планируемых результатов оценивается на базовом уровне, свидетельствующим о сформированности знаний, умений, способов деятельности по биологии, которые необходимы для успешного продолжения обучения в старшей школе, и предполагает освоение опорной системы знаний и правильного выполнение учебных действий при решений простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижений этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач(заданий) с очевидным способом решения. Чаще всего это задания, в которых необходимо узнать биологические объекты, процессы, явления и/или привести их примеры; применить знания в знакомой ситуации.
Называть:
- общие признаки живых организмов
- признаки царств живой природы отделов растений, классов и семейств цветковых растений
- причины и результаты эволюции
- приводить примеры: усложнения растений в процессе эволюции, природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений к среде обитания, наиболее распространенных видов и сортов
Характеризовать:
- строение, функции клеток, бактерий, грибов и растений; деление клетки; строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организма; лишайника как комплексного организма
- размножение, рост и развитие бактерий, грибов и растений
- среды обитания организмов, экологические факторы
- природные сообщества, пищевые связи, приспособленности организмов к жизни в сообществе
Распознавать:
- организмы, бактерий, грибов, лишайников и растений
- клетки, ткани, органы и системы органов растений
- наиболее распространенные виды растений своего региона, разных семейств, классов, отделов; съедобные виды растений и грибов
Сравнивать:
- семейства, классы покрытосеменных растений царства живой природы
Применять знания:
- о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны
- о строении и жизнедеятельности бактерий и грибов для обоснования хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний
Наблюдать:
- сезонные изменения в жизни растений
Соблюдать правила:
- приготовления микропрепаратов и рассмотрения их под микроскопом
- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений
- поведения в природе
Планируемые результаты освоения курса биологии
Предметные:
- выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов
- доказывать биологические закономерности появляющиеся в природе; взаимосвязь человека и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека
- объяснить общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе
- описывать и анализировать приёмы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними
- знать и соблюдать правил работы в кабинете биологии
УУД: познавательные
- находить информацию (в текстах, таблицах и т.д.)
- анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать(делать выводы) на основе на основе фактов и абстрактных понятий
- классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления
- сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия
- устанавливать причины и их следствия
- устанавливать аналоги ( в т.ч. создавать модели объектов)с помощью учителя и самостоятельно
- представлять информацию в развернутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, план) в т.ч. используя ИКТ Регулятивные:
-определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе
- панировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно
-оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха
Коммуникативные:
- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами
- быть готовым изменить свое точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки
- участвовать в диалоге: слушать и слышать другого
- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно
-использовать речевые средства с в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
- работать в паре, в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения
- предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться
Личностные
- отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях
- отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои)
- объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях
- осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели
- строить отношения с людьми не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления
- пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов
- выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях
- признавать свои плохие поступки и отвечать за них ( принимать наказание, определять для себя наказание)
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ урока
п/п
| № урока по теме
| Тема
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Основные виды деятельности учащихся
| Виды
Контроля
| Домашнее задание
| Дата
проведения урока
| По плану
| По факту
| 1
| 1
| Биология – наука о живой природе
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Биология как наука. Значение биологии.
| Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.
| Текущий
| Стр. 9-12
| 1 нед.
|
| 2
| 2
| Метода
исследования в биологии
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение, Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление, его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.
Демонстрация
Приборы и оборудование
| Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.
| Текущий
| Стр. 9-12
| 1 нед.
|
| 3
| 1
| Устройство увеличительных приборов
| Урок комплексного применения ЗУН уч-ся
| Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом
Лабораторная и практическая работа: рассмотрение строения растений.
| Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа, отрабатывают правила работы с микроскопом.
| Фронтальный
| §1
| 2 нед.
|
| 4
| 2
| Строение клетки
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоль.
| Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
| Письменный
| §2
Стр. 17-19
| 2 нед.
|
| 5
| 3
| Пластиды
| Урок комплексного применения ЗУН уч-ся
| Строение клетки. Пластиды. Хлоропласта.
Лабораторные и практические уроки: «Строение клеток кожицы чешуи лука», «Приготовление препаратов рассмотрение пластид в клетках листа элодеи(дем.)»
| Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
| Фронтальный
| §2
Стр. 19-20
| 3 нед.
|
| 6
| 4
| Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление.
| Урок закрепления знаний
| Рост и развитие клеток. Генетический аппарат. Ядро. Хромосомы.
Демонстрация. Схемы, таблицы о росте, развитие и деление клеток разных растений
| Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результатов.
| Письменный
| §3
| 3 нед.
|
| 7
| 5
| Понятие «ткань»
| Урок комплексного применения ЗУН уч-ся
| Ткань: покровные, механические образовательные.
Демонстрация.
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные практические: «Рассмотрение под микроскопом готовых микропрепаратов растительных тканей»
| Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работы с микроскопом и определяют различные виды ткани.
| Фронтальный
| §4
| 4 нед.
|
| 8
| 6
| Понятие «ткань»
| Урок закрепления знаний
| Основные ткани
Демонстрация.
Микропрепараты различных растительных тканей.
лабораторные практические: «Рассмотрение под микроскопом готовых микропрепаратов растительных тканей»
| Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работы с микроскопом и определяют различные виды ткани.
| Фронтальный
| §4
| 4 нед.
|
| 9
| 7
| Обобщающий урок
| Урок проверки, оценки и коррекции знаний
| Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовление микропрепаратов
| Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умения готовить микропрепараты и умения работать с микроскопом.
| Проверочная работа
| тетрадь
| 5 нед.
|
| 10
| 1
| Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы, разнообразие, распространение
| Выделяют существенные признаки бактерий
| Фронтальный
| §5
| 5 нед.
|
| 11
| 2
| Роль бактерий в природе и жизни человека
| Урок закрепления знаний
| Роль бактерий в природе. Роль бактерий в жизни человека
| Определяют понятия: «клубеньковые бактерии», «симбиоз». Объясняют значение бактерий в природе и жизни человека
| Текущий
| §6
| 6 нед.
|
| 12
| 3
| Болезнетворные бактерии
| Урок закрепления знаний
| Роль бактерий в возникновении и распространении болезней
| Определяют понятия: «болезнетворные бактерии», «эпидемия»
| Текущий
| §6
| 6 нед.
|
| 13
| 4
| Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и роль грибов
| Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль и значение грибов в природе и жизни человека
| Фронтальный
| §7,8
| 7 нед
|
| 14
| 5
| Плесневые грибы и дрожжи
| Урок комплексного применения ЗУН учащихся
| Плесневые грибы и дрожжи
Лабораторные и практические работы. Особенности строения мукора и дрожжей
| Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями.
| Письменный
| §9
| 7 нед.
|
| 15
| 6
| Грибы-паразиты
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека
Демонстрация
Муляжи плодовых тел грибов паразитов, натуральные объектов (по возможности)
| Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека
| Фронтальный
| §10
| 8 нед.
|
| 16
| 7
| Обобщающий урок
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении
| Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы Демонстрируют умения готовить микропрепараты и работать и работать с микроскопом
| Самостоятельная работа
| тетрадь
| 8 нед.
|
| 17
| 1
| Ботаника-наука о растениях
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений. Охрана.
Демонстрация
Гербарии растений, таблицы, видеоматериалы
| Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют низшие и высшие растения, наиболее распространенные, опасные для человека. Выделяют взаимосвязь между строением и местообитанием
| Фронтальный
| §11
| 9 нед
|
| 18
| 2
| Водоросли, их многообразие, строение
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Среда обитания, строения, жизнедеятельность, размножение зеленых, бурых и красных водорослей
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей (дем.)
| Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербариями, определяя представителей
| Текущий
| §12
| 9 нед
|
| 19
| 3
| Лишайники
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание, и размножение лишайников. Значение лишайников природе и жизни лишайников.
| Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе
| Фронтальный
| §13
| 10 нед.
|
| 20
| 4
| Мохообразные
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Низшие споровые растения. Многообразие мхов, среда обитания. Строение и значение.
Лабораторные и практические работы
Строение мхов(дем.)
| Выделяют существенные признаки низших споровых растений. Сравнивают разные группы мхов и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и в жизни человека
| Фронтальный
| §14
| 10 нед.
|
| 21
| 5
| Папоротники, хвощи, плауны.
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Высшие споровых растений. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и в жизни человека, охрана.
Лабораторные и практические работы
Строение высших споровых растений (дем.)
| Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы папоротникообразных и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей, плаунов в природе и в жизни человека.
| Письменный
| §15
| 11 нед.
|
| |