Календарно – тематическое планирование
курса «Биология-8», раздел «Человек и его здоровье»
(70 часов, 2 ч в неделю, из низ 2 ч – резервное время).
Учебник «Биология.8», авт. А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш
Тема программы, кол-во часов, тема урока
| Дата проведения: план, факт
| Введение (1ч)
1.Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека
|
| Общий обзор организма человек (5ч)
2.Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.
3.Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность.
4. Ткани животных и человека.
5.Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция.
6. Контроль знаний по теме «Общий обзор организма человека»
|
| Опорно-двигательная система человека (8ч)
7. Скелет. Строение, состав и соединение костей.
8. Скелет головы и скелет туловища.
9.Скелет конечностей.
10.Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
11.Мышцы человека.
12.Работа мыщц.
13.Нарушение осанки и плоскостопие.
14.Развитие опорно-двигательной системы. Контроль знаний по теме «Опорно-двигательная система человека»
|
| Кровь и кровообращение (9 ч)
15. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.
16.Иммунитет.
17.Тканевая совместимость и переливание крови.
18. Строение и работа сердца.
19.Круги кровообращения.
20.Движение лимфы.
21.Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
22.Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.
23.Первая помощь при кровотечениях. Контроль знаний по теме «Кровь и кровообращение»
|
| Дыхание (5 ч)
24. Значение дыхания. Органы дыхания.
25. Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
26.Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
27. Гигиена дыхания.
28.Первая помощь при поражении органов дыхания. Контроль знаний по теме «Дыхание»
|
| Пищеварение (7ч)
29.Значение и состав пищи.
30.Органы пищеварения.
31.Пищеварение в ротовой полости.
32.Пищеварение в желудке.
33.Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
34.Регуляция пищеварения.
35.Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Контроль знаний по теме «Пищеварение».
|
| Обмен веществ и энергии (3 ч)
36. Обменные процессы в организме.
37. Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов.
38.Витамины.
|
| Выделение (2 ч)
39.Строение и работа почек.
40.Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
|
| Кожа и теплорегуляция. (3 ч)
41.Кожа. Значение и строение кожи.
42.Роль кожи в теплорегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.
43.Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Контроль знаний по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа»
|
| Эндокринная система (2 ч )
44.Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
45.Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма
|
| Нервная система ( 5 ч )
46.Значение и строение нервной системы.
47.Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогуморальная регуляция.
48.Строение и функции спинного мозга.
49.Отделы головного мозга, их значение.
50.Контроль знаний по теме «Эндокринная и нервная системы»
|
| Органы чувств и анализаторы ( 5 ч )
51.Значение органов чувств и анализаторов.
52.Орган зрения и зрительный анализатор.
53.Заболевания и повреждения глаз.
54.Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
55.Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы»
|
| Поведение и психика (7 ч )
56. Врожденные и приобретенные формы поведения.
57.Закономерности работы головного мозга.
58.Биологические ритмы. Сон и его значение.
59.Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
60. Воля и эмоции. Внимание. Способы поддержания внимания.
61.Динамика работоспособности. Режим дня.
62.Контроль знаний по теме «Поведение и психика»
|
| Индивидуальное развитие организма ( 5 ч )
63. Половая система человека.
64. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.
65. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.
66. О вреде наркогенных веществ.
67. Личность и ее особенности.
|
| Заключение ( 1 ч )
68.Контроль знаний учащихся по курсу «Человек»
|
|
Календарно – тематическое планирование
курса «Биология-6», раздел «Бактерии, грибы, растения»
(70 часов, 2 ч в неделю, из низ 2 ч – резервное время).
Учебник «Биология 6», авт. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко
Тема программы, кол-во часов, тема урока
| Дата проведения: план, факт
| 1.Введение ( 1 ч )
|
| 2-3. Разнообразие растений. Высшие и низшие растения.
4. Семенные и споровые растения.
|
| Часть I. Строение и жизнедеятельность растений ( 30 ч ).
Раздел 2.Клеточное строение растений, вещества растений (5ч)
5. Строение растительной клетки.
6. Ознакомление с устройством микроскопа, строение растительной клетки.
7. Жизнедеятельность клетки. Деление и рост клеток.
8. Ткани растений.
9. Химический состав клетки.
|
| Органы цветковых растений ( 22 часа)
Раздел 3. Семя ( 3 ч )
10. Строение семян.
11. Условия прорастания семян.
12. Состав семян.
|
| Раздел 4. Корень ( 3 ч )
13. Корень как орган растения. Значение и разнообразие корней.
14. Внутреннее строение корня.
15.Жизнедеятельность корня. Создание условий для роста и развития корней.
|
| Раздел 5. Побег ( 3 )
16.Строение побега и его основные функции.
17.Образование и развитие побега.
18.Разнообразие побегов. Видоизменения побегов.
|
| Раздел 6. Лист ( 4 ч )
19. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам.
20.Клеточное строение листа.
21.Воздушное питание растений.
22.Значение листа в жизни растений.
|
| Раздел 7. Стебель ( 2 ч )
23. Строение и функции стебля. Рост стебля.
24.Передвижение воды, минеральных и органических веществ по стеблю.
|
| Раздел 8. Вегетативное размножение растений ( 2 ч )
25.Вегетативное размножение растений. Значение вегетативного размножения в природе.
26.Использование вегетативного размножения человеком.
|
| Раздел 9. Цветок и плод ( 5 ч )
27.Цветок и его строение.
28.Соцветия, их значение в жизни растения.
29.Опыление. Его значение в жизни растения.
30.Оплодотворение у цветковых растений, образование плодов и семян.
31.Плоды, разнообразие и способы распространения плодов
Раздел 10. Растение – живой организм ( 3 часа)
32.Основные жизненные функции растений.
33.Взаимосвязь между органами растения, передвижение веществ, отложение запасов.
34.Индивидуальное развитие растений. Возрастные изменения в жизни растений.
Часть II. Обзор систематических групп растений ( 30 часов )
Раздел 11. Систематика растений ( 1 час )
35.Понятие о систематике растений.
|
| Раздел 12. Нецветковые растения. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные ( 7 часов )
|
| 36.Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные зеленые водоросли.
37.Многоклеточные водоросли. Многообразие т значение водорослей.
38.Отдел Моховидные. Зеленые и торфяные мхи.
39.Папоротникообразные. Внешнее строение и общая характеристика.
40.Разнообразие и значение папоротникообразных.
41.Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности.
42.Разнообразие и значение голосеменных.
|
| Раздел 13. Цветковые растения ( 15 часов )
|
| 43.Отдел Цветковые растения. Признаки цветковых, классификация.
44.Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Общие признаки растений семейства, многообразие.
45.Экологическая роль и хозяйственное значение в жизни человека растений семейства Крестоцветных.
46-47.Класс Двудольные, семейство Розоцветные. Общие признаки и многообразие. Экологическая роль и хозяйственное значение.
48. Класс Двудольные, семейство Бобовые. Общие признаки и многообразие. Экологическая роль и хозяйственное значение.
49. Класс Двудольные, семейство Пасленовые. Общие признаки и многообразие. Экологическая роль и хозяйственное значение.
50-51. Класс Двудольные, семейство Сложноцветные. Общие признаки и многообразие. Экологическая роль и хозяйственное значение.
52.Класс Двудольные. Семейства Зонтичные, Лютиковые, Губоцветные. Итоговый урок по теме «Семейства растений класса Двудольных».
53. Класс Однодольные, семейство Лилейные. Общие признаки и многообразие. Экологическая роль и хозяйственное значение.
54-55. Класс Однодольные, семейство Злаки. Общие признаки и многообразие. Экологическая роль и хозяйственное значение.
56.Класс Однодольные, семейства Орхидные, Осоковые, Пальмовые. Итоговый урок по теме «Семейства растений класса Однодольных».
57.Итоговый урок по теме «Классы цветковых растений»
|
| Раздел 14. Развитие растительного мира на Земле ( 1 час )
|
| 58.Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира на Земле.
|
| Раздел 15. Бактерии. Грибы. Лишайники ( 6 часов )
|
| 59.Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.
60.Значение бактерий в природе и в жизни человека. Болезнетворные бактерии.
61.Грибы. общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.
62.Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты.
63.Лишайника.
64.Итоговый урок по теме «Бактерии. Грибы. Лишайники».
|
| ЧастьIII. Растительные сообщества и охрана растительного покрова ( 3 часа ).
Раздел 16. Растительные сообщества ( 2 часа )
|
| 65.Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ.
66.Структура растительного сообщества. Смена растительных сообществ.
Раздел 17. Охрана растений и растительности ( 1 час )
|
| 67.Влияние растительных сообществ на окружающую среду. Охрана растений.
68.Итоговый игровой урок.
|
| Резерв (2 ч)
|
| |