Блок-модуль
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Типы уроков.
| Лабораторные работы
| Экскурсии и видеоэкскурсии
|
| Уроки контроля
|
I
| Введение в основы общей биологии. Структурная организация живых организмов (основы учения о клетке).
Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов.
| 14ч.
2ч.
| Урок осознания.
|
|
|
|
|
| Многообразие форм живых организмов.
Входной контроль.
| 2ч.
| Урок осмысления.
|
| Видеоэкскурсия № 1 «Биологическое разнообразие вокруг нас».
|
| к
|
| Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клетки. Химический состав клетки.
| 2ч.
| Урок – проблемно- проектная дискуссия.
|
|
|
|
|
| Строение клетки. Основные органоиды клетки растений и животных.
| 2ч.
| Урок-исследование.
Биологический практикум.
| Л/р № 1 «Сравнение растительной и животной
клетки»
|
|
|
|
| Обмен веществ и энергии в клетке. Биосинтез белков в живой клетке.
| 2ч.
| Урок-размышление.
|
|
|
|
|
| Биосинтез углеводов – фотосинтез.
Обеспечение клетки энергией.
| 2ч.
| Семинар дифференцированный.
|
|
|
|
|
|
Рефлексивный семинар № 1.
Задачи: Систематизировать и обобщить знания о строении и функциях основных частей и органоидов клетки, целостности клетки, об особенностях строения растительной и животной клеток, о взаимосвязях строения и функци1 частей и органоидов клетки. о разнообразии клеток прокариот и эукариот, о тканях и их значениях, об обмене веществ как основе жизнедеятельности клетки.
Сравнивать, делать выводы, обобщать.
|
2ч.
|
Зачётное занятие № 1.
Взаимоприёмки ИОУП и индивидуальной отработки ИОУП.
|
|
|
|
к
|
II
|
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Типы размножения организмов.
Деление клетки (митоз).
Образование половых клеток (мейоз).
| 2ч.
|
Урок решения проблем.
| Л/р № 2
« Рассмотрение препаратов делящихся клеток. Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побеги взрослого растения».
|
|
|
|
| Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.
Рефлексивный семинар-практикум № 2. Задачи: Систематизировать и обобщить знания учащихся о сущности размножения и его биологической роли. о цитологических основах полового и бесполого размножения. о митозе; об организме как системе, реализующей в онтогенезе свою генетическую программу, об особенностях развития организмов: :эмбрионального и постэмбрионального. Сформировать гигиенические навыки на основе вредного влияния алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Сравнивать, делать выводы, обобщать.
| 2ч.
| Урок решения проблем.
|
|
|
|
|
III
| Наследственность и изменчивость.
Основы селекции.
Наука генетика.
Основные понятия генетики.
| 2ч.
| Урок-осознание.
|
|
|
|
|
| Генетические опыты Г. Менделя.
Дигибридное скрещивание.
| 2ч.
| Урок - проблемная дискуссия.
| Л/р № 3 «Решение генетических задач».
|
|
|
|
| Сцеплённое наследование генов и кроссинговер.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
| 2ч.
| Урок формирования и совершенствования умений.
|
|
|
|
|
| Наследование признаков. Наследственные болезни.
| 2ч.
| Урок проблемно-дискуссионный.
|
|
|
|
|
| Наследственная изменчивость и другие виды изменчивости.
| 2ч.
| Урок осмысления.
| Л/р № 4 «Отличительные признаки у разных семян гороха, фасоли (или других растений).
|
|
|
|
|
Рефлексивный семинар № 3. Задачи: Систематизировать и обобщить знания учащихся о наследственности и изменчивости, как важнейших свойствах живых организмов, о генетических законах и их значениях, о взаимодействии аллельных и неаллельных генов, о разных типов и их значении. Сравнивать, обобщать, делать выводы.
Генетические основы селекции организмов.
|
2ч.
|
Рефлексивный семинар
|
|
|
|
к
|
| Особенности селекции растений.
Центры происхождения культурных растений.
| 2ч.
| Урок-аукцион.
|
|
|
|
|
| Особенности селекции животных.
Основные направления селекции
микроорганизмов.
.
| 2ч.
| Урок творческого применения.
|
|
|
|
|
| Семинарское занятие №4 по теме: Наследственность и изменчивость.
Основы селекции.
| 2ч.
| Семинарское занятие.
|
|
|
| к
|
IV
| Развитие живой природы. Эволюция животного мира на земле.
Современное представление о возникновении жизни на Земле. Современна теория возникновения жизни на Земле.
| 2ч.
| Урок научного познания
|
|
|
|
|
| Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
Этапы развития жизни на Земле
| 2ч.
| Урок-размышление.
|
|
|
|
|
| Семинар-выставка № 5. «История живой природы Ставрополья.
| 2ч.
| Видеоэкскурсия.
Урок научного познания
|
| - Экскурсия №2«История живой природы Ставрополья.
|
| к
|
|
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.
|
2ч.
|
Урок анализа и синтеза.
|
|
|
|
|
| Результаты эволюции:
Многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.
Современные представления об эволюции органического мира.
| 2ч.
| Урок сравнения и анализа.
|
| Экскурсия № 3
«Приспособленность
организмов к среде обитания и её относительный характер. Борьба за существование в природе».
|
|
|
|
Вид. его структура и особенности. Процесс образования видов - видообразование.
|
2ч.
|
Урок – структурная дискуссия.
|
|
|
|
|
| Понятие и микроэволюции и макроэволюции.
Основные направления эволюции.
| 2ч.
| Урок осмысления.
| Л/р № 5 «Приспособленность
организмов к среде обитания».
|
|
|
|
| Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Рефлексивный семинар №6 «Основные закономерности эволюции».
Задачи: Систематизировать и обобщить знания о виде, популяции, движущих силах и результатах эволюции, о механизмах видообразования, о главных направлениях эволюционного процесса, о характерных признаках микроэволюции., о закономерностях эволюционного процесса. Сравнивать, делать выводы, обобщать. .
| 1ч.
1ч.
| Урок открытых мыслей. Рефлексивный семинар
|
|
|
|
к
|
| Место и особенности человека в системе органического мира.
Доказательства эволюционного происхождения человека.
| 2ч.
| Урок открытых мыслей.
|
|
|
|
|
| Этапы эволюции вида Человек разумный.
Биосоциальная сущность вида Человек разумный.
| 2ч.
| Урок анализа и синтеза.
|
|
|
|
|
| Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
| 2ч.
| Урок сравнения и анализа.
|
|
|
|
|
V
| Основы экологии-12ч.
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организм.
Закономерности действия факторов среды на организм.
| 2ч.
| Урок-исследование.
| Л/р № 6. «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места».
|
|
|
|
|
Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.
Биотические связи в природе
|
2ч.
|
Урок-размышление.
|
|
|
|
|
| Популяции как форма существования видов в природе.
Функционирование популяции и динамика её численности в природе.
| 2ч.
| Урок сравнения и анализа.
|
|
|
|
|
|
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.
Понятие о биоценозе и экосистеме.
|
2ч.
|
Урок-обобщение.
|
|
|
|
|
| Развитие и смена биогеоценозов.
Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и её охрана.
| 2ч.
|
|
| Экскурсия № 4
«Парк как пример искусственного биогеоценоза».
|
|
|
| Итоговая контрольная работа
| 2ч.
| По КИМам ЕГЭ.
|
|
|
| к
|