3. Место практики в структуре магистерской программы





Скачать 154.71 Kb.
Название3. Место практики в структуре магистерской программы
Дата публикации03.07.2013
Размер154.71 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)


УТВЕРЖДАЮ
Директор Биологического института

_________________С.П. Кулижский

«_____»__________________2011 г.

Программа

научно-исследовательской практики

магистерской программы «Зоология позвоночных»


Направление подготовки

020401 «Биология»
Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Томск

2011

1. Цели практики

Целями научно-исследовательской практики является закрепление теоретической подготовки, полученной в процессе освоения программы магистерской подготовки, формирование практических навыков выполнения научных исследований по избранной проблеме, приобретение компетенций и опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

2. Задачи практики

  • формирование творческого подхода в постановке и решении исследовательских задач;

  • реализация теоретических знаний при планировании полевых работ, экспериментов, обработке и анализе собранных материалов;

  • приобретение навыков самостоятельных полевых исследований, определения необходимого объема выборок материала;

  • подбор адекватных методов полевых, экспериментальных исследований, обработки и анализа материалов;

  • умение использовать современную аппаратуру, пользоваться вычислительными средствами, владеть методами многомерного анализа данных;

  • формирование способности работать в исследовательском коллективе, ответственности за качество выполняемых работ, создание оптимальной атмосферы для их реализации;

  • сбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.

3. Место практики в структуре магистерской программы

Специфика научно-исследовательской практики ООП «Зоология позвоночных» состоит в необходимости продолжающихся исследований, поскольку и биосистемы, и среда их обитания отличаются значительной изменчивостью, и достоверность полученных при их изучении результатов возможна лишь при наличии многолетних материалов.

Научно-исследовательская практика базируется на учебных и производственной практиках, дисциплинах естественно-научных и профессиональных циклов программы подготовки бакалавров и магистров по направлению 020400 «Биология». Предусмотренные указанной программой дисциплины призваны осуществлять теоретическую и практическую подготовку студентов к важным завершающим этапам магистерской подготовки – научно-исследовательской практике и научно-исследовательской работе. Первые навыки практической работы студенты получают в рамках учебной практики по зоологии позвоночных, при самостоятельной работе с выставочным фондом зоологического музея. Знания систематики животных, их морфологических и экологических характеристик формируются у студентов при изучении дисциплин «Герпетология», «Орнитология», «Териология», «Экология животных», «Зоогеография», «Этология». Знакомство с методами полевых исследований, сбора коллекционных и научных материалов, способах обработки полученных данных приобретаются в ходе освоения курса «Методики зоологических исследований». Прохождение производственной практики и написание курсовой и выпускной работы бакалавра обеспечивают получение конкретных знаний о жизни животных в природе, особенностях жизнедеятельности популяций, роли животных в экосистемах, механизмах их адаптаций в различных условиях среды. Эти виды деятельности обеспечивают также формирование навыков обработки и анализа биологического материала, интерпретации полученных данных, самостоятельной работы с научной литературой, представления результатов исследований в виде статей, докладов и презентаций.

Углублению и расширению знаний, умений и компетенций, необходимых при освоении научно-исследовательской практики, способствуют такие дисциплины магистерской программы как «Многомерные методы в биологии», «Биоиндикация», «Биологическое разнообразие», «Космическая экология», «Экологическая эпидемиология», «Биологические основы охотничьего хозяйства». Освоение этих дисциплин обеспечивает понимание проблем изучения животных в изменчивой среде обитания, технологий сохранения и использования животного мира, формирование представлений о биосферной роли животных. Это в свою очередь способствует формированию актуальных проблем и их решению в ходе исследовательской практики.

Прохождение данной практики является необходимым условием успешного завершения обучения по магистерской программе – написания и защиты магистерской диссертации, подготовки научных публикаций, представления научных докладов.

4. Формы проведения практики

Основной формой проведения является полевая практика, которая обеспечивает непосредственное изучение животных в их среде обитания, оценку параметров среды. Ряд исследований проводится в лабораторных условиях с использованием оборудования для изучения поведения животных, иммунитета, параметров размножения, определения возраста и др.
5. Место и время проведения практики

Основным местом проведения практики является кафедра зоологии позвоночных и экологии ТГУ, её филиал в ИСиЭЖ СО РАН (Новосибирск), научно-исследовательская лаборатория биоиндикации и экологического мониторинга и зоологический музей ТГУ. По заявкам различных организаций практика может проходить в заповедниках, НИИ, департаментах природопользования и охраны природы, заказниках, зоопарках, учреждениях Санэпиднадзора и Роспотребнадзора. Время проведения практики – с 20.06 по 30.07 (6недель).

6 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные (универсальные) и профессиональные компетенции:

  • стремление к приобретению новых знаний и формирование суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

использование в познавательной и профессиональной деятельности базовых знаний в области математики и естественных наук, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

  • наличие экологической грамотности и использование базовых знаний в области биологии в жизненных ситуациях; понимание социальной значимости и умение прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готовность нести ответственность за свои решения (ОК-8);

  • способность критически анализировать, переоценивать свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готовность изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);

  • способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыкам культуры социального и делового общения (ОК-10); способность к коммуникации и навыкам делового общения на иностранных(ом) языках (ОК-11);

  • использование основных технических средств в профессиональной деятельности: работа на компьютере и в компьютерных сетях, использование универсальных пакетов прикладных компьютерных программ, создание базы данных на основе ресурсов Интернет, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

  • наличие творческих качеств (ОК-14);

  • способность к правильной постановке целей, настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15); забота о качестве выполняемой работы (ОК-16);

  • умение работать самостоятельно и в команде (ОК-18);

  • наличие базовых представлений о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

  • демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применение основных физиологических методов анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);

  • применение современных экспериментальных методов работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);

  • владение и применение базовых представлений об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9);

  • демонстрация базовых представлений об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использование их на практике, владение средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10);

  • знание принципов мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участие в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12);

  • знание правовых основ исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдение норм авторского права (ПК-13);

  • применение на практике приемов составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-16);

  • понимание, изложение и критический анализ получаемой информации и представление результатов полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17);

  • использование современных методов обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрация принципов составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-19);

  • пользование нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20);

  • понимание и применение на практике методов управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов (ПК-21);

  • просветительская деятельность среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (ПК-23).

7. Структура и содержание практики

Общая трудоемкость практики составляет 12 зачетных единиц, 432 часа.




п/п

Разделы (этапы) практики

Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

1

Подготовительный этап

Определение цели, задач, выбор мест и т.д.

4 ч.

Работа с литературой по теме

24 ч.

Подготовка необходимого оборудования, инструментария и материалов

16 ч.

Изучение инструкций по технике безопасности (ТБ) в полевых и лабораторных условиях

4 ч.

список. лит. источников и оборудования;

зачет по ТБ

2

Производственный (исследовательский) этап

Составление плана и графика исследований

4 ч.

Производственный инструктаж

2 ч.

Отработка методов исследований, рекогносцировочные работы, корректирование плана и графика практики

48 ч.

проведение полевых и экспериментальных работ, заполнение дневников, журналов, протоколов работ

174 ч.

План и график исследований; зачет по методам исследований; промежуточный отчет по первому этапу работ; еженедельное собеседование с руководителем

3




Создание базы данных собранных материалов

32 ч.

Математическая обработка собранных материалов

24 ч.

Систематизация фактического материала, наблюдений, экспериментов

44 ч.

Работа с литературными источниками. Подготовка отчета

45 ч.

дневники, коллекции, протоколы работ

4

Заключительный этап

Подготовка материалов отчета для демонстрации

16 ч.

Защита отчета

1 ч.







Отчет, презентация

8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике: полевые наблюдения, эксперименты в природе, лабораторные исследования физиологических характеристик животных, этологические исследования, работа с базами данных; использование компьютерных технологий при обработке материалов, представлении отчета.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Учебные пособия и учебно-методические рекомендации:

Васильев А.Г., Васильева И.А., Большаков В.Н. Феногенетическая изменчивость и методы ее изучения. Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2007. – 279 с.

Гынгазов А.М., Дубовик А.Д. Пособие по учебной практике по зоологии позвоночных. Томск, 1991. – 25 с.

Ефимов В.М., Ковалева В.Ю. Многомерный анализ биологических данных: Задания для практических работ и методические указания по их выполнению. Томск, 2005. – 26 с.

Ефимов В.М., Ковалева В.Ю. Многомерный анализ биологических данных. Учебное пособие. Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского ун-та, 2007. – 75 с.

Захаров В.М. Ассиметрия животных (популяционно-феногенетический подход). М.: Наука, 1987. – 216 с.

Иголкин Н.И., Шубина Т.С. Проведение экскурсий и коллекционирование млекопитающих местной фауны. Томск, 1978. – 60 с.

Лада Г.А., Соколов А.С. Методы исследования земноводных: Научно-методическое пособие. Тамбов, 1999. – 75 с.

Ларина Н.И., Голикова В.Л., Лебедева Л.А. Учебное пособие по методике полевых исследований экологии наземных позвоночных. Саратов: Изд-во СГУ, 1981. – 135 с.

Кравченко Л.Б. Физиологические методики в экологических исследованиях. Методические указания. Томск. Изд-во Томского ун-та, 2004. – 21 с.

Куранова В.Н., Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Методические указания к выполнению самостоятельных работ летней учебной полевой практики по зоологии позвоночных. Томск, 1986. – 31 с.

Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Млекопитающие Томского Приобъя и способы их изучения. Томск: Изд-во ТГУ, 1988. – 185 с.

Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н., Куранова В.Н., Пестов М.В. Земноводные и пресмыкающиеся Новосибирской и Томской областей (информационные материалы к герпетофауне Сибири). Методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – 52 с.

Контрольные вопросы и задания:

  • Роль зоологических коллекций в современных исследованиях биоразнообразия

  • Роль зоологических коллекций в проблемах филогеографии

  • Абсолютные методы учета животных

  • Относительные методы учета животных

  • Методики изучения пространственной структуры популяций

  • Методики изучения возраста животных

  • Молекулярно-генетические методы современной систематики животных

  • Методики исследования гормонального статуса животных

  • Методики изучения феногенетической изменчивости наземных позвоночных

  • Структура очагов клещевых инфекций, роль в них позвоночных

  • Особенности изучения позвоночных животных урбанизированных территорий

  • Современные технологии сохранения животного мира


10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

Составление и защита итогового отчета, представление отчета в виде научного доклада на заседании кафедры. По итогам прохождения практики и защиты отчета выставляется дифференцированный зачет. Формы промежуточной аттестации –промежуточный отчет по начальному этапу практики, представление дневников, протоколов работ.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Рекомендуемая литература

Основная:

Ананьева Н.Б., Орлова Н.Л., Халиков Р.Т. и др. Атлас пресмыкающихся Северной Евразии (таксономическое разнообразие, географическо распространение и природоохранный статус). СПб, 2004. – 232 с.

Биоиндикация: теория, методы, приложение /Под ред. Г.С.Розенберга. Тольятти. – 1994. – 105 с.

Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.П.Мелехова, Е.И.Сарапульцева, Т.И.Евсеева и др.; под ред. О.П.Мелеховой и Е.И.Сарапульцевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

Беклемишев В.М. Биоценологические основы сравнительной паразитологии. – М.: Наука, 1970. – 502с.

Громов В.С. Пространственно-этологическая структура популяций грызунов. М.: Т-во научных изданий КМК, 2008. – 581 с.

Громов И.М., Ербаева М.А. Млекопитающие фауны России и сопредельных территорий. Зайцеобразные и грызуны: Определитель. СПб.: Наука, 1995. – 522 с.

Захаров В.М., Кларк Д.М. (ред.) Биотест: интегральная оценка здоровья экосистем и отдельных видов. Моск. отделение МФ «Биотест» – М., 1993. – 67 с.

Карасева Е.В., Телицына А.Ю. Методы изучения грызунов в полевых условиях: Учеты численности и мечение. – М.: Наука, 1996. - 228 с.

Коли Г. Анализ популяций позвоночных. – М.: Мир, 1979. – 362 с.

Кузьмин С.Л., Семенов Д.В. Конспект фауны земноводных и пресмыкающихся России. М.: Тов-во научных изданий КМК, 2006. – 139 с.

Ларина Н.И., Голикова В.Л., Лебедева Л.А. Учебное пособие по методике полевых исследований экологии наземных позвоночных. – Саратов: Изд-во СГУ, 1981. – 136 с.

Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Млекопитающие Томского Приобъя и способы их изучения. – Томск: Изд-во ТГУ, 1988. – 185 с.

Руководство по изучению земноводных и пресмыкающихся. – Киев: Изд-во КГУ, 1989. – 172 с.

Дополнительная:

Биоиндикация загрязнений наземных экосистем: Пер. с нем./ Под ред. Р.Шуберта. – М.: Мир, 1988. – 350 с.

Биологические методы оценки природной среды. – М.: Наука, 1978. – 278 с.

Биологическое разнообразие лесных экосистем. – М.: Наука, 1995. – 356 с.

Бородин А.В. Определитель зубов полевок Урала и Западной Сибири (поздний плейстоцен – современность). Екатеринбург: УрО РАН, 2009. – 100 с.

Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж. П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. М.: Изд-во «Высшая школа», 1991. – 300 с.

Вершинин В.Л. Биота урбанизированных территорий. Методическое пособие. Екатеринбург, 2007. – 85 с.

Виноградова Н. В., Дольник В. Р., Ефремов В. Д., Паевский В. А. Определение пола и возраста воробьиных птиц фауны СССР. Справочник. М., «Наука», 1976. 189 с.

Даревский И. С. Методы изучения рептилий в заповедниках // Амфибии и рептилии заповедных территорий. Сб. Науч. Трудов ЦНИЛ Главохоты РСФСР. М, 1987. С. 25 – 32.

Дубинина М.Н. Паразитологическое исследование птиц. Л.: Наука, 1971. 140 с.

Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., 1999.

Иванов А.И. Штегман Б.К. Краткий определитель птиц СССР. Л.: Наука, 1964. 528 с.

Измерение и мониторинг биологического разнообразия: стандартные методы для земноводных. – М.: Изд-во КМК, 2003. – 380 с.

Комплексная экологическая оценка техногенного воздействия на экосистемы южной тайги / А.М. Степанов, Р.Р. Кабиров, Т.В. Черненькова и др. – М.: ЦЕПЛ, 1992. – 246 с.

Кузякин В.А. Охотничья таксация. – М.: Лесная пр-ть, 1979. – 200 с.

Кулагин Д.А., Федоров В.К. Исследование эмоциональности у крыс линии Вистар и Крушинского-Молодкиной методом «открытого поля» // Генетика поведения. Л.:Наука, 1969. С. 35-42.

Куранова В.Н., Колбинцев В.Г. Бескровные методы изучения питания змей // Экология наземных позвоночных Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1983. – С. 161-169.

Макфедьен Э. Экология животных (цели и методы). – М.: Мир, 1965. – 375 с.

Методики исследования продуктивности и структуры видов птиц в пределах их ареалов. – Вильнюс: Мокслас, 1977. – 133 с.

Методические рекомендации по выполнению оценки качества среды по состоянию живых существ (оценка стабильности развития живых организмов по уровню асимметрии морфологических структур). – М., 2003. – 24 с.

Методы изучения природных очагов болезней человека. – М.: Медицина, 1964. –С.129-208.

Новиков Г.А. Полевые исследоввания по экологии наземных позвоночных. – М.: Сов.наука, 1953. – 502 с.

Окулова Н.М. Биологические взаимосвязи в лесных экосистемах (на примере природных очагов клещевого энцефалита). М.: Наука, 1986. 246 с.

Организация и методы учета птиц и вредных грызунов. – М.: Изд.АН СССР, 1963. – 255 с.

Павлов А.В., Замалетдинов Р.И. Животный мир Республики Татарстан. Амфибии и рептилии. Методы их изучения. – Казань, 2002. – 92 с.

Пантелеев П.А. Родентология. М.: Т-во научных изданий КМК, 2010. – 221 с.

Перевозкин П.П., Гордеев М.И. Экологическая ниша: Методическая разработка. Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004. – 20 с.

Песенко Ю.А. Принципы и методы количественного анализа в фаунистических исследованиях. – М.: Наука, 1982. – 287 с.

План действий по организации и проведению мониторинга водно-болотных видов птиц / Сиохин В.Д., Черничко И.И., Попенко В.М. -Мелитополь: Бранта, 1998.36 с.

Программа биоценотических исследований. – М.: Наука, 1974. – с.132-145.

Равкин Ю.С., Гуреев С.П., Покровская И.В. и др. Пространственно-временная динамика животного населения. Новосибирск: Наука, 1985.– с.5-20.

Равкин Ю.С., Ливанов С.Г. Факторная зоогеография: принципы, методы и теоретические представления. Новосибирск: Наука, 2008. – 205 с.

Равкин Е.С., Челинцев Н.Г. Инструкция по комплексному учету птиц на территории СССР. М.: ВНИИприрода, 1990. – 33 с.

Резникова Ж.И. Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов. Ч.I. Учебное пособие. М.: Наука,2000.- 279 с.

Руковский Н.Н. Охотник-следопыт. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 118 с.

Тупикова Н.В., Комаров Л.В. Принципы и методы зоологического картографирования. – М.: Изд.МГУ, 1979. – 192 с.

Фуллер Дж.Л., Хан М.Е. На пути к генетике социального поведения // Актуальные проблемы генетики поведения. Л.: Наука, 1975. С. 22-39.

Шварц С.С., Смирнов В.С., Добринский Л.Н. Метод морфофизиологических индикаторов в экологии наземных позвоночных. - Свердловск, 1968. – 387 с.

Шляхтин Г.В., Голикова В.Л. Методика полевых исследований экологии амфибий и рептилий. – Саратов: Изд-во СГУ, 1986. – 78 с.

Яблоков А.В., Ларина Н.И.. Введение в фенетику популяций. – М.: Высшая школа, 1985. – 159 с.
12. Материально-техническое обеспечение практики

Оборудование для полевых исследований: орудия лова наземных позвоночных, видеокамеры, фотоаппараты, бинокли, телескопические трубы с переменной кратностью увеличения.

Оборудование для экспериментальных исследований: установки для тестов «открытое поле», «лабиринт», «попарное ссаживание»; кардиограф для исследования мелких грызунов; спектрофотометр, термостатированный шейкер, вошер, набор дозаторов переменного объема, гематологический анализатор, центрифуга, термостат, бинокулярные лупы, микроскоп с системой визуализации, сушильный шкаф, холодильники, электронные весы.



Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки «Биология».
Автор: Москвитина Нина Сергеевна, д.б.н., профессор, зав. кафедрой зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета

Рецензент: Романенко Владимир Никифорович, д.б.н., профессор, зав. кафедрой зоологии беспозвоночных Томского госуниверситета

Программа одобрена на заседании методической комиссии Биологического института ТГУ



от ___________ года, протокол № ________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. Место практики в структуре магистерской программы iconРабочая программа дисциплины (модуля) Наноматериалы и нанотехнологии
Место дисциплины в структуре магистерской программы. Дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла магистерской...
3. Место практики в структуре магистерской программы iconМесто научно-исследовательской практики в структуре ооп
Выбор базы практики определяется самостоятельно студентом. Базой практики может быть как компания, занятая в сфере международных...
3. Место практики в структуре магистерской программы iconУтверждена Президиумом Ученого совета протокол №10 от 21. 04. 2011...
Место дисциплины в структуре ооп: М. 3 Практики и научно-исследовательская работа
3. Место практики в структуре магистерской программы iconРабочая программа составлена на основе Примерной программы основного...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
3. Место практики в структуре магистерской программы iconЗадачами являются
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
3. Место практики в структуре магистерской программы icon«История России»
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
3. Место практики в структуре магистерской программы icon«История» по направлению подготовки 081100
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
3. Место практики в структуре магистерской программы iconАннотация к рабочей программе по дисциплине
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
3. Место практики в структуре магистерской программы iconПрограммам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
3. Место практики в структуре магистерской программы iconПрограммам дисциплин (модулей) Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
3. Место практики в структуре магистерской программы iconПрограммам дисциплин (модулей) Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
3. Место практики в структуре магистерской программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
3. Место практики в структуре магистерской программы iconОсновная образовательная программа (ооп) магистратуры Нормативные...
Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы 111100 «Зоотехния»
3. Место практики в структуре магистерской программы iconАннотации основной профессиональной образовательной программы для...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре опп
3. Место практики в структуре магистерской программы icon1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Дисциплина «История» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ооп
3. Место практики в структуре магистерской программы iconПрограммам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Деловая культура»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, в модульной структуре ооп


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск