Скачать 154.71 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) УТВЕРЖДАЮ Директор Биологического института _________________С.П. Кулижский «_____»__________________2011 г. Программа научно-исследовательской практики магистерской программы «Зоология позвоночных» Направление подготовки 020401 «Биология» Квалификация (степень) выпускника Магистр Томск 2011 1. Цели практики Целями научно-исследовательской практики является закрепление теоретической подготовки, полученной в процессе освоения программы магистерской подготовки, формирование практических навыков выполнения научных исследований по избранной проблеме, приобретение компетенций и опыта самостоятельной профессиональной деятельности. 2. Задачи практики
3. Место практики в структуре магистерской программы Специфика научно-исследовательской практики ООП «Зоология позвоночных» состоит в необходимости продолжающихся исследований, поскольку и биосистемы, и среда их обитания отличаются значительной изменчивостью, и достоверность полученных при их изучении результатов возможна лишь при наличии многолетних материалов. Научно-исследовательская практика базируется на учебных и производственной практиках, дисциплинах естественно-научных и профессиональных циклов программы подготовки бакалавров и магистров по направлению 020400 «Биология». Предусмотренные указанной программой дисциплины призваны осуществлять теоретическую и практическую подготовку студентов к важным завершающим этапам магистерской подготовки – научно-исследовательской практике и научно-исследовательской работе. Первые навыки практической работы студенты получают в рамках учебной практики по зоологии позвоночных, при самостоятельной работе с выставочным фондом зоологического музея. Знания систематики животных, их морфологических и экологических характеристик формируются у студентов при изучении дисциплин «Герпетология», «Орнитология», «Териология», «Экология животных», «Зоогеография», «Этология». Знакомство с методами полевых исследований, сбора коллекционных и научных материалов, способах обработки полученных данных приобретаются в ходе освоения курса «Методики зоологических исследований». Прохождение производственной практики и написание курсовой и выпускной работы бакалавра обеспечивают получение конкретных знаний о жизни животных в природе, особенностях жизнедеятельности популяций, роли животных в экосистемах, механизмах их адаптаций в различных условиях среды. Эти виды деятельности обеспечивают также формирование навыков обработки и анализа биологического материала, интерпретации полученных данных, самостоятельной работы с научной литературой, представления результатов исследований в виде статей, докладов и презентаций. Углублению и расширению знаний, умений и компетенций, необходимых при освоении научно-исследовательской практики, способствуют такие дисциплины магистерской программы как «Многомерные методы в биологии», «Биоиндикация», «Биологическое разнообразие», «Космическая экология», «Экологическая эпидемиология», «Биологические основы охотничьего хозяйства». Освоение этих дисциплин обеспечивает понимание проблем изучения животных в изменчивой среде обитания, технологий сохранения и использования животного мира, формирование представлений о биосферной роли животных. Это в свою очередь способствует формированию актуальных проблем и их решению в ходе исследовательской практики. Прохождение данной практики является необходимым условием успешного завершения обучения по магистерской программе – написания и защиты магистерской диссертации, подготовки научных публикаций, представления научных докладов. 4. Формы проведения практики Основной формой проведения является полевая практика, которая обеспечивает непосредственное изучение животных в их среде обитания, оценку параметров среды. Ряд исследований проводится в лабораторных условиях с использованием оборудования для изучения поведения животных, иммунитета, параметров размножения, определения возраста и др. 5. Место и время проведения практики Основным местом проведения практики является кафедра зоологии позвоночных и экологии ТГУ, её филиал в ИСиЭЖ СО РАН (Новосибирск), научно-исследовательская лаборатория биоиндикации и экологического мониторинга и зоологический музей ТГУ. По заявкам различных организаций практика может проходить в заповедниках, НИИ, департаментах природопользования и охраны природы, заказниках, зоопарках, учреждениях Санэпиднадзора и Роспотребнадзора. Время проведения практики – с 20.06 по 30.07 (6недель). 6 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные (универсальные) и профессиональные компетенции:
использование в познавательной и профессиональной деятельности базовых знаний в области математики и естественных наук, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);
7. Структура и содержание практики Общая трудоемкость практики составляет 12 зачетных единиц, 432 часа.
8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике: полевые наблюдения, эксперименты в природе, лабораторные исследования физиологических характеристик животных, этологические исследования, работа с базами данных; использование компьютерных технологий при обработке материалов, представлении отчета. 9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике Учебные пособия и учебно-методические рекомендации: Васильев А.Г., Васильева И.А., Большаков В.Н. Феногенетическая изменчивость и методы ее изучения. Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2007. – 279 с. Гынгазов А.М., Дубовик А.Д. Пособие по учебной практике по зоологии позвоночных. Томск, 1991. – 25 с. Ефимов В.М., Ковалева В.Ю. Многомерный анализ биологических данных: Задания для практических работ и методические указания по их выполнению. Томск, 2005. – 26 с. Ефимов В.М., Ковалева В.Ю. Многомерный анализ биологических данных. Учебное пособие. Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского ун-та, 2007. – 75 с. Захаров В.М. Ассиметрия животных (популяционно-феногенетический подход). М.: Наука, 1987. – 216 с. Иголкин Н.И., Шубина Т.С. Проведение экскурсий и коллекционирование млекопитающих местной фауны. Томск, 1978. – 60 с. Лада Г.А., Соколов А.С. Методы исследования земноводных: Научно-методическое пособие. Тамбов, 1999. – 75 с. Ларина Н.И., Голикова В.Л., Лебедева Л.А. Учебное пособие по методике полевых исследований экологии наземных позвоночных. Саратов: Изд-во СГУ, 1981. – 135 с. Кравченко Л.Б. Физиологические методики в экологических исследованиях. Методические указания. Томск. Изд-во Томского ун-та, 2004. – 21 с. Куранова В.Н., Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Методические указания к выполнению самостоятельных работ летней учебной полевой практики по зоологии позвоночных. Томск, 1986. – 31 с. Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Млекопитающие Томского Приобъя и способы их изучения. Томск: Изд-во ТГУ, 1988. – 185 с. Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н., Куранова В.Н., Пестов М.В. Земноводные и пресмыкающиеся Новосибирской и Томской областей (информационные материалы к герпетофауне Сибири). Методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – 52 с. Контрольные вопросы и задания:
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) Составление и защита итогового отчета, представление отчета в виде научного доклада на заседании кафедры. По итогам прохождения практики и защиты отчета выставляется дифференцированный зачет. Формы промежуточной аттестации –промежуточный отчет по начальному этапу практики, представление дневников, протоколов работ. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики Рекомендуемая литература Основная: Ананьева Н.Б., Орлова Н.Л., Халиков Р.Т. и др. Атлас пресмыкающихся Северной Евразии (таксономическое разнообразие, географическо распространение и природоохранный статус). СПб, 2004. – 232 с. Биоиндикация: теория, методы, приложение /Под ред. Г.С.Розенберга. Тольятти. – 1994. – 105 с. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.П.Мелехова, Е.И.Сарапульцева, Т.И.Евсеева и др.; под ред. О.П.Мелеховой и Е.И.Сарапульцевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с. Беклемишев В.М. Биоценологические основы сравнительной паразитологии. – М.: Наука, 1970. – 502с. Громов В.С. Пространственно-этологическая структура популяций грызунов. М.: Т-во научных изданий КМК, 2008. – 581 с. Громов И.М., Ербаева М.А. Млекопитающие фауны России и сопредельных территорий. Зайцеобразные и грызуны: Определитель. СПб.: Наука, 1995. – 522 с. Захаров В.М., Кларк Д.М. (ред.) Биотест: интегральная оценка здоровья экосистем и отдельных видов. Моск. отделение МФ «Биотест» – М., 1993. – 67 с. Карасева Е.В., Телицына А.Ю. Методы изучения грызунов в полевых условиях: Учеты численности и мечение. – М.: Наука, 1996. - 228 с. Коли Г. Анализ популяций позвоночных. – М.: Мир, 1979. – 362 с. Кузьмин С.Л., Семенов Д.В. Конспект фауны земноводных и пресмыкающихся России. М.: Тов-во научных изданий КМК, 2006. – 139 с. Ларина Н.И., Голикова В.Л., Лебедева Л.А. Учебное пособие по методике полевых исследований экологии наземных позвоночных. – Саратов: Изд-во СГУ, 1981. – 136 с. Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Млекопитающие Томского Приобъя и способы их изучения. – Томск: Изд-во ТГУ, 1988. – 185 с. Руководство по изучению земноводных и пресмыкающихся. – Киев: Изд-во КГУ, 1989. – 172 с. Дополнительная: Биоиндикация загрязнений наземных экосистем: Пер. с нем./ Под ред. Р.Шуберта. – М.: Мир, 1988. – 350 с. Биологические методы оценки природной среды. – М.: Наука, 1978. – 278 с. Биологическое разнообразие лесных экосистем. – М.: Наука, 1995. – 356 с. Бородин А.В. Определитель зубов полевок Урала и Западной Сибири (поздний плейстоцен – современность). Екатеринбург: УрО РАН, 2009. – 100 с. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж. П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. М.: Изд-во «Высшая школа», 1991. – 300 с. Вершинин В.Л. Биота урбанизированных территорий. Методическое пособие. Екатеринбург, 2007. – 85 с. Виноградова Н. В., Дольник В. Р., Ефремов В. Д., Паевский В. А. Определение пола и возраста воробьиных птиц фауны СССР. Справочник. М., «Наука», 1976. 189 с. Даревский И. С. Методы изучения рептилий в заповедниках // Амфибии и рептилии заповедных территорий. Сб. Науч. Трудов ЦНИЛ Главохоты РСФСР. М, 1987. С. 25 – 32. Дубинина М.Н. Паразитологическое исследование птиц. Л.: Наука, 1971. 140 с. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., 1999. Иванов А.И. Штегман Б.К. Краткий определитель птиц СССР. Л.: Наука, 1964. 528 с. Измерение и мониторинг биологического разнообразия: стандартные методы для земноводных. – М.: Изд-во КМК, 2003. – 380 с. Комплексная экологическая оценка техногенного воздействия на экосистемы южной тайги / А.М. Степанов, Р.Р. Кабиров, Т.В. Черненькова и др. – М.: ЦЕПЛ, 1992. – 246 с. Кузякин В.А. Охотничья таксация. – М.: Лесная пр-ть, 1979. – 200 с. Кулагин Д.А., Федоров В.К. Исследование эмоциональности у крыс линии Вистар и Крушинского-Молодкиной методом «открытого поля» // Генетика поведения. Л.:Наука, 1969. С. 35-42. Куранова В.Н., Колбинцев В.Г. Бескровные методы изучения питания змей // Экология наземных позвоночных Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1983. – С. 161-169. Макфедьен Э. Экология животных (цели и методы). – М.: Мир, 1965. – 375 с. Методики исследования продуктивности и структуры видов птиц в пределах их ареалов. – Вильнюс: Мокслас, 1977. – 133 с. Методические рекомендации по выполнению оценки качества среды по состоянию живых существ (оценка стабильности развития живых организмов по уровню асимметрии морфологических структур). – М., 2003. – 24 с. Методы изучения природных очагов болезней человека. – М.: Медицина, 1964. –С.129-208. Новиков Г.А. Полевые исследоввания по экологии наземных позвоночных. – М.: Сов.наука, 1953. – 502 с. Окулова Н.М. Биологические взаимосвязи в лесных экосистемах (на примере природных очагов клещевого энцефалита). М.: Наука, 1986. 246 с. Организация и методы учета птиц и вредных грызунов. – М.: Изд.АН СССР, 1963. – 255 с. Павлов А.В., Замалетдинов Р.И. Животный мир Республики Татарстан. Амфибии и рептилии. Методы их изучения. – Казань, 2002. – 92 с. Пантелеев П.А. Родентология. М.: Т-во научных изданий КМК, 2010. – 221 с. Перевозкин П.П., Гордеев М.И. Экологическая ниша: Методическая разработка. Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004. – 20 с. Песенко Ю.А. Принципы и методы количественного анализа в фаунистических исследованиях. – М.: Наука, 1982. – 287 с. План действий по организации и проведению мониторинга водно-болотных видов птиц / Сиохин В.Д., Черничко И.И., Попенко В.М. -Мелитополь: Бранта, 1998.36 с. Программа биоценотических исследований. – М.: Наука, 1974. – с.132-145. Равкин Ю.С., Гуреев С.П., Покровская И.В. и др. Пространственно-временная динамика животного населения. Новосибирск: Наука, 1985.– с.5-20. Равкин Ю.С., Ливанов С.Г. Факторная зоогеография: принципы, методы и теоретические представления. Новосибирск: Наука, 2008. – 205 с. Равкин Е.С., Челинцев Н.Г. Инструкция по комплексному учету птиц на территории СССР. М.: ВНИИприрода, 1990. – 33 с. Резникова Ж.И. Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов. Ч.I. Учебное пособие. М.: Наука,2000.- 279 с. Руковский Н.Н. Охотник-следопыт. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 118 с. Тупикова Н.В., Комаров Л.В. Принципы и методы зоологического картографирования. – М.: Изд.МГУ, 1979. – 192 с. Фуллер Дж.Л., Хан М.Е. На пути к генетике социального поведения // Актуальные проблемы генетики поведения. Л.: Наука, 1975. С. 22-39. Шварц С.С., Смирнов В.С., Добринский Л.Н. Метод морфофизиологических индикаторов в экологии наземных позвоночных. - Свердловск, 1968. – 387 с. Шляхтин Г.В., Голикова В.Л. Методика полевых исследований экологии амфибий и рептилий. – Саратов: Изд-во СГУ, 1986. – 78 с. Яблоков А.В., Ларина Н.И.. Введение в фенетику популяций. – М.: Высшая школа, 1985. – 159 с. 12. Материально-техническое обеспечение практики Оборудование для полевых исследований: орудия лова наземных позвоночных, видеокамеры, фотоаппараты, бинокли, телескопические трубы с переменной кратностью увеличения. Оборудование для экспериментальных исследований: установки для тестов «открытое поле», «лабиринт», «попарное ссаживание»; кардиограф для исследования мелких грызунов; спектрофотометр, термостатированный шейкер, вошер, набор дозаторов переменного объема, гематологический анализатор, центрифуга, термостат, бинокулярные лупы, микроскоп с системой визуализации, сушильный шкаф, холодильники, электронные весы. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки «Биология». Автор: Москвитина Нина Сергеевна, д.б.н., профессор, зав. кафедрой зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета Рецензент: Романенко Владимир Никифорович, д.б.н., профессор, зав. кафедрой зоологии беспозвоночных Томского госуниверситета Программа одобрена на заседании методической комиссии Биологического института ТГУ от ___________ года, протокол № ________. |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Наноматериалы и нанотехнологии Место дисциплины в структуре магистерской программы. Дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла магистерской... | Место научно-исследовательской практики в структуре ооп Выбор базы практики определяется самостоятельно студентом. Базой практики может быть как компания, занятая в сфере международных... | ||
Утверждена Президиумом Ученого совета протокол №10 от 21. 04. 2011... Место дисциплины в структуре ооп: М. 3 Практики и научно-исследовательская работа | Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
Задачами являются Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | «История России» Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
«История» по направлению подготовки 081100 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Аннотация к рабочей программе по дисциплине Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
Программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Программам дисциплин (модулей) Гуманитарный, социальный и экономический цикл Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
Программам дисциплин (модулей) Гуманитарный, социальный и экономический цикл Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры Нормативные... Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы 111100 «Зоотехния» | Аннотации основной профессиональной образовательной программы для... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре опп | ||
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп Дисциплина «История» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ооп | Программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Деловая культура» Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, в модульной структуре ооп |