Скачать 127.28 Kb.
|
Ловчикова Е. Б., учитель технологии ГБОУ СОШ №901 Класс: 5. Тема: Ткани из натуральных растительных волокон. Лабораторно-практическая работа: Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ). Цели:
Материалы и инструменты: Образцы тканей: х/б с кромкой – 1; льняная без кромки – 1. Инструкционная карта. Таблица «Сравнительная характеристика х/б и льняных тканей». Образцы тканей для лабораторной работы: х/б ткани – 2шт. льняной ткани – 2шт. Толстая игла, лупа. Карточки-задания. Ход урока.
- Здравствуйте, начнем урок технологии. Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Материаловедение. - Правильно. А что изучает наука материаловедение? - Швейное материаловедение – это наука, которая изучает строение и свойства материалов, применяемых для изготовления швейных изделий. - Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что для этого вы должны будете сделать? - Сначала понять, что мы не знаем, а затем сами открыть новое.
- Перед вами на парте лежит по два образца ткани. Из чего состоит ткань? - Из нитей, плотно переплетенных между собой. - Как называются нити, идущие вдоль ткани? - Долевые нити или основа. - Как называются нити, которые проходят поперек ткани? - Поперечные или нити утка. - Определите на предложенных образцах направление долевой нити. По каким признакам вы будете определять нить основы? - По растяжению, по звуку, по кромке. - Поясните, как по этим признакам вы определили направление д/н. - По растяжению: долевая нить растягивается слабее, чем поперечная; по кромке: д/н всегда проходит вдоль кромки; по звуку: при резком растяжении ткани (хлопком) по д/н звук будет звонкий, а по поперечной – глухой. - Определите вид отделки предложенных образцов. Какие бывают ткани по виду отделки? - Суровые, отбеленные, гладкокрашеные, напечатанные (набивные), пестротканые, с блеском, с ворсом. - Определите лицевую и изнаночную стороны ваших образцов. Чем отличается лицевая сторона ткани от изнаночной у тканей с разными видами отделки? - У напечатанной ткани – по яркости и четкости рисунка; у гладкокрашеной ткани и пестротканой – на лицевой стороне гладкая поверхность, а на изнаночной стороне – поверхность с узелками и ворсинками; в тканях с ворсом – по длине ворса – на лицевой стороне он более длинный и пушистый, а в некоторых тканях ворс расположен только на лицевой стороне (например, бархат, вельвет); у тканей с блеском лицевая сторона блестящая, а изнаночная – матовая. - На какие группы можно разделить волокна по способу получения? - На натуральные и химические. - На какие группы можно разделить натуральные волокна по происхождению? - На растительные, животные и минеральные. - Приведите примеры. - Растительные: хлопок, лен, пенька. Животные: шерсть, нат. шелк. Минеральные: асбест. - Определите, из какого волокна изготовлены ваши образцы тканей.
- В чем причина затруднения? - Мы не умеем определять из какого волокна изготовлена ткань.
- Сформулируйте цель урока. - Научиться определять свойства тканей и распознавать ткани по внешнему виду. - Сформулируйте тему урока. - Ткани из натуральных растительных волокон. Свойства х/б и льняных тканей. - Запишите в тетрадь число и тему урока. Что вам может помочь в достижении цели? - Мы должны научиться определять свойства тканей, сравнивать их между собой. - Составьте план действий. - Чтобы по внешнему виду отличить х/б ткань от льняной мы должны: 1. ознакомиться с тканями из хлопка и льна; 2. научиться определять свойства этих тканей; 3. сравнить полученные данные с таблицей «Сравнительная характеристика х/б и льняных тканей». 4. определить вид волокна, из которого изготовлена ткань.
- Для реализации вашего проекта давайте сначала познакомимся с тканями из хлопка и льна. Хлопок – волокно, получаемое из семенных коробочек хлопчатника – однолетнего теплолюбивого кустарника. Хлопчатник – очень древняя культура, его начали возделывать более 4000 лет назад. При созревании плода коробочка раскрывается. Собранное вместе с семенами волокно называется хлопком-сырцом. Хлопок представляет собой тонкие, короткие, мягкие, пушистые волокна белого цвета, которые по внешнему виду напоминают вату. Районы возделывания хлопка: Китай, Индия, Пакистан, Узбекистан, Турция, Туркменистан. Хлопок широко применяют в производстве тканей, швейных ниток, пряжи, трикотажных изделий, в медицине (бинты, вата). Отходы хлопка используют для получения искусственных волокон. Хлопковое масло используют в пищу. Лен – однолетнее травянистое растение. Разводят в основном два вида льна: лен-долгунец с длинным прямым стеблем высотой до 1метра – для получения волокна и лен-кудряш – короткий, с сильно ветвящимся стеблем – для получения семян. Льняная пряжа состоит из прочных, круглых лубяных волокон. Лен – одно из древнейших культурных растений, его начали возделывать около 9000 лет назад. Ткани из льна были известны еще в Древнем Египте. Технология обработки льна у них была развита очень высоко, что доказывает тот факт, что одежду из льна могли позволить себе носить только фараоны, жрецы и знатные люди. Льняные полотна были до того тонкие, что в них трудно было сосчитать число нитей. Льняные ткани были хорошо известны и в Древней Греции. В России лен всегда был любимым растением. Его разводили еще со времен Киевской Руси, что подтверждается летописями. С самого возникновения Руси лен разводили сначала в Псковской области, потом в Новгородской и Суздальской, по берегам рек Вологды и Двины, а затем во Владимирской, Ярославской областях, на Балтийском побережье. О том, какое значение имел лен в жизни крестьян говорит народная пословица: «Лен накормит, оденет и вылечит». Обработка льна состоит из следующий операций: 1 – мочка; 2 – мятье и трепанье. Льняное волокно используют для производства летних костюмно-плательных тканей, белья, скатертей, полотенец. Из льняной пряжи вяжут летнюю одежду, салфетки. Льняное масло обладает лечебными свойствами, его широко применяют в народной медицине для профилактики и лечения многих заболеваний, а также используют в косметологии и парфюмерии. Знаменитая царица Клеопатра отводила льняному маслу особое место. Она употребляла его в пищу, оно служило основой для всех ее чудодейственных кремов и масок. Для дальнейшей реализации вашего проекта я предлагаю работу в парах. Пользуясь инструкционной картой, определите свойства тканей и внесите полученные данные в форму отчета (учащиеся выполняют лабораторно-практическую работу). Через 5 – 7 минут каждая из пар называет по одному свойству ткани из таблицы и зачитывает результаты, которые они записали в форму отчета. Остальные учащиеся дополняют и корректируют их ответ. - Какие затруднения возникли в работе? - Сумели вы справиться с ними? - Да. - Как вы можете себя проверить? - Воспользоваться таблицей «Сравнительная характеристика х/б и льняных тканей».
- Какие свойства характерны для х/б тканей? - Они имеют матовую поверхность, мягкие на ощупь, сминаемость и осыпаемость нитей у них средняя, нити прямые, тонкие, обрыв нитей в виде ватки. - Какие свойства характерны для льняных тканей? - Слабый, не резкий блеск, на ощупь – жесткие, сильно сминаются и осыпаются, имеют извитые нити, неравномерные по толщине, на месте обрыва нитей образуются волокна с заостренными концами – кисточки. - Какое свойство тканей из таблицы вы не смогли определить самостоятельно? - Горение. Демонстрация опыта – горение х/б и льняных волокон. - Определите характер горения, запах, что остается в остатке. - Желтое пламя, запах жженой бумаги, остается серый пепел. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. А теперь я раздаю вам еще по два образца ткани и предлагаю самостоятельно определить их свойства и вид волокна, из которого они изготовлены. На работу отводится 5минут. После самопроверки самостоятельной работы организуется рефлексия: выясняется, какие ошибки были допущены, проводится их анализ и устранение. - В чем было затруднение? - Нашли причины затруднений? - Да. 8. Включение в систему знаний и повторение. - Вы открыли новое знание. Какой следующий шаг вашей работы? - Применить новое знание в практической деятельности. - Где вы можете использовать знания, полученные по материаловедению? - При раскрое ткани и изготовлении одежды (фартука, косынки), при уходе за одеждой. - В чем их преимущества и недостатки тканей из натуральных растительных волокон? - Преимущества: ¤ мягкие ¤ прочные ¤ имеют хорошие гигиенические свойства ¤ натуральный, экологически чистый материал, не вреден для здоровья ¤ их легко стирать, гладить; выдерживают высокие температуры. Недостатки: ¤ легко мнутся ¤ имеют тенденцию к усадке. - Что, на ваш взгляд, вы должны уметь определять в ткани, какие основные свойства? - Направление долевой нити, кромку, лицевую и изнаночную стороны, осыпаемость срезов. - Правильно. Предлагаю вам выполнить задания по карточкам. Вопросы:
Для удобства проверки ткани подбираются разных цветов и рисунков, но по определенному принципу. Например: №1. Ткань х/б, напечатанная, с кромкой. №2. Ткань льняная, пестротканая, без кромки. №3. Ткань х/б, гладкокрашеная, с ворсом. №4. Ткань х/б, отбеленная, с кромкой. №5. Ткань льняная, суровая, без кромки. - Поменяйтесь работами с соседкой по парте. Проверьте работы друг друга. - Какие затруднения возникли при работе? Ответы:
- Поднимите руки, кто самостоятельно и верно выполнил задание. 9. Рефлексия деятельности на уроке. - Какую цель ставили на уроке? - Научиться распознавать ткани из натуральных растительных волокон. - Как различить по внешнему виду х/б и льняную ткани? - По свойствам. Надо определить свойства и сравнить с таблицей. - Теперь такая таблица есть у вас в папке и вы сможете это сделать самостоятельно. Вы достигли цели? - Да. - Сделайте анализ своей деятельности и ее результатов на уроке. «Светофор»: Красный – требуется помощь по какому-то вопросу; Желтый – согласны с высказыванием; Зеленый – не согласны. ¤ Мне понятна тема. ¤ Я знаю как определять свойства х/б и льняных тканей. ¤ Я умею по внешнему виду определять свойства х/б и льняных тканей. ¤ При выполнении лабораторной работы у меня все получилось. ¤ Мне понятна причина ошибки в работе. ¤ Я довольна своей работой на уроке. Домашнее задание. Повторить записи, принести тетрадь, папку. Приложение №1. Сравнительная характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей.
Приложение 2. Лабораторно-практическая работа. Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Оборудование: по 2образца х/б и льняных тканей, толстая игла, лупа, таблица «Сравнительная характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей». Ход работы: При определении свойств тканей сравнивайте полученные результаты с данными таблицы.
|
Конспект урока технологии 5 класс. Тема: Характеристика тканей из... Образовательная: дать начальные представления о процессе производства тканей из натуральных волокон растительного происхождения | Название работы Ткани из натуральных и химических волокон, блюдце с водой, тигели для поджигания нитей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: Познакомить с правилами ухода за тканями из химических волокон. Закрепить знания о правилах ухода за тканями из натуральных... | Филиал мбоу избердеевской сош имени Героя Советского Союза В. Кораблина... Образовательная: дать начальные представления о процессе производства тканей из натуральных волокон растительного происхождения | ||
План-конспект урока технологии 6 класс Тема: «Натуральные волокна животного происхождения.» Образовательная ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых... | О самообследовании основной образовательной программы по специальности... Цель: создание условий, обеспечивающих повышение качества обучения, стимулирующих развитие личности ученика, его творческой активности... | ||
Тема урока: Свойства волокон и тканей Оборудование: образцы волокон хлопка, льна, шерсти, шелка, образцы хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей, препаровальная... | Геометрический съезд (инсценировка) Шар Натуральные числа и нуль. Чтение и запись натуральных чисел. Сравнение натуральных чисел. Сложение, вычитание, умножение и деление... | ||
Не зависящие от времени формы и свойства пространства Натуральные числа и нуль. Чтение и запись натуральных чисел. Сравнение натуральных чисел. Сложение, вычитание, умножение и деление... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краткая характеристика групп тканей и отдельных видов ткани из различных видов волокон; их состав, технологические свойства и применение... | ||
Методика конструирования уроков биологии в разновозрастном 6-7 классе-комплекте Цель: изучить особенности строения тканей растительных организмов; сформировать умение доказывать зависимость строения растительной... | Урок в 6 классе Тема: Получение ткани. Простые переплетения Переплетением нитей в ткани называется порядок взаимного перекрытия основных нитей уточными. При выработке тканей используют разнообразное... | ||
Методические указания для поступающих в стлп математика (на базе... Натуральные числа и нуль. Чтение и запись натуральных чисел. Сравнение натуральных чисел. Сложение, вычитание, умножение и деление... | Урок по технологии Тема: «Машинные швы» Цель: дополнить знания учащихся по обработке ткани; научить выполнению машинных швов расстрочного и накладного; учить экономному... | ||
Разработка урока по технологии 6 класс. Тема урока: Подготовка ткани... Инструменты и приспособления: ножницы, резец, сантиметровая лента, линейка, порт | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: повторить классификацию и процесс получения химических волокон; повторить натуральные волокна; учить использовать свойства... |