КГБОУ СПО «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»
Преддипломная практика Дневник для студентов
специальности 050704Дошкольное образование
(дополнительная подготовка)
ФИО студента ____________________________________________________________
Курс ____________________________________________________________________
Группа __________________________________________________________________
ФИО методиста колледжа __________________________________________________
ФИО воспитателя – наставника ______________________________________________
Минусинск 2012
Введение Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. К ней допускаются студенты, успешно выполнившие предшествующие виды учебной и производственной практики. Преддипломная практика направлена на углубление студентом - практикантом первоначального профессионального опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности. Студент проходит преддипломную практику по дополнительной подготовке - воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и (или) речевого развития.
Общий объем времени на проведение практики определяется ГОС СПО по специальности и учебным планом. Преддипломная практика проводится в базовых дошкольных образовательных учреждениях. Рабочий день студента-практиканта составляет 7 часов при пятидневной рабочей неделе. Студенты работают посменно, в соответствии с установленным графиком работы, и выполняют функции стажера при воспитателе.
Цели практики: формирование у студентов индивидуального стиля в педагогической деятельности воспитателя групп для детей с недостатками умственного и (или) речевого развития. Закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков, определенных программой практической подготовки, освоение многофункциональной деятельности педагога в работе с детьми. Осуществление самостоятельно профессиональной деятельности.
Задачи практики:
совершенствование умений отбирать и использовать наиболее эффективные формы и методы воспитательно-образовательной работы с детьми, имеющими недостатки умственного и (или) речевого развития с учетом специализированных программ и технологий;
формирование умений рационально использовать методическую и материальную базу дошкольного учреждения;
совершенствование умений осуществлять работу с родителями;
применение творческого подхода к выбору разных форм планирования воспитательно-образовательной работы с детьми;
использование психолого-педагогических знаний при изучении отдельных детей и коллектива в целом.
организация образовательной и воспитательной деятельности дошкольников на основе знаний современных образовательных технологий;
создание благоприятной педагогической среды для развития и воспитания дошкольников.
В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
самостоятельно планируют и организуют воспитательно-образовательную работу с детьми, имеющими недостатки умственного и (или) речевого развития в коррекционной группе;
диагностируют уровень развития отдельных детей и группы в целом и используют полученные данные для организации воспитательно-образовательного процесса и коррекционной работы с отдельными детьми;
проводят педагогический (формирующий) эксперимент с целью углубления теоретических знаний, профессиональных умений и знаний;
активно участвуют в деятельности коллектива ДОУ;
организуют разные формы работы с родителями (день открытых дверей, родительское собрание с предварительным просмотром деятельности детей, консультации...), устанавливают педагогически целесообразные взаимоотношения с ними;
изготавливают дидактический материал, наглядные пособия;
В процессе данного вида практики студенты овладевают следующими умениями и навыками:
самостоятельно планировать свою деятельность по коррекционной работе с детьми, используя интересный опыт работы и новейшие технологии;
творчески проводить с детьми разные виды деятельности;
выбирать наиболее эффективные формы работы с родителями;
анализировать и оценивать собственную педагогическую деятельность.
Для допуска на преддипломную практику студенту необходимо иметь:
отсутствие академических задолженностей;
график работы на весь период практики и сетку занятий в 3-х экземплярах;
календарное планирование воспитательно-образовательной работы на 3 дня;
конспекты занятий на 3 дня практики, соответствующие графику работы студента, подписанные у преподавателя методики и согласованные с воспитателем в ДОУ;
материалы для работы по дополнительной подготовке;
дневники за прошлые виды практики;
индивидуальный план выполнения работы по ВКР.
Содержание практики VI семестр – 1 неделя
Установочная конференция. Установочная конференция проводится заместителем директора по производственной работе. Студентов знакомят с целями, задачами, содержанием и программой практики, отчетной документацией.
Преддипломная производственная практика. Преддипломная производственная практика может быть организована в одной из возрастных коррекционных групп дошкольного образовательного учреждения по месту прохождения преддипломной практики студентов. В течение одной недели студент выполняет обязанности воспитателя коррекционной группы, проводит работу по дополнительной квалификации. Допускается прохождение практики по месту будущей работы в пределах города, районов юга Красноярского края и Хакасии (по заявкам дошкольных учреждений). В начале практики проводится педсовет с приглашением воспитателей и администрации учреждения, где определяются основные мероприятия и сроки выполнения. По окончании педагогической практики студент представляет групповому руководителю по практике отчетную документацию и отзыв-характеристику с оценками. На основании представленных отчетных документов и характеристики из базового учреждения руководитель (методист) может корректировать оценку.
Итоговая конференция по результатам практики. Итоговая конференция проводится заместителем директора по производственной работе в колледже по представлению соответствующей документации при участии всех студентов, руководителей практики. Дается оценка и анализ профессионального становления студентов. Могут быть использованы разные формы проведения конференций.
Отчетная документация по преддипломной практике:
сведения о ДОУ, где проходила практика, о группе, где работал студент;
календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми за весь период практики (1 неделя);
характеристика на студента, подписанная заведующей ДОУ с печатью учреждения;
конспекты занятий, упражнении, проведенных студентом за время практики;
материалы проведенной работы по дополнительной подготовке;
самоанализ работы студента на преддипломной практике;
фотоматериалы.
материалы наблюдений и исследований по теме выпускной квалификационной работы.
В ходе освоения программы практики Вы приобретаете практический опыт:
участие в работе коллектива;
изучение опыта работы воспитателей коррекционной группы;
проведение самодиагностики уровня сформированности педагогических знаний и умений в процессе собственной практической деятельности;
осуществление сотрудничества с родителями по вопросам коррекционной работы, образования и воспитания детей;
проведение исследовательской работы;
развитие и совершенствование педагогических умений, педагогического сознания и профессионально-значимых качеств личности;
формирование индивидуального стиля педагогической деятельности.
В ходе освоения программы практики Вы закрепляете и совершенствуете следующие профессиональные умения:
определять конкретные образовательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и социально-психологических особенностей коллектива (коррекционной группы);
анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты в коррекционной группе;
осуществлять планирование повседневной воспитательно-образовательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;
обоснованно выбирать эффективные формы, методы и средства коррекционной работы, обучения и воспитания;
самостоятельно анализировать и совершенствовать свою профессиональную деятельность;
создавать психологически комфортную развивающую среду;
использовать современные инновационные технологии;
организовывать воспитательно-образовательный процесс в коррекционной группе;
оказывать первую медицинскую помощь детям;
устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми, родителями, коллегами;
применять психолого-педагогические знания дополнительной подготовки в образовательной деятельности;
осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;
оказывать коррекционную помощь и психологическую поддержку воспитанникам;
изучать личность каждого дошкольника и коллектива (группы) в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;
изучать передовой педагогический опыт, осуществлять методическую и методологическую рефлексию;
осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ дезадаптаций и отклонений в развитии;
реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;
осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности, уметь ее представить;
осуществлять исследовательскую работу в сфере дошкольного образования.
В ходе освоения программы практики Вы выполняете следующие виды работ:
Знакомство:
с системой воспитательно-образовательной работой ДОУ;
с деятельностью педагогического коллектива;
с режимом работы ДОУ;
с документацией по работе воспитателя коррекционной группы.
Изучение:
системы планирования образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими отклонения в умственном и (или) речевом развитии;
личность воспитанника и группы;
опыт воспитателей ДОУ.
Самостоятельно выполняете:
разработку календарного плана образовательной деятельности на 1 неделю;
проведение образовательных ситуаций;
изготовление дидактического материала и наглядных пособий;
диагностику уровня развития личности и группы и использование полученных результатов в работе с группой, в индивидуальной работе с детьми;
проведение работы с родителями;
ведение документации;
проведение исследовательской работы с целью апробации материала выпускной квалификационной работы;
проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.
За период преддипломной практики Вы проводите от 6 до 9 занятий в неделю.
Обязанности практиканта:
• полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики; • подчиняться правила внутреннего трудового распорядка ДОУ; • заниматься самообразованием, совершенствовать свое педагогическое мастерство; • соблюдать требования к внешнему виду педагога (физкультурная форма, сменная обувь и т.д.); • своевременно и аккуратно вести педагогический дневник и предоставлять всю требуемую документацию по практике методисту - руководителю практики. Программа деятельности студента.
По дополнительной подготовке
Планирование работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Ежедневное проведение индивидуальной работы с детьми по коррекционной работе.
Проведение консультаций для родителей по современным подходам
к речевому развитию детей дошкольного возраста.
Проведение речевых игр, упражнений и индивидуальную работу с детьми.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
1. Степень сформированности профессионально- педагогических умений.
2. Уровень теоретического и методического осмысления собственной
педагогической деятельности, ее целей, задач, содержания.
Уровень профессиональной направленности: интерес к педагогической
профессии, ответственное творческое отношение к работе, инициативность, активность, самостоятельность, исполнительность, реализация личностно- ориентированной модели взаимодействия с детьми.
Для оценки результатов педагогической практики используются следующие
методы:
наблюдение за студентами в процессе практики и анализ качества проведения
их работы;
анализ отчетной документации студентов по практики;
беседы с администрацией, психологами, воспитателями, заместителем по
воспитательно-образовательной работе базового учреждения.
|