Календарно-тематическое планирование курса История России (XX в.) 9 класс Учитель : Нурисламова Т.А.
Количество часов -34.
№
| Тема
| Кол-во часов
| Тип урока
| Содержание
| Планируемые результаты
| Вид контроля
| Сроки
| Знания
| Умения
| план
| факт
| 1
| Российская империя на рубеже веков
| 1
| Урок изучения нового материала
| территория Российской империи
население страны
особенности российской модернизации
показатели уровня индустриального развития
особенности экономического развития в начале века
| Территориальная структура Российской империи в начале XX века; количественные и качественные показатели экономического развития Российской империи по сравнению с ведущими мировыми державами; основные показатели уровня индустриализации стран, индустриальное общество, многоукладная экономика, империализм
| Указывать на особенности российского варианта модернизации, оперировать понятиями и терминами
| Устный опрос
|
|
| 2
| Социально-политическое развитие России в начале века
| 1
| Урок изучения нового материала
| политическая система Российской империи в начале века
Николай II: политический портрет
Борьба по вопросу политических преобразований в стране
Особенности структуры российского общества
| Политическая система, гражданское общество, социальная структура, социальная дифференциация, маргиналы, массовое сознание, финансовая олигархия, средние слои, аграрное перенаселение, общинная психология
| Характеризовать политическую систему, оценивать исторические личности, работать с документами, показывать специфику социальной структуры российского общества
| Диктант по понятиям
|
|
| 3
| Внешняя политика при Николае II
| 1
| Урок изучения нового материала
| выбор приоритетов
европейское направление
дальневосточная политика
русско-японская война
| Миротворческая инициатива Николая II, решения международной конференции в Гааге, «большая азиатская программа», основные события русско-японской войны и ее итоги
| Передавать содержание материала в форме свертывания информации, картографические умения
| Устный опрос
|
|
| 4
| Первая российская революция
| 1
| Урок изучения нового материала
| антиправительственное движение в 1901-1904 гг.
зубатовский социализм
начало революции и ее причины
развитие революции
манифест 17 октября 1905 г
многопартийность и политические партии
итоги революции
| Причины и этапы революции, политические и экономические завоевания революции, основные положения Манифеста 17 октября 1905 г., основные программные установки и тактика ведущих политических партий
Понятия: «зубатовский социализм», движущие силы революции, «Кровавое воскресенье»
Персоналии: Зубатов, Гапон,
| Пользоваться свернутыми формами ответа, оперировать понятиями и терминами, обобщать, систематизировать материал
| Диктант по понятиям
|
|
| 5
| Реформы Столыпина
| 1
| Урок изучения нового материала
| альтернативы общественного развития страны
деятельность Гос. Дум.
П.А. Столыпин и его программа
Суть аграрной реформы
Переселенческая политика
Итоги столыпинской реформы
| Альтернативы общественного развития России в 1906 г., думские аграрные проекты, содержание правительственной программы П,А, Столыпина, суть столыпинской аграрной реформы, развитие кооперативного движения
| Осваивать решение некоторых видов поисковых задач
| Устный опрос
|
|
| 6
| Россия в первой мировой войне
| 1
| Урок изучения нового материала
| предпосылки войны
начало войны. Военные планы воюющих держав
ход военных действий на Восточном фронте
война и общество
итоги войны
| Причины первой мировой войны, цели воюющих сторон, ход военных действий на Восточном фронте в 1914-1916 гг.
Антанта, Тройственный союз, военные планы, военные операции, Брусиловский прорыв
| Составлять синхроническую таблицу, использовать данные исторической карты для характеристики периода
| Диктант по датам
|
|
| 7, 8
| Серебряный век русской культуры
| 2
| Урок изучения нового материала
| утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров
достижения науки
русская философия и литература
особенности живописной школы начала века
скульптура и архитектура
музыка, балет, театр, кинематограф
| Сущность социокультурного феномена Серебряного века, достижения русской науки и философии,
Ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм
| На основе текста, иллюстраций, дополнительной литературы составлять описание исторических памятников, объектов
| Диктант по понятиям
|
|
| 9
| От Февраля к Октябрю
| 1
| Урок изучения нового материала
| февральская революция
двоевластие
альтернативы развития страны после Февраля
кризисы Временного правительства
октябрьский переворот
| Даты: 27.02.1917 г- начало буржуазно-демократической революции, кризисы – апрельский, июньский, июльский 1917 г, выступление генерала Корнилова (август 1917); понятия: революция, Временное правительство, альтернатива, контрибуция, коалиционное правительство, декрет
| Картографические умения, называть участников событий – Николай II, В.И. Ленин, Керенский, Корнилов, Троцкий; объяснять понятия, систематизировать материал, указывать последовательность событий
| Письменный опрос
|
|
| 10, 11
| Становление советской власти
| 2
| Урок изучения нового материала
| II Всероссийский съезд Советов
Создание советского правительства
Судьба Учредительного собрания
Формирование советской государственности
Брестский мир
Экономическая политика большевиков
| Даты: 25.10.1917 г – II Съезд Советов, 2 ноября - Декларация прав народов России, 3.03.1918 – Брестский мир, Конституция – июль 1918г;
Понятия: Советы, ВЦИК, Учредительное собрание, Сепаратный мир, коалиционное Советское правительство
| Называть, показывать на карте место событий; называть экономические преобразования после установления советской власти
| Диктант по датам
|
|
| 12, 13
| Гражданская война
| 2
| Урок изучения нового материала
| причины гражданской войны и ее этапы
иностранная интервенция
«белые» и «красные»
позиция крестьянства в гражданской войне
Кронштадтское восстание
| Знать этапы гражданской войны, политические и экономические программы белого движения;
Понятия: интервенция, гражданская война, «белый» и «красный террор», «военный коммунизм», продразверстка; персоналии: Троцкий, Ленин, Колчак, Деникин, Врангель, Фрунзе
| Показывать на карте боевые действия гражданской войны, описывать образ людей в данный период, называть характерные черты экономической политики
| Письменный опрос
|
|
| 14
| НЭП
| 1
| Урок изучения нового материала
| политический и экономический кризис начала 20-х гг.
переход к новой политической политике
итоги и противоречия нэпа
альтернативные варианты преодоления противоречий нэповской модели
| Причины перехода к нэпу, основные мероприятия нэпа, сущность альтернативных вариантов преодоления противоречий нэповской модели;
Понятия: Нэп, продналог, концессии, «командные высоты»
| Называть характерные, существенные черты нэпа, излагать суждения о причинно-следственных связях
| Устный опрос
|
|
| 15, 16
| Развитие политического процесса. Внешняя политика
| 2
| Урок изучения нового материала
| формирование однопартийной политической системы
образование СССР
борьба за власть в большевистском руководстве
Коминтерн в системе советской внешней политике
Международное признание СССР
| Содержание резолюции X съезда РКП (б) «О единстве партии», однопартийная система, предпосылки и принципы построения СССР, основные этапы борьбы в большевистском руководстве после смерти Ленина, политика Коминтерна, «мирное сосуществование»
| Составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности, показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений
|
|
|
| 17
| Духовная жизнь: достижения и потери
| 1
| Урок изучения нового материала
| ликвидация неграмотности
положение интеллигенции
творцы Серебряного века в Советской России
волна эмиграции
«сменовеховство»
власть и церковь в 20-е гг.
начало «нового» искусства
повседневная жизнь в 20-е гг.
| Перестройка народного образования, взаимоотношения власти и интеллигенции, власти и церкви, достижения и потери русской культуры в 20-е гг.
| Выявлять причины идеологического наступления на культуру, определять, объяснять свое отношение, оценку наиболее значительных событий и личностей в истории
| Устный опрос
|
|
| 18, 19
| «Великий перелом». Политическая система
| 2
| Урок изучения нового материала
| предпосылки «великого перелома»
индустриализация
коллективизация
формирование тоталитаризма
идеологизация общественной жизни
формирование культа личности Сталина
репрессии
| Кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. и пути его преодоления, предпосылки индустриализации и коллективизации, их цели и задачи, политика раскулачивания, последствия «великого перелома», идеологизация общественной жизни, карательная система и массовые репрессии, понять истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток
| Выявить возможные пути выхода из кризиса хлебозаготовок, оперировать понятиями и терминами, определять истоки массовой поддержки тоталитарного режима и его последствия,
|
|
|
| 20, 21
| Социальная система. Духовная жизнь
| 2
| Урок изучения нового материала
| социальная система: новая иерархия
идеологическое наступление на культуру
школа и семья
успехи советской науки
художественная культура в 30-е гг.
«культурная революция»
| Социальная структура советского общества, характер и направленность социальной политики партийно-государственного руководства страны, основное содержание и последствия «культурной революции»
Номенклатура, спецконтингент, колхозное крестьянство, социалистическая интеллигенция
1932 – введение паспортной системы
1935 – начало стахановского движения
| Выяснить объективные и субъективные предпосылки «культурной революции»
| Устный опрос
|
|
| 22
| СССР в системе международных отношений. Начало войны.
| 1
| Урок изучения нового материала
| накануне войны. Советско-германские отношения
война с Финляндией
укрепление обороноспособности страны
| Договор о ненападении между СССР и Германией, секретные протоколы, мировая война, «странная война», план «Барбаросса», план «Ост», блицкриг, причины и итоги войны с Финляндией
| Показывать места основных сражений – на Дальнем Востоке, на советско-финском фронте, присоединение новых территорий, захваченных Германией
| Диктант по датам
|
|
| 23
| Народ и государство в войне
| 1
| Урок изучения нового материала
| периодизация Великой Отечественной войны
действия на фронтах, основные сражения
жизнь и быт людей в тылу
партизанское движение
| План «Барбаросса», периоды Вов, даты основных сражений, персоналии: Жуков, Панфилов, Рокоссовский, Ватутин, Кошкин, Туполев, Василевский
| Выявлять причинно-следственные связи неудач Красной Армии на начальном этапе войны, объяснять результаты военных событий, деятельности полководцев
| Устный опрос
|
|
| 24
| Итоги и последствия войны
| 1
| Урок изучения нового материала
| международные конференции
разгром японских войск
итоги и значение войны
последствия войны
| даты конференций, гегемония, репарация, капитуляция, депортация
причины победы советского народа в войне, ее итоги и цена
| Показывать новые границы в Европе и на дальнем Востоке, объяснять и излагать суждения о результатах и последствиях войны
| Устный опрос
|
|
| 25
| СССР в 1945-1953 гг.
| 1
| Урок изучения нового материала
| восстановление экономики
экономические дискуссии и выбор пути экономического развития СССР
альтернативы общественно-политического развития
новый виток репрессий
идеология и культура в 1945-1953 гг.
ужесточение внешней политики
| Потери СССР в войне, экономические дискуссии, развитие промышленности и сельского хозяйства, попытки демократизации режима, изменения в структурах власти, национальная политика, усиление репрессий
Восстановительный период, национальное богатство, диспропорция, репатриация, хозрасчет, «холодная война», ГУЛАГ, «дело врачей», «Ленинградское дело»
| Передавать содержание материала в графической форме
| Диктант по понятиям
|
|
| 26, 27
| Эпоха Хрущева
| 2
| Урок изучения нового материала
| эволюция политической системы
реабилитация. XX съезд КПСС
реформы Хрущева
«оттепель» в духовной жизни
внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.
| Альтернативы политического развития после смерти Сталина, решения XX съезда КПСС, основные направления реформ Хрущева, сущность политики мирного сосуществования государств с различным политическим строем
| Самостоятельно составлять логические схемы типовых ответов
| Диктант по датам
|
|
| 28,29
| Эпоха Брежнева
| 2
| Урок изучения нового материала
| консервация политического режима
основные положения Конституции 1977г
экономика «развитого социализма»
общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг.
политика разрядки: надежды и результаты
| Неосталинизм, основные положения Конституции 1977 г., основные направления реформ Косыгина, застойные явления в экономике и социальной среде, противоречия в развитии культуры, диссидентское движение, военно-стратегический паритет между Востоком и Западом
| Обобщать, систематизировать материал в пределах темы
| Диктант по датам
|
|
| 30, 31
| «Перестройка» в СССР
| 2
| Урок изучения нового материала
| реформа политической системы: цели, основные этапы, итоги
экономические реформы 1985-1991 гг.
диалектика «нового мышления»
итоги реформ
| «кадровая революция», перестройка, советский парламентаризм, многопартийность, реформирование КПСС, августовский кризис, распад СССР и его последствия, концепция «ускорения социально-экономического развития страны», программа «500 дней», основные положения политики «нового мышления» и ее результаты
| Воспроизводить содержание прослушанного в форме плана, анализировать материал со стороны содержания и формы
| Диктант по понятиям
|
|
| 32, 33
| Новая Россия
| 2
| Урок изучения нового материала
| переход к рынку: замыслы и первые итоги
развитие политической системы
внешняя политика России на рубеже веков
| Основные направления экономической политики правительства, Конституция 1993 г., опыт российского парламентаризма и многопартийности в современных условия, итоги и последствия нового внешнеполитического курса
| Обобщать, систематизировать материал в пределах темы
| Письменный опрос
|
|
| 34
| Повторительно-обобщающий уроки по теме «Россия в XX в.»
| 3
| Урок повторения
| Итоговое тестирование, практическое занятие с разными формами работы
| Систематизация знаний по курсу
| Проверить качество усвоения пройденного материала и сформировавшиеся умения и навыки
| Тестирование
|
|
|
|