Скачать 0.55 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политикиПрограмма дисциплины РЕЛИГИИ МИРА для направления 030700.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Автор:Коваль Т.Б., доктор исторических наук (e-mail: t.b.koval@gmail.com)Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры факультета мировой экономики и мировой политикимировой политики Зав. кафедрой Кортунов С.В. Председатель Кудров В.М. _______________________ ________________________ « 21 » октября 2010 г. «___»_____________ 20__ г. Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики _________________________ Ученый секретарь Вериго С.А. _________________________ «___» ___________________ 20__ г. Москва, 2010 Автор программы – д. ист.наук, проф. Т. Б. Коваль Раздел 1. Организационно-методический 1.1. Место курса в образовательной программе Курс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на 3 курсе по направлению «Международные отношения» в качестве обязательного. Курс предназначен для расширения кругозора обучающихся и усиления их общей научной подготовки. Благодаря курсу студенты получат знания о наиболее важных духовно-религиозных традициях мира, особенностях их вероучения, истории и развитии. Учитывая, что большинство бакалавров, обучающихся по направлению «Международные отношения», изучает США и страны Европы, особое внимание уделяется христианству (православию, католицизму и протестантизму) и роли христианских конфессий в жизни современного общества, в том числе в политической сфере. Эти знания необходимы современному выпускнику бакалавриата по направлению «Международные отношения» для работы в различных аналитических и практических организациях и центрах, а также в научной сфере. 1.2. Цели и задачи курса Цель курса состоит, во-первых, в том, чтобы на широком историческом материале дать студентам общие представления о наиболее крупных и значимых религиях мира, их вероучении и представлениям о Боге, мире и человеке, а также их общем влиянии на культуру и цивилизационное развитие человечества. Во-вторых, цель курса заключается в том, чтобы познакомить студентов с эволюцией монотеистических религий – иудаизма, христианства и ислама; с особенностями вероучения христианских конфессий, а также их подходами к проблеме демократии и прав человека, международного сотрудничества и миротворчества. В-третьих, к самостоятельной цели курса относится воспитание толерантного и уважительного подхода ко всем религиозным традициям. В задачи курса входит достижение у студентов следующих образовательных результатов: - иметь представление о мировых религиях и их сакральных текстах, основных вероучительных постулатах; - знать основы индивидуальной и социальной этики монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама), а также их особенности в подходах к вопросу о смысле и целях земной жизни, разбираться в основах вероучения православия, католицизма и протестантизма и их подходах к актуальным социально-политическим проблемам; - уметь ориентироваться в многообразии духовных и религиозных учений; вырабатывать свое собственное отношение к ним, уважительно и толерантно относится к религиозным или атеистическим убеждениям других людей; - обладать навыками критической оценки различных религиозных текстов и проповедей, способностью отстаивать свои убеждения, самостоятельно мыслить. 1.3. Аннотация курса Вопросы, связанные с религией, имеют непреходящее значение для судеб всей человеческой цивилизации. Религиозные представления о человеке, целях и ценностях его земной жизни, посмертной судьбе и выработанная на основе вероучительных постулатов этика оказывает глубокое воздействие на жизнь общества и отношения между народами, в том числе и на современном этапе. В этом контексте важно обратиться к духовно-религиозному опыту, накопленному человечеством и прослдедить, как на разных этапах истории религиозный фактор влиял на цивилизационное развитие, представления о социальных и политических идеалах, взаимодействие между народами и государствами. Учитывая большую роль религиозного фактора в современной мировой политике, а также формировании этно-национальной и культурной идентичности, учащимся необходимо иметь представление о различных религиях, их отношении к социальной реальности и политическому развитию. 1.4. Предмет курса составляют учения мировых религий, взгляды их основоположников и духовных лидеров, а также воззрения современных богословов православной, католической и протестантских церквей на смыслы и ценности жизни, природу человека, социальтно-политическое устройство общества и взаимодействие с представителями других вер и культур. 1.5. Методология Преподавание строится на сочетании методов исторической науки, сравнительного религиоведения, этнологии и социологии. Это предполагает выяснение особенностей различных духовных и религиозных традиций и сопоставление их между собой, а также выявление общих этических подходов к социально-политической и международной деятельности. 1.6. Новизна курса Предлагаемый курс – новый для ГУ-ВШЭ. Впервые ставится задача познакомить студентов не просто с историей мировых религий, но рассмотреть в широком историческом диапазоне основные тенденции развития социально-этической мысли человечества, проследить эволюцию воззрений на международные аспекты жизни современного общества, выявить, с одной стороны их особенности, а с другой стороны- универсальные нравственные принципы, общие для всех. Предлагаемый учебный курс предполагает научную объективность и толерантное отношение ко всем религиозным традициям. Многие из рассматриваемых в курсе тем носят дискуссионный характер, поэтому в рекомендованной литературе представлены разные точки зрения. 1.7. Требования к уровню освоения курса Каких-либо определенных требований такого рода нет. 1.8. Компетенции студентов, формируемые в ходе курса В ходе курса студенты приобретут следующие профессиональные компетенции:
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |