Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №26
Принято решением Утверждаю
педагогического Директор МБОУ СОШ №26
совета ____________И.В.Соколова
От 29.08.2013г. протокол №12 5.09.2013г.
Рабочая программа
черчению
учителя Кузнецовой О.В.
8, 9 классы
2013
ВВЕДЕНИЕ
Данная рабочая программа разработана на основе образовательно программы по черчению для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, составленной зав. кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике Тужилкиным А.Ю. и старшим преподавателем кафедры теории и методики обучения технологии и экономике Вздоровой Н.А.
На основании учебного плана МБОУ средней общеобразовательной школы №26 и в связи с предпрофильной подготовкой учащихся на второй и третьей ступени обучения на изучение черчения в 8 и 9 классах отводится 35 часов (1 час в неделю).
При работе по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя, методическая и вспомогательная литература, учебно-наглядные пособия, видеофильмы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика. В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем. Цели и задачи курса:
Программа ставит целью: - научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи: - сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков; -ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД; -обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы; -развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников; -обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами; -прививать культуру графического труда.
Требования к знаниям и умениям учащихся
8 класс Учащиеся должны знать: - основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь - понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений; - изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений. Учащиеся должны уметь: - рационально использовать чертежные инструменты; - анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; - анализировать графический состав изображений; - читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов; - выбирать необходимое число видов на чертежах; - осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей; - применять графически е знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
9 класс
Учащиеся должны знать: - основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов; - условные изображения и обозначения резьбы. Учащиеся должны иметь понятие: - об изображениях соединений деталей; - об особенностях выполнения строительных чертежей. Учащиеся должны уметь: - выполнять необходимые разрезы и сечения; - правильно выбирать главное изображение и число изображений; - выполнять чертежи резьбовых соединений деталей; - читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей; - выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей; - читать несложные строительные чертежи; - пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником; - применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедрой теории
и методики обучения
технологи и экономике
Тужилкин А.Ю.
________________2013 г.
Тематическое планирование. ЧЕРЧЕНИЕ. 8 класс
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество
учебных часов
| 1
| Введение
| 1
| 2
| Правила выполнения чертежей
| 6
| 3
| Проецирование и чтение чертежей
| 17
| 4
| Аксонометрические проекции
| 4
| 5
| Геометрические построения
| 5
| 6
| Контрольная работа
| 2
|
| ИТОГО
| 35
| Тематическое планирование. ЧЕРЧЕНИЕ. 9 класс
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество
учебных часов
| 1
| Повторение
| 1
| 2
| Разрезы и сечения
| 16
| 3
| Чтение чертежей. Условности и упрощения на чертежах
| 3
| 4
| Сборочные чертежи
| 10
| 5
| Строительные чертежи
| 4
| 6
| Контрольная работа
| 1
|
| ИТОГО
| 35
| Содержание программы
8 класс. 35 часов.
Введение. 1 час.
Значение черчения в практической деятельности современного человека. Современные методы выполнения чертежей. Краткие сведения об истории черчения. Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые при выполнении чертежей. Рациональные приемы работы. Организация рабочего места.
Правила выполнения чертежей. 6 часов.
Линии чертежа. Форматы, их назначение. Рамка и основная надпись. Масштабы. Нанесение размеров. Чертежные шрифты. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Выполнение чертежа плоской детали.
Проецирование и чтение чертежей. 17 часов.
Понятие о проецировании. Виды проецирования. Параллельное прямоугольное проецирование на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Фронтальная, горизонтальная и профильная проекции. Виды спереди, сверху и слева. Понятие о местных видах. Установление необходимого количества видов для выполнения чертежа. Алгоритм построения по двум заданным третьего вида. Чтение чертежей деталей. Выполнение эскиза детали (с натуры).
Аксонометрические проекции. 4 часа.
Фронтальная косоугольная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции: направление осей, показатели искажения, размеры, откладываемые по осям. Окружность в изометрической проекции. Построение овала. Технический рисунок.
Геометрические построения. 5 часов.
Деление окружности на равные части. Сопряжение прямого, острого и тупого углов. Развертки поверхностей простейших геометрических тел.
Контрольная работа. 2 часа.
Построение чертежа детали по заданному наглядному изображению.
9 класс. 35 часов.
Повторение. 1 час.
Прямоугольное проецирование. Построение чертежа детали по наглядному изображению. Нанесение размеров.
Разрезы и сечения. 16 часов.
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначения сечений. Графическое изображение материалов в сечениях. Разрезы. Сходство и различие разрезов и сечений. Простые разрезы. Соединение части и половины вида и разреза. Местные разрезы. Особые случаи построения разрезов. Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Чтение чертежей. Условности и упрощения на чертежах. 3 часа.
Чтение чертежей. Информация об авторе и изделии. Условности и упрощения. Применение знаков, сокращающих количество изображений.
Сборочные чертежи. 10 часов.
Чертежи типовых соединений деталей. Разъемные и неразъемные соединения деталей. Изображение и обозначение резьбы на стержне и в отверстии. Алгоритм выполнения и оформления чертежей болтового, шпилечного и шпоночного соединений по правилам сборочного чертежа. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах: спецификация, номера позиций. Изображения на сборочных чертежах, условности и упрощения. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Строительные чертежи. 4 часа.
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение, особенности их выполнения. Сходство и различие строительных и машиностроительных чертежей. Фасады, планы и разрезы, их изображение, обозначение, нанесение размеров, алгоритм чтения и построения. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно- технического оборудования, мебели. Чтение и выполнение несложных строительных чертежей.
Контрольная работа.
Перечень рекомендуемых графических работ. 8 класс
№ п/п
| Наименование работы
| 1
| Линии чертежа
| 2
| Чертеж плоской детали
| 3
| Чертежи и аксонометрические проекции предметов
| 4
| Построение третьего вида по двум данным
| 5
| Чертежи деталей с сопряжениями
| 6
| Эскиз и технический рисунок детали
| 7
| Выполнение чертежа предмета
| Перечень рекомендуемых графических работ. 9 класс
№ п/п
| Наименование работы
| 1
| Эскиз детали с выполнением сечения
| 2
| Эскиз детали с выполнением необходимого разреза
| 3
| Чертеж детали с применением разрезов
| 4
| Эскиз с натуры
| 5
| Чертеж резьбового соединения
| 6
| Деталирование
| 7
| Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы
| |