Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки





НазваниеУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки
страница1/10
Дата публикации17.07.2013
Размер0.96 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННА МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО СтГМА Минздрав России)

Кафедра организации здравоохранения, экономики и социальной работы

МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА

учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

заочной формы обучения

по направлению подготовки 080100 – ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Квалификация выпускника - БАКАЛАВР


Ставрополь

2013
УДК

ББК
МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров экономика и управление в учреждениях здравоохранения – Ставрополь: Изд-во СтГМА. – 2013. –54 с.


Составители: доцент кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.м.н. Л.Л. Максименко
Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программы по дисциплине «Медицинская статистика» и включает в себя краткое содержание учебного курса, планы проведения лекций, практических занятий, темы, выносимые на самостоятельное изучение, тематику контрольных работ, список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к зачету.
Рецензенты:

Зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФПДО, профессор Н.А. Шибков

Проректор по финансовой работе, к.э.н. Е.В. Иванова


УДК

ББК

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМА

© Ставропольская государственная медицинская академия, 2013
Содержание


Цели и задачи дисциплины

4

Место дисциплины в структуре ООП

5

Требования к результатам освоения дисциплины

6

Объем дисциплины и виды учебной работы

9

Содержание дисциплины «Медицинская статистика»

10

Распределение часов по семестрам, разделам и темам

13

План лекций

14

План практических занятий

14

Самостоятельное изучение разделов (тем)

15

Общие требования к написанию контрольной работы

16

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

19

Материально-техническое обеспечение дисциплины

19

Теоретические вопросы к зачету и написанию контрольной работы

20

Практические задания для выполнения контрольной работы

23

Приложение

46

Примеры выполнения контрольных заданий

50


Предисловие

Знание теоретических аспектов медицинской статистики и умение использовать различные статистические методы в практической деятельности является обязательным условием профессиональной подготовки выпускников медицинских ВУЗов. Дисциплина «Медицинская статистика» необходима будущему экономисту-менеджеру для приобретения глубоких профессиональных знаний, умений и навыков. Изучение дисциплины «Медицинская статистика» позволяет получить более полное и систематизированное представление об основных методах оценки общественного здоровья и организации лечебно-профилактической помощи населению. Понимание статистических закономерностей помогает планировать и проводить исследовательскую работу, компактно и информативно описывать её результаты, устанавливать степень достоверности различия исследуемых объектов на основании результатов измерений их показателей; анализировать наличие или отсутствие зависимости между различными показателями и, наконец, сделать объективные выводы.

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - дать знание теоретических основ медицинской статистики и научить использовать различные статистические методы в практической деятельности обучающихся по специальности 080100 «Экономика».

Задачами дисциплины является:

  • Сформировать систему знаний по статистической обработке данных в медицине, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности.

  • Показать возможности использования математических методов для обработки информации и анализа медико-биологических данных и экспериментального материал.

  • Ознакомить с методами систематизации экспериментального материала и принципами доказательной медицины при интерпретации научных фактов.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина входят составной частью в федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС ВПО в базовую часть математического и естественнонаучного цикла.

При изучении дисциплины студенты закрепляют знания и навыки, полученные при изучении математических и общепрофессиональных дисциплин, и получают знания и навыки, необходимые при изучении специальных дисциплин.

Медицинская статистика (санитарная статистика, статистика в медицине и здравоохранении, медико-санитарная статистика) — отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и здравоохранения. Основными задачами медицинской статистики являются разработка специальных методов исследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении; выявление наиболее существенных закономерностей и тенденций в здоровье населения в целом и в различных его группах (возрастных, половых, профессиональных и др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни: изучение и оценка состояния и динамики развития сети, деятельности учреждений здравоохранения и медицинских кадров. В медицинской статистике выделяют следующие основные разделы: общая теория и методы; статистика здоровья населения; статистика здравоохранения; научно-исследовательская статистика. Общая теория и методы медицинской статистики. включают методологию проведения медико-статистического исследования. Статистика здоровья населения разрабатывает специфические методы и приемы сбора, обработки, анализа и оценки медико-статистической информации обо всех процессах и явлениях, характеризующих состояние и динамику здоровья населения, его качественно однородных групп в связи с конкретными социальными, экономическими и природными условиями. Статистика здравоохранения создает специфические методы и приемы сбора, обработки, передачи, хранения, анализа и оценки информации о состоянии и изменениях сети учреждений и органов здравоохранения, их деятельности, кадров здравоохранения, медико-санитарного имущества и др.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук (ОК-1);

  • приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК -3)

  • использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК – 6)

  • проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОК – 8)

  • способность собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • Способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений (ПК - 13);

4. В результате освоения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ

  • Методологию проведения медико-статистического исследования;

  • фундаментальные понятия медицинской статистики;

  • методы обработки экспериментальных данных: методы вычисления относительных величин, средних величин, оценки достоверности величин и различий между ними, методы графического изображения, методы стандартизации, методы анализа и преобразования динамических рядов, методы корреляционного анализа

УМЕТЬ

  • Организовать проведение статистического исследования,

  • выбирать оптимальные схемы обработки данных с применением математических методов;

  • выбирать математические модели, наиболее полно отражающие свойства объектов и тип решаемой задачи.

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники,

  • интерпретировать результаты исследований.


ВЛАДЕТЬ

  • Навыками проведения медико-статистического исследования, необходимыми для принятия управленческих решений и проведения научно-исследовательской работы,

  • современными методами обработки, анализа и синтеза информации в медицине и здравоохранении.


Дисциплины, освоение которых студентами необходимы для проведения «системного анализа в здравоохранении» (исходный уровень знаний студента):

Математика. Аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.

Информатика. Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.

Статистика. Предмет, метод и задачи статистики. Статистическое измерение и наблюдение социально-экономических явлений. Классификация, виды и типы показателей, используемых при статистических измерениях, правила построения статистических показателей и индексов, организация статистических работ. Статистические методы классификации и группировки, анализа взаимосвязей и динамики социально-экономических явлений. Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов. Построение балансов для регионов и экономики в целом. Статистические методы исследования экономической конъюнктуры, деловой активности, выявления трендов и циклов, моделирования и прогнозирования развития социально-экономических процессов. Статистический анализ эффективности функционирования предприятий разных форм собственности, качества продуктов и услуг. Статистические методы оценки рисков.

Теоретические основы общественного здоровья и здравоохранения. Место дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» среди медицинских, гигиенических и общественных наук в системе медицинского образования, роль в деятельности врача.

Медико-социальные аспекты демографии. Общие и специальные показатели, методы расчета, анализ и оценка. Методика изучения рождаемости и плодовитости, общие и специальные показатели. Методика изучения смертности населения, общие и повозрастные показатели. Ожидаемая продолжительность жизни и средняя продолжительность предстоящей жизни, ее динамика в различных странах. Естественный прирост населения.

Определение понятия заболеваемости и инвалидности. Роль государственной статистики заболеваемости в изучении состояния здоровья населения. Методы изучения заболеваемости и их сравнительная характеристика. Эпидемиологические методы изучения заболеваемости. Учётно-отчётная документация, используемая для сбора и анализа информации о заболеваемости. Анализ заболеваемости. Понятие о показателях первичной инвалидности, распространенности инвалидности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (ЗЕТ), 108 часов




п/п

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры







1.

Аудиторные занятия

8

4







В том числе:













Лекции (Л)

4

4







Практические занятия (ПЗ)

4

4







Семинары (СЗ)













Лабораторные работы (ЛР)

нет







2.

Самостоятельная работа (СРС)

96

4







В том числе:













Курсовая работа

нет










Реферат

нет










Другие виды самостоятельной работы

к/р







3.

Вид промежуточной аттестации

зачет

4

4




4.

Общая трудоемкость

108









5. Содержание дисциплины «Медицинская статистика»
5.1 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Красноярск
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. П....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» очной...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие адресовано студентам очной формы обучения...
Кискин Е. В., Ахмедова А. К. Юридическое делопроизводство: Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения....
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, Н. В. Мыльникова. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 25 с
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Семейное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 17 с
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для проведения теоретических и практических занятий...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconМетодическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы...
Фгоу впо «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова»
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconМетодическое пособие по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Пермь
Институциональная экономика [Текст]: методическое пособие по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения /сост....
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки iconУчебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. П....
Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» магистерских...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск