Тема №1. История экономики как наука. 2





НазваниеТема №1. История экономики как наука. 2
страница1/11
Дата публикации04.11.2014
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Содержание.


Тема №1. История экономики как наука. 2

Тема №2. Становление центрально-управляемого типа хозяйства в странах Древнего Востока. 5

Тема №3. Развитие элементов свободно-рыночной системы в античных Греции и Риме. 7

Тема№4. Социально-экономические причины жизнеспособности Восточно-Римской империи. 11

Тема №5. Распространение христианства и его роль в эволюции хозяйства Европы. 15

Тема №6. Эволюция земли, труда и капитала как факторов производства в средневековой Европе. 17

Тема №7. Крушение «старого порядка» в Европе и утверждение основ свободно-рыночной системы. 19

Тема №8. Развитие и характерные черты ранней свободно-рыночной системы. 23

Тема №9. Формирование развитой свободно-рыночной системы. Конец XVIII – начало XIX в. 26

Тема №10. Революционный и реформистский (эволюционный) пути социально-экономического развития. 33

Тема №11. Свободно-рыночная и центрально-управляемая системы экономики в послевоенный период. 38

Тема №12. Современные проблемы становления свободного рынка. 42

Литература. 47



Тема №1. История экономики как наука.



1. Определение предмета курса «История экономики».

История экономики – наука относительно молодая. Она зародилась в середине 19 в., выделившись из политической экономики. Доктор экономических наук, профессор О.Д.Кузнецова и кандидат экономических наук, доцент Л.И.Пермякова и другие считают историю экономики как науки, изучающую экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней. Объектом анализа являются экономические модели (типы), в которые организуется хозяйственная деятельность человека, механизма функционирования, взаимодействия и взаимовлияния этих систем. На мой взгляд, такой подход позволяет сохранить преемственность исторического процесса и показать многовариантность его развития.

Конотопов М.В. и Сметанин считают, что экономическое развитие составляет основу развития человечества, а экономическая история – основу всей его истории.

История экономики начинается с появления товара и рыночных отношений, с выделения групп людей, занимающих разное положение в процессе производства и обмена, в частности, с появлением людей, которые уже сами не занимаются материальным производством, короче говоря, с появлением экономических отношений.

Древние говорили: «История – учительница жизни». Современные авторы утверждают, что история экономики – не только основа истории человечества, но и важнейшая часть его экономической теории, в состав которой включается политическая экономия как совокупность наиболее устоявшихся экономических доктрин и история развития экономической мысли (история экономических учений).

2. Для чего следует изучать историю экономики? Что ценного для истории экономики дает «модель Шпенглера» («Эпохи родственные по духу, не синхронны») и теория «жизненного порыва» («вызовов» и «ответов») Арнольда Дж. Тойнби?

Историю экономики необходимо изучать для того чтобы расширить кругозор, сформировать экономическую культуру будущего экономиста. Он должен осознавать, что история уже провела множество хозяйственных экспериментов. История экономики независимо от того можно ли ее использовать для непосредственной проверки экономических законов или выработки экономической политики, представляет собой коллективную память и является источником мудрости.

История экономики учит экономиста, менеджера, что любое хозяйственное решение имеет не только стоимостное выражение, но и конкретную политическую и моральную цену.

На конкретных примерах помогает усваивать экономическую терминологию; формирует экономическое мышление, придает ему реализм, историзм и масштабность.

Что касается модели Шпенглера «эпохи родственные по духу, не синхронны», то следует сказать, что жизнь – это первичная реальность, дальше целостный процесс, непрерывного творческого становления «живого». Цивилизации имеют свои судьбы, возникая, развиваясь и разрушаясь соответственно циклам времени. Каждая цивилизация имеет свои ценности, и эти ценности меняются.

Арнольд Тойнби рассматривает цивилизации как проходящие одинаковые фазы развития: рождения, роста, крушения, разложения и гибели.

3. Какая из существующих периодизаций экономической истории человечества наиболее приемлема?

Наиболее приемлема, на мой взгляд, периодизация экономической истории Д.Белла, А.Турена (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество).

Цивилизации – это прогрессивное движение общества, движение от простого к сложному, а формации – ступени цивилизаций, которые со временем изжив себя, требуют замены.

В начале 20 в. А.Пенти впервые определил будущее человечества как индустриальную цивилизацию. В 50-70-е годы 20 в. в западной социологии оформилась теория постиндустриального общества, разделившая историю человечества на доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество. Согласно Д.Беллу индустриальное общество отличается от доиндустриального и постиндустриального по доминирующему типу ресурсов, методу их использования, технологии, основанной на капитале, труде или знаниях, по характеру отношения человека к окружающему миру и другим людям.

4. Проанализировать известное высказывание Ф.Броделя: «Внизу – многообразные формы самодостаточной материальной жизни, выше – более сложные проявления экономики, тяготеющей к рыночным отношениям с присущей им свободной конкуренцией и, наконец, венчает «сооружение» капиталистическая деятельность». К какому периоду истории человечества относится это высказывание, чем оно ценно для истории экономики?

В современной западной литературе цивилизованный фактор рассматривается не как историческая данность, а как важнейшее обстоятельство, определяющее развитие.

Французский историк Ф.Бродель представляет мировую экономическую историю как чередование высокоразвитых «миров-экономик», задающих ритм жизни всему человечеству.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема №1. История экономики как наука. 2 iconТема№1 История экономики как наука
Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда (приложение 1)....
Тема №1. История экономики как наука. 2 iconI. История как наука и дисциплина 4 тема II. Возникновение российской государственности 5
Изучение Истории Отечества является неотъемлемой частью подготовки специалиста с высшим образованием, так как способствует рациональному...
Тема №1. История экономики как наука. 2 iconТема История как наука
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Тема №1. История экономики как наука. 2 iconТема Демография как наука Актуальность демографической проблематики....
Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп
Тема №1. История экономики как наука. 2 iconСписок литературы на выставку «Ботаника-наука о растениях» Барабанов Е. И
Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы»
Тема №1. История экономики как наука. 2 iconТема «Биология как наука»
Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об...
Тема №1. История экономики как наука. 2 iconИстория России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения
Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного Опричнина и ее социальные послндствия
Тема №1. История экономики как наука. 2 iconТема История как наука
Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 11 заданий. На выполнение всех заданий отводится 30 минут. Задания необходимо...
Тема №1. История экономики как наука. 2 icon1 Экология как наука. История экологии
Они частично органической, частично неорганической природы; но как те, так и другие имеют большое значение для организмов, так как...
Тема №1. История экономики как наука. 2 iconТема Социология как наука. Основные этапы становления и развития...
Социология – наука о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении,...
Тема №1. История экономики как наука. 2 icon1 История как наука
Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «История»
Тема №1. История экономики как наука. 2 iconПрактикум история экономики
Учебная программа дисциплины «История экономики и экономических учений» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Тема №1. История экономики как наука. 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Вебер и В. Зомбарт в Германии, М. Ковалевский и Д. Виноградов в России. В различных странах эта наука называлась и продолжает...
Тема №1. История экономики как наука. 2 iconЭкономики и менеджмента
Настоящая программа ориентирована на подготовку аспирантов и соискателей ученой степени кандидата экономических наук к экзамену по...
Тема №1. История экономики как наука. 2 iconИстория
Принято считать, что наука как форма познания складывалась в Древней Греции в VII-VI вв до н э., как результат длительного развития...
Тема №1. История экономики как наука. 2 iconУрок 1 Тема урока : Логика как наука. Основные понятия математической логики
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск