Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ





Скачать 300.4 Kb.
НазваниеЭкономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ
страница1/3
Дата публикации22.07.2013
Размер300.4 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

ОРЛОВ Василий Александрович

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
И МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ



Специальность

08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2013

Работа выполнена на кафедре «Прикладной математики» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»


Научный руководитель:

кандидат экономических наук

Романников Александр Николаевич


Официальные оппоненты:

Егорова Наталья Евгеньевна

доктор экономических наук, профессор,

главный научный сотрудник лаборатории микроэкономического анализа и моделирования Центрального экономико-математического института РАН, г. Москва

Кислицына Вера Евгеньевна

кандидат экономических наук,

начальник отдела автоматизации Национального банка Республики Марий Эл Центрального банка Российской Федерации


Ведущая организация:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»



Защита диссертации состоится «15» мая 2013 г. в 10-00 на заседании диссертационного совета Д 212.151.01 в МЭСИ по адресу: 119501, Москва, ул. Нежинская, д.7.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МЭСИ.
Автореферат разослан «___» апреля 2013 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат технических наук, доцент Мастяева И.Н.


  1. Общая характеристика работы


Актуальность темы диссертационного исследования. В течение последних лет в Российской Федерации осуществляется административная и бюджетная реформы: переход на бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). В связи с этим перед субъектами РФ возникли неотложные задачи по преобразованию действующего бюджетного процесса: внедрение новых инструментов бюджетирования, изменение системы управления общественными финансами в целом и муниципальными в частности. Соответственно, БОР с федерального уровня проецируется на уровень субъектов федерации и муниципальных образований, являясь рычагом повышения эффективности бюджетных расходов вплоть до муниципального уровня управления экономикой. При этом возникает необходимость оценки эффективности муниципальных целевых программ (МЦП) на этапах их планирования и реализации.

В настоящее время методы оценки эффективности МЦП продолжают успешно развиваться. Однако наряду с достигнутым прогрессом в развитии этих методов имеются определенные недостатки и недоработки. В частности, не решена задача разработки и развития экономико-математического инструментария анализа эффективности муниципальных целевых программ с учетом экономической, социальной и экологической составляющих; недостаточно проработаны вопросы учёта нестабильности экономической ситуации и рисков, возникающих при реализации программ, что снижает достоверность оценки эффективности муниципальных целевых программ.

Таким образом, в условиях динамичного развития местного самоуправления в целях повышения бюджетной эффективности объективно возникла необходимость совершенствования методов управления муниципальными целевыми программами на основе внедрения современных и перспективных методик оценки эффективности МЦП, что и определяет актуальность задачи исследования.

Состояние разработанности проблемы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых: Л.И. Абалкина,
С.А. Айвазяна, М.П. Афанасьева, А.С. Булатова, В.И. Видяпина, Н.Е. Егоровой, Б.К. Злобина, Н.И. Комкова, В.Н. Лившица, С.А. Логвинова, Я.В. Марковой, В.П. Орешина, Г.А. Парсаданова, А.Г. Силуанова, В.П. Тихомирова,
Л.И. Якобсона, Э.Б. Аткинсона, Г. Бенвенисте, Б. Рендера, Д.Э. Стиглица,
Н. Мэннинга, Н. Парисона, M. Scriven, C. Weiss.

Программно-целевой метод изложен в работах М.П. Афанасьева,
А.М. Лаврова, А.Р. Лейбкинда, Т.Г. Морозовой, Б.З. Мильнера, А.В. Пикулькина, Б.А. Райзберга, А.Г. Лобко, В.Э. Тоскуниной, А.Г. Шишкина, Е.А. Шишкиной,
Д. Осборна, Т. Габлера, Г. Кокинза, Ханса де Брюйна.

Различные варианты оценок эффективности бюджетных расходов предложены в работах В.М. Архипова, П.Л. Виленского, А.М. Емельянова,
С.А. Смоляк, Л.И. Якобсона, R.J. Brent, A. Caplin, C. Dinwiddy, R. Dorfman,
S. Glaister, E. Kula, R. Layard, V. Leahy, S. Marglin, E.J. Mishan, G. Myles,
D. Starret, L.A. Sjaastad, D.L. Wisecarver и др.

Учет экономических неопределенностей и рисков с применением элементов теории нечетких множеств рассмотрен в работах А.О. Недосекина, W. Behrens, P.M. Hawranek, L.A. Zadeh, В.Е. Кислицыной, А.Н. Романникова.

В исследованиях Е.С. Быковой, А.М. Емельянова, С.Ю. Рогановой,
С.Н. Рябухина, Е.А. Шакиной, В.Е. Кислицыной получили развитие методики оценки эффективности бюджетных расходов. В работах С.П. Борисовой,
Н.В. Зенчевой, В.Е. Кислицыной, И. А. Косякова, В.Д. Лукиной, О.И. Мокрецовой, А.Н. Романникова, М.В. Чуба рассматривались программно-целевые методы и различные аспекты оценки результативности бюджетных расходов.

Наряду с достигнутым прогрессом в развитии методов оценки эффективности МЦП имеются существенные недоработки:

  • недостаточно полно учитываются целевые показатели, характеризующие выполнение МЦП, которые могут быть измеримы как в денежном, так и в натуральном выражении, а также оцениваться косвенно;

  • не разработаны процедуры выбора критериев оценки эффективности бюджетных расходов и определения результативности целевых программ;

  • недостаточно исследованы с учетом рисков и экономической неопределенности экономическая, социальная и экологическая составляющие эффективности МЦП.

На основе обобщения результатов исследований по данной проблеме выявлена необходимость развития научно-практического аппарата оценки эффективности МЦП путем применения методов экономико-математического моделирования.

В основе исследований по проблеме лежит суждение о возможности совершенствования системы управления и повышения эффективности муниципальных целевых программ на основе внедрения передовых методов оценки эффективности их реализации. При этом расчет эффективности МЦП осуществляется с учетом экономической неопределенности, а также социального и экологического эффектов.
Объектом исследования являются муниципальные образования, осуществляющие разработку и реализацию целевых программ.
Предметом исследования являются комплексные методы оценки эффективности реализации МЦП на основе экономико-математического инструментария.
Цель работы – оценка эффективности МЦП с учетом экономической, экологической и социальной составляющих, а также экономических рисков и неопределённостей реализации программ.

В работе поставлены следующие задачи:

  1. Разработать принципы измерения и оценки эффективности МЦП с учетом наиболее существенных экономических, социальных и экологических аспектов.

  2. Сформулировать экономико-математическую модель оценки эффективности МЦП.

  3. Создать алгоритм сценарных расчётов для оценки эффективности МЦП.

  4. Разработать программу реализации экономико-математической модели оценки эффективности МЦП.

  5. Провести расчеты и оценить эффективность моделирования конкретной МЦП.

  6. Предложить рекомендации по использованию полученных результатов.

Область исследования. Работа выполнена в соответствии с п. 1.2 «Теория и методология экономико-математического моделирования, исследование его возможностей и диапазонов применения: теоретические и методологические вопросы отображения социально-экономических процессов и систем в виде математических, информационных и компьютерных моделей» и п. 2.3 «Разработка систем поддержки принятия решений для рационализации организационных структур и оптимизации управления экономикой на всех уровнях» Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) по специальности 08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики.

Теоретические и методологические основы исследований состоят в развитии экономико-математического инструментария, ориентированного на совершенствование процессов и оценку эффективности управления на уровне муниципальных образований, и позволяющего учитывать экономические, социальные и экологические аспекты характера задачи.
Научная новизна. В основе полученных в ходе исследования результатов, составляющих научную новизну работы, лежит разработанная автором концепция и методы оценки эффективности МЦП с учетом экономических неопределенностей и рисков, а также внешних эффектов, возникающих в процессе реализации программы.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором и имеющие элементы научной новизны, состоят в разработке:

  1. Концепции комплексной оценки эффективности МЦП на этапах планирования и реализации, включающей в себя, в отличие от других современных подходов, оценку экономических, экологических и социальных эффектов с учётом экономических неопределенностей и рисков.

  2. Оптимизационной модели линейного программирования, которая, в отличие от других современных моделей аналогичного назначения, включает в себя в составе ограничений целевые показатели программы в виде нечётких чисел.

  3. Способов реализации сценарных расчётов на базе вероятностного и нечёткого подходов, которые в отличие от применяемых в настоящее время методов позволяют более эффективно реализовать процедуру оценки МЦП по совокупности экономических, экологических и социальных критериев.

  4. Информационной базой для реализации оптимизационной модели на примере конкретной МЦП, ориентированной на применение энергосберегающих технологий и повышение эффективности функционирования муниципальных образований, отличительной особенностью которой является отображение данных, характеризующих социальные и экологические эффекты.


Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанного экономико-математического инструментария для совершенствования управлениями экономическими процессами на уровне муниципальных образований. Предложенные вероятностный и нечеткий варианты расчета показателей эффективности МЦП могут являться научно-методической основой при разработке конкретных экономических, экологических и социальных проектов и программ.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке экономико-математического инструментария оценки эффективности МЦП, позволяющего проводить анализ и повышать результативность работы муниципальных образований. Рекомендации по повышению эффективности МЦП разработаны на основе анализа типовых процессов и технологий управления в реальных муниципальных образованиях на примере г. Благовещенска.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обусловлена применением современных теории и методов решения задачи, всесторонним анализом и верификацией результатов с использованием общепринятых методов и критериев, а также на основе осмысления и обобщения работ других авторов.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, март 2012), V Международной научной конференции «Теория и практика современной науки» НИИЦ «Институт Стратегических Исследований» (Москва, апрель 2012), VIII Международной научной конференции «Теория и практика современной науки» НИИЦ «Институт Стратегических Исследований» (Москва, декабрь 2012).

Основные результаты диссертационной работы были внедрены при формировании и управлении муниципальными целевыми программами города Благовещенска. Все концепции, модели и методики, разработанные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики при обучении по направлениям «Государственное и муниципальное управление» и «Экономика», а так же как практические примеры в дисциплинах, изучающих нечетко-множественный аппарат принятия решений.
Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в пяти печатных работах, в том числе трех работах, включенных в перечень ВАК РФ, общим объемом 3,1 авт.л.
Структура диссертационной работы. Диссертация изложена на 157 стр. и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В работе приведены 23 рисунка и 6 таблиц. Список литературы включает 122 позиции.

Во введении формулируется актуальность работы, определяются цель, задачи, объект и предмет, научная новизна, теоретические и методологические основы и практическая значимость исследования, а также основные положения диссертации, выносимые на защиту.

В первой главе «Состояние и особенности реализации муниципальных целевых программ» рассмотрены современные тенденции развития МЦП в рамках реформирования бюджетного процесса; бюджетирование, ориентированное на результат; показатели эффективности целевых программ, основанные на экономических, социальных и экологических эффектах реализации МЦП при сопоставлении их с денежными и ресурсными затратами; возможности экономических рисков и неопределенностей.

Во второй главе «Методологические основы оценки эффективности муниципальных целевых программ с использованием экономико-математических методов» рассмотрена предложенная автором концепция оценки эффективности программных мероприятий на всех этапах выполнения МЦП с учетом рисков и неопределенностей экономической ситуации и возникновения внешних эффектов (экстерналий).

В третьей главе «Экономико-математическая модель и оценки эффективности муниципальных целевых программ и её применение (на примере энергосберегающих программ)» представлена разработанная автором экономико-математическая модель и результаты расчетов для реальных МЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в г. Благовещенске на 2010-2014 годы», подтверждающие как корректность теоретических положений, так и практическую направленность работы.

В заключении представлены основные результаты и выводы диссертационного исследования.


  1. Положения, выносимые на защиту




  1. Концепция комплексной оценки эффективности МЦП


Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, направленного на распространение финансовых и управленческих технологий бизнеса и частного сектора на деятельность государственного (муниципального) аппарата, получило широкое распространение в мире. Управленческие технологии, основанные на БОР, стали неотъемлемыми элементами реформирования системы управления общественным сектором в странах ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития). Наиболее активно внедрение программно-целевого управления развитием муниципальных образований осуществлялось в Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Канаде, Германии и США. При этом бюджетные процессы в Австралии и Новой Зеландии представляют собой наиболее полномасштабный вариант применения программно-целевого метода.

Одним из важнейших элементов реализации БОР является оценка результативности и эффективности МЦП. Основной теоретический фундамент процедур оценки различных программ и проектов был заложен в научных трудах C. Weiss и M. Scriven. Анализ опыта внедрения БОР и реализации МЦП в России и за рубежом, а также изучение ряда работ, посвященных оценке эффективности целевых программ, показал, что существуют две разные модели БОР. В проблемно-ориентированной модели критерием результативности деятельности государственных органов является решение социально-экономических проблем населения, в сервисной модели БОР критерием служит качество предоставления услуг. Российским условиям в наибольшей степени отвечает проблемно-ориентированная модель БОР, учитывающая остроту социально-экономических проблем в РФ. Однако при оценке эффективности МЦП в рамках проблемно-ориентированной модели в отличие от сервисной модели БОР могут возникнуть трудности по причине некорректно заданных целевых показателей.

Таким образом, выбор целевых показателей является ключевым вопросом в задачах оценки МЦП. От правильного выбора показателей в ходе формирования программы во многом зависит успешность оценки эффективности выполняемой муниципальной целевой программы. Для достижения каждого заданного целевого показателя формируются программные мероприятия. Реализация всей совокупности программных мероприятий обеспечивает достижение всех целевых показателей и реализацию целевой программы в целом.

Если целевые показатели имеют разную размерность (стоимостная, натуральная), то эффективность МЦП выражается соответствующей группой показателей. При реализации муниципальной целевой программы в некоторых программных мероприятиях могут быть задействованы не только бюджетные ресурсы, но и привлекаемые внебюджетные средства, которые должны учитываться в затратах. Для выполнения программных мероприятий, имеющих экономическую выгоду, целесообразно привлекать сторонних инвесторов в лице коммерческих хозяйствующих субъектов.

В таблице 1 представлен обзор ключевых показателей эффективности бюджетных расходов при реализации МЦП, которые классифицированы автором на основе представимости их в денежном или натуральном выражении, а также путём косвенной оценки.

Анализ таблицы 1 показывает, что используемые показатели в недостаточной мере учитывают экологическую и социальную составляющие эффективности, а также неопределённости и риски реализации программ.

Имеется два способа учета неопределенности и рисков: вероятностный и нечеткий. Вероятностный способ применяется в том случае, когда параметры экономической системы целесообразно, удобно и возможно представить в виде вероятностей их возникновения, например, если ставится цель оценить риски наступления события. Нечеткий способ используется в том случае, когда прогнозные параметры целесообразно представить в виде возможных диапазонов (когда можно только определить интервалы, в которые могут попасть параметры).

На основе этих подходов по-разному формализуется неопределенность. В теории вероятностей рассматривается статистическая неопределенность (например, вероятность поражения цели равна 0,9). Теория нечетких множеств позволяет работать с лингвистической неопределенностью, например, меткий стрелок. Эти виды неопределенности формализуются с помощью: функций распределения - в теории вероятностей, функций принадлежности - в теории нечетких множеств.

Таблица 1- Классификация методов оценки и ключевых показателей эффективности бюджетных расходов при реализации МЦП
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconВасильев е. П. Экономико математические методы и модели часть I
Лукинова С. Г., Шатохина Л. В., Васильев Е. П. Экономико-математические методы и модели Часть I. Учебно-методический комплекс. –...
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«о порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения...
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели»
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств...
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconАдминистрация зерноградского района постановление
Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, реализуемым за счет средств...
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconПостановление От 27 мая 2011 г. N 136-па об утверждении краевой целевой...
Об утверждении Порядка принятия решений о разработке краевых долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Приморском...
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconОб утверждении государственной целевой программы
Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства...
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconЗа отчетный период в рамках мероприятий
Информация о реализации мероприятий окружных долгосрочных целевых программ и сведениям о выполнении муниципальных целевых программ,...
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconО ходе выполнения долгосрочных (федеральных) целевых программ и реализации...
...
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconФгбоу впо «сгэу» от 09. 11. 2012г. № Решение ученого совета Самарского...
«Математическое моделирование», «Математические модели в финансовых операциях», «Методы оптимизации», «Экономико-математические методы...
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconПостановление от 07 июня 2012 г. N 186-пр об утверждении государственной...
Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства...
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconМатематические методы и модели
Габрин К. Э., Математические методы и модели: Семестровое задание и методические рекомендации к решению задач. – Челябинск: Издательство...
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconПостановление от 05 мая 2012 г. N 146-пр об утверждении государственной...
Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства...
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconПрограмма дисциплины «Экономико-математические методы и модели в...
...
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconМетодические указания по выполнению реферата по учебной дисциплине...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ iconМетодические указания по выполнению реферата по учебной дисциплине...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск