Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика





НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика
страница1/13
Дата публикации22.02.2015
Размер2.06 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н. П. ОГАРЕВА»

Л.А. Кормишкина, О.М. Лизина

теневая Экономика

(институциональный подход)
учебное пособие

для вузов


саранск

издательство моровского университета

2009

УДК

ББК

Кормишкина Л. А.

Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 136 с.

ISBN

В учебном пособии рассмотрены основные причины, формы и последствия теневой экономической деятельности. Особое внимание уделяется специфике теневой экономики в России. Нелегальная экономика исследуется с позиции институциональной теории.

Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических вузов.
Рецензенты:

кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин

Средне-Волжского (г. Саранск) филиала ГОУВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции РФ»;

декан факультета управления и права ГОУВПО «Марийский государственный технический университет» кандидат экономических наук, профессор Н.И. Ларионова


ISBN © Л.А. Кормишкина, О.М. Лизина.,

2009

© Оформление. Издательство Мордовского

университета, 2009

.

Сведения об авторах

К

ормишкина Людмила Александровна –
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Автор имеет более 150 научных и учебно-методических публикаций. Сфера научных интересов – проблемы цикличности и кризисов в трансформационной экономике; национальная экономическая безопасность.
Лизина Ольга Михайловна – кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической теории ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им Н. П. Огарева». Автор 10 научных работ и учебно-методических публикаций. Сфера научных интересов О. М. Лизиной – теоретические проблемы теневой экономики.



Предисловие
Особенностью современного развития экономической науки является все большее внимание ученых-экономистов к правовым институтам. В этой связи несомненный интерес вызывают теоретические и практические исследования в сфере институциональной экономики, с точки зрения которой по-новому смотрятся многие проблемы и явления хозяйственной деятельности, ранее понимавшиеся иначе или не изучавшиеся экономистами вообще. В числе таких проблем вполне можно назвать феномен теневой экономики и коррупции в российском обществе. И это в полной мере оправданно.

В трансформирующихся социально-экономических системах роль теневой экономики неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы их работникам, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства.

Несмотря на наличие в российской экономике и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах остается сложной и характеризуется ростом налоговой и экономической преступности во всех базовых отраслях отечественной экономики, ее массовостью и высокой степенью латентности, постоянным усложнением применяемых схем и способов уклонения от налогообложения, в том числе основанных на несовершенстве действующего законодательства. Это дает основание рассматривать теневизацию экономической деятельности как угрозу национальной безопасности и обусловливает необходимость всестороннего изучения указанного экономического феномена.

Основной целью предлагаемого учебного курса «Теневая экономика» является формирование у студентов необходимых экономических знаний, позволяющих объяснять причины, сущность и социально-экономические последствия теневой экономической деятельности, а также формировать способности к разработке мер и мероприятий по борьбе с теневизацией экономики.

Задача изучения дисциплины состоит в реализации требований, установленных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к подготовке специалистов в области экономики и права.


В результате изучения курса студенты должны:

овладеть теоретическими и практическими навыками по определению причин теневизации экономической деятельности и оценке масштабов теневого сектора экономики;

знать истоки теневой экономики и ее состав, социально-экономические последствия теневизации экономической деятельности;

уметь разграничивать «нормальный» (легальный) бизнес, «серую» (нелегальную) экономику и «черный» (откровенно криминальный) бизнес; вырабатывать рекомендации по снижению уровня теневизации и криминализации экономики.

Сфера профессионального применения полученных знаний

Приобретенные знания, умения и навыки являются необходимыми для подготовки экономистов и специалистов в области права. Они могут быть использованы при решении управленческих и других задач. Так, овладение вопросами теневой экономики позволит предотвращать возможный ущерб вследствие нелегальной (противоправной) деятельности по использованию корпоративных ресурсов.

Необходимый объем знаний для изучения данной дисциплины

Для успешного изучения дисциплины студентам необходимо знать базовый курс экономической теории в полном объеме, предусмотренным учебным планом, микро- и макроэкономику, институциональную экономику, общую теорию статистики, экономическую безопасность, систему общего и кодифицированного права.

В данном учебном пособии авторы сочли необходимым отразить теоретическое осмысление различных факторов теневизации экономической деятельности в трудах зарубежных и российских экономистов и социологов.

Глава 1. Теневая составляющая экономической

деятельности: содержание и основные понятия
1.1. Сущность и структура теневой экономической

деятельности
Теневая экономическая деятельность уже давно вышла за рамки официальной экономики и паразитировала во всех сферах жизни общества: от экономики до­машних хозяйств до крупных предприятий, затрагивая деятельность государства и изменяя уровень и образ жизни населения страны. Все это позволяет сделать вывод, что теневая экономика должна рассматриваться как особый сегмент общественного хозяйства, обладающий следующими системными свойствами:

  • всеобщностью;

  • целостностью;

  • связью с внешней средой, проявляющейся в процессе взаи­модействия с ней через тесное переплетение с официальной экономикой посредством легальных хозяйствующих струк­тур, а также с институтами государства и общества;

  • структурностью, заключающейся в наличии устойчивых свя­зей и отношений внутри теневой экономики, обеспечиваю­щих ее целостность и тождественность самой себе, т. е. способностью к сохранению ее основных свойств при различ­ных внутренних и внешних изменениях; иерархичностью (как частный случай структурности) — расположением частей и элементов теневой экономики как целого в порядке от высшего к низшему;

• способностью к самоорганизации и непрерывному разви­тию, органичному включению в мировые экономические связи (посредством, например, широкого использования офшорных компаний организованными структурами, функ­ционирующими в теневой экономике); целенаправленно­стью и наличием универсального механизма функционирования, заключающихся в общности типовых приемов и способов достижения целей функционирования (особенно в наиболее опасном секторе теневой экономики — в нелегальном, или криминальном, бизнесе);

• наличием в одном целом двух противоположных начал – конструктивного (производительный сектор) и деструктивного (криминальный сектор)1.

Понятие «иерархичность» характеризует развитую и упорядоченную форму структуры, ее многоуровневость. Каждый элемент теневой экономики, в свою очередь, может рассматриваться кик система, а сама теневая экономика представляет собой один из компонентов более широкой системы — национального хозяйства.

В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки.

Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта: а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике; б) нелегальная (неформальная, по терминологии СНС-93) занятость, работа по найму; в) запрещенная законодательством экономическая деятельность.

Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.

Существуют еще два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.

Домашняя экономика представлена сферой общественно необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.

Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.

Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружеских отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т. п.

Общинная экономика – это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.

Признаками общинной экономики являются: производительный, непротивоправный характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываемый характер.

Однако данные сектора, по мнению А. К. Бекряшева, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытия от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрирации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправданно и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.

Иерархическая структура теневой экономики характеризуется множеством связей между компонентами, наиболее характерными из которых являются связи координации и субординации. Коорди­нация (упорядоченность по горизонтали) и субординация (упорядоченность по вертикали) свойственны современной российской теневой экономике, поэтому теневая экономика не только иерархическая, но и сетевая структура.Четкая структурированность теневой экономики позволяет сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства с аналогичной официальной системой управления2.

Теневая экономика организована по принципу пирамиды. Форма пирамиды выбрана не случайно. Во-первых, она поддерживает вертикальность (зависимость «ниже расположенных» от «выше расположенных») взаимодействия субъектов теневой экономики. Во-вторых, с определенной долей допущений наглядно свидетельствует о количестве участников каждого горизонтального сегмента.

Условно пирамида представляется состоящей из трех сегментов (первый – вершина). Безусловно, что для каждого мезо-, микро- и макроуровня государственного устройства содержание пирамиды будет различно. При более подробном построении пирамиды на федеральном уровне каждый сегмент скорее будет представлять некую рельефную совокупность, образованную группировками элементов при слиянии пирамид мезо- и микроуровней государственного устройства страны.

В общем виде пирамида субъектов теневой экономики представлена исследователем в области теневой экономики и России В. К. Сенчаговым (рис. 1)3.

Вершину четырехгранной пирамиды образуют: 1) первые лица исполнительной власти, а также поддерживающая свита законодательных органов, первых лиц судебных, следственных, фискальных органов, обладающих реальными возможностями для принятия нужных решений; 2) финансово-промышленный капитал – бизнесмены с капиталами, соизмеримыми с бюджетами микро- и мезоуровней; 3) организованное преступное сообщество – криминальные бизнесмены, которые, с одной стороны, являются представителями крупного бизнеса, а с другой – криминального мира; 4) авторитарно-иерархический институт православной церкви – крупнейший владелец недвижимости с огромным оборотом наличных денежных средств, закрытым от государственного вмешательства.

Рис. 1. Субъекты теневой экономики
Средний сегмент пирамиды образуют предприниматели, коммерсанты, финансисты, промышленники. Этих людей объединяет одно – желание и возможность выступить основой среднего класса страны с нормальной рыночной экономикой. К этому классу можно причислить и ряд «средних» (по уровню воздействия) чиновников, криминальных элементов, использующих свое положение в корыстных целях.

Потенциальными союзниками теневиков среднего сегмента пирамиды, по нашему мнению, выступает подавляющая часть третьего сегмента – подножия пирамиды, которое представлено наемными работниками, рядовыми государственными служащими, рядовыми криминальными элементами.

Условное обозначение теневых уровней и форм деятельности может быть следующим: чиновник, олигарх, криминальный элемент, предприниматель, наемный рабочий. Подобные выделения совпадают и с обозначением нетеневых уровней и форм экономической деятельности (за исключением криминальных элементов). Это объясняется тем, что существенная часть населения страны вовлечена в теневую деятельность.

Ущерб, наносимый государству и обществу двумя верхними «слоями» пирамиды субъектов теневой экономики, несравним с потерями экономики, создаваемыми подножием пирамиды. Дело не только в объемах материального ущерба. Коррупция, например, разрушает основы государственности.

Теневая экономика выступает как самоорганизующаяся, адаптивная система. Она в кратчайшие сроки приспосабливается к внешнему воздействию (государства и его правоохранительных, контрольных, фискальных, надзорных и иных органов), непрерыв­но развивается в соответствии с общими экономическими принци­пами и находится в гармоничном равновесии со своей средой.

Как и у любого сегмента (системы), у теневой эко­номики можно выделить пять основных стадий эволюции: зарождение, развитие, зрелость, упадок и гибель, которые отражают особенности как самой теневой экономики, так и эконо­мической системы, в рамках которой она функционирует.

В тех или иных формах теневая экономика присуща любой эко­номической системе и погибает только вместе с ней и государством, которое регулирует экономические отношения правовыми нормами. Полностью уничтожить теневую экономику никогда не удастся. Речь можно вести только об уменьшении ее масштаба и уничтожении наиболее опасных для общества форм.

Теневая деятельность осуществляется практически в любой сфере общественной жизни.

В сфере производства присутствуют: фальсификация продукции, перевод прибыли за рубеж, подкуп чиновничества с целью получения госзаказов, бартерные сделки, искусственное банкротство, использование труда нелегальных мигрантов, задержки заработной платы.

В сфере торговли: продажа фальсифицированных продуктов, контрабанда, челночная торговля.

В финансово-кредитной сфере: отмывание «грязных» денег, финансовые операции под видом различных некоммерческих фондов.

В сфере услуг: фирмы-однодневки, искусственные консалтинговые услуги, связь охранных фирм с криминальными структурами.

В сфере образования: платное написание курсовых работ, дипломов, диссертаций; незаконное репетиторство, взятки за поступление в вуз, прохождение учебы, получение диплома.

И это лишь малая доля всех примеров теневой деятельности.

Анализируя вышесказанное, можно заключить, что теневая экономика может быть определена как система особых экономических отношений, которые складываются между отдельными индивидами, группами индивидов, ин­ституциональными единицами по производству, распределению, перераспреде­лению, обмену и потреблению материальных благ и услуг и определяются общим состоянием экономики, уровнем жизни населения и исходящими от государства ограничениями.
1.2. Основные подходы к исследованию феномена

теневой экономики
Анализ отечественных и зарубежных источников по проблемам теневой экономики показал, что все определения данного явления, используемые в ли­тературе, даются автора­ми для нужд каждого конкретного исследования. В общем виде все подходы можно разделить на следующие группы.

1. Экономический подход, в рамках которого теневая экономика исследуется на глобальном, макро- и микроуровнях, а также в институциональном аспекте.

2. Правовой подход, при котором критерием отнесения деятельнос­ти к теневой выступает ее противоправный характер.

3. Учетно-статистический подход, в рамках которого главным критерием высту­пает отсутствие регистрации этой деятельности официальной статисти­кой.

4. Криминологический подход, при котором рассматривается наносимый обществу вред.

5. Комплексный подход, основывающийся на сочетании указанных критериев.

6. Кибернетический подход.

Особенностью экономического подхода является изучение влияния теневой экономики на эффективность экономической политики, распределения и использования экономических ресурсов, разработка надежных методов ее оценки и измерения.

На уровне глобальной экономики рассматриваются международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).

На макроуровне анализируются теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияния на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост и другие макроэкономические процессы.

На микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятия решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки.

Институциональный уровень анализа ставит в центр социально-экономические институты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.

Правовой подход. В качестве ключевого критерия выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативной системе регулирования. Конкретными критериями являются: уклонение от официальной или государственной регистрации, от государственного контроля; противоправный характер.

Д. Макаров4, В. М. Есипов5 главной отличительной особенностью теневой экономической деятельности считают ее неконтролируемый характер. Последний заключается в недоступности экономической информации для ее получения открытыми контрольными методами.

В. О. Исправников и В. В. Куликов для отнесения экономических явлений к теневым использует критерий противоправности и уклонения от официальной регистрации6.

П. Ореховский использует для отнесения к теневой экономике более жесткий критерий - отсутствие государственной регистрации сделок7.

Б. Даллаго (B. Dallago) для обозначения теневых экономических процессов использует понятие «иррегулируемая экономика», под которой понимается деятельность экономических агентов, которая не подчиняется регулярным правилам и законам или каким-либо образом скрыта от государственных органов управления и контроля8.

Учетно-статистический подход. При учетно-статистическом подходе основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последовательным и развитым является учетно-статистический подход на основе методологии системы национальных счетов (СНС) ООН. Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС – максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП).

В соответствии с методологией СНС все проявления теневой экономики делятся на две группы:

а) продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются в составе ВВП;

б) преступления против личности и имущества, не включаемые в состав ВВП и фиксируемые на специальном счете для уменьшения статистических погрешностей.

В состав производительной части теневой экономики, включаемой в ВВП, входят следующие элементы:

1. Показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств.

2. Показатели неформальной (неофициальной легальной) деятельности, в том числе:

  • деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;

  • деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т. п.).

3. Показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:

  • легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений);

  • нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).

Криминологический подход. В рамках подходов, которые могут быть обозначены как криминологические, используется критерий общественной вредности (опасности). Так, К. Улыбин для выделения теневых экономических отношений использует критерий деструктивности, нанесения вреда обществу и его членам, присвоение нетрудовых доходов9. Если критерий получения нетрудовых доходов можно не учитывать как явно не адекватный современному типу экономики и основанный на ортодоксальной политико-экономической теории, то второй критерий однозначно оценить вряд ли возможно. Идея общественной вредности обладает значительным конструктивным потенциалом, поскольку позволяет рассматривать объект относительно независимо от действующей системы правового регулирования.

Интегративный (комплексный) подход. При данном подходе задействуются различные концепции (правовые, статистические, экономические, социальные, этические) и группы критериев, которые в своей совокупности отражают сущностные аспекты реальной действительности и реализуют возможность их плодотворного синтеза.

Исходя из имеющихся исследований, представляется целесообразным выделить несколько критериев, позволяющих классифицировать теневую экономику: по субъектам; по основным целям и мотивам теневой деятельности; по масштабам нанесенного обществу ущерба; по степени ответственности государства за существование теневой экономики; по характеру отношения общества к теневой экономики. На основе перечисленных критериев можно выделить криминальную и вынужденную внелегальную экономику (таблица 1). Цель субъекта в обеих экономиках одна – получение экономической выгоды; отличие состоит в достижении этой цели и в степени личной мотивации: в криминальной экономике субъектами движет жажда к беспредельному личному обогащению, в вынужденной внелегальной экономике – выживание в условиях жесткого налогового пресса, административного и криминального беспредела и т. д.

Таблица 1 – Характеристика типов теневой экономики





Криминальная экономика

Вынужденная внелегальная экономика

Субъекты

Традиционный криминал, мафия, олигархи, коррумпированное чиновничество, крупный и средний бизнес

Мелкие и средние предприниматели, самозанятые, домашнее хозяйство

Характер деятельности по целям и мотивам

Преднамеренная, направленная на личное обогащение

Вынужденная, связанная с выживанием

Методы недобросовестной конкуренции

Неуплата налогов, сговоры на рынке, подкуп государственных чиновников, физическое воздействие на конкурентов

Неуплата налогов

Характер деятельности по последствиям и масштабам ущерба

Ярко выраженная антисоциальная, преступная

Внелегальная, не несущая обществу серьезной угрозы

Отношение населения

Негативное

Сочувственное, терпимое


Источник: Попов Ю. Н., Тарасов М. Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: учебник. М., 2005. С. 34.
В рамках кибернетической концепции теневая экономика рассматривается как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором.

Возможно, наиболее существенно различается понимание теневой экономики в зависимости от того, избирается ли теоретический либо операциональный подходы.

При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.

Для операционального подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики.

1.3. Основные факторы динамики прогрессирующих

теневых процессов
Всю совокупность условий, оказывающих влияние на существование и постоянное воспро­изводство теневой экономики можно разделить на группы в зависимости от типа отношений.

К первой группе причин относятся ан­тропологические факторы. Они связаны с противоречивой природой человека. Современная психология и антропология научно подтвердили основные постулаты религиозных учений о двойственной природе человека: человек является ареной борьбы добра и зла, при этом добро далеко не всегда побеж­дает. Человек состоит из двух противоположностей; в нем происходит борьба между светлым и черным, добром и злом. Ему свойственны честность и лживость, самопожертвование и эгоизм, щедрость и жадность. Одним из основных постулатов всех религий является то, что человек по своей природе грешен.

Внутриличностный кон­фликт между добром и злом разрешается в зависимости от су­ществующей системы общественных отношений: историче­ских традиций, законодательства, морально-нравственных ус­тоев общества и т.п. Человеку свойственно стремление получить больше, затра­тив при этом меньше усилий. Его природу изменить нель­зя; на нее могут влиять окружающая среда, воспитание, образование. При от­сутствии или слабости ограничителей рационализм побуждает человека к теневой деятельности. Таким образом, теневая составляющая в той или иной степени всегда будет присутст­вовать в его хозяйственной деятельности.

Ко второй группе причин, порождающих теневую экономи­ку, мы относим экономические факторы, присущие рыночно­му хозяйству. Они связаны с перекосами в налоговой политике государства, недостаточной степенью насыщения рынка товарами и услугами, разбалансированностью между различными сферами и отраслями народного хозяйства, низкой покупательной способностью населения.

По мнению Ю. Н. Попова и М. Е. Тарасова, значительный вклад в разработку теории поведения хозяйст­вующих субъектов на микроуровне внес институционализм, представители которого обусловливали внелегальное осуществление экономической деятельности высокими трансакционными издержками этой деятельности, если она ведется в рамках закона. Различные ви­ды таких издержек охватывает термин «цена подчинения зако­ну», который включает издержки:

  • доступа к закону (затраты на регистрацию юридического лица, на получение лицензии, на открытие счета в бан­ке, на получение юридического адреса и выполнение иных формальностей);

  • продолжения деятельности в рамках закона (выплата налогов, выполнение требований закона в области тру­довых отношений, выплата судебных издержек при раз­решении конфликтов в рамках легальной судебной си­стемы).

Таким образом, существует прямая зависимость между вы­сокой ценой подчинения закону и масштабами теневой эконо­мики. Решение о выборе экономическим субъек­том легальной или внелегальной институциональной среды для своего бизнеса определяется через сопоставление трансакционных издержек, возникающих при совершении сделок в первом и во втором случаях. Стимулы к добровольному подчинению закону появля­ются у индивида только при условии, что государство способ­но содействовать реализации его интересов через снижение трансакционных издержек в легальном секторе экономики.

Экономические причины теневой экономики можно также связать с проблемой конкуренции в рамках рыночного хозяйства. В этом смысле теневую экономику можно рассматри­вать как одну из форм несовершенной конкуренции, при которой нарушаются не только правовые, но и морально-этические нормы. Исследования объема теневой экономики в странах с развитыми рыночными отношениями показали, что удельный вес теневой экономики значительно ниже, чем в странах с переходной экономикой. Становится очевидным, что по мере формирования зрелых рыночных отношений здоровая конкуренция способна вытеснить теневую экономику.

С другой стороны, для рыночной экономики характерны неравномерное развитие различных секторов эко­номики, инфляция, резкие колебания обменных курсов и т.п. Это в свою очередь является благоприятной почвой для теневых операций, и, следовательно, теневая экономика может принять гипертрофированные масшта­бы, если государство не способно эффективно регулировать экономику.

Если рассмотреть экономическую природу теневого сектора через схему влияния налогов на предложение товара, то можно увидеть, что в отсутствие налогов предложение товаров, так же как и прибыль фирмы, оказывается больше, чем при наличии налогов. То есть введение налогообложения сдвигает кривую предложения вверх, и равновесие на рынке достигается при более высоком уровне цен. Тогда уход от налогообложения есть нормальная реакция экономического агента, стремящегося максимизировать свою функцию полезности путем минимизации совокупных издержек, в состав которых для него естественным образом включаются и налоги. В пользу этого предположения Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП) был проведен опрос. На вопрос: добровольно ли руководитель предприятия осуществляет теневые сделки, 28 % респондентов ответили, что руководитель принимает такое решение самостоятельно, 65 % полагают, что он вынужден так поступать, и 7 % оценили такие действия как действия по привычке10. Таким образом, 81 % всех случаев теневого поведения предприятий объясняется рациональным стремлением максимизировать экономическую выгоду.

Механизм влияния повышения ставок налогов на рост теневой экономики в общем случае можно описать следующим образом. Рост теневого сектора приводит к сокращению легального сектора, сокращение легального сектора требует от государства увеличить налоги на легальную деятельность, что в свою очередь повышает привлекательность теневого сектора.

К третьей группе причин относятся правовые факторы, связанные с несовершенством законодательной базы и механизма координации борьбы с экономической преступностью, неэффективной деятельностью правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности.

Совершенствование правовой базы носит нескончаемый характер. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой позволяют субъектам теневой эко­номики использовать те «прорехи», которые образуются в право­вой сфере, и быстро устремляться туда.

Опе­рации в домашнем хозяйстве государство технически не способно контролировать, поэтому данный сектор регу­лируется в основном не правовыми нормами, а сложившимися практикой, обычаями и традициями.

Еще одной правовой проблемой является распространение норм правового акта на различные по масштабам экономические субъекты. Крупные корпорации, используя свою финансовую мощь, иногда оказывают давление на законодателей, которые могут принимать правовые акты в угоду избранным социаль­ным группам.

К четвертой группе причин, объясняющих феномен тене­вой экономики, мы относим социально-политические факторы. Они связаны с достаточно низким авторитетом государственной власти у населения, нарушением обязательств социальной направленности со стороны государства, наличием в обществе социально-психологических настроений и ориентиров, степенью разрешения социально-экономических проблем общества.

Не только отечественный, но и международный опыт свидетельствует: как только эта сис­тема разрушается или дает сбои, теневая экономика получает дополнительные стимулы для развития. Противоречия между потребностями развития экономики и проводимой государственной политикой так­же оказывают существенное влияние на процесс формирова­ния теневой экономики.

Одним из принципиальных является вопрос об отноше­ниях власти и частной собственности. Известно, что их слияние формирует всесильную олигархию, существование которой со­здает качественно новые черты теневой экономики. Государственная казна недополучает огромное количество средств, малый и средний бизнес оказываются в еще более не­равноправном положении и т. д. Многие сделки за­ключаются в тени кабинетов власти. С точки зрения закона эти сделки не поддаются учету и контролю, но, по существу, их следует отнести к те­невой экономике. Слабость политической власти является ос­новной причиной коррупции государственного чиновничества, которая, в свою очередь, ведет к увеличению масштабов тене­вой экономики.

В пятую группу причин входят социальные факторы. Одной из главных проблем общества по-прежнему остается социальная дифференциация общества – характерная и, по-видимому, неотъемлемая составляющая рыночного хозяйства.

Теневая деятельность «затягивает» значительные массы обездоленных людей в силу существования деформированных, деструктивных отношений в социальной сфере. Численность потенциальных участников теневой экономики определяет именно структура общества. В теневую эко­номику массово вовлекаются преимущественно представители малоимущих и маргинальных слоев: молодежь, безработные, ра­бочие-мигранты и т.п. По численности они составляют основную прослойку участников теневой экономики. Наличие в составе населения тех или иных «групп риска» и численность таких групп составляют «теневой потенциал» общества.

Так, основная масса непосредственных исполнителей собствен­но преступных экономических действий также формируется в среде малообеспеченных маргинальных слоев населения. Тя­желое социальное положение заставляет молодых людей уча­ствовать в криминальных группировках, женщин — занимать­ся проституцией, безработных — подпольным бизнесом, рабо­чих-мигрантов — искать рабочие места в основном в теневом секторе экономики.

Теневая деятельность нашла широкое распространение и в трудовых отно­шениях. В случае отсутствия официальной регистрации самого бизнеса естественно, что и трудовые отношения не регулируются законодательными нормами и трудовыми контрактами, а строятся на неформальных договоренностях. Так, на основе устной догово­ренности осуществляется более половины всех наймов на дополнительную работу.

Но теневые отношения широко распространены и на вполне легальных предприятиях. Более того, теневые и легальные операции настолько переплелись, что нередко их трудно отличить друг от друга. Нарушение принципов трудового законодательства (продолжительность рабочего дня, оплата труда и т. п.), соци­альной справедливости характерно для использования труда рабочих-мигрантов (нелегалов), женского труда и труда подро­стков.

Вместе с тем имеется значительное расхождение фак­тических и формальных (записанных в контракте) условий найма и оплаты труда. Распространилась система двойного стандарта: работник подписывает формальный трудовой до­говор на предусмотренных законодательством условиях при достаточно небольшом размере оплаты, реальные же условия найма, в том числе основная часть оплаты, определяются устным соглашением. Широкое распространение получила заработная плата «в конверте», которая нередко выдает­ся в долларах и может в несколько раз превосходить заработную пла­ту «по ведомости».

Распространенными явлениями переходной экономи­ки стали невыплаты или выплаты не в полном объеме, а также задерж­ки выплаты заработной платы.

Таким образом, развитие теневых отношений в сфере занятости резко снижает уровень гарантий для работника и не дает ему возможностей легальной защиты своих прав. Это проявля­ется в различных сферах:

  • оплата труда (произвольное установление размера оплаты труда, зачастую не соответствующего реальному трудово­му вкладу, штрафные санкции как мера дисциплинарно­го воздействия);

  • режим работы (ненормированный рабочий день без ком­пенсации за сверхурочную работу и работу в празднич­ные и выходные дни);

  • условия труда (антисанитарные условия, несоблюдение норм охраны труда);

  • процедуры увольнения (отсутствие предварительного уведомления и невыплата выходного пособия, незащи­щенность от произвольного увольнения и невозможность отстаивать свои права в судебном порядке);

  • социальные гарантии (отказ в предоставлении очередно­го ежегодного отпуска и выплате денежной компенсации в период временной нетрудоспособности);

  • пенсионное обеспечение (неофициальные заработки не учитываются при расчете пенсии).

Особо следует сказать о нелегальной миграции рабочей силы. Попав на территорию России нелегально, эти люди могут найти работу только в теневом секторе. Практически на каждом рынке, на многих подпольных производствах можно найти группы рабочих-мигрантов.

К шестой группе факторов относятся административные:

  • отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики России;

  • чрезмерные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса;

  • местничество и мздоимство чиновников (своеобразная чиновничья рента);

  • безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию легальных рыночных отношений в экономике;

  • высокая неофициальная «благотворительная» нагрузка на предпринимателей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconН. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconПатентам и товарным знакам (19)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н. П....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconРабочая программа дисциплины «Лесоведение и луговедение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconРабочая программа составлена на основании государственного образовательного...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мордовский государственный университет им. Н. П....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconРабочая программа дисциплины производственные практики (специальная,...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconОказанных услуг г. Саранск «31» марта 2013г Федеральное государственное...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconОбразовательная программа разрабатывается и утверждается Университетом...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconОтчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта № П371 от 07...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconОтчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта №16. 740. 11....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconОтчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта №14. 740. 11....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconОтчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта № П782 от 24...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина теневая Экономика iconОтчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П710 от 12...
Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск