Информационная справка о школе Педагогический и ученический коллектив МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ прошло длительный путь становления – в 2010 году школе исполнилось 150 лет.
Учебный план школы создан на основе федерального базисного учебного плана и регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Татарстан для школ с этнокультурным русским компонентом. В начальной школе обучение ведется по программе «Школа России». В основной школе организована предпрофильная подготовка, в старшем звене создаются профильные классы (социально-экономический и технологический (дизайн), в которых на профильном уровне изучаются математика, экономика, право, обществознание, информатика, архитектурно-строительное черчение, технология (дизайн). Открыты 3 кадетских класса. Учителя школы разрабатывают и апробируют программы отдельных предметов и курсов с учетом регионального компонента и направления работы школы.
Количественный состав штатных педагогических работников составляет 44 человека. Педагогический коллектив на 98 % укомплектован преподавателями, имеющими высшее образование, 2 % имеют среднее специальное профессиональное образование.
Средний педагогический стаж коллектива - 20 лет, большой проблемой является «старение» коллектива и сравнительно небольшой процент молодых педагогов. Средний возраст коллектива 43 - 44 года.
89 % педагогов имеют квалификационную категорию:
15% - высшую;
72% - первую;
13% -вторую
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Республики Татарстан ориентировано на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося. Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебной и воспитательной работе, по вопросам национального образования и воспитания, административно-хозяйственной части.
Педагогический коллектив эффективно работает по созданию условий для развития индивидуальной способности каждой личности, формированию информационно-коммуникативной и социальной компетентности учащихся, сохранению физического и психического здоровья, готовности школьников к продолжению образования после окончания школы, их конкурентоспособности на рынке труда.
На 1-ое сентября 2010 года в школе обучалось - человек в 21 классе-комплекте:
1 ступень - 197 человек, 2 ступень - 244 человека, 3 ступень – 81человек. Инновационная деятельность школы
Наша школа ищет различные пути реализации своих функций, одной из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть. Кроме этого, инновацией для каждой конкретной школы может стать то, что уже давно реализуется в других учебных заведениях, но ранее не было применено именно этой школой.
Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений есть в то же самое время деятельность по развитию самой школы.
И поэтому цель инновационной работы нашего педагогического коллектива - создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образовательного учреждения.
Можно сказать, что мы находимся на этапе активного формирования инноваций. Инновационная работа в школе ведется по трем направлениям:
организация интеллектуально – творческой работы учителей,
организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся,
работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.
Области инноваций
Развитие внешних связей, создание определенного микроклимата и имиджа школы
Ни для кого не секрет, что микрорайон школы "стареет", численность учащихся существенно снижается. Анализ прогнозов контингента обучающихся показывает, что он сократится. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся, а значит - найти школе свою "привлекательность" для родителей, учащихся. Этот же вывод мы можем сделать на основе изучения социума школы - в микрорайоне есть другие образовательные учреждения для детей.
В 2010-2011 учебном году администрацией школы проводилась активная работа, направленная на укрепление взаимодействия с уже имеющимися социальными партнерами, а также на установление новых внешних связей. В результате список социальных партнеров и заинтересованных организаций пополнился, и на данный момент в него входят:
МУ «Управление образования ЕМР »,
Елабужский Государственный педагогический университет,
Учреждения дополнительного образования
Психологические центры «Шанс», «Ариадна»
ПМПК
Учреждения здравоохранения
Управление по делам молодежи и спорту,
Городской совет ветеранов
Военный комиссариат
Киносеть
ОДН
ООО «Блик»
Музей-заповедник«Нижняя Кама»
Благотворительный фонд «Махеев»
Филиал Восточно-европейского университета (Отделение «Дизайн»)
Содержание образования
Обновление содержания образования в нашей школе предусматривает:
- насыщение начальной ступени обучения занятиями эстетического плана совместно с учреждениями дополнительного образования (Изобразительное искусство, музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство);
- введение дополнительно к базовому содержанию образования на первой и второй ступенях обучения культурологических дисциплин, которые представлены авторскими программами «История, культура, традиции и быт русского народа», «Основы народного декоративно-прикладного искусства», «Культура речи», «Этикет»
В рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе разработаны и реализуются авторские программы :
- «Основы дизайна» (9 класс)
- «Технология. Дизайн» (10-11 класс)
- «Архитектурно-строительное черчение» (10-11 класс)
- «Графика» (9 класс)
- «Техническое черчение» (9 класс)
- «Основы редактирования» (10-11 класс)
- «Решение задач с параметрами» (10-11 класс)
- «Функции в экономике» (9 класс)
-«Развитие традиций русской литературы в поэзии серебряного века» (10-11 класс)
- «Компьютерная графика» (10-11 класс)
- «Решение текстовых задач» (10-11 класс)
- «Законы в нашей жизни» (9 класс)
- «Культура речи» (9 класс)
- «Проблемы экологии» (9 класс) Широко используются в школе авторские методические пособия, разработанные учителями школы:
- «Будь здоров, школьник» (Кочнева Г.М.)
- «Твоя Родина» (Кочнева Г.М., Николаева Ф.Р.)
- «Развитие логического мышления младших школьников» (Николаева Ф.Р.)
- «Математический кружок» (Николаева Ф.Р.)
- «Сказка о красках» (Власова Г.В.)
- «Тестирование на уроках музыки» (Платонова О.Ю.)
- «Дневник музыкальных наблюдений» (Платонова О.Ю.)
Управление качеством образования
Одной из ключевых идей модернизации образования является идея развития компетенций. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования. В системе управления качеством образования соблюдается принцип «ориентация на потребителя». Потребителями образовательных результатов являются сами обучающиеся, их родители, а также общество в целом. Менеджмент качества в нашей школе включает в себя:
- определение требований к обучающимся;
- управление ресурсами, главным из которых является компетентность персонала;
- создание необходимой инфраструктуры поддерживающей достижения образовательных результатов;
- создание управляемой производственной среды, обеспечивающей достижение требований к обучающимся;
- мониторинг и измерение удовлетворенности обучающихся и их родителей.
В образовательном учреждении создается система управления качеством образования, которую можно представить в виде модели
Таким образом, в процесс обучения и в конструирование собственных знаний вовлекаются сами обучающиеся. Приоритетной в образовательном процессе становится
самостоятельная продуктивная работа учащихся – т.е. ведется подготовительная работа по выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Первые шаги в выстраивании траектории предметного обучения в основной школе предприняты через организацию:
- изучение культурологического курса «История, традиции и быт русского народа», кружков по интересам, расширенного изучения изобразительного искусства и знакомства с народно-прикладным искусством в начальных классах;
- в 5-8 классах расширенного изучения русского языка, математики и изучения информатики с 5 класса;
- кадетские классы расширенное изучение математики, иностранного языка, физической культуры;
-в 9 классах гибкой системы курсов по выбору, ориентированных на предмет и профиль;
- в 10-11 классах профильного обучения (Социально-экономический, Технологический).
Именно профильное обучение является одним из эффективных средств дифференциации и индивидуализации, позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, расширение возможностей выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
В школе развивается служба мониторинга. Осуществляется мониторинг эффективности функционирования потенциала развития образовательных систем в школе, который позволяет выявлять фактическое состояние УВП, методической работы, лечебно-оздоровительной, факторы позитивно или негативно влияющие на этот процесс, выявить проблемы, принять управленческие решения на уровне ученика, учителя, уровня управления и внести своевременные коррективы в планы работы школы по различным направлениям.
Организация образовательного процесса
Педагогический коллектив работает над методической темой «Формирование ключевых компетенций учащихся».
Одним из способов формирования ключевых компетенций учащихся является проектно-исследовательская деятельность, направленная на развитие навыков самостоятельного овладения научными знаниями и их творческого применения.
Проектная, исследовательская деятельность обучающихся, способствующая формированию ключевых компетенций, является обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса.
Инновационные программы и проекты В 2009-2010 учебном году стадию апробации прошел инновационный проект «Школа в школе», создающий условия для максимального раскрытия творческого, интеллектуального, лидерского и физического потенциала учащихся, комфортных условий для развития личности каждого ребенка Работа велась по следующим направлениям:
- «Школа будущего первоклассника»
- «Школа выживания»
- «Школа ЕГЭ»
- «Школа рукоделия»
- «Школа переводчиков «Кайтаваз»
- «Школа журналистов» (на русском и татарском языках)
- «Школа вокала» Программа информатизации образовательного учреждения имеет своей целью создание единого информационного пространства как фактора повышения эффективности обучения, воспитания и управления и развитие информационной, исследовательской образовательной компетенции педагогов и школьников, повышение качества образования через использование различных информационных средств.
В рамках реализации этой программы создается новая модель образовательного процесса и образовательной среды, соответствующей запросам современного общества, которая может быть решена посредством внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Школа активно использует инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.
Все педагоги прошли обучение по овладению базовой ИКТ - компетентностью, 57% обучены повышенному уровню владения компьютером.
Комплектуется школьная медиатека, приобретены лицензионные программы, тренажеры, электронные учебники, энциклопедии, создается каталог презентаций к урокам. Количество учащихся на один компьютер составляет 10 человек. За анализируемый период наблюдается положительная динамика использования инновационных технологий:
- 100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения; а 95% учителей используют различные технологии полностью или приемы поэлементно;
- 100% учителей прошли курсы повышения квалификации; - 82% педагогов активно используют компьютер в учебном процессе:
Использование интерактивных досок;
Онлайн тестирование;
Уроки с электронными учебниками («Школа Кирилла и Мефодия»);
Тематические презентации;
Использование ресурсов Интернет;
Предметное тестирование.
Оснащенность предметных кабинетов презентационным оборудованием и интерактивной техникой составляет 17% от всех предметных кабинетов. В рамках Национального проекта "Образование" получены базовые пакеты программ.
В рамках программы информатизации работает проект по поддержке творческой молодежи «Информационно-творческий центр», целью которого является развитие и поддержка творческих и познавательных способностей учащихся через создание в школе учебно-информационной среды.
Деятельность по проекту направлена в первую очередь на творческих детей с учетом имеющихся у школы кадровых и технических возможностей творческие способности учащихся реализуются во внеурочной проектной деятельности через участие в работе информационного центра, и кроме этого происходит обучение по таким направлениям, как издание печатной - и медиапродукции.
Ребята создают свои мини-проекты для уроков, для освещения внеклассной деятельности, создают видеофильмы, презентации, участвуют в конкурсах по применению ИКТ.
«Информационно-творческий центр» решает такие задачи, как информирование о планируемых и происходящих школьных и внешкольных мероприятиях через публикации в школьной газете «Первое государство». Программа «Летний отдых»
Цель - создание необходимых условий и благоприятного психологического климата для продуктивной организации летнего отдыха детей через развитие социальных инициатив в условиях временного разновозрастного детского коллектива
Программа по здоровьесбережению «Азбука здоровья»
Цель - предоставление всех возможностей школы для формирования психического здоровья, социально-адаптивного, физического развития выпускника
Проект «Одарённые дети»
Цель: формирование конкурентоспособной, социально адаптированной личности выпускника. Библиотечный Проект «Информационная библиотека» Цель: создание информационного библиотечного фонда. Проект «Электронное образование»
Цель: повышение качества обучения через внедрение современных образовательных технологий, основанных на ИКТ. Проект «Творец» Цель: создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации. В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности, превращающейся из потенциального исполнителя в самостоятельного хозяина, потенциального работодателя и предпринимателя. Как показывает опыт работы школы, наиболее эффективным средством, способствующим социальной адаптации школьников, является проектная технология, применяемая у нас в профильном обучении.
Использование проектно-исследовательского метода как средства формирования ключевых образовательных компетенций позволило достичь определенных результатов:
позитивная динамика учебных достижений обучающихся;
увеличение количества учащихся, принимающих участие и добивающихся результатов в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах различного уровня;
рост мотивации к изучению предметов;
использование в педагогической деятельности информационно-коммуникационных технологий;
максимальное количество уроков с использованием интерактивной доски и средств ИКТ;
более 30% уроков проводится с применением метода проектов.
Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, смотивировать их на достижение более высоких результатов и на самостоятельное получение знаний. Работа с одаренными детьми Работа с одаренными детьми ведется в рамках программы «Одаренные дети» и работы «Малой академии». Исходя из методической темы школы « Совершенствование ключевых компетенций учащихся в условиях модернизации образования» в работе основной упор был сделан на развитие у учащихся таких компетенций как информационная, коммуникативная и социально-трудовая. Эти компетенции успешно формировались в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся. В результате этой деятельности не только возросло количество участников проектно-исследовательской деятельности, но и существенно изменилось качество этой работы, о чем свидетельствуют призовые места, занятые учащимися школы на предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
№
п/п
| Предмет
| Кол-во участников
| Результативность
| ФИО победителей и призеров
| ФИО учителя
| 1.
| Математика
| 14
| Победитель
| Пидгайко Дм.11А
| Камаева Г.Х.
| 2.
| Биология
| 10
| Победитель
| КоноваловР. 8А
| Казакова С.В.
| 3.
| Экология
| 3
|
|
|
| 4.
| Технология
| 2
| Победитель
| Хасаншин Ильнур 8Б
| Метлин Е.А.
| 5.
| Литература
| 10
| Победитель
| Калимуллина Алия 7А
| Гурьева В.А.
| 6.
| Русский язык
| 10
| Призер
| Калимуллина Алия 7А
| Гурьева В.А.
| 7.
| Физика
| 8
|
|
|
| 8.
| ОБЖ
| 6
|
|
|
| 9.
| Информатика
| 8
| Победитель Победитель
| Камалетдинова Эндже,7А
Абзалов Альберт,8А
|
Доронина Н.А.
| 10.
| История
| 3
|
|
|
| 11.
| География
| 5
|
|
|
| 12.
| Английский язык
| 6
| Призер Призер
| Ватт Эмма, 8А Журавлев Артур,11А
|
Шарафеева О.В.
| 13.
| Немецкий язык
| 1
|
|
|
| 14.
| Обществ.
| 4
|
|
|
| 15.
| Тат.яз.и литер.
| 5 (3+2)
|
|
|
| 16
| Краеведение
| 4
| призер
| Попова А.,11А
| Мыльникова Н.Н.
| 17.
| Право
| 4
|
|
|
| 18.
| Физкультура
| 4
| Победитель
| Переина Яна,10кл.
| Балабанов В.И.
|
| Итого
| 107
| Победители-7
Призеры-4
|
|
|
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников
№ п/п
| Предмет
| Участник
| Результативность
| 1
| Математика
| Пидгайко Дмитрий, 11А
| Сертификат участника
|
Творческая активность учителей и учащихся школы Несомненно, что все нововведения оказывают положительное влияние на творческую активность учителей и учащихся. Передовой педагогический опыт учителей школы обобщается и распространяется в школе, районе и регионе через открытые уроки, мастер-классы, научно-методические семинары. Учителя активно делятся опытом работы, показывали, как приспособить материал урока к индивидуальным особенностям ребенка, сделать процесс обучения интереснее и насыщеннее, как активизировать мыслительную деятельность учащихся и поддержать их творческую инициативу, привить интерес к предмету.
Проведен региональный семинар «Формирование мотивации к самостоятельному получению знаний через использование проектно-исследовательского метода». В 2010 году учителя русского языка и математики приняли участие в проекте ЕГПУ по подготовке к ЕГЭ «Открытый ресурсный центр».
|