Скачать 3.86 Mb.
|
Министерство образования Пензенской области Пензенский институт развития образования Методические рекомендации по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в помощь руководителям образовательных учреждений) Пенза 2010 ИЗДАТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОГО ББК 74.10 М 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Пензенский институт развития образования» (ГБОУ ДПО ПИРО) Автор-составитель Е.Ф. Купецкова, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по организационно-методической работе, заведующая кафедрой дошкольного и предшкольного образования ГБОУ ДПО ПИРО, заслуженный учитель РФ Рецензенты: О.В. Калинина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления и экономики образования ГБОУ ДПО ПИРО; Т.Н. Оноприенко, директор научно-методического центра развития содержания образования ГБОУ ДПО ПИРО Под общей редакцией профессора Г.Н. Белорыбкина В данных методических рекомендациях предлагаются алгоритм для самостоятельной разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования, её примерное содержание для базовой части, а также методические рекомендации по разработке вариативной части программы. В рекомендациях представлены материалы для системы мониторинга реализации программы и вариативные модели выбора и комплексирования программ воспитания, образования и развития детей раннего и дошкольного возраста. Методические рекомендации можно использовать в каждом образовательном учреждении, где осуществляется дошкольный уровень образования. © Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Пензенский институт развития образования», 2010 ВВЕДЕНИЕ В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (п^Н2т. 14). В соответствии со ст. 9 указанного Закона образовательная программа определяет содержание образования определённых уровней и направленности.. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
Программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным программам, направленным на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (п.1 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»). Образовательная программа наряду с Уставом дошкольного образовательного учреждения служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения при необходимости платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей. Поэтому основные её положения должны быть разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования - документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учётом государственных требований к дошкольному уровню образования. Основная общеобразовательная программа ДОУ в отличие от школьной должна охватывать все основные моменты жизнедеятельности детей (а не только обучение) с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Алгоритм разработки основной общеобразовательной программы ДОУ (по О.А. Скоролуповой):
ный в периодической печати, ознакомьтесь с опытом работы других образовательных учреждений (вашего муниципалитета, городского округа, субъекта Российской Федерации).
10. Продумайте, какие условия необходимо создать в дошкольном обра зовательном учреждении для реализации программных задач. Попробуйте изобразить эти условия схематически. Определите, взаимодействие с какими учреждениями и ор ганизациями поможет в реализации целей Образовательной программы. Совместно с представителями данных учреждений составьте план общих мероприятий, определите механизмы взаимодействия, полезного для всех участников. В данных методических рекомендациях предлагается Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (обязательная часть), которая построена с учётом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Ею можно воспользоваться при условиях:
Данные методические рекомендации можно использовать для всех видов дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, ими можно воспользоваться, если дошкольные группы созданы на базе образовательных учреждений иных типов: общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования детей (выбрав соответствующее содержание работы). На самостоятельно разработанную основную- общеобразовательную программу дошкольного образования необходимо получить рецензии (не менее двух) и в дальнейшем можно предлагать её к лицензированию. В методических рекомендациях имеются все необходимые для разработки программы компоненты:
Жирным шрифтом в тексте пояснительной записки примерной программы выделен материал, который уместно использовать только для учреждений комбинированного, компенсирующего видов и детских садов присмотра и оздоровления. При условии соответствующей курсовой подготовки руководителей дошкольных образовательных учреждений вполне возможно, используя данные методические рекомендации, самостоятельно, всем коллективом, разработать основную общеобразовательную программу детского сада. Желаю успеха! ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего и дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Содержание программы представлено в образовательных областях: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Программа приближена к «разумному минимуму», обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего и дошкольного возраста. Программа состоит из двух частей: обязательной и вариативной. Обязательная часть обеспечивает достижение детьми готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности, а также в группах присмотра и оздоровления обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Вариативная часть отражает видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений, наличие приоритетных направлений их деятельности, проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, а также специфику национально-культурных, региональных и климатических условий. Программа обеспечивает равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях. Программа рассчитана на 6 лет обучения: дети раннего, младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста. Содержание программы распределено по шести возрастным группам: ранний возраст - первая группа детей раннего возраста (второй год жизни), первая младшая группа (третий год жизни); младший дошкольный возраст - вторая младшая группа (четвёртый год жизни), средняя группа (пятый год жизни); старший дошкольный возраст - старшая группа (шестой год жизни) и подготовительная группа (седьмой год жизни). Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении Ранний возраст Характеристика возраста В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) ребёнок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребёнок становится более подвижным и самостоятельным («Я сам»), что требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения ребёнка за счёт менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребёнка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Младший дошкольный возраст Характеристика возраста В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимы длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов. Происходит дальнейшее расширение круга общения ребёнка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берёт с него пример, хочет быть во всём похожим на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребёнка и его возможностями. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребёнок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Возникает и развивается новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На основе совместной деятельности, - в первую очередь игры, - формируется детское общество. На пятом году жизни ребёнок постепенно начинает осознавать своё положение среди сверстников. Возраст от 3 до 5 лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям:
Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений, что позволяет им каждый день делать удивительные «открытия». К пяти годам начинает формироваться произвольность - в игре, рисовании, конструировании и др. (деятельность по замыслу). В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребёнка отличают целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание. Старший дошкольный возраст Характеристика возраста В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребёнка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети всё ещё быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока ещё невелики. Кроме сюжетно-ролевых игр дети интенсивно используют и другие формы игры: режиссёрские, игры-фантазии, игры с правилами. После пяти лет резко возрастает потребность ребёнка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплочённое детское общество, существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, время, предмет - система предметов и т.д.). Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счётом и пересчётом отдельных предметов. Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать её. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым. Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. |
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы... «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... | Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных... Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, составленная на основе примерной основной... | Методические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации Методические рекомендации призваны оказать помощь пцк и преподавателям в грамотном обозначении названия методической разработки,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации для воспитателей образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования «Особенности... | Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования | ||
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Структура и содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руководителям муниципальных органов управления образованием Руководителям муниципальных методических служб Руководителям муниципальных... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков... Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования | Аналитическая записка «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... | ||
Протокол от 30. 05. 2013 №6 Заведующий мбдоу «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дискуссионная площадка «Развитие системы дошкольного образования в контексте фгт к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной... | ||
Рабочая учебная программа в средней группе №6 на 2013 2014 учебный... Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация деятельности взрослых и детей и содержание психолого-педагогической работы по реализации основной общеобразовательной... | ||
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования... «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... | В помощь классным руководителям, учителям –предметникам. Полезные... Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Академический» Юго-Западного окружного управления департамента образования... |