Скачать 1.18 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства» Ивлиева Г.И. Бизнес-планирование Методические указания по выполнению практических работ Специальности: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» г. Серафимович 2011г Ивлиева Г.И. Бизнес-планирование Методические указания по выполнению практических работ для специальности: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», Серафимович, 2011. – 93 с. Методические указания написаны в соответствии с утвержденной программой для студентов среднего профессионального образования по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет». Данные методические указания преследуют цели научить студента на практике: - составлять бизнес-план; - делать основные экономические расчеты; - уметь пользоваться экономической информации в целях составления бизнес-плана. Методические указания рассмотрены на заседании методической комиссии специальных дисциплин «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», протокол № ______ от ________________ 2011 г. Введение Прежде чем начать любое новое дело, вы должны продумать свою стратегию, соизмерить энтузиазм с имеющимися у вас ресурсами и возможными угрозами со стороны «внешнего мира», что позволяет избежать в будущем многих ошибок. В этом вам поможет бизнес – план. Но только когда бизнес – план станет неотъемлемой часто вас, а значит, будет составлен с большой ответственностью, он принесет максимальную пользу своему владельцу. И только тогда вы сумеете привлечь желаемого инвестора, а вместе с тем и требуемые финансовые вложения. Бизнес – план – документ, на основе которого осуществляется планирование предпринимательской деятельности. Бизнес – план – это подробный, четко структурируемый и тщательно подготовленный документ, который содержит расчеты, описания к чему стремится будущий предприниматель, как он предполагает добиться поставленной цели. В связи с предъявленными повышенными требованиями рыночной экономики к бизнесу и его развитию, экономистам необходимо знать методику составления бизнес плана и его реализацию. Данные методические указания позволяет изучить и применять на практике полученные знания. Тематический план практических работ
Практическая работа №1 Тема: Разработка целей бизнес – плана. Цель занятия: научится разрабатывать цели бизнес - плана. Норма времени: 2 часа. Оборудование урок: учебники, тетради, методические разработки, бланки. Литература: автор д. А. Шевчук. Бизнес – планирование. Задание: 1 . Изучить и записать цели бизнес - плана, их разработку. 2. Изучить и записать структуру бизнес - плана. З. Заполнить титульный лист бизнес - плана. Структура бизнес - плана Структура бизнес-плана органически вытекает из его назначения как документа, в котором по определенной схеме систематизированы результаты прединвестиционных исследований. В нем описывается организационная форма предприятия, продукция и услуги, которые планируется предоставить, предполагаемое или фактическое местоположение предприятия, план управления и контроля, требуемое количество персонала и возможные риски. Почти невозможно создать рынок для товаров и услуг без учета различных направлений маркетинга. Раздел маркетинга в бизнес-плане рассматривает целевые рынки, конкуренцию, вопросы сбыта, рекламы, ценообразования. Бизнес-план включает в себя описание отрасли и тенденций ее развития, а так же данные о потенциале предприятия. Деньги являются одной из важнейших составных частей, условий реализуемости проекта. Бизнес-план должен включать план приобретения необходимого капитала и описание того, как эти средства будут, примерный балансовый отчет для обеспечения соответствующего денежного потока. Бизнес-план также должен включать краткую характеристику руководителей предприятия. Команда разработчиков Важнейшей подготовительной стадией при подготовке бизнес-плана является подбор, специалистов для его разработки. Два правила, которыми следует руководствоваться при формировании коллектива разработчиков: 1. В разработке бизнес-плана необходимо личное участие руководителя и рабочей группы предприятия, реализующего проект, а также сторонних экспертов и консультантов для оценки проекта и выбора оптимальных путей его осуществления. 2. Для проведения маркетинговых исследований, финансового планирования, проработки организационно- правовых вопросов целесообразно приглашать сторонних экспертов и консультантов. Информационное обеспечение Для разработки бизнес-плана необходимо собрать и проанализировать определенную информацию об объеме производства, потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия, позволяющую рассмотреть несколько альтернативных вариантов реализации инвестиционного проекта, что увеличивает надежность успешного достижения основной цели проекта и его привлекательность для возможных инвесторов. Эту информацию можно найти в изданиях Госкомстата России, отраслевых изданиях или приобрести в конъюнктурных институтах и фирмах. Основные требования к подготовке и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности. Задача бизнес-плана дать целостную, системную оценку перспектив инвестиционного проекта. С этой точки зрения он выступает как форма представления результатов предварительного технико-экономического обоснования средних и крупных проектов. Применительно к мелким промышленным и иным проектам он может являться документом, представляющим результаты полного исследования инвестиционного проекта. Бизнес-план используется: а) Персоналом управления предприятием
б) Потенциальным инвестором и партнером:
Бизнес-план должен быть достаточно полным, чтобы ознакомившись с ним, потенциальный инвестор мог получить полное представление о предлагаемом проекте. Цели составления бизнес-плана Определение целей является достаточно сложной задачей, которую необходимо решить перед составлением бизнес-плана. Цели можно рассматривать как желаемые состояния, которые хотелось бы достичь персоналу управления предприятия. Процедура определения целей бизнес-плана включает в себя установление общих целей предприятия, указание его специфических конкретных целей, которые определяют промежуточные этапы в достижении общих целей, определение приоритетности целей и их распределения во времени. Возможными целями разработки бизнес-плана предприятия могут быть:
Для того чтобы он мог служить инструментом для достижения этих целей, в бизнес-плане необходимо четко сформулировать ответы на следующие вопросы:
Титульный лист Как театр начинается с вешалки, так и бизнес-план начинается с Титульного листа, на котором помещается наименование предприятия - инициатора проекта, название бизнес-плана, а также время и место его. Пример оформления титульного листа
Практическая работа №2. Тема: Составление резюме бизнес - плана, описание характеристики предприятия. Цель занятия: научится составлять резюме бизнес - плана. Норма времен: 2 часа. Оборудование урока: учебники, тетради, методические разработки, бланки. Литература: автор Д.А. Шевчук. Бизнес - планирование. Задание. 1. Изучить и записать принцип заполнения резюме. 2. Составить и заполнить резюме по заданию. 3. Изучить и записать основные положения и цели проекта, заполнить бланки по описанию предприятия. Резюме Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта для руководящих работников - лиц, принимающих решение. Резюме помещается в самом начале бизнес-плана, сразу же после Титульного листа. Резюме - это документ, привлекающий интерес или убеждающий в никчемности идеи, потому оно должно содержать все кто, что, почему, когда, где и как вашего бизнеса. Резюме составляется в последнюю очередь, потому что суммирует все вытекающее из плана. Позднее оно может быть легко переделано в письмо к банкиру, вкладчику или Администрации для сжатого объяснения плана в целом. Резюме должно быть кратким - не более одной или полутора страниц. Большинство лиц, принимающих решения по осуществлению проектов, получают сотни планов, и вам важно убедить их, также как поставщиков, банкиров, служащих за несколько минут, что у вас имеется план на продукцию и услуги, интересные для них. Интерес у читающего должен возникнуть сразу, без рассмотрения планов управления, маркетинга и финансов, иначе ваши надежды могут быть разрушены. В нем представляются данные, которые должны позволить потенциальному инвестору сформировать свое отношение к предлагаемому проекту, т.е. понять, о чем идет речь, какова предполагаемая стоимость и рентабельность проекта, не читая подробно весь план. С этой целью в резюме указываются следующие данные:
Пример заполнения резюме
А К Ц И О Н Е Р Н О Е О Б Щ Е С Т В О «.........................................» Россия, г. ………………………….….. ул. …………..……………….……. д. …. Ф.И.О. директора ……………………………………………………………………... Тел: (код) номер ……………………………………………………………………….... Телефакс: (код) номер ………………………………………………………………… Сущность предлагаемого проекта:
В результате реализации проекта:
Финансовые ресурсы, необходимые для реализации проекта: составляют ………….…. млн. руб. (млн. долл.), в том числе у инициатора проекта имеется …………………………..…………………………….. млн. руб. (млн.долл.) Срок окупаемости проекта: полная окупаемость проекта достигается за …………………………… лет Предпочтительная организационно-правовая форма реализации проекта: создание акционерного общества открытого типа с участием инвестора и уставным капиталом ………….. млн. руб. (или иные формы, если они предполагаются) Предполагаемая форма участия инвестора: инвестор кредитует проект и участвует в акционерном капитале. Максимальная доля, предоставляемая инвестору в акционерном капитале: до …………… %, в том числе иностранному - до ……..% Желательная максимально возможная процентная ставка за кредит: …..% с отсрочкой выплаты процентов на ….. лет. Предполагаемый срок кредитования: ……… лет с полугодовым (ежеквартальным, годовым) погашением, начиная с ….. года после даты получения кредита. Предполагаемая форма гарантии по кредиту: Гарантия Администрации .............................. области и ликвидными активами других учредителей. Предполагается проработка вопроса о получении гарантий Правительства России. Меморандум о конфиденциальности Задача Меморандума предупредить потенциального инвестора о конфиденциальности информации, содержащейся в бизнес-плане. В этом разделе указываются также разработчики проекта. Пример составления Меморандума конфиденциальности.
Оглавление Оглавление часто воспринимается как нечто само собой разумеющееся, однако такой подход далек от действительности. Оглавление - это, прежде всего прекрасный эскиз или план того, что будет включено в бизнес-план. И для читающего это очень важно, так как наиболее значительные части могут быть сразу же выделены. Поэтому сделайте его так, чтобы каждый нашел то, что ему нужно. Пример составления оглавления
Краткое описание проекта Содержащаяся в Кратком описании информация, так же как и Резюме, предназначена для руководящих работников инвестиционных, финансовых и других институтов. Краткое описание также пишется в последнюю очередь, уже после того, как составлен весь бизнес-план. Ее назначение - краткое и ясное изложение сути и основных положений проекта: Чем занимается или будет заниматься предприятие? В этом разделе указывается состояние отрасли и имеющиеся предпосылки для реализации проекта. Затем приводятся данные о том, когда было создано предприятие, сведения о его размере и перспективах развития, чем оно занимается и особенностях производимых товаров или предоставляемых услуг, другие сведения, обеспечивающие преимущества данного предприятия в конкуренции. Кратко излагаются возможно и предприятия и то, как планируется использовать эти возможности для реализации предлагаемого проекта. Какой ожидается спрос на предлагаемые товары и услуги, включая прогноз их реализации на несколько лет? Здесь могут быть представлены также основные тенденции развития рынка в целом, группы основных потребителей продукции, которая будет производится в результате реализации проекта, или услуг, приводится краткая информация об объемах и темпах роста обслуживаемых сегментов рынка и тех сегментов, которые планируется обслуживать, факты уязвимости предприятий-конкурентов, любые планы роста и расширения деятельности. Величина доходов от реализации продукции или предоставления услуг; величина затрат и валовой прибыли; уровень рентабельности; срок окупаемости вложений. В этой части следует представить в обобщенном виде экономику предприятия: данные по прибыли, ожидаемой рентабельности, доходности на инвестируемый капитал, временные рамки достижения уровня безубыточности (превышения наличных поступлений над платежами). Сколько средств необходимо вложить в проект для его реализации? Коротко указать сумму необходимого финансирования и направления основного применения капитала. Почему предприятие добьется успеха, быстрого вхождения и проникновения на новые рынки товаров и услуг? Целесообразно указать конкурентные преимущества предприятия в данный период и возможные преимущества после реализации предлагаемого проекта, слабые стороны конкурентов и любые другие условия. Пример составления краткого
Состояние и перспективы развития отрасли Анализ состояния и перспектив развития отрасли в бизнес-плане призван решить в основном две задачи:
Для решения первой задачи в бизнес-плане целесообразно дать ретроспективный анализ текущего состояния дел в отрасли, развития отрасли в предшествующий период (5-10 лет), описать возможные тенденции дальнейшего развития:
При выполнении анализа необходимо обратить особое внимание, возникали ли какие-либо предприятия в отрасли в последние годы, планируется ли появление новых предприятий в ближайшее время, в среднесрочной перспективе. Для решения второй задачи необходимо описать основных конкурентов на региональном, внутреннем и внешнем рынках по следующим позициям:
Анализ этих данных даст возможность определить конкурентные преимущества вашего предприятия или выявить его недостатки, определить методы конкурентной борьбы с предприятиями-конкурентами. Его результаты будут одним из критериев, на основании, которого потенциальный инвестор может судить о возможностях предприятия вести успешную конкуренцию с аналогичными предприятиями. Следует отметить, что, в отличие от статистики спроса, еще только зарождающейся, Россия обладает достаточно развитой системой сбора и анализа статистической информации о производстве той или иной продукции. Госкомстат регулярно собирает первичные данные о производстве более чем 400 товарных групп продукции в стоимостном и натуральном выражении. Эти данные публикуются ведомством в отраслевом и региональном разрезах. Вторичные данные о развитии отраслей и подотраслей, включая прогнозную информацию, публикуются многочисленными отраслевыми информационными институтами. При всех недостатках российской промышленной статистики ее анализ позволяет составить довольно четкое представление о состоянии и тенденциях развития большинства отраслей хозяйства. Значительно хуже обстоит дело с информацией о состоянии и планах развития предприятий отрасли, их производственно-технической базе, финансовом положении и т.д. Как правило, производители (это свойственно не только российским, но и всем производителям в мире) склонны скрывать истинное положение дел на предприятии. Информация о планах предприятий носит, как правило, фрагментарный характер и недостаточно достоверна. Большинство предприятий в настоящее время в большей мере озабочено текущими проблемами; планы на среднесрочную перспективу у большинства из них попросту отсутствуют. На какие же вопросы необходимо обращать внимание при анализе отрасли? Состояние и тенденции развития отрасли 1. Сырьевая база отрасли в настоящее время и в перспективе. 2. Региональная структура производства: распределение производственных мощностей по регионам и областям. 3. Состояние основных фондов, материально-технической базы производства предприятий отрасли. 4. Рентабельность производства: средняя и на лучших предприятиях отрасли. Затраты на единицу продукции, на одного занятого. 5. Инвестиционный климат. Перспективы развития отрасли Для определения перспектив развития отрасли необходимо:
В конце раздела целесообразно поместить краткие выводы о том, насколько предполагаемый проект вписывается в «контекст» развития отрасли в целом, соответствует региональным или общенациональным интересам. Пример описания отрасли в бизнес-плане
Особенности описания в бизнес-плане предприятия Описание предприятия в бизнес-плане решает достаточно узкую целевую задачу - дать потенциальному инвестору четкое представление о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта. Сведения о предприятии, приводимые с этой целью в бизнес - плане, должны включать в себя следующий набор данных: 1. Адрес предприятия; 2. Дата образования; 3. Организационно-правовая форма собственности; 4. Учредители и распределение акций между акционерами; 5. Уставный капитал; • при регистрации; • по состоянию. 6. Состав лиц, распределяющих прибыль; 7. Структура активов; • основные средства и прочие внеоборотные активы; • запасы и затраты; • денежные средства, расчеты и прочие активы. 8. Организационная структура предприятия; 9. Банковские реквизиты; 10. Состав высшего звена управления: • генеральный директор; • главный инженер; • главный бухгалтер. 11. Характеристика имеющихся материальных ресурсов: • здания и сооружения; • объекты социальной инфраструктуры, находящиеся на балансе; • балансовая и остаточная стоимость фондов; • наименование и балансовая стоимость фондов; • остаточная стоимость фондов. 12. Доля импортного оборудования: • по количеству единиц; • по балансовой стоимости; 13. Степень износа оборудования: • отечественного; • импортного; 14. Доля оборудования с износом: • более 70%; • от 50% до 70%; • от 30% до 50%; 15. Характеристика незавершенного строительства; 16. Численность, возрастной и образовательный состав, текучесть кадров; 17. Объем выпускаемой продукции: • импортного; 14. Доля оборудования с износом: • более 70%; • от 50% до 70%; • от 30% до 50%; 15. Характеристика незавершенного строительства; 16. Численность, возрастной и образовательный состав, текучесть кадров; 17. Объем выпускаемой продукции. • годовой объем выпуска в стоимости выражения; • доля экспортной продукции. 18. Финансовое состояние предприятия: • оборот; • прибыль после налогообложения; • коэффициент соотношения заёмных и собственных средств; • коэффициент абсолютной ликвидности; 19. Отношение местных властей к проекту. Пример описания предприятия
Описание продукции, услуг или изделий и их технических функций Целевое назначение этого раздела бизнес плана дать инвестору ясное представление, прежде всего о потребительских свойствах продукции и услуг, предлагаемых предприятием, с тем, чтобы он мог оценить платежеспособный спрос на них. Объясните, что конкретно представляет собой продукция или из чего конкретно состоят услуги, чем отличается, ваша продукция и почему она будет пользоваться спросом на рынке. Главное внимание при описании изделий (услуг) необходимо уделять не техническому описанию изделий (достаточно указать, что они соответствуют требованиям соответствующих ГОСТов или ТУ), а качеству, надежности, конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг. Мы рекомендуем использовать следующую схему описания изделий (услуг): 1. Наименование изделия и его спецификация. 2. Назначение и области применения. 3. Основные технические, эстетические и другие характеристики в сопоставлении с имеющимися на рынке аналогами: - продукцией ближайшего конкурента; - лучшими отечественными образцами; - лучшими зарубежными образцами. 4. Структура выпуска в натуральных и стоимостных показателях (если проект реализуется в несколько этапов, показывается структура выпуска после каждого этапа). При описании структуры выпуска целесообразно использовать современные диаграммные методы представления информации; они наглядны, хорошо воспринимаются читающим, позволяют рельефно отобразить динамику структуры выпуска. 5. Патентная защищенность; 6. Ключевые проблемы, факторы неопределенности и меры по их снижению. 7. Условия поставки. Пример описания продукции
Практическая работа № 3 |