Скачать 451.72 Kb.
|
Салаватский индустриальный колледж Основы экономики Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников Салаватского индустриального колледжа по специальностям 030503 Правоведение 080110 Экономика и бухгалтерский учет 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование 150411 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 140613 Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования 230106 Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных систем 240404 Переработка нефти и газа 260502 Технология продукции общественного питания 270103 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 270112 Водоснабжение и водоотведение 2006
Введение Данная дисциплина предназначена для студентов колледжа всех специальностей. Будущим специалистам необходимо владеть экономическими знаниями. Целью изучения дисциплины “Основы экономики” является усвоение студентами знаний и умений, необходимых для принятия правильных решений будущим специалистам. В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: - о роли и месте обозначенных в программе знаний при освоении основной профессиональной образовательной программе по конкретной специальности. знать и уметь использовать:
владеть навыками:
Программа дисциплины определяет общий объем знаний, подлежащий обязательному усвоению студентами. Курс «Основы экономики» состоит из следующих разделов:
- Программа учебной дисциплины Содержание учебной дисциплины Раздел I. Экономика и её роль в жизни общества. Тема 1. История экономической мысли. Этапы становления научной экономической теории. Меркантелизм - первая школа экономической теории. Марксизм. Основные течения современной западной экономической мысли. Неоклассическое и кейсианское направления. Отечественная экономическая мысль. Студент должен иметь представление: об основных экономических школах и отечественной экономической мысли. В результате изучения темы студент должен: Знать: • Этапы становления научной экономической теории; • Основные западные экономические школы; • Взгляды отечественных экономистов. Уметь: • Анализировать и сравнивать основные экономические теории. • Находить на практике, в реальной экономике проявление и применение тех или иных экономических теорий. Методические указания: Экономическая теория в своём развитии прошла несколько исторических этапов. В каждой из экономических школ были свои положительные и отрицательные моменты. Основной вопрос на который пытались дать ответ представители этих школ – как прирастить богатство нации? Теоретические школы: меркантилизм, Физиократы, Английская классическая политэкономия, Марксисткая политэкономия, Маржинализм, Неоклассическое направление, Кейнсианство, Монетаризм. Вопросы для самоконтроля:
Тема 2. Назначение и структура экономики. Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о такой деятельности. Главное назначение такой деятельности. Проблема ограниченности - главная экономическая проблема. Потребности человека, их виды. Блага: свободные и ограниченные. Проблема выбора и альтернативная •имость. Производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей, её анализ. Ресурсы общества. Факторы производства. Возрастающая роль технического прогресса в развитии хозяйственной деятельности. Как решаются главные экономические вопросы: Что? Как? Для кого? В различных комических системах. Студенты должны иметь представление:
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Методические указания: Потребности – это выражение нужды, недостатка в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Экономические блага ограничены. Большую часть своих потребностей люди удовлетворяют с помощью экономических благ которые создаются в процессе производства. Проблема ограниченности это главная экономическая проблема, т.е. проблема выбора. Перед любым хозяйствующим субъектом возникают три главных вопроса: Что и сколько производить? Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время. Как производить. Для кого производить? Кто будет потреблять произведенные товары? Эти вопросы по разному решаются в разных экономических системах. Ограниченность производственных возможностей и следствия этой ограниченности иллюстрируются кривой производственных возможностей. Вопросы для самоконтроля:
Тема 3. Собственность и её виды. Собственность как основа социально-экономических отношений между людьми. Отношения между членами общества по присвоению, хозяйственному использованию имущества и получению дохода от собственности. Права собственников и их закрепление в законодательстве страны. Охрана государством прав собственников. Основные типы собственности: частная, общая долевая и общая совместная. Сравнительные достоинства и недостатки разных видов собственности. Исторические этапы развития и смены типов и видов собственности при капитализме. Государственный сектор национальной экономики и его социально-экономическая роль. Множественность типов и форм присвоения в странах Запада в XX веке. Полное огосударствление собственности в социалистических странах. Коренные преобразования государственной собственности в 1990-х годах в России. Структура отношений собственности в Росси в начале XXI века. Студенты должны иметь представление: - об основных типах собственности и
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Методические указания В экономическом смысле собственность означает отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ. Эти отношения определяют характер общественного строя, они изменяются в соответствии с социально-экономическими условиями в жизни людей. Характер экономической системы зависит от формы собственности на факторы производства, механизма принятия хозяйственных решений. Собственность экономически реализуется, то есть приносит доход. В юридическом смысле собственность – это отношения между людьми по поводу использования экономических благ, закреплённые законодательно в нормах права. Типы собственности: частная, общественная. Каждый из этих типов имеет плюсы и минусы. Вопросы для самоконтроля:
Тема 4. Организация хозяйственной деятельности. Кооперация и разделение труда как исходные и важнейшие виды организационно-экономических отношений между людьми. Кооперация труда и её эффективность. Простая и сложная кооперация труда. Разделение труда и его связь с научно-техническим прогрессом. Эффективность разделения труда. Формы современного общественного разделения труда. Типы организации хозяйства: натуральное и товарное производство. Их роль в решений хозяйственных задач: какие блага, как и для кого производить. Сравнительный анализ натурального и товарного хозяйства. Преимущества товарного производства. Зарождение рыночного обмена товаров и возникновение денег. Виды и функции денег. Появление и функционирование рынка и рыночных отношений. Структура рынка, законы рынка. . Студенты должны иметь представление:
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Методические указания: Деньги можно определить как удобный социальный инструмент, исполняющий три важные для общества функции:
Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство сбережения и как самая ликвидная ликвидность. В настоящее время существуют следующие виды денег: наличность ( металлические и бумажные деньги) и вклады в коммерческих банках. Вопросы для самоконтроля:
РазделII. Основы микроэкономики. Тема 5. Структура микроэкономики. Основные формы хозяйственной деятельности: микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика. Составные части микроэкономики. Домашнее хозяйство. Предприятие. Особенности организации хозяйства и управления предприятий в микроэкономике. Взаимодействие домашних хозяйств и предприятий в циклических потоках микроэкономики. Студенты должны иметь представление: - об основных формах хозяйственной деятельности: микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Методические указания: Структура:
Функции:
Вопросы для самоконтроля:
Тема 6. Механизм рыночного равновесия. Понятие спрос, закон спроса. Отличие понятия «спрос» от понятия «величина спроса». Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса. Понятие предложения, закон предложения. Отличие понятия «предложение» от |понятия «величина предложения». Неценовые факторы предложения. |Эластичность предложения. Рыночное равновесие. Неудовлетворенный спрос и избыточное предложение. Студент должен иметь представление: о спросе и предложении, и их неценовых факторах. Студенты должны знать: • Понятие спроса, закон спроса. • Понятие предложения, закон предложения. • Неценовые факторы спроса и предложения. • Равновесие на рынке. • Избыток и дефицит товаров. Студенты должны уметь: • Строить графики спроса и предложения. • Определять эластичность спроса и предложения.. • Определять равновесную цену и равновесный объем производства на рынке. Методические указания Спрос – это такое количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести при данных ценах в течении определённого времени. Согласно закону спроса с увеличением цены спрос на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар. Неценовые факторы спроса: - изменение предпочтений потребителей (вкуса и моды) - изменение дохода - цены других товаров - количество покупателей на рынке - ожидания покупателей в отношении изменения цен Степень изменения спроса под действием влияющих на него факторов называется эластичностью спроса. Предложение – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определённый промежуток времени. Согласно закону предложения: при увеличении цены предложение растёт, при падении – сокращается. Неценовые факторы предложения: - величина издержек производства товара
Эластичность предложения характеризует степень изменения предложения под влиянием цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения. Вопросы для самоконтроля.
2.Определение предложения 3.Неценовые факторы спроса и предложения?
|