Номер урока (ко-во часов)/ дата
| Тема
| Основные виды учебной деятельности учащихся
| Формирование УУД
(П – познав., К – коммуник.
Л – личностные, Р – регулят.)
|
Раздел 1. Прощание с летом
|
|
|
1
| 02.09
| Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце»
и Ю. Кима «Светлый день»
| Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся,
мастеров слова; отвечать на
вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя, формулировать главную мысль.
Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Сравнивать свои ответы с
ответами других учащихся,
оценивать свои и чужие высказывания.
Чтение
Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические
части, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и
концептуальную (главную
мысль).
Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.
Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.
Составлять план текста.
Выделять ключевые слова
текста (фрагмента).
Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).
Находить в тексте материал
для характеристики героя.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации,
оглавление.
Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.
Культура речевого общения
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.
Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную
мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.
Создавать (устно) рассказ-характеристику героя, устное описание.
Культура письменной речи
Определять тему будущего
письменного высказывания,
тип текста (описание или рас-
суждение), соответствующие
языковые средства.
Создавать письменный текст
(описание, отзыв).
Писать сочинение о личных
впечатлениях после предвари-
тельной подготовки.
Творческая деятельность
Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация).
Иллюстрировать текст.
Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся,
мастеров слова; отвечать на
вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя, формулировать главную мысль.
Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Сравнивать свои ответы с
ответами других учащихся,
оценивать свои и чужие высказывания.
Чтение
Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические
части, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и
концептуальную (главную
мысль).
Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.
Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.
Составлять план текста.
Выделять ключевые слова
текста (фрагмента).
Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).
Находить в тексте материал
для характеристики героя.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации,
оглавление.
Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.
Культура речевого общения
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.
Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную
мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.
Создавать (устно) рассказ-характеристику героя, устное описание.
Культура письменной речи
Определять тему будущего
письменного высказывания,
тип текста (описание или рас-
суждение), соответствующие
языковые средства.
Создавать письменный текст
(описание, отзыв).
Писать сочинение о личных
впечатлениях после предвари-
тельной подготовки.
Творческая деятельность
Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация).
Иллюстрировать текст.
Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
| Регулятивные:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя). (К)1
Регулятивные:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя). (К)2
|
2-3
| 03.09
04.09
| Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)
|
4-5
| 05.09
09.09
| «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)
|
6
| 10.09
| Лето волшебное и разное. (Стих.-я К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что
красивей всего?»)
|
Раздел 2. Летние путешествия и приключения
|
|
|
7
| 11.09
| Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»
|
8-9
| 12.0916.09
| Приключения изыскателей. (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)
|
10-11
| 17.0918.09
| Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)
|
12-13
| 19.0923.09
| Повесть о летних путешествиях. (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)
|
14-15
| 24.0925.09
| Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)
|
16
| 26.09
| Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью. (А. Гайдар «Тимур и его команда»)
|
17-18
| 30.09
01.10
| Как слава пришла к А. Гайдару. (Б.Емельянов «Игра»)
|
19-20
| 02.10
03.10
| Превращение кота Ворюги в кота Милиционера. (К. Паустовский «Кот-ворюга»)
|
21
| 4.10
| Обучающее сочинение
|
22-23
| 07.10
08.10
| Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. (К. Паустовский «Жильцы старого дома»)
|
24
| 09.10
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2
|
Раздел 3. Природа летом
|
|
|
25
| 10.10
| Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака
«За поворотом»
|
26-27
| 14.10
15.10
| Краски и звуки лета. (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)
|
28
| 16.10
| Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого
«Детство Никиты»)
|
29
| 17.10
| Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого
«Детство Никиты»)
|
30-31
| 21.10
22.10
| Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)
|
32
| 23.10
| Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка»
(работа в тетради)
|
33
| 24.10
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3
|
Раздел 4. Уроки и переменки
|
|
|
34-35
| 28.10
29.10
| Введение в раздел. Необычная школа. (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа
клоунов»)
|
36
| 30.10
| Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради)
|
| 31.10
|
|
Всего: 36 часов
|
|
|
2 четверть
|
|
|
38-39
|
| Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)
|
40
|
| Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)
|
41-42
|
| Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране
невыученных уроков»)
|
43-44
|
| Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста
|
45
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4
|
46
|
| Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе.
|
Раздел 5. «Глухая пора листопада…»
|
|
|
47-48
|
| Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень»,
К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»)
|
49
|
| Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)
|
50
|
| Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед
снегом»)
|
51-52
|
| Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»)
|
|
53
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5
|
|
54
|
| Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами
|
|
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…»
|
|
|
55
|
| Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»
|
|
56
|
| «Сказка – ложь, да в ней намёк…» (Русская сказка «Кот и лиса»)
|
|
57-58
|
| Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)
|
|
59-60
|
| Мир волшебной сказки. (Стихотворение Дж.Р.Р. Толкина «Ещё не выстыл сонный
дом...», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)
|
|
61-62
|
| За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)
|
|
63-64
|
| Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный
солдатик»)
|
|
65-66
|
| Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного
города»)
|
|
67-68
|
| Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)
|
|
69-70
|
| Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная
работа по разделу 6
|
|
71
|
| Внеклассное чтение по разделу 6
|
|
72
|
| Обучающее сочинение
|
|
Раздел 7. «Поёт зима, аукает...»
|
|
|
73
|
| Введение в раздел. Звуки и краски зимы. (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша»)
|
|
74
|
| «Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского
«Вечером»)
|
|
75-76
|
| В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)
|
|
77
|
| Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» (работа в тетради)
|
|
78-79
|
| Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва
«Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)
|
|
80-81
|
| Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)
|
|
82
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7
|
|
83
|
| Обучающее сочинение
|
|
84
|
| Внеклассное чтение по разделу 7
|
|
Раздел 8. Животные в нашем доме
|
|
|
85
|
| Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира
«Морская собака»
|
|
86-87
|
| У каждого – своё место в природе. (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)
|
|
88-89
|
| Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за
рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)
|
|
90-91
|
| Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)
|
|
92
|
| Удивительные пони Ю. Мориц. (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)
|
|
93
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8
|
|
Раздел 9. Мы с мамой и папой
|
|
|
94
|
| Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я
девчонкой»
|
|
95
|
| Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)
|
|
96
|
| Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из
книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)
|
|
97-98
|
| Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки»)
|
|
99-100
|
| Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)
|
|
101
|
| Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»)
|
|
102-103
|
| Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным»)
|
|
104
|
| Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье
|
|
105
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9
|
|
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...»
|
|
|
106
|
| Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)
|
|
107
|
| Как рождается музыка. (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
|
|
108-109
|
| Волшебная сила бессмертной музыки. (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
|
|
110-111
|
| Сказка о маленьком Моцарте. (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)
|
|
112-113
|
| Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)
|
|
114
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10
|
|
Раздел 11. День смеха
|
|
|
115
|
| Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса,
или Всё наоборот»
|
|
116-117
|
| Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)
|
|
118
|
| Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»)
|
|
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...»
|
|
|
119-120
|
| Введение в раздел. Как приходит весна. (Стихотворения А. Макаревича «Снег...»,
Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалёка...»)
|
|
121-122
|
| Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки»,
О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи»)
|
|
123
|
| Проверка уровня развития читательских умений.(А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради)
|
|
124
|
| Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)
|
|
125-126
|
| Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12
|
|
Раздел 13. День Победы
|
|
|
127
|
| Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»
|
|
128-129
|
| Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)
|
|
130
|
| Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король»,
А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)
|
|
131
|
| Внеклассное чтение по разделу 13
|
|
Раздел 14. Родная земля
|
|
|
132
|
| Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»
|
|
133
|
| Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия
моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)
|
|
134
|
| Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»
|
|
135
|
| Заключительный урок внеклассного чтения
|
|
136
|
| Резервный урок, урок итогового контроля
|
|
|
|
|
|
|