№
| Тема урока
| Содержание урока
| УУД
| Дата проведения
|
1
| Произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...»; «Сказка о мертвой царевне...»; «Сказка о Попе и работнике его Балде»
| Понятие: устойчивый эпитет, стихотворная строка, рифма, ритм. Понятие об олицетворении. Упражнение в выразительном чтении: определение задачи чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор темпа и тона чтения.
| Объясняет литературоведческие понятия: литературная сказка, стих,стихотворная строка, рифма, ритм. Ставить задачу для выразительного чтения, использует интонации, соответствующие смыслу текста. Показывает свое отношение произведениям, героям, автору. Коммуникативные умения: уметь вести диалог. Выделять при чтении логические ударения (важные слова) в стихотворной строке. Сочинять двустишия или четверостишия по заданным рифмам.
|
|
2
| Стихи А.С. Пушкина. Урок — обобщение по изученным произведениям.
| Сравнение стихотворений, определение их тем, наблюдение за построением строф и рифмой. Тон и темп чтения. Работа в тетради. Определение качества усвоения учебного материала ребенком.
|
|
3
| Стихи русских писателей Ф.И.Тютчева; А.Н.Майкова; А.А.Фета.
| Работа с текстами стихотворений. Сравнение их содержания, какие эпитеты использованы, сравнения. Сравнение строф четверостишия и пятистишия. Определение темпа и тона чтения. Наблюдение за употреблением авторами знаков препинания. Заучивание одного стихотворения наизусть.
| Объяснять содержание стихотворения. Указывать паузы, выделять логическое ударение. Понимать чувства и мысли поэта. Правильно сознательно и выразительно читать целыми словами, соблюдать ударение. Самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения(ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); выразительно читать стихотворение.
|
|
4
| Проверка сформированности учебной и читательской деятельности. Произведения Л.Н.Толстого (рассказы, басни, сказки)
| Определение качества усвоения учебного материала учащимися.
Сравнение жанров произведений и выделение особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Выполнение заданий в тетради и учебнике. Чтение произведений по ролям. Особенности сказок Л.Н.Толстого ( сюжет, герои). Определение вида сказок (Бытовая волшебная).
Выделение фактов из рассказов,их описание. Упражнение в выразительном чтении произведений.
| Называть произведения Л.Н.Толстого разных жанров (в рамках программы); различать художественные рассказы (повествование, описание) и научно-познавательные рассказы;
выделять факты их описания;
называть героев произведения, понимать их эмоционально- нравственные переживания;
понимать содержание литературного произведения;
выделять событие или ряд событий, составляющих основу художественного произведения;
определять главную мысль;
делить текст на композиционные части.
|
|
5
| Дополнительное чтение. Научно-познавательные и художественные рассказы Л.Н.Толстого «Акула», «Лев и собачка», «Прыжок»
| Выделение фактов из рассказов и их описание, определение главной мысли. Сравнение рассказов: особенности повествования, эмоциональное состояние, позиция автора в каждом рассказе. Упражнение в выразительном чтении рассказов, определение отношения автора. Пересказ одного из рассказов.
|
|
6
| Проверка навыков чтения. Контрольное тестирование по пройденным материалам.
| Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого учащегося.
|
|
7
| Произведения Н.А. Некрасова.
«Крестьянские дети» отрывок; «Мужичок с ноготок» отрывок»Славная осень»; «Мороз-воевода» отрывок из поэмы «Мороз Красный нос»
| Чтение и сравнение отрывков. Выделение эпитетов. Сравнение интонационных рисунков, выявление позиции автора-рассказчика, автора-героя. Упражнение в выразительном чтении отрывков из стихотворений. Сравнений описаний природы, выделение эпитетов сравнений, олицетворений.
| Характеризовать понятие «лирический герой», «сказочный» и «реальный». Находить справку о поэте в книгах- справочниках; использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения; самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; выражать свое отношение к прочитанному
|
|
8
| Проверка навыков чтения.
Слушание и работа с детской книгой К.И.Чуковского «О стихах Н.А.Некрасова». Чтение стихов Н.А.Некрасова «Саша»; «Перед дождем»
| Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого учащегося.
Рассматривание книг со стихами Н.А.Некрасова. Выразительное чтение стихотворений.
|
|
9
| Произведения А.П. Чехова
«Степь» отрывок; «Белолобый». Дополнительное чтение И.С. Тургенев «Лес и степь»
| Описание грозы, ветра, дождя, луны. Выделение олицетворений. Художественный пересказ «Белолобый». Выполнение заданий к текстам произведений
| Сравнивать и различать рассказ описание и рассказ-повествование; находить в тексте описание портрета героя; интерьера; пейзажа; понимать главную мысль, объяснять заглавие (заглавие-жанр; заглавие- имя; заглавие главная мысль); участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать свое отношение к прочитанному.
|
|
10
| А.П. Чехов «Ванька»
| Объяснение заглавия. Аналитическое чтение, выделение эпизодов описания героя, его жизни. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
|
|
11
| Дополнительное чтение. Книги о животных Л. Андреев «Кусака»
Проверка начитанности, читательских умений учащихся.
| Слушание рассказа Л.Андреева «Кусака». Работа с книгами о животных. Работа с предисловием и послесловием.
|
|
12
| Сказки зарубежных писателей. Ш.Перро «Подарки Фи»; П. Топелиус «Солнечный луч в ноябре»
| Работа с текстами сказок: особенности речи, развитие событий, повторы, герои положительные и отрицательные. Наблюдение начало и конец сказки, поведение героев. Сравнение сказок.
| Называть имена зарубежных писателей и названия их произведений. Различать сказки народные и литературные; определять героев положительных и отрицательных; определять отношение авторов к героям и выражать свое отношение к ним; передавать сюжет сказки, находить ее части; сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей
|
|
13
| Дополнительное чтение Г_Х.Андерсен «Снеговик»; Б. Гримм «Умная дочь крестьянская»
| Слушание и чтение сказок. Повторение сказок с загадками. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
|
|
14
| Стихи русских поэтов И.С. Никитин «Русь»; «Утро»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д.Дрожжин «Привет»; «Зимний день»
| Понятие о тоне, ритме. Выделение логических ударений и соблюдение пауз. Определение темы; упражнение в выразительном чтении.Описание картин природы; выделение эпитетов и олицетворений. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение стихотворений по темам и авторам. Чтение стихов о Родине.
| Называть имена русских поэтов и их произведения; объяснять понятия тон,темп, ритм стихотворения; выделять языковые средства художественной выразительности; понимать содержание стихотворения(мысли и чувства автора); выразительное чтение стихотворений; передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение. Выучить одно стихотворение наизусть.
|
|
15
| Произведения Д.М. Мамина-Сибиряка «Приемыш»
| Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану (плани дан в учебнике). Выявление главной мысли, авторской позиции. Выполнение заданий в тетради и учебнике.
| Работать с сюжетом и планом; пересказывать по плану подробно и кратко; рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль; читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение.
|
|
16
| Итоговая проверка сформированноти учебной и читательской деятельности. Тест.
| Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижения учащегося.
|
|
17
| Произведеия А.И. Куприна «Синяя звезда»; «Барбос и Жулька»
| Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Выполнение заданий в тетради и в учебнике.
| Различать основные жанры произведений А.И Куприна и их темы; делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану,выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль); выразительно читать (в лицах); передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам.
|
|
18
| Дополнительное чтение «Собачье счастье», «Ю-ю», чтение рассказов о животных.
| Слушание и чтение рассказов. Выполнение заданий в тетради. Определить уровень достижения каждого учащегося.
|
|
19
| Стихи С.А.Есенина о Родине, о природе
| Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений.Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. Выразительное чтение стихов. Выучить любое стихотворение наизусть.выполнение заданий в тетради и в учебнике. Определение интонационной партитуры, отношение автора к своим произведениям.
| Называть стихотворения С.А. Есенина; читать наизусть 2-3 стихотворения; определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора); находить языковые средства художественной выразительности; передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение
|
|
20
| Произведения К.Г.Паустовского «Стальное колечко»
| Работа с произведением. Аналитическое чтение, деление на части и составление плана. Описание образа Вари, выделение сравнений и слов бойца «анютины глазки с косичками». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение художественному пересказу по план (план в учебнике)
| Называть произведения К.Г.Паустовского разных жанров. Читать правильно; различать художественные и научно-познавательные рассказы; различать рассказы повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ.Работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания); самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план. Понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения, выражать свою точку зрения о произведениях, героях, поступках; различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки,отношение автора)
|
|
21
| Дополнительное чтение К.Г.Паустовский «Кот-ворюга», «Какие бываю дожди», Заячьи лапы»
| Понятие юмористический , научно-познавательный рассказ, юмор. Работа с текстами рассказов: чтение, сюжет, образ героев, комментирование заглавий. Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь».
|
|
22
| Произведения С.Я.Маршака
«Урок родного языка», «Ландыш», «Кошкин дом»
| Повторение произведений С.Я.Маршака. Чтение стихотворений, выделение эпитетов и сравнений. Сравнение стихов поэта. Выполнение заданий в тетради и в учебнике.
Заучивание одного из стихотворений наизусть»
| Умение понимать стихотворения (мысли и чувства автора); самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения (определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); выразительно читать стихотворения; давать оценку своего чтения.
|
|
23
| Произведения Л.Пантелеева
«Честное слово», «Камилл и учитель»
| Работа с рассказами, первичное чтение, определение темы»автор рассказчик», «автор герой рассказа». Обучение художественному пересказу. Выполнение заданий к текстам в тетради и в учебнике. Знакомство с историческим рассказом. Сюжет рассказа (работа с сюжетным треугольником)
| Объяснять понятие «автор-рассказчик», «автор герой рассказа», «фантастический рассказ», «исторический рассказ».
Различать исторические и фантастические рассказы; выделять смысловые части рассказа; составлять план; рассказывать по плану подробно и кратко; рассказывать о героях их поступках и отношениям к другим героям произведения; определять главную мысль рассказа; авторскую позицию и выражать свою точку зрения; читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно; составлять отзыв о прочитанном.
|
|
24
| Произведения А.П.Гайдара «Горячий камень», «Тимур и его команда»
| Знакомство с рассказом и повестью (отдельными ее главами)Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. Выполнение заданий в тетради и в учебнике.
| Работать с сюжетом и планом; определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям; рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведений; читать выразительно подготовленный рассказ.
|
|
25
| Дополнительное чтение С.В.Михалков «Ошибка»; В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре»
| Повторение произведений С.В.Михалкова. Рассматривание книг о детях; сравнение игр, забав и жизни детей в годы войны и в мирное время.
|
|
26
| Произведения М.М.Пришвина
очерк «Моя Родина», «Двойной след», «Выскочка»
| Самостоятельное ознакомительное чтение, комментирование заглавий. Аналитическое чтение, составление плана, определение отношений автора к героям. Сравнение рассказов, чтение рассказа -описания «Жаркий час». Пояснение заглавия словами из текста. Особенности описания (выделение глаголов-повторов, поведения). Сравнение разных по жанру произведений М.М. Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание.Выполнение заданий в учебнике и в тетради.
Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижения учащегося.
| Различать художественные и научно-познавательные произведения; находить в тексте описание картин природы, внешнего вида героя, их переживаний; определять главную мысль рассказа, комментировать значение заглавия произведения;уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания,кратко передать суть прочитанного).
|
|
27
| М.М. Пришвин «Жаркий час», урок-обобщение по разделу
|
|
28
| Произведения зарубежных писателей. Дж. Лондон «Волк»
| абота с рассказом, чтение рассказа, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
| Назвать произведения зарубежных писателей. Называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения. Сравнивать (находить) схожесть главных мыслей, сюжетов,тем) произведения зарубежных и отечественных писателей.
|
|
29
| Э. Сетон-Томсон «Чинк»
| Сюжет рассказа, описание кульминационного момента. Чтение рассказа «Чинк и Обри». Сравнение рассказов «Чинк», «Чинк и Обри» с рассказами русских писателей А.П.Чехова, Л.Н. Толстого, А. И. Куприна.
|
|
30
| Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности. Тест.
| Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого учащегося.
| Называть произведения зарубежных и отечественных писателей из круга детского чтения; сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей; работать с текстом произведения (делить на смысловые части; выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план); правильно и бегло читать текст; самостоятельно выбирать книгу на заданную тему, уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного); писать отзывы о прочитанной книге.
|
|