Пояснительная записка
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 года.
Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе рассчитано на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 102 часа в год. В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
Учебник:
Литературное чтение. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.] ; под ред. Л. Ф. Климановой. – М. : Просвещение, 2010.
Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения» для 4 класса (М.: Просвещение, 2007).
Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
– формирование эстетического отношения к искусству слова;
– совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
– формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
– развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Планируемый уровень подготовки обучающихся начальной школы:
– осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
– описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
тематическое планирование № п/п
| Наиме- нование
раздела программы
| Тема урока
| Кол-во часов
|
| Элементы содержания
| Требования
к уровню подготовки
обучающихся
| Домашнее задание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| Летописи. Былины Жития (8 ч)
| Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
| 1
| Комбинированный
| Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений
| Знать жанр «летопись».
Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
| С. 6–8, выразит.
читать, вопрос 6
| 2
| Летописи. «И вспомнил Олег
коня своего».
Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина
| 1
| Комбинированный
| Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
| С. 10–11, выразит.
читать, вопросы 4, 5
| 3
| Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»
| 1
| Комбинированный
| Связь произведений литературы с другими видами искусств
| Знать жанр устного народного творчества «былина».
Уметь определять
тему и главную мысль произведения,
| С. 12–19,
читать, вопрос 5
| . 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 4
|
| Былина «Ильины три поез- дочки»
| 1
| Комбинированный
| Тема, главная мысль, события, последовательность
| пересказывать текст,
использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг
| С. 19–24, выразит.
читать, вопрос 8
| 5
| «Житие Сергия
Радонежского» – памятник древнерусской литера- туры
| 1
| Комбинированный
| Образные языковые средства
| Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».
Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать до-ступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план
| С. 25–29, выразит.
читать
| 6
| Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя
| 1
| Комбинированный
| Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диа- логе при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
| С. 30–31, пересказ отрывка по выбору
| 7
| Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»
| 1
| Комбинированный
| Различение жанров произведений
| Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми
| С. 32–33, вопрос 4
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 8
|
| Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»
| 1
| Комбинированный
| Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения
| словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения
| С. 36, вопрос 8
| 9
| Чудесный мир клас- сики
(18 ч)
| Чудесный мир классики. П. Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок)
| 1
| Комбинированный
| Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
| Знать название и основное содержание изученного произведения.
уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
| С. 40–49, выразит.
читать, найти отрывок к иллюст-рации
| 10
| Характеры главных героев в сказке П. Ершова
| 1
| Комбинированный
| Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения.
| Знать творчество П. Ершова.
Уметь составлять
небольшое моноло-
| С. 49–63, выразит.
читать,
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
| «Конёк-горбунок»
|
|
| Участие в диалоге при обсуждении про- слушанного (прочи- танного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
| гическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту
| вопросы 3, 4
| 11
| Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк- горбунок»
| 1
| Комбинированный
| Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка
| С. 63, вопрос 6
| 12
| А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах
| 1
| Комбинированный
| Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств
| Уметь читать сти- хотворные произ- ведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности
| С. 66–69, выразит.
читать
| 13
| А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»
| 1
| Комбинированный
| Герои произведения, восприятие и пони- мание их эмоционально-нравственных
| Уметь читать сти- хотворные произ- ведения наизусть (по выбору), отве-
| наизусть по выбору
| . 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
|
|
|
| переживаний
| чать на вопросы по тексту
|
| 14
| А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
| 1
| Комбинированный
| Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
| Знать название и основное содержа- ние изученного произведения.
Уметь анализировать поведение героев
| С. 72–92,
читать
| 15
| Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи бога- тырях»
| 1
| Комбинированный
| Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
| Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
| С. 72–93, вопрос 7
| 16
| А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи бога- тырях». Поступ-
ки и действия
| 1
| Комбинированный
| Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей
| Уметь составлять небольшое моноло- гическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события,
| С. 92–93, вопросы 2, 3, 4
| |