Скачать 0.69 Mb.
|
Социология как наука может быть рассмотрена с позиций объекта социологии и предмета социологии. Объект и предмет социологии не совпадают. Объект любой науки – это то на что направлен процесс исследования. Объект всегда статичен, постоянен и никогда не меняется. Любой объект рассматривается с позиции системы. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Общество – динамичная живая сложноорганизованная система, находящаяся в постоянном движении, развитии. Объектом социологии являются: общество как целостная социальная реальность; социальные организации; социальные институты; социальные взаимодействия; социальные явления; социальные процессы; социальные отношения; социальные общности; социальные субъекты. Самый важный, главный объект—человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Предмет любой науки отражает внутреннюю организацию объекта исследования. Предметом изучения социологии являются грани, формы, стороны, аспекты, закономерности возникновения, существования и развития объекта исследования, т.е. всей жизнедеятельности. Предмет: возникает, существует, развивается. Предмет всегда исторически конкретен. Динамика предмета зависит от знания об объекте исследования. Закономерности формирования социальных групп, их функционирования, отношения между отдельными людьми и есть предмет изучения социологии. В понятие предмета социологии входят: социальные институты, социальные процессы, социальные взаимодействия. Отличие в том, что объект всегда реален, а предмет виртуален. 2) Какова структура современного социологического знания? Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки. Структуру социологии составляют 3 основных блока), кое разделение предложил Роберт Мертон: 1. Общая социологическая теория. Она представляет собой систематическое изложение наиболее общих законов, по которым живёт и развивается любое человеческое общество. Это наука об обществе в целом. Изучает его как сложноорганизованную развивающуюся систему. 2. Социологические теории среднего уровня или частные социальные науки. По определению Роберта Мертона, это «теории находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Частные науки изучают более узкую сферу жизни общества. 3. Эмпирическая социология. Это совокупность методических и технических приёмов для сбора первичной социологической информации. Все три уровня связаны между собой. Современная социология усложнилась, в результате чего, помимо трёх уровней стали выделять индивидуальную творческую деятельность как 4 уровень и философскую картину мира (над общей социологией). Социология так же подразделяется на микро- и макросоциологию, которые в свою очередь дополняют друг друга. Микросоциология опирается на концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Макросоциология изучает процессы, которые идут в рамках всего социума или значительной его части. Включает в себя теоретические и эмпирические исследования больших социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя. 3) В чем заключается сущность «социального»? 4) Понятие «общество», системный характер общества. «Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются ценности и нормы. С точки зрения К. Маркса, общество - это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Очевидно, что при всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. По Кравченко, сравнительный анализ различных типов человеческих обществ, различающихся по уровню своего развития, целесообразно проводить, сопоставляя между собой типовые параметры, схожие для разных стран и народов, находящихся на одном и том же уровне социального развития, и отличающиеся своим содержанием для обществ на разных уровнях развития. Таких параметров 8: 1) характер общественного устройства; 2) характер участия членов общества в управлении его делами; 3) господствующий характер экономических отношений; 4) общий характер организационно-технического уровня; 5) структура занятости; 6) характер поселений; 7) уровень и масштабы образования; 8) характер и уровень развития научных знаний. 5) Характеристика общетеоретических, логических и математических методов социологии. Метод – путь познания, способ получения нового знания. Всё многообразие методов делится уровни. Общетеоретические методы. Их создаёт философия. Разделяются на: 1.Экспериментально- индуктивные 2. Гипотетико-дедуктивные 3. Герменевтические 4. Диалектические 5. Структурные 6. Функциональные 7. Системные Из них, первые четыре – традиционные, последние три – современные. Общелогические и математические методы: Синтез и анализ, структурирование, формализация, моделирование, прогнозирование, математические технологии, обобщение, индукция и дедукция, метод восхождения от абстрактного к конкретному. 6) Какими методами эмпирического познания пользуется социология? В социологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации. Они делятся на опросные и неопросные.
Эмпирические методы разделяются следующим образом:
Место социологии в системе общественных и социальных наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. 1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом. Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология — социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т. п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология—социальные взаимодействие и социальные взаимосвязи. Конечно же социология осуществляет задачу, непосильную общей философии — непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. 2. С историей. Социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы ступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве, то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история и социология имеют объектом изучения общество. История как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. 3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.
Социология должна определять свои функции: 1. Познавательная. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации. 2. Прогностическая. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т. п. Такие прогнозы — основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления. 3. Управленческая. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели — как лучше, а получилось — как всегда. 4. Идеологическая (отстаивание интересов группы) 5. Мировоззренческая (объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т. п.) 6. Методологическая. Социология адаптирует другие науки, методы. 7. Описательная (передача информации) 8. Общекультурная: а) Образование (механизм передачи знания); б) Просвещение (набор информированности о том, что такое мир).
Социология представляет собой интеллектуальный продукт 19 века. Первыми предшественниками социологии были античные философы Платон и Аристотель. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также "Политика" Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которых безусловно можно отнести к области социологии. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл весьма незначительную роль. Базовые идеи и концепции новой науки были разработаны в европейской социальной философии 17-19 веков – задолго до официального рождения социологии. Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Человечество пришло к укрощению и использованию силы пара, открытию электричества, осуществило фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдалось бездействие и весьма значительное отставание. Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм. По Фролову и Кравченко. Как и любая другая наука, социология не возникла на пустом месте. К середине XIX века преимущественно в странах Западной Европы сложились определенные предпосылки к возникновению этой науки. Все "обстоятельства" возникновения новой научной дисциплины – социологии – можно объединить в две большие группы. 1. Социальные обстоятельства. Социология возникла в ответ на потребности формирующегося гражданского общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека. Привычный порядок феодально-абсолютистского строя с тотальным контролем всех сфер жизни начал сменятся другим, провозгласившим всеобщее равенство, духовную, экономическую и политическую независимость граждан. В таких условиях возникает массовая потребность в знании, ориентированном на точное и глубокое описание реальных социальных явлений и процессов. а) Свободная конкуренция в экономике, политике и других сферах общественной жизни вынуждала политиков и предпринимателей опираться на знания конкретных социальных механизмов, настроений и ожиданий людей. б) Усугубляется процесс дифференциации людей, т.е. возникает необходимость рассматривать общество как неоднородную и многоплановую систему. 2. Научно-теоретические предпосылки. В Новое время уже сформировалась модель достоверного, экспериментально доказанного и практически применимого знания, а не просто абстрактных представлений и предположений. Еще задолго до возникновения социологии естествоиспытатели (Лаплас, Галилей) пытались применить естественные методы к социальным явлениям. Утверждается примат науки, формируется представление о том, что освоены инструменты решения любой проблемы. Таким образом, социология – это продукт Европы Нового времени. По мнению О. Конта, социология должна была преодолеть умозрительность философского метода, опираясь только на наблюдаемые, фиксируемые и повторяющиеся явления и тенденции. Социология "питалась" верой в силу науки и прогресса. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии» Цель освоения дисциплины – изучить социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе, показать структуру... | Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Основы социологии» I семестр № п/п Комплект проблемных вопросов при анализе специфики социологии как науки (домашнее задание), отличие социологии от других общественных... | ||
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» Как понимается содержание объекта и предмета социологии в различных социологических концепциях, различными | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель курса – изучить социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе, показать структуру и особенности... | ||
В поисках сезонной выгоды Почему вы не можете ответить на этот вопрос? В чем сложность? В чем отличие от предыдущего задания? | Правила написания диплома, курсовой работы Прежде чем выбрать тему,... ... | ||
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «микроэкономика» Дайте определения понятий «прибыль», валовой доход, совокупные издержки. Что такое явные и неявные издержки, в чем их отличие? Чем... | В социологии Иными словами, полученное новое знание является в определенной степени обоснованным. В отличие от опростившегося интеллигента, эпистемолог... | ||
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении... В чём отличие между словоизменительными и словообразовательными морфемами? (привести примеры) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выяснить в чем заключается отличие в методах решения целых и дробно-рациональных уравнений | ||
Методические рекомендации по курсу «социология спорта» Структура дисциплины Он опирается на полученные ранее знания в курсах общей социологии, философии, культурологии, политологии, а также теории, истории,... | Методические рекомендации по курсу «социология спорта» Структура дисциплины Он опирается на полученные ранее знания в курсах общей социологии, философии, культурологии, политологии, а также теории, истории,... | ||
Урок №8 Тема урока: Инкапсуляция и свойства объекта в ооп Рассмотреть примеры использования инкапсуляции и свойств объекта в ооп объектов в Visual Basic | Чем отличается процесс передачи информации от передачи материального объекта? Разбор схемы на уроке: источник – канал связи – приемник. Наглядное представление канала связи | ||
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу... Преподавание учебного предмета «Информатика» в основной школе (8-9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными... | Результаты самообследования мбоу филоновской сош наименование объекта Наименование объекта: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Филоновская средняя общеобразовательная школа Новоаннинского... |